Поединок Пересвета с Челубеем

Анатолий Лихачев
                1
 Дмитрий Иванович,князь московский стоял перед преподобным игуменом Троицко-Сергиевского монастыря Сергием Радонежским,жалуясь на сложившиеся обстоятельства:
-Я,отче,послушал твоего совета и отказал Мамаю и генуэзцам на позволение их купцам
хозяйничать в наших землях в обмен от Мамая выдать мне ярлык на великое княжение.
Теперь мне известно стало,что божиим попущением,за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую,всю орду безбожных татар,и идет на Русскую землю.Что мне делать?Прикажешь ли отче мне выступить против безбожных татар?
 Преподобный молчал,как бы обдумывая ответ,вглядываясь в лицо Дмитрия,ища в глазах страх,но не заметив его следов,ответил:
-Следует тебе,господин,заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде.Иди против безбожных,смело вступай против свирепости их,нисколько не устрашаясь-обязательно поможет тебе Бог.А я переговорю с князьями и думаю они пришлют тебе помощь,послушая мое слово.Ты победишь и невредимым в свое отечество с
великой честью вернешься.
 Князь Дмитрий покорно встал перед игуменом на колени,принимая благословение на битву с Мамаем...
                2
 Князь Дмитрий сидел против игумена Сергия,слушая напутствия преподобного.Закрывая
плечами проем двери кельи стояли и слушали беседу два воина схимника,Андрей Ослябя и Александр Пересвет.
-Перед битвой у тебя Дмитрий будет трудность,которую нужно обязательно преодолеть.
Из рядов войска Мамая выедет великан печенег Челубей на огромном коне и будет вызывать на поединок.Отказать ему в противнике позорно,а проигрыш в бою с ним может означать поражение в битве.Нужен воин способный убить Челубея.
-Отче,боюсь признаться,но в моем войске не найдется такого воина.Я слышал что Челубей ростом с библейского Голиафа,а копье у него как ствол сосны.Такой длины копье не один мой воин не удержит,поэтому Челубей своим копьем пронзает любого противника.
-Не волнуйся,есть в моем полку воин способный убить Челубея.
-Дай мне его!-Радостно воскликнул Дмитрий.
-Пересвет,подойди к нам.-Обратился Сергий к одному из иноков.
 Пересвет вошел в середину кельи,упираясь головой в потолок.
-Этот боярин мой воевода,как и второй, что стоит, его брат близнец.
 Дмитрий окинул Пересвета с ног до головы.
-Неужели Челубей выше его?-Изумленно воскликнул Дмитрий.
-Да,это так.Челубей выше его больше чем на пол метра и шире раза в два.Челубей как Голиаф,три метра росту.
Дмитрий замолчал о чем-то думая,а затем попросил:
-Дай мне,отче,двух этих воевод твоего полка,тем самым ты нам очень поможешь.
 Сергей повернувшись к инокам распорядился:
-Собирайтесь,вы оба поедете с князем Дмитрием.
-Какое оружие мне взять и какие доспехи одеть?-Спросил Пересвет.
-Ты Андрей Ослябя поедешь в своих доспехах под схимою со своим оружием.Ты Пересвет поедешь без доспехов,вместо этой схимы оденешь свою старую,трухлявую.Пойми,Пересвет,твои доспехи не защитят тебя от копья Челубея.Твоя задача сблизиться с Челубеем и убить его любой ценой.Если не успеешь увернуться от копья Челубея,то твое тело даже пронзенное,не остановит сближение и
ты сможешь выполнить свою задачу,полагаясь на помощь Бога.Возьми с собой вместо копья рогатину с которой ты ходил на медведя.В ней стальной длинный наконечник способный пробить любой щит.Бей двумя руками.Я буду молиться за тебя.
                3
 Около ста метров разделяло два войска среди поля поросшего одинокими березками.Из войска Мамая выехал громадный воин на коне-великане.Копыта коня как
пивные котлы выворачивали комья земли,когда великан пронесся между войсками,потрясая копьем над головой.Его крик вызывающий противника на поединок был грому подобен.Огромный массивный конь не был слишком быстр,но груды мышц перекатывались у него под кожей при движении.Из конной рати москвичей выехал на белом коне монах Пересвет в черной схиме с крестами на груди и остроконечном капюшоне.С боку у бедра он держал рогатину,похожую на заостренную палку.Конь Пересвета имел нагрудник с шипами.И конь и монах был велик,но тем не менее он не шол ни в какое сравнение с великаном Челубеем.Появление своего воина москвичи встретили молчанием,зато войско Мамая разразилось громким улюлюканьем и хохотом.Пересвет указывая свободной рукой на Челубея обратился к своим воинам:
-Этот человек ищет подобного себе.Я хочу с ним переведаться.
 Затем Пересвет громко крикнул:
-Отцы и братья,простите меня грешного!Я сейчас убью этого человека ради вас!
 Вдали у края пешего войска стоял у березы монах Ослябя,наблюдая за братом.Пересвет крикнул ему:
-Брат мой,Андрей Ослябя,моли Бога за меня!Я должен выполнить то что должен!
 С этим призывом Пересвет нагнулся к шее коня и проговорил на ухо коня:
-Мой боевой друг,Орлик.Покажи на что ты способен.Бей грудью.
 Умный конь Пересвета стрелой помчался навстречу Челубею.Конь Челубея медленно набирал скорость.Челубей пригнувшись опустил копье,направленное в грудь Пересвета.Все решило мгновение.Пересвет встал на стременах вскинув рогатину над головой двумя руками,но увернуться от смертоносного копья не успел.Копье прошло ниже пояса,разорвав материю схина и окрасившись до половины древка кровью,но оказалось сбоку от Пересвета с кровавыми кусками мяса на нем. Последовал удар грудью  Ордика в грудь черной громадины.Шипы нагрудника Орлика как в масло вошли в черную плоть.Челубей отбросил в сторону бесполезное копье и прикрыл голову и грудь щитом.Пересвет, при виде страха в глазах Челубея, убил жалость в себе и со всей силы двумя руками нанес удар рогатиной по щиту Челубея в момент
столкновения лошадей.Конь-великан получив два объединенных удара,пронзенный болью
в груди от шипов Орлика рухнул на жирный зад.От страшного удара Пересвета по шиту
Челубея и громадного веса заваливающегося назад великана лопнули кожаные подпруги седла Челубея и Челубей вылетел вместе с седлом на землю.Рогатина Пересвета пробила щит,кольчугу и пригвоздила Челубея к земле.Пересвет поняв что дело сделано выпустил рогатину из рук и крепко обхватив шею Орлика прижался к его спине.Орлик перепрыгнув тушу Челубея помчался на призывный свист Осляби.Черный конь,оправившись от шока,вскочил на ноги и затрусил куда-то вдаль неизвестно куда,оставив своего хозяина лежать пригвожденным к земле на всеобщее обозрение,как очевидный факт поражения Челубея.Орлик подбежал к стоящему на краю русского войска Осляби и встал как вкопанный.Пересвет приподнял голову от шеи Орлика и проговорил:
-Свершилось.Прощай брат.
 Ослябя положил мертвое тело брата под березой,вскочил на Орлика и первым ринулся в бой.