Забытое слово. Ягати

Евгений Пимонович
     Легенды, сказки – всё что осталось от прежних культур – единственные мерцающие ориентиры  в сумрачном поле прошедшего времени...

    Ягайло, великий князь, одолевший в Грюнвальдской битве 1410 года немецких рыцарей.
   Персонаж реальный, в отличие от вечной Яги-бабы.
    От какого же корня-глагола оба эти имени?!
   
   Нужно ли задаваться такими вопросами?!

    Каждая цивилизация, дожив до определенного возраста, получает возможность возвысить себя или разрушить-ся, в зависимости от того, как распорядится импульсом, позволяющим воссоздать учения об утерянных законах Сущего.
             Уже утерянных или же всё ещё не ...
  Стакан наполовину пуст? Или наполнен наполовину ?!    
 
            Рассказывает  наш современник:
— «В 1988 году в одной из деревень Ковровского района Владимирской области мне лично старая повитуха рассказывала, что "ягать" означало у них громко кричать, стонать при родах. Судя по всему, что я от нее узнал, термин этот был узкоспециальным и в бытовой жизни не применялся...
    Потом уже, в 1989 году, услышав это слово от старого кулачного бойца, по прозвищу Поханя, я поинтересовался им специально.

   Выяснилось, что мужчины тоже ягали, когда "ярились" после уборки урожая перед выходом босиком на горящую ржаную или овсяную солому или угли.
   Точно также ярились яганием и перед боем или в бою, получив рану, чтобы не чувствовать боли. Это дает мне основания считать, что "ягать" означало не просто кричать и стонать, а голосом выпускать поток яростной силы.
   Тот же старик-боец показал мне яганье в действии, когда показывал одну старинную скоморошину с медведем...

      Он поставил меня возле койки и начал изображать медведя, а жене велел изображать водящего. Пластика у него, откровенно говоря, была исключительная и в какой-то миг у меня даже слегка стало двоить восприятие.
      Я чувствовал, что перестаю понимать, что это за существо передо мной. И не то, чтобы я хоть на миг перестал видеть старика, но и человечье в нем стало каким-то непостоянным, словно мерцающим. Он по-медвежьи пошевелил вытянутыми губами, поуркал утробно и вдруг рявкнул. Это было как мощнейший, хотя вроде бы и мягкий, удар вниз живота и в ноги.

    Я почти потерял сознание и очнулся лежа на кровати.
   Первое, что зафиксировало мое зрение, это что тетя Катя стоит в той же позе рядом с изголовьем кровати и смеется вместе с Поханей.    
         К тому моменту я уже был подготовлен предыдущим общением со стариками на Владимирщине, что они могут оказывать на меня сильнейшее воздействие.
     Но вот почему при такой силе посыла, какое было в этом яганье, оно не зацепило старушку, я не мог понять много лет, пока не попробовал это сам...»

         Насколько можно верить сегодня «свидетельствам очевидцев», вопрос более чем уместный.
     Интересно другое.
      Хотя христианской цивилизации «рабов божьих» две тысячи лет, у нас, на Руси, христианство появилось как идеология правящих элит только в десятом веке.
   В толщу народную оно просачивалось, прорастало-проникало еще лет 400.
      Сергий Радонежский адаптировал христианские идеи для народа, славящего Правь, настроил Русь, что от перестановки слов смысл не изменяется; будучи православным, можно продолжать славить Правь!
  Ещё три века христианство и православие мирно уживались друг с другом, укрепляясь в народном сознании.
    Пока не случилась Никоновская реформа, переворот, после которого адепты старой, Сергиевской веры  получили прозвище староверов, испытали невероятные гонения, но выжили!
   Сохранили тлеющие угольки законов Сущего!
   А значит и вероятность возрождения Русской цивилизации, возврата к гармоничным, созвучным отношениям планеты Земля и её мыслящей оболочки!

   О  слове «ЯГАТЬ», корни которого, возможно, в индоевропейской древности, есть статья в этимологическом словаре Фасмера.
  «Яглый»  означает "ярый, ревностный, быстрый".
    "Допустимо родство с лит. jega "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega "состояние", jegti, Jegiu "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega "смысл, разум".
      Источником моего осмысления были «Мифы и магия индоевропейцев. Выпуск 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996».