ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ (Пушкин)
А вы уверены в правильном выборе вашего имени? Мне моё имя Александр не нравилось. Вернее, в детстве мне нравилось, что меня называли Сашей, Сашенькой. Но позже, когда я поступил в 9 класс новой школы, надо же было как-то представляться. «Саша»- звучит по-детски, а уж " Сашенька"- вообще! «Александр» - длинно и очень похоже на: «Александр-дыр- дыр, а мы за мир!». Был популярен в то время стишок: трактор в поле дыр-дыр-дыр, а мы за мир. Есть же хорошие имена: Андрей, Сергей. Олег- тоже хорошее имя, но у его дочки было бы отчество: Олеговна. В классе вопрос решила учительница: «У нас новый ученик- Саша.» Через месяц я решил записаться в драматический кружок. В актовом зале сидели незнакомые десятиклассники. Вошёл руководитель студии: «О у нас новенький. Как зовут?»
- Александр,- ответил я и добавил зачем-то,- Васильевич.
-Рады новому участнику кружка, Александр Васильевич,- серьёзно ответил седой преподаватель, поправляя очки,- Я Борис Карлович.
Мои более старшие коллеги сразу стали обращаться ко мне: « Санёк.» Борис Карлович величал меня по имени и отчеству, пока я сам не попросил его отменить официоз. Какой это был учитель! Преподавателем немецкого и английского языков он тоже был прекрасным. Его ученики не только могли сообщить, что Лондон- столица Великобритании, они могли свободно общаться. К сожалению, моих знаний было недостаточно, чтобы попасть в его класс, хотя в прежней школе меня посылали на областную олимпиаду по немецкому. Собственно говоря, всех преподавателей я вспоминаю с благодарностью за их работу.
Когда я учился в прежней школе, у нас преподавала литературу и русский язык прекрасный учитель. Её почему-то уволили и приняли другого преподавателя. Мы решили устроить ей бойкот и сбежали с урока в кино. На следующем уроке она сказала:" Ребята, нельзя обижать человека, которого вы совсем не знаете. Мы с вами подружимся, но ваш бойкот очень обиден." Мне уже под 70 дет, но до сих пор чувствую себя виноватым.
В новой школе преподавали молодые муж с женой, корейцы. У нас были дружеские отношения. Однажды они сказали: " Саша, у тебя будет много знакомых девушек. Не обижай их." Я старался никогда не нарушать их просьбы. Вы понимаете? Учителя не только учили, но закладывали моральные устои! Борис Карлович всего себя посвятил воспитанию детей! Помимо драм. студии он вёл изостудию (знакомил нас с работами великих художников), кружок «Сокровища мировой литературы». Я ходил во все его кружки. Перед Новогодним вечером мы задумали с одноклассниками организовать музыкальную группу. Борис Карлович и в этом помог нам. Раздобыл оборудование, готовил репертуар, участвовал в репетициях. Мне было нужно только петь. Концерты проходили 'на ура '.
За два года в драмкружке мы поставили несколько спектаклей.
В " Оводе" я играл священника, отца Овода. В " Юность отцов"-полковника Рябинина.
Помню как Борис Карлович добивался от меня:" Саша, ты полковник, отправляешь в разведку свою дочь, обнимаешь её на прощанье. Ну почему ты не прижимаешь её к груди, а аккуратненько сам прижимаешься к дочери. Это не ученица 10-А, а дочь!"
Ставили пьесы по рассказам Чехова: "Хамелеон", " Толстый и тонкий", "Злоумышленник" " Лошадиная фамилия". Зрителей был полный зал. Школьники, родители, учителя. КВН сделали по карикатурам Бидструпа.
Как всё успевал Борис Карлович? Ведь реквизит, ту же военную форму он доставал. У него не было семьи. Шептались, что он был разведчиком в Германии, в гестапо его пытали. Детей своих он иметь не мог. Мы стали его семьёй. Учитель ничего о войне не рассказывал. Даже когда мы спрашивали, он отвечал : "А зачем вам знать? Живите
спокойно. Сейчас много фильмов про войну. У родителей можете спросить."
Впрочем, пора вернуться к имени, которое может определить характер и потеряться.
После окончания мореходки я стал судоводителем, а на судах существует правило: обращаться к офицерам по отчеству. Вот так на долгие годы я стал просто’ Василич ‘. Был интересный случай. Работал я на портовом буксире в Лук-Ойле. Однажды на судно пришли телевизионщики, чтобы заснять как мы работаем в паре с другим буксиром на швартовке танкеров. Красиво работали, слаженно! Я поднялся на мостик, а журналистка спрашивает у механика: «Как зовут вашего капитана?»
- Васильевич,- отвечает механик.
- А имя? Нам же нужно знать имя полностью.
Спросили у экипажа. Никто не знает, хотя уже 7 лет вместе отработали. После развала Лук-Ойла, я работал на голландских судах, в GreenPeace и там стал Алексом. Напоминает фильм: " Алекс- Юстасу" Из фильма только это запомнил. Теперь мне почти 70 лет. Мне нравиться, когда меня называют Саша, деда Саша.
А ведь есть люди полностью соответствующие своему имени.
Со мной в мореходке учился Витя Кошкин. Он внешне напоминал леопарда:
гибкий, стройный и лицо- слегка вытянутое с немного раскосыми глазами. Жили судоводители, 90 человек, в длинной казарме, в начале которой сидел дневальный за столом с настольной лампой. Витя выбрал самую первую шконку, метрах в пяти от дневального, потому что не любил темноты. Через пару месяцев спрашивает меня: « Джигит, давай поменяемся шконками?»
( Как появилось прозвище ‘джигит ‘ читайте в рассказе ‘Кармен. Повесть По морям по волнам ‘)
- Это почему,- спрашиваю,- ты же не любишь темноты?
- Понимаешь, у нас отбой в 22 часа, а опоздавшие приползают и в 23 часа и позже. Каждому нужно шёпотом поделиться впечатлениями с дневальным.
- Так они же тихо, шёпотом специально говорят, чтобы не разбудить.
- В том-то и дело. Говорили бы нормально- и я бы нормально спал. Как только начинают шептаться- я начинаю прислушиваться и просыпаюсь!!»
Если у вас есть кошка, вы, наверняка замечали, что она шевелит ушами во время сна. Вот это соответствие фамилии и сути человека!
P.S. Старшая сестра, после прочтения этого рассказа, воскликнула: « Так ведь я тоже училась у Бориса Карловича и Володя тоже.
- Надо же, Володя старше меня на 14 лет. Сколько же поколений воспитал Учитель. Не знаешь как сложилась его судьба?
- Так убили его,- погрустнела сестра,- Он уже на пенсии был. На улице обдолбанный наркоман приставал к девушкам. Борис Карлович сделал ему замечание, а наркоша пырнул старичка ножом, и насмерть сразу. Хоронили Учителя с воинскими почестями, две подушечки с орденами и медалями несли. А сколько народу провожали его, как Сталина! И плакали все!» Даже из Москвы военные приезжали
Героем жил Человек и погиб, защищая других.
Вечная добрая память!
Если не трудно, помяните и Вы добрым словом Великого Учителя.