Грэм Бидстон. Была ли Реформация необходима?

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЫЛА ЛИ РЕФОРМАЦИЯ НЕОБХОДИМА?
Грэм Бидстон

«Рабство воли - величайшее богословское произведение , когда-либо вышедшее из-под пера Лютера». (Д.И.Пэкер и О.Р.Джонстон) На самом деле Лютер сам считал, что это его лучшая  работа. Чтобы понять это величие и увидеть его значение для
Реформации, мы должны рассмотреть, почему Лютер вообще написал эту книгу
и с какой целью он это сделал. Для этого мы должны сначала рассмотреть
другое известное имя, имя Эразма.
Дезидерий Эразм (родился в Роттердаме около 1467 г.) рано попал под
влияние мистических Братьев Общей Жизни в Девентере, Голландия, а затем под влиянием английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора. Последний научил его огромной ценности изучения греческого оригинала Нового Завета. В конечном итоге это привело  к тому, что Эразм написал свой величайший труд - критический текст Нового  Завета на греческом языке (1516). В своей «Похвале глупости» он уже
критиковал священнослужителей Папской церкви за их гордыню, жадность, лень
и порок. Своим Новым Заветом он заложил основу позитивной реформы. Однако важно помнить, что затеей  Эразма была мирная и недоктринальная гуманистическая реформа. Подобно Лютеру, он ясно видел злоупотребления в церкви, но отличительной чертой его реформы была простота. Он хотел вернуться, сказал он, к простоте
христианской жизни. Он был миролюбивым человеком и в какой-то момент действительно хотел уступок от иерархии, которые объединили бы крайние партии.
Грешам Мейчен сказал о нем: «Эразм всегда будет известен в истории как человек, который не принимает чью-либо сторону». Мерль д’Обинье описал его как «брезгливого и робкого голландца, с утонченными манерами и мягким и изысканным языком, ничего на свете не боящегося так, как спора». Для реформы Эразм был доволен процессом отбрасывания злоупотреблений до тех пор, пока не откроется истинное христианство, лежащее под ними ,. Это побудило Б.Б.Уорфилда сказать: «Когда он пришел, чтобы раздеться,  Эразм не мог остановиться. Он раздел его не только догола, но и до костей, и в его руках не осталось ничего, кроме философии Христа, которая была простым морализмом». Итак, это был Дезидерий Эразм.
Обратимся теперь к главному герою разбирательства, Мартину Лютеру. Лютер родился в Саксонии в 1483 году в крестьянской семье. Его желание исправиться было результатом духовной борьбы, которую он имел, не находя мира с Богом, пока он не познал Его суверенную благодать во  спасении. Он не знал точно, когда это произошло. Когда он начал свои первые лекции о псалмах в 1513 г., ему еще не было ясно,  как грешник может быть принят святым Богом. Но когда он закончил
эту серию в 1515 году, его сердце и разум были уверены в этом жизненно важном вопросе. Ко времени его лекций по Посланию Павла к Римлянам (1515-1516)
эта ясность была очевидна для всех. Теперь он знал для себя истину Рим. 1:17: «Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Прежде чем Господь просветил его, Лютер ненавидел эти слова. «Праведность Божья преградила путь», сказал он. Но потом он мог сказать: «Я чувствовал себя как бы заново рожденным, и мне казалось, что небесные врата были полностью открыты передо мной, и я с радостью входил в них». Он возродился, изменился! Отсюда его стремление к реформе в Церкви.
Лютер был богословом по преимуществу! Таким образом, его путь реформы был
теологическим. Это был путь революционного августинского евангелизма. Это было, конечно, совершенно несовместимо с миролюбивым недоктринальным гуманизмом Эразма! Тем не менее, долгое время считалось (и надеялись многие последователи Лютера), что эти два человека объединят свои силы для выполнения этой великой задачи, но, как мы увидим, этому не суждено было случиться. Имейте в виду, было сказано, что «Лютер открыл дверь только после того, как Эразм взломал замок» и «Эразм снес яйцо. Лютер высидел его"! Конечно, Эразм подготовил почву для Реформации тем, что (а) разоблачал злоупотребления в церкви и писал против морального разложения своего времени, осуждая невежество и праздность монахов; и (б) через его греческий Новый
Завет. Как сказал С.М.Хоутон в своих «Очерках из церковной истории»: это было «с наступлением рассвета Эразма».
Лютер становился все более и более недовольным положением вещей и все более откровенным в своих комментариях. 31 октября 1517 года (через год после греческого Нового Завета Эразма) Лютер прибил свои 95 тезисов к двери замковой церкви в Виттенберге. Для него спасение свободной и суверенной благодатью Бога было всем. Бог суверенен - во всем. Лютер проповедовал против церковного учения об
индульгенциях как раньше, так и в своих «95 тезисах». Индульгенции были свидетельствами, выдаваемыми папской властью, чтобы сократить
наказание за грех в этом мире и в чистилище. Монах Тетцель продавал их людям, говоря, что души выпрыгивают из пламени чистилища, когда флорины гремят в его сундуке. (Даже если мужчина вожделел к Деве Марии, заявил Тетцель,
что он может получить индульгенцию, если заплатит соответствующую плату!)
Теперь жребий был брошен, и за это действие в проповеди против
индульгенций Папа назвал Лютера дитем дьявола».
15 декабря 1520 года Лютер был отлучен от церкви, против него была выпущена папская булла , а его сочинения было приказано сжечь. Булла об отлучении фактически осудила 41 положение из сочинений Лютера, одно из которых касалось достаточности единственно благодати для спасения. Полгода спустя, 10 декабря, в качестве ответа Лютер публично сжег перед большой группой людей копию
папской буллы! Отступления быть не могло. В следующем, 1521 году, в Вормсе состоялся сейм, на котором Лютера призвали отречься. Он отказался это сделать, и 18 апреля 1521 года прозвучало его классическое заявление: «Моя совесть пленена Словом Божьим. Здесь я стою, и не могу поступить иначе».
Во время этих событий Эразм не брал на себя никаких обязательств. Снова и снова друзья уговаривали его написать против Лютера, но он  этого не делал. С. М. Хоутон сказал: «Он так любил мир, что  скорее пожертвовал частью правды, чем вызывал разногласия». Для начала заявил , что Лютер сказал и сделал многое, что было хорошо, но в грубой форме. Говоря о конкретных доктринах  Эразм был осторожно расплывчатым. Прежде всего он советовал хладнокровие, вежливость и умеренность. И снова он заявил под давлением: «Я не являюсь ни его (Лютера) покровителем, ни его обвинителем». В конце концов, после того как Лютер порвал с Римом, Эразм начал
видеть зияющую пропасть между своей позицией и позицией Лютера.
Тем не менее, когда папа написал лично, прося его написать против Лютера и предложив епископство, если он это сделает, Эразм все же отказался. Папа заявил: «Нет работы более приемлемой для Бога и более достойной вас самих и вашего гения». Опять же Эразм отказался!
В декабре 1521 года папа умер. Новый папа, Адриан VI, был старым школьным другом Эразма, и в декабре 1522 года он пригласил его приехать в Рим, где у него будет свободное время, чтобы написать против Лютера. Эразм учтиво отклонил обе просьбы. Однако к 1523 году стало очевидно, что Эразму вскоре придется принять чью-либо сторону. В июле в Брюсселе умерли первые мученики Реформации, и события
приняли дурной оборот. Эразм никогда не одобрял репрессий,
потому что, по его словам, он делал больше лютеран! На самом деле он сожалел
о происходящем и знал, что когда Лютер писал о тирании, алчности и беззаконии церкви, он был прав. Тем не менее, в письме к Цвингли в конце августа Эразм жаловался на
«Загадки и парадоксы» Лютера , перечисляя среди них мнение, что «свобода воли
 пустое слово». Не кто иной, как король Англии Генрих VIII, побуждал
Эразма писать против Лютера. У Генри не было причин любить Лютера.
В письме королю Лютер назвал себя: «Мартин Лютер, служитель в Виттенберге милостью Божьей», описывая Генрих как: «Генрих, король Англии, клянусь богом!» Генри
продолжал подстрекать Эразма, даже предлагая ему тему для написания. И вот, наконец, 4 сентября 1523 года, в письме Генриху Эразм сказал: «Я намерен написать что-нибудь против нового учения, но (прибавил он с некоторым мрачным юмором) я не осмеливаюсь опубликовать его, пока  не покину Германию». ». В другом письме от 21 ноября мы впервые слышим, над чем он работал: «Книжечка о свободе воли».
Лютер, зная, что Эразм пишет против него, написал ответ, предлагая перемирие, соглашение, что ни один из них не должен писать против другого. Д'Обинье комментирует письмо Лютера: «Так поступил Лютер, человек раздора, прося мира; и так Эразм, человек мира, который начал конфликт». Эразм отказался от перемирия, но
очень интересно прочитать письмо Лютера к нему. Должно быть, это привело его в
ярость: «Вы еще не получили от Господа мужества, необходимого для того, чтобы идти с нами против папистов. Мы миримся с вашей немощью. Если знание процветает, если с его помощью сокровища Писания открыты для всех, то это дар, которым Бог наделил нас
через вас; благородный дар, за который наши благодарности возносятся
до небес! Но не оставляйте возложенной на вас задачи и переходите к нашему лагерю. Без сомнения, ваше красноречие и гениальность могут быть очень полезными для нас; но так как вам не хватает мужества, оставайтесь на месте. Я мог бы пожелать, чтобы наш народ позволил старости спокойно уснуть в Господе. Величие нашего дела давно уже выше ваших сил. Но, с другой стороны, мой дорогой Эразм, воздержитесь от того, чтобы с таким обильно рассыпать по нам ту острую соль, которую вы так хорошо умеете скрывать
под цветами риторики; ибо опаснее быть легко раненым Эразмом, чем быть стертым в порошок всеми папистами, вместе взятыми . Удовлетворитесь тем, что останетесь зрителем нашей трагедии и не будете публиковать книг против меня; и со своей стороны я ничего не буду писать против вас".
Эразм, конечно, воспринял это письмо как горькое оскорбление и поэтому продолжал писать. 1 сентября 1524 г. была опубликована его брошюра под названием « Рассуждение (или диссертация) о свободе воли». «Жребий брошен, - писал он Генриху VIII, - книга о свободе воли увидела свет. Поверьте, это смелый поступок. Я ожидаю, что меня за это побьют камнями ». Опубликовав его, он, кажется, быстро пожалел об этом.
В письме епископу Рочестерскому он сказал: «Вы поздравляете меня
с моими победами! Ах, я не знаю, что я торжествую. Фракция (т.е. Реформация) распространяется ежедневно. Так неужели мне суждено, что на моем
веку я из друга муз превращусь в жалкого гладиатора!». Книга была, во всяком случае, хорошо принята папой и императором и высоко оценена королем Генрихом. Это было элегантно и изящно написано. Уорфилд говорит, что это была лучшая книга Эразма; но при всем том изложение было кратким и поверхностным. Доктринальные вопросы для Эразма были сравнительно неважны, а вопрос о том, свободна ли воля человека или нет, был менее важен, чем большинство других. Вопрос, Эразм сказал, может быть проигнорирован с полной безопасностью. Под давлением Эразм заявил, что воля человека играла роль в его спасении. Он не хотел , чтобы спасение было исключительно по благодати. Правда, Эразм свел к минимуму человеческую деятельность, но все-таки она была, хоть и малым, но все же действием человека. Другими словами, Эразм ударил по
библейским доктринам благодати, избрания, предопределения и реального
и истинного суверенитета Бога .
И все же Лютер нашел книгу настолько слабой, что сначала не решался
на нее ответить . "Что! Столько красноречия в столь дурном деле!» он сказал. «Это то же самое, как если бы человек подавал грязь и навоз на серебряных и
золотых блюдах ». Он оценил красоту книги и сказал, что голос Эразма в ней звучал для него, как песня соловья. Однако Лютер искал содержание, а не форму, и он чувствовал себя обязанным признаться, что его опыт чтения книги был во многом
похож на волка из басни, который, очарованный песней соловья, не мог успокоиться, пока не поймал и жадно не съел его, только чтобы потом с отвращением заметить: «vox, et praeterea nihil» (ничего, кроме голоса!) Опять же, Лютер сказал об Эразме: «Вы желаете ходить по яйцам, не раздавливая их». их и среди стаканов, не
разбивая их». Хотя Лютер медлил, он знал, что должен ответить Эразму. Филипп Меланхтон сообщил Эразму, что Лютер будет умерен в своем ответе, но это очень встревожило Эразма! «Если я написал умеренно,  сказал он, то это мое расположение;
но Лютер обладает гневом Ахиллеса. Поэтому, если он ответит мне не в соответствии с его характером, эти подхалимы будет кричать, что мы в сговоре».
Эразму не нужно было беспокоиться об умеренности Лютера в своем
ответе!
 В декабре 1525 г. наконец появился ответ Лютера. Он
сопоставил свое название с названием Эразма, назвав свою книгу «О порабощенной
воле» [более известной как «Рабство воли».] Она была написана на хорошей, простой, сильной латыни. Однако Лютеру было нелегко написать ее именно в это время. 1525 год был годом крестьянского восстания, и от этого у него было много лишних обязанностей и великая душевная тоска . Это был также год его свадьбы в июне с
Катариной, освобожденной монахиней. В последующие годы он часто ссылался на свой первый год супружеской жизни и как его любимая Кати всегда сидела рядом с ним
в его кабинете, пока он работал, пытаясь придумать вопросы, чтобы задать ему! Все это и еще книга была написана! Что Лютер делал и говорил в «Рабстве воли»? Он писал как доктор Лютер, систематический богослов; да, но он писал еще и как
проповедник Лютер! Лютер проповедовал Евангелие в «Рабстве воли»! Уорфилд сказал: «Это дух «горе мне, если я не проповедую Евангелие». Это Евангелие, которое он держит в руках, Евангелие спасения мира, и на него возложена необходимость проповедовать его.
Прежде чем мы углубимся в это, давайте проясним еще кое-что. Цвингли, Бусер, Кальвин и все реформаторы учили той же истине что и Лютер. То же самое сделал Августин тысячелетием раньше. Таким образом, Лютер не внес нового учения в «Рабство воли»; он был в хорошей компании. Евангелие Лютера было евангелием спасения только по благодати Божией. Для этого были важны два момента: 1) абсолютная беспомощность человека в грехе и 2) единственная достаточность благодати Божией для спасения. Для Лютера важнейшими вопросами, поставленными на карту, были природа Бога и природа человека. Лютер дал то учение, в котором нуждается наш мир и сегодня, - учение, которое смиряет человека, укрепляет веру и, прежде всего, прославляет Бога. Когда Лютер отрицал свободу воли, он имел в виду, что человек был совершенно неспособен спасти себя. Свобода воли, о которой идет речь, была свободой по отношению к Богу и ко всему Божьему. Говоря о порабощенной воле, Лютер имел в виду, что грешный
человек неспособен творить добро, то есть добро, достойное в глазах Бога. Эразм верил, что человек может творить добро и что спасение, хотя и инициированное милостью Божией, зависит от того, творит ли человек такое добро. Для Лютера у человека не было силы угодить Богу; он ничего не мог сделать, кроме как продолжать грешить. Эразм
считал, что грех ослабил человека духовно и нравственно, но не сделал его совершенно бессильным. Лютер привел пример (на самом деле он взял его у Августина): «Воля человека подобна зверю, стоящему между двумя всадниками. Если Бог едет, он хочет и идет туда, куда хочет Бог; если сатана едет, он хочет и идет
туда, куда идет сатана. Он также не может выбирать, к какому всаднику бежать или
кого искать, но сами всадники сражаются за то, чтобы решить, кто
получит и удержит его».
Лютер был полон решимости серьезно разобраться с грехом:
с первородным грехом, с падением, с испорченностью сердца,
происходящей от грехопадения, и с неспособностью делать добро, являющейся
результатом испорченности сердца! Эразм считал, что новые учителя
(Лютер и его товарищи-реформаторы) сильно преувеличивают первородный грех.
Это, сказал Эразм, идет вопреки той человеческой природе, которую Бог
создан по Своему образу и подобию. Итак, Лютер снова и снова указывал, что он говорит не о человеческой природе и ее силах, а о грехе и благодати. «Нам
не пришлось ждать, пока Эразм скажет нам, сказал Лютер, - что у человека есть глаза, нос, уши, кости, руки, разум, воля и разум. И именно потому, что у него есть эти вещи, он
человек; без них он не был бы человеком». Важно, сказал Лютер, то, что человек теперь грешник! Для Лютера предметом спора было то, может ли грешный человек быть по своей воле негрешным. т.е. может ли человек по природе сделать то, для чего требуется благодать? Учение что человек может спасти себя сам или сделать что-либо, чтобы помочь своему спасению, Лютер заклеймил как отвратительную ложь и сказал, что он
метнул свою стрелу в голову этой лжи, когда учил первородному греху,
развращенности человеческого сердца. Для Эразма человек нуждался в
укреплении своей воли (которая, как он утверждал, уже преуспела), чтобы добиться большего. Это было для него внутренней благодатью. Но для Лютера испорченная природа человека должна была быть полностью обновлена
Святым Духом, поскольку Бог призвал человека к вере во Христа; и таким образом человек впервые в жизни станет способным к добрым делам. Бог изменяет природу человека, а затем действует в нем в соответствии с его новой природой, и в результате появляются добрые дела. Разве это не то, о чем учит Еф. 2 .8-10 ?
Для Лютера благодать Божья была всем - благодать Божья делает
все. Лютер призывал людей оставить в покое все спекуляции и исследования относительно скрытой цели Бога (он полностью сочувствовал тем, кто боролся с этой проблемой разве он сам не делал этого в течение многих лет?) и сосредоточить свое внимание на том, что Бог явил и подтвердил в Своем слове: «Мы должны знать и делать то, что явлено в Его слове. Бог делает многое, чего не показывает нам в Своем слове, и Он желает многого, чего не показывает в нем. Но мы должны держать в поле зрения его слово и оставить в покое его непостижимую волю, ибо Его словом, а не Его
непостижимой волей мы должны быть ведомы». Ибо Лютер, руководствуясь Словом Божьим, то есть всегда принимая Слово Божие в качестве своего руководства, предполагал отрицание «свободы воли» и построение всего остального на основании истинного библейского учение о благодати. Сделать это отрицание - первый шаг для любого, кто хочет понять Евангелие и прийти к вере в Бога. Лютер сказал, что человек, который практически и опытно не познал рабства своей воли в грехе, еще не
постиг ни одной части Евангелия, ибо это петля, на которой
вертится все.
Нам осталось сделать две вещи: во-первых, мы сказали, что Лютер верил в то, что его направляет Слово Божие. Что по этому поводу говорит Слово Божье?
Каково библейское учение о свободе воли человека? В заключительной
части своей книги Лютер приводит множество библейских аргументов. Давайте
сформулируем некоторые из них:
1. Всеобщее чувство вины всего человечества - опровержение свободной воли (Рим.5: 18).
2. Всеобщее господство греха опровергает свободу воли (Рим. 3:9 и далее).
3. Учение о спасении только по вере во Христа опровергает свободную
волю (Рим. 3:21-26). «Здесь,  говорит Лютер, Павел произносит громовые удары против свободной воли ».  Затем из Рим.8 он обращает внимание на состояние человека без Духа и без благодати: «Живущие по плоти разумеют плотские вещи». «Помышления плотские - это смерть». «Плотские помышления суть вражда против Бога. . . не подчиняются закону Божию; ни того, ни другого иначе быть не может». «Итак, живущие во плоти не могут угодить Богу». (Ст.5-8).
Ранее мы говорили, что путь реформы Лютера был путем августинского
евангелизма, ибо Августин до него провозгласил эти вещи.
Но мы должны вернуться еще дальше Августина. Б. Б. Уорфилд сказал, что
настоящим Августином был Павел и он же - Лютер до Лютера». Последовательность в обратном порядке такова: Лютер-Августин-Павел. Другими словами, Лютер воскрешал Павла и восклицал вместе с Павлом: «Благодать, благодать, благодать. . . назло дьяволу!» Лютер, в своих "Застольных беседах" (1538) рассказывала такую историю: «В
начале был некий кардинал, который много замышлял против меня в Риме.
Рассказывают, что один придворный шут заметил: «Господи, прислушайтесь к моему
совету и сначала изгоните Павла из числа апостолов; это он доставляет нам всем неприятности». Когда мы говорим, что Лютер воскресил Павла, мы имеем в виду то, что несомненно имел в виду придворный шут: он обращал людей обратно к Писанию.
Когда мы задаем вопрос: «Была ли Реформация необходимой?» не будем
забывать, что это была протестантская Реформация. Самой сущностью
истинного и исторического протестантизма всегда было Писание. Только
Писание было основой Реформации. Да, Реформация была необходима, и мы должны благодарить за нее Бога, а особенно Лютера . И еще одно: что это говорит нам сегодня? У него есть весть сегодня? Учения, которые мы рассмотрели, являются жизненной силой
христианской веры и Церкви. Возможно, сегодня Церковь так слаба,
потому что эти учения так редко слышны! Действительно ли грешники совершенно беспомощны в своем грехе? Понимаем ли мы полностью доктрину оправдания верой
- оправдание только верой? Для Лютера оправдание только верой
охраняло принцип суверенной благодати. Это было верно для всех реформаторов, и учение о рабстве воли было важной частью их учения об оправдании и суверенной благодати. Они видели Бога как оправдывающего людей ради Христа, когда они приходят к вере, но также и как воскрешающего их от смерти во грехе Духом, чтобы
привести их к вере. Другими словами, вопрос сегодняшнего дня таков: является ли Бог
автором оправдания, а также веры? «Sola Fide» (только верой) - это славный принцип, но это можно понять только тогда , когда мы увидим его рядом с более широким принципом «Sola Gratia» (только благодать).
Является ли вера частью Божьего дара спасения или это вклад самого человека
в спасение? Все ли наше спасение от Бога, или оно в конечном счете зависит от
на что-то, что мы делаем для себя? Конечно, полагаться на себя в
вере ничем не отличается в принципе от того, чтобы полагаться на себя в делах!
Одно столь же нехристианское и антихристианское, как и другое!
Какого рода наше протестантское христианство? Настоящие ли мы дети
Реформации? Разве современный протестантизм (по крайней мере, большая его часть) не является более эразмийским, чем лютеранским?  Как и тогда, доктринальные разногласия так часто замалчиваются ради межпартийного мира! Является ли видимость единства более важной, чем истина? К сожалению, для многих это так.
Бог существует для удобства человека, или же человек существует для Божьей славы? В этом проблема.
Эти вещи повлияют на нашу проповедь и нашу евангелизацию. Нам нужно сегодня
более теоцентричное мышление. Еще в 1517 году Лютер сказал: «В
настоящее время я читаю нашего Эразма, но мой разум все более
и более отдаляется от него. Я боюсь, что он недостаточно ценит Христа и Божью благодать.... Человеческое важнее для него, чем божественное». Человек должен быть смирен, а Бог прославлен.Встанем вместе с Лютером, приписывая всю мощь и величие, власть и державу и всю славу нашего спасения одному Богу!
Sola fide Sola gratia Sola scriptura Soli Deo gloria!
Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn