В моей жизни есть не так много вещей, а точнее форм поведения людей, которые, как бы я ни старался, вызывают у меня не то что неприятие, а даже агрессию, которую, зачастую, приходится сдерживать с большими усилиями.
Среди них на первом месте стоит жестокость взрослых людей – физическая или психологическая – по отношению к детям и животным. Но сегодня не об этом, сегодня о хамстве, которое тоже в ряду того, что переносится с трудом.
Хамство, как известно, бывает разное, это не только то, как зачастую обращаются с людьми чиновники, власть имущие и прочие «хозяева жизни от власти и денег». Всё же чаще всего мы сталкиваемся с тем хамством, которое бытовое, можно сказать обыденное.
Здесь невольно задумываешься – откуда это явление? А главное – как его упреждали люди в разные времена, что служило истоком для его противоположности – уважения/взаимоуважения?
На мой взгляд, в мире есть всего ТРИ основных модели социальных устройств общества, которые создали базу культуры ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ. Не страха и раболепства, а именно взаимоуважения.
Вероятно исторически первым был период доминирования уклада родоплеменных общин, в которых каждый мужчина был наделен правом свободного владения оружием. Действительно нож, меч или кинжал были прекрасным средством сдерживания всякой спеси, глупости или гордыни, которые чаще всего лежат в основе хамского поведения.
Стоит отметить, что эта древняя форма регуляции человеческих взаимоотношений веками доминировала в своё время у многих народов России. Правда и то, что удивительным образом она была воспроизведена не в столь далекие времена и на другом континенте, в Соединенных Штатах, породив знаменитую поговорку, что «кольт лучший уравнитель и демократизатор».
Вторым источником представляется традиция уважительного отношения к владельцу частной собственности на этапе, когда прошел звериный период её накопления и дележа. Именно он породил основу того, что мы называем сегодня европейской культурой и этикой.
Третьим – это так и не реализованный до конца советский, а точнее коммунистический формат взаимоотношений между людьми по формуле - «Человек человеку друг, товарищ и брат!».
Увы, сегодня остались лишь отголоски этой идеологии - уважительного отношения к человеку не через авторитет оружия или собственности, а к его личности. Хотя именно она ближе всего к тому, что веками закладывалось в сознание людей через богооткровенные истины.
Что из этого следует? В современной России (как впрочем, на всём постсоветском пространстве), мы можем наблюдать следы влияния всех трёх форм. И это создает своего рода какофонию, неопределенность морально-этических оснований взаимоотношений между людьми.
В этих условиях функцию регулятора вынуждено брать на себя государство, использующее формальное законодательство. Возможно ли это в полной мере? На мой взгляд – нет. Ведь такая система порождает параллельные пространства, определяемые понятиями «де-факто» и «де-юре». Те, кто сталкивался с правовой, а точнее судебной системой, могли ощутить на себе весь абсурд такого устройства жизни.
Вас могут лишить свободы, наказать, обмануть и т.д. в сфере реальной жизни (де-факто), но вы ничего не можете с этим поделать, если это сделано в рамках действующего законодательства и формально безупречно (де-юре)!
Что остается для восстановления справедливости, ведь без неё нет не только подлинного взаимоуважения между людьми, но даже оснований для самоуважения. Преступать закон? Понятно, что это далеко не лучший способ решения проблем…
Выход из ситуации для большинства людей (де-факто), похоже, видится только в одном, в соблюдении не только закона джунглей – «сильный ест слабого», но и борьбе за место под солнцем по законам иерархии социального курятника. А здесь – в «курятнике» - главное залезть как можно выше, чтобы никто или хотя бы немногие могли гадить тебе на голову. Зато ты можешь делать это де-факто безнаказанно.
Чтобы убедиться в актуальности этой формулы «счастливой жизни» достаточно обратиться к биографиям и высказываниям хотя бы наших известных современников - первого президента России Ельцина и ныне здравствующего олигарха Усманова. Оба считали (считают) важнейшим своим достижением то, что над ними никого не было (нет). Над Усмановым (с его слов) - «только мой Президент и Всевышний». Ельцин, тот и Бога над собой не признавал, иначе вёл бы себя по-другому…
Вот оно, оказывается, СЧАСТЬЕ! И к нему не покладая рук (ног) стремятся все те, кто считает себя не какими-то наивными дурачками, а точно знает, КАК устроена жизнь на самом деле. Полем такого личного продвижения и самоутверждения по жердочкам социального курятника становятся или политика (власть), или бизнес (деньги), ну или хотя бы причастность к тем структурам, которые их олицетворяют.
Однако уважают ли на самом деле тех, кто выходит на этот уровень? Вероятно, кто-то уважает. Хотя, скорее всего, у большинства людей здесь будет не уважение, а зависть. А с ней – с завистью – какое уж может быть уважение, здесь всего шаг до ненависти.
Очевидно, что общество, в котором люди лишены взаимоуважения и находятся в перманентной зависти, граничащей с ненавистью, никогда не будет стабильным, а уж тем более гуманным. Люди в нём никогда не будут счастливы, даже те, кто, как им кажется, создал «лагуны» для счастливой личной или семейной жизни через соответствующее место работы, доход, жилище и т.д.
В душе этих людей всегда будет жить страх и беспокойство за то КАК удержать и сохранить эту «лагуну» в среде всеобщей зависти и ненависти. Вот и начинает такой народ селиться в защищенных поселках, строить высокие заборы, нанимать специальную охрану или бежать в те страны, которые кажутся им безопасными.
Наивность какая. Ведь таким образом только облегчается «адресная география» для тех, кого эти люди не уважают, а скорее всего даже презирают, но боятся. А они рядом, намного ближе, чем это может показаться или хотелось бы таким счастливчикам…
(продолжение - http://proza.ru/2022/01/08/1221)