Джон Хендрикс. Монергизм против синергизма

Инквизитор Эйзенхорн 2
МОНЕРГИЗМ ПРОТИВ СИНЕРГИЗМА
Джон Хендрикс

Если кто-то ставит помощь благодати в вере в Евангелие в зависимость от смирения или послушания человека и не соглашается с тем, что послушание и смирение-это дар самой благодати, он противоречит Апостолу, который говорит: "Что у тебя есть, чего ты не получил?" (1 Кор. 4:7), и "Но по благодати Божьей я есть то, что я есть" (1 Кор. 15:10).
Оранжский собор

Моя цель в этом эссе - показать на основе Священного Писания, что вера является результатом возрождения, а не его причиной. Соответствующая цель состоит в том, чтобы показать, что противоположная точка зрения не соответствует Писанию и вредна для нашего понимания Евангелия. Монергизм и синергизм это термины, которые могут быть вам знакомы, а могут и не быть знакомы, но имеют огромное значение для евангелистов, если мы надеемся сохранить верность Священным Писаниям, вступая в новое тысячелетие. Эта почитающая Бога, но в значительной степени забытая истина имеет решающее значение для благословения и обновления Церкви и является ключом к пониманию того, хотим ли мы успешно реформировать наше мышление в соответствии с библейскими принципами. Эти слова описывают два совершенно разных взгляда на Божью спасительную благодать - процесс, в ходе которого Бог превращает человека из "мертвого во грехе" в "живого во Христе".
Чтобы познакомить вас с этой библейской доктриной, позвольте мне начать с нескольких вопросов, которые должны помочь нам начать размышлять над этой темой:
1) Какова роль человека и Бога в деле нового рождения?
2) Почему один невозрожденный человек верит в Евангелие, а не другой? Можно ли лучше использовать Божью благодать?
3) Помимо благодати Божьей, есть ли какой-нибудь падший человек, который от природы готов с верой подчиниться смиряющим условиям Евангелия Христа?
4) В свете слова Божьего, является ли наше новое рождение во Христе безусловным делом только милости Божьей или человек каким-то образом сотрудничает с Богом в работе возрождения (делая ее обусловленной)?
Ваш ответ на эти вопросы покажет, какова ваша позиция по этому вопросу. В следующих параграфах я надеюсь убедить вас в глубокой важности библейского понимания этого вопроса для здоровья наших церквей. Это происходит потому, что по разным причинам большинство современных евангелистов отказались от библейской позиции и, таким образом, отбросили самую важную библейскую истину, которая была восстановлена в Реформации XVI  века.

Синергизм

Прежде чем дать определение монергизму, мы должны начать с более знакомой человеку XXI века основы, объяснив более знакомый "синергизм", которому сегодня учит большинство наших церквей. Синергизм - это учение о том, что акт рождения свыше достигается благодаря сочетанию человеческой воли и Божественной благодати. (От греческого sunergos, работающий вместе : солнце-, син- + эргон, работа). Словарь XXI века определяет синергизм как "учение о том, что в возрождении есть два действенных агента, а именно человеческая воля и божественный Дух, которые сотрудничают, в строгом смысле этого слова. Эта теория, соответственно, утверждает, что душа не утратила в грехопадении ни всякой склонности к святости, ни всякой силы искать ее под влиянием обычных побуждений".

Синергизм: вера в то, что вера возникает из врожденных способностей естественного человека

Другими словами, синергисты считают, что сама вера, принцип, независимый и автономный от Божьей благодати, - это то, что естественный человек должен добавить или внести свой вклад в цену своего спасения. Невозрожденный человек в этой схеме предоставлен своей свободной воле и естественной способности верить или отвергать Бога. Синергисты учат, что Божья благодать ведет нас частью пути к спасению, но что [падшая, мятежная] человеческая воля должна определить конечный результат. Он делает это, погружаясь в автономный принцип внутри в его падшей невозобновленной природе, чтобы создать либо правильное мышление, либо правильное желание по отношению к Богу. Но в Священных Писаниях ясно сказано, что до тех пор, пока естественный человек ненавидит Бога, он не придет к Нему. Таким образом, в этой системе благодать - это просто предложение или помощь, но она не делает ничего, чтобы изменить каменное сердце человека или естественную враждебность к Богу. Это означает, что Бог будет благосклонно относиться и вознаграждать только тех естественных людей, которые способны производить или вносить веру, независимо от внутреннего милостивого призыва Бога или духовного обновления. Это тонкая, но серьезная ошибка, которая преследует церковь XXI века. Это неправильное понимание библейского учения о глубине нашей падшей природы и радикальной благодати, необходимой для нашего восстановления.
Это наводит меня на мысль, что одна из величайших проблем, стоящих перед церковью сегодня-это ее повторная евангелизация. В то время как многие евангелисты могут понимать доктрину "sola fide" (только вера), что мы должны верить во Христа, чтобы спастись, похоже, многие отказались от библейской концепции "sola gratia" (только благодать). Таким образом, Синергетическая концепция "Sola Fide" по определению должна опираться на природу, чтобы сотрудничать с Божьей благодатью в качестве выполнения человеком определенного условия. Почему люди верят в это? Я могу только догадываться, что это потому, что по своей природе мы хотим сохранить остров праведности, последний оплот гордости, думая, что он все еще может внести какой-то вклад, пусть даже очень маленький, в наше собственное спасение. С нашей стороны было бы большим смирением признать это. Если бы Церковь приложила больше усилий для изучения Священных Писаний и реформирования своей доктрины по этому вопросу, я убежден, что было бы восстановлено большое благословение, и Бог удалил бы большую часть нынешней мирской жизни среди нас.

Чем отличается монергизм?

Напротив, историческое христианство, как лучше всего объяснили это Августин и реформаторы, отвергло вышеуказанную позицию и уважало бы более библейскую позицию монергизма. Эта позиция учит, что спасение-это полностью дело Божье; что человек ничего не может внести в цену своего спасения и что он спасается полностью и безоговорочно по благодати через веру. Эта вера сама по себе является даром Божьим  (Еф.2.8, Иоан.1.13, 2 Тим.2.25, Фил.1.29, Евр.12.2, 1 Иоан.5.1, Рим.3.24, Иез.11.19-20, 36.26-27) , что является не причиной, а свидетельством того, что возрождающая благодать Божья возродила веру во внутреннего человека. Это милостивое дело Божие не основывается ни на чем, что было бы достойно отдельного человека, но, скорее, полностью на суверенном благоволении Бога (Еф.1.5). Это было не потому, что Бог знал, какие люди поверят по своей собственной воле, ибо нет людей, подходящих под это описание. Это происходит потому, что помимо благодати у них нет радости или склонности искать Бога (в невозрожденной природе человека). И поскольку те, кто умер во грехе, не будут искать Бога (Рим.3.11), возрождающая благодать предшествует оправданию веры. Бог должен, по сути, воскресить их из мертвых (см. Еф.2.5, Кол.2.13)

Возрождение - это дело только Бога

Чтобы лучше понять эту концепцию, мы должны сначала определить значение термина "монергизм", а затем изучить, как он соотносится с доктриной возрождения (нового рождения). Слово "монергизм" состоит из двух основных частей. Приставка "моно" означает "один", ", в то время как "эргон" означает "работать". В совокупности это означает "работа одного". Определение монергизма в Словаре XXI века полезно здесь:
"Богословское  учение о том, что Святой Дух является единственным действенным агентом в возрождении - что человеческая воля не обладает склонностью к святости до тех пор, пока не будет возрождена, и поэтому не может сотрудничать в возрождении".
Таким образом, очень просто, монергизм - это учение о том, что наше новое рождение (или "оживление") - это дело Божье, только Святого Духа, без какого-либо вклада человека в дело Христа, поскольку естественный человек сам по себе не желает Бога или святости (Рим 3:11,12; 8:7; Иоан.3:19, 20). Нерожденный человек в своем рабстве желает греха больше, чем Бога, чтобы всегда выбирать в соответствии с порочными желаниями своей падшей природы. Из-за естественной любви недуховного человека ко греху и неспособности спастись от своей любви ко греху, Святой Дух, в свете дела искупления Христа, должен действовать независимо от человеческой воли в Его благодатной работе возрождения, иначе никто не был бы спасен. Таким образом, монергизм - это просто еще один способ более полного понимания доктрины "спасения только по благодати" (sola gratia). Следует подчеркнуть, что благодать Божья является единственной действенной причиной инициирования и осуществления обновления нашей падшей воли, ведущего к обращению (Иоан. 1:13).
Монергистическое возрождение - это милосердный ответ Бога на последствия нашего грехопадения в Адаме, которое привело к моральной неспособности естественного человека. Нам должно быть ясно, что это относится не ко всему процессу спасения, а только к первому шагу в приведении человека к вере во Христа. Только в Божьей власти оживить человека, который духовно мертв. Это означает, что душа человека совершенно пассивна (если не враждебна) до тех пор, пока она не будет возрождена. Но когда он возрождается, расположение его сердца, которое когда-то любило тьму, меняется. Он охотно поворачивается, чтобы обнять Спасителя, так как его ненависть к Богу превратилась в любовь к Нему (Иез.11.19-20). Другими словами, Бог не верит за нас, но дает нам силу и восстанавливает нас Святым Духом, чтобы мы с радостью отвечали в вере и послушании. Человек не хочет и не может предложить никакой помощи в духовном обновлении себя без этой благодати. Мы не можем делать ничего духовного, включая обращение ко Христу с верой, кроме Божьей благодати, которая основана на искупительной работе Христа на кресте. Позже в этом эссе я отвечу, как это связано с проповедью покаяния и веры в Иисуса Христа.
Обратите внимание, я хотел бы прояснить распространенную путаницу в отношении возрождения и оправдания. Возрождение, работа Святого Духа, которая приводит нас к живому союзу со Христом, относится только к первому шагу в работе Божьей по нашему спасению. Среди евангелистов, включая меня, общепризнано, что второй шаг, вера во Христа, должна осуществляться грешником, если он хочет оправдаться (спастись). Следовательно, оправдание зависит (от нашей веры) ... но наше возрождение (или духовное рождение) является безусловным;  это выражение свободно даруемой Божьей благодати, ибо она ничем не ограничена и ничем не заслужена, что Бог видит в тех, кто является ее подданными. Возрождение и Оправдание, хотя и происходят почти одновременно , следовательно, не одно и то же. Возрождение имеет причинно -следственный приоритет над другими аспектами процесса спасения. Поэтому новое рождение (возрождение) - это то, что вызывает восстановленное расположение сердца, которое затем готово проявлять веру во Христа для оправдания (Иез. 11:19; 36:26).
Собор Оранжа (529) был проведен для решения спора в церкви, который имел отношение к степени, в которой человек может внести свой вклад в собственное спасение. Ясность его выражения по этому вопросу заставила меня воспроизвести здесь одну из его статей. Канон 7 гласит: "Если кто-нибудь утверждает, что мы можем сформировать какое-либо правильное мнение или сделать какой-либо правильный выбор, касающийся спасения вечной жизни, или что мы можем быть спасены, согласившись проповедовать Евангелие через наши естественные силы, без действенной работы Святого Духа, Который заставляет всех, кого Он призывает, с радостью и охотно соглашаться и верить в истину, он сбивается с простого учения Писания, возвышая естественные способности человека, и не понимает голоса Божьего, который говорит в Евангелии: "Ибо без Меня вы ничего не можете делать" (Иоан. 15: 5), и слово апостола: "Не то, чтобы мы были способнны сами по себе утверждать, что что-то исходит от нас; наша способность исходит от Бога" (2 Кор. 3 5).

Есть ли какие-либо библейские примеры монергизма?

Когда вы читаете следующие тексты, которые передают просвещающую, восстанавливающую работу Святого Духа в нашем спасении, имейте в виду общий принцип: "Никто не может сказать: "Иисус есть Господь", кроме как Духом Святым" (1 Кор. 12:3). Это означает, что только Дух может просветить наш омраченный разум, поскольку "естественный человек не принимает того, что от Духа Божьего, ибо для него это глупость, и он не в состоянии понять их, потому что эти вещи  различимы духовно " (1 Кор 2:14).
Когда церковь была в зачаточном состоянии, Лука записывает в Деяниях, что, когда Павел учил Лидию Евангелию (Деян. 16:14b): “Господь открыл ее сердце, чтобы прислушаться к тому, что было сказано Павлом". То, что случилось с Лидией (и Павлом по дороге в Дамаск), происходит с каждым, кто приходит к вере во Христа. Если Господь "открывает наше сердце", Святой Дух совершает сверхъестественную работу над нашим закрытым сердцем, чтобы мы "внимали". Этот отрывок ясно показывает, что сопротивление больше не мыслимо, потому что теперь желание состоит в том, чтобы прислушаться, поскольку Дух взял то, что когда-то было темным сердцем, и просветил понимание. Если бы Господь "заставил сердце Лидии прислушаться", а затем Библия записала, что она все еще сопротивлялась, это было бы противоречивым и бессмысленным утверждением, но именно в это синергисты хотели бы, чтобы мы поверили. Если Бог победил волю в примере Лидии, то не должно быть дальнейших споров о том, делает ли Он это в каждом, кто приходит к вере во Христа. Если враждебные грешники хотят верить, Бог должен инициировать превращение нашего каменного сердца в сердце из плоти: "Более того, Я дам тебе новое сердце и вложу в тебя новый дух; и Я удалю каменное сердце из твоей плоти и дам тебе сердце из плоти. "Я вложу в вас Свой Дух и заставлю вас ходить по Моим уставам, и вы будете тщательно соблюдать Мои таинства.(Иез. 36:26-27).
Если Бог отнимет у нас каменное сердце, как подчеркивается в этом отрывке, а затем даст нам сердце из плоти, мы безошибочно придем к вере и повиновению. Нет никакой возможности или мысли о сопротивлении после этого факта. Действительно, падшие люди сопротивляются Святому Духу каждый день, когда они живут в неверии, но Бог может суверенно сделать Свое влияние непреодолимым, изменив расположение наших ожесточенных сердец, что переводит нас из смерти в жизнь. Следующий отрывок идет еще дальше, показывая единство между дарующей Богом способностью приходить к Нему с работой Духа, Который один дает жизнь: ""Это Дух, который дает жизнь; плоть ничего не приносит; слова, которые Я сказал вам, - это дух и жизнь. "Но есть некоторые из вас, которые не верят". И Он говорил: "По этой причине Я сказал вам, что никто не может прийти ко Мне, если это не было даровано ему от Отца" (Иоан. 6:63-65).
Этот дар жизни - это то, о чем мы говорим в первой работе Бога по возрождению. Этот стих ясно объединяет Духа, который дает жизнь, и Бога, который дарует Своему народу прийти к Нему. Слова "по этой причине" возвращают нас к предыдущему тексту. Одна только плоть, без жизни Духа, не приносит никакой пользы, согласно собственным словам Иисуса. Этот отрывок несет в себе универсальное отрицание в отношении возможности того, что кто-либо естественным образом придет ко Христу самостоятельно. Но то, что Дух дает жизнь, что является другим способом сказать, только то, что даровано Отцом ,приходит к Нему. Слова Христа сами по себе несут силу жизни, поскольку Дух действует в них и через них.
В 1 Фес. 1:5 Павел прямо говорит о Духе, работающем со словом, как о единственном средстве, с помощью которого фессалоникийцы познали Спасителя. Одного слова недостаточно, чтобы преобразить наше сердце: Он говорит: "...ибо наше Евангелие пришло к вам не только в слове, но и в силе, и в Святом Духе , и с полным убеждением."Позже, в том же послании, Павел благодарит Бога за веру, которая позволила фессалоникийцам поверить: "По этой причине мы также постоянно благодарим Бога за то, что, когда вы получили слово Божье, которое вы слышали от нас, вы приняли его не как слово человеческое, а как то, что оно есть на самом деле, слово Божье, которое также выполняет свою работу в вас, которые верят. I Фес. 2:13 (...что действенно действует и в вас, верующих).
Обратите внимание, что именно принятие человеком Евангелия является явным основанием, за которое Павел благодарит и прославляет Бога! Павел воздает Богу всю славу за первоначальное принятие человеком Евангелия и соответственно благодарит Бога за это. В своем втором письме к той же церкви Павел снова напоминает им, кто заслуживает благодарности за их веру: "Но мы всегда должны благодарить Бога за вас, братья, возлюбленные Господом, потому что Бог с самого начала избрал вас для спасения через освящение Духом и веру в истину. Именно для этого Он призвал вас через наше Евангелие, чтобы вы могли обрести славу Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 2:13).
Все наше спасение, от начала до конца, принадлежит одному Богу, "творцу и совершителю нашей веры" (Евр 12:2), ибо от Него, и Ему, и через Него все ... и, следовательно, вся хвала, слава, благодарность и честь за нашу новую жизнь должны быть даны одному Богу. Мы должны прийти к выводу, что не по Писанию благодарить и восхвалять Бога за Его "95%" в спасении, а затем воздавать должное человеку за последнюю оставшуюся часть. Если Бога благодарят за новую жизнь человека во Христе, то это должно быть потому, что Он один воспринимается как ответственный за нее
Сам Иисус объясняет этот Божественный процесс в аналогичном примере, когда говорит с Симоном Петром. Помимо всех других противоположных голосов, которые считали Иисуса либо Иоанном Крестителем, либо простым пророком, Петр исповедует: "Ты Христос, Сын Бога живого" . Иисус ответил на исповедь Петра: "Благословен ты, Симон Бар Йона, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Который на небесах". Евангелие от Иоанна использует тот же язык плоти и крови, когда выражает, как человек не может обратиться, не родившись свыше: "которые родились не от крови, не от воли плоти, не от воли человека, но от Бога. (Иоан.1:13) Если мы "рождены от Бога", а не по нашей воле, тогда Бог отвечает не на нашу веру, а на благодать, которая безошибочно порождает нашу веру в ответ на Бога.
Джон Пайпер в своем толковании 1 Иоан. 5:1 говорит следующее: "В Новом Завете Бог явно активен, создавая для себя людей, призывая их из тьмы и позволяя им верить в Евангелие и ходить во свете. Иоанн наиболее ясно учит, что возрождение предшествует вере и способствует ей. "Каждый, кто верит, что Иисус есть Христос, родился от Бога" ...Глагольное время делает намерение Иоанна безошибочным: Каждый, кто продолжает верить [настоящее, непрерывное действие], что Иисус есть Христос, был рожден от Бога [совершенное, завершенное действие с постоянными последствиями]. "Вера - это свидетельство нового рождения, а не причина его".
Следующие стихи, написанные апостолом Павлом, еще больше подчеркивают тот факт, что мы спасены благодаря внутреннему замыслу Бога, а не из-за того, что Он увидел в нас:
"Который спас нас и призвал к святой жизни - не из-за того, что мы сделали, а из-за его собственной цели и благодати. Эта благодать была дана нам во Христе Иисусе до начала времен" (2 Тим. 1:9). "Следовательно, это зависит не от желания или усилий человека, а от Божьей милости" (Рим.9:16 1:13)
Как часто вы слышите, что  ваш пастор использует этот библейский язык и серьезно истолковывает такие отрывки? Священные Писания наполнены такими картинами работы Христа в нашем спасении, так почему же наши церкви не являются таковыми? Боимся ли мы, что это может оскорбить наши чувства? Наша гордость? Поэтому вместо полного Евангелия, которое исходит из всего текста Священного Писания, мы обменяли его на своего рода полу-Евангелие. Мы делаем это, вытаскивая стихи, которые нам нравятся, в которых достаточно библейской истины, чтобы привлечь наше внимание, но мы избегаем не менее важные отрывки, которые разоблачают наше полное духовное бессилие без благодати. Отсутствие такой выдающейся библейской концепции с наших кафедр может объяснить как наше анемичное отсутствие влияния в нашем мире, так и ужасающую реальность того, что от 80 до 90% тех, кто "принимает решение за Христа", отпадают от веры. Это не значит, что мы должны говорить только о таких вещах, но единственная верная Церковь - это та, которая учит экзегетически через каждый стих в Библии, а не только по существу, как это принято у некоторых.

А как насчет свободы воли?

Некоторые спрашивали: если это так, то разве у нас нет свободы воли? Понятно, что естественный человек действительно имеет "свободной воли", чтобы действовать в соответствии со своей природой, то есть выбирать в соответствии с его наибольшими природными желаниями, но он морально не способны и не желает , чтобы выбрать Бога на нашей собственной потому, что он является "мертвым во грехах", "любит тьму" и "не может понять", что от Бога, потому что "об этом нужно судить духовно". (1 Кор.2.14, Рим.8.7, Иоан.3.19). Поэтому наши самые большие привязанности определяют, чему мы решаем следовать. И хотя человечество может делать много "добрых дел", оно духовно бессильно и неспособно сделать какое-либо искупительное добро, поскольку его "свободная воля" ограничена, что на самом деле не означает никакой свободы вообще. Человек всегда будет выбирать то, чего он желает больше всего, и без возрождающей благодати, действующей в нас Святым Духом, у нас нет стремления к Богу. Так, когда мы были еще в активном восстаним против Бога (поэтому  Ему было бы совершенно не сложно излить Свой гнев на всех нас), но, сжалившись над нами, Он все еще был готов показать свою великую любовь и привязанность к нам, Сам понести наказание и гнев, которое мы заслужили, и потом применить преимущества искупления  к Своим избранным; тем, кого он отдал Своему Сыну от вечности (Иоан.17.9).
Дж. И Пакер сказал: ""Поразительно, что Бог может  любить грешников, и все же это правда. Бог любит существ, которые стали непривлекательными и, более того, отвратительными. В предметах Его любви не было ничего, что могло бы вызвать ее; ничто в нас не могло привлечь или побудить ее. Любовь между людьми пробуждается чем-то в возлюбленном, но любовь Бога свободна, спонтанна, ничем не вызвана, беспричинна. Бог любит людей, потому что Он решил любить их ... и никакой причины для его любви не может быть дано, кроме Его собственного суверенного благоволения. - (из "Познания Бога", с. 124)
Итак, здесь мы ясно видим, что вера - это не причина того, что Бог избрал нас, а результат этого. Оправдание, конечно, является результатом веры, но вера - неизбежный результат действенной и возрождающей благодати Божьей.

Человек должен сначала уметь слышать, если он хочет ответить

Чтобы еще больше подчеркнуть этот момент, Писание учит, что для того, чтобы кто-то поверил слову Евангелия, он должен сначала уметь слышать и понимать, что в нем говорится. В отличие от синергетической схемы, библейская позиция монергизма учит, что до рождения свыше у всех нас есть необрезанное ухо и каменное сердце. Мы были слепы и взяты в плен сатаной, чтобы исполнять его волю (2 Тим 2:26). Поэтому падший человек с необрезанным ухом не имеет земного способа слышать духовные вещи, а тем более понимать Евангелие и верить в него  (1 Кор 2:14). Сначала наши уши должны быть сверхъестественно открыты, и нам должно быть дано новое сердце (Иез. 11:19), чтобы мы даже были готовы услышать слово Божье и вступить в жизненно важный союз со Христом через веру. Человеку легче видеть без глаз или говорить без языка, чем обратиться ко Христу отдельно от благодатной, животворящей работы Бога в его душе. Наш Господь спрашивает: "Собирают ли люди виноград с колючек?" Нет, каждое дерево принесет плоды только от себе подобного. Что же тогда можно сделать, если мы от природы можем приносить только плохие плоды? В деле креста Христос дает НАМ то самое, чего Он от НАС требует. Наш Господь говорит нам в Мтф. 12:33, что Он должен "сделать дерево хорошим, и плоды его будут хорошими". Другими словами, природа дерева (испорченная или добрая) определяет, какие плоды оно принесет, поэтому, чтобы принести хорошие плоды, оно должно быть изменено (мы должны родиться заново), иначе хороших плодов (включая веру) не будет. "Имеющий уши слышать да слышит" (Лк. 8:8; Мтф. 13:9).
Теперь, если наше ухо действительно необрезано, если наши глаза действительно слепы, а наше сердце действительно окаменело, как камень, как мы можем даже желать обратиться ко Христу? Сначала нужно обрезать ухо (без рук, Кол 2:11), прежде чем люди смогут хотя бы услышать Евангелие и откликнуться на него, поскольку необрезанное ухо по своей природе не может слышать духовные истины. Точно так же, если люди придут добровольно, нужно сначала сделать их каменное сердце сердцем из плоти ( изменение природы); точно так же сначала нужно открыть глаза, если он хочет видеть. Вот почему Иисус говорит, что мы должны сначала родиться свыше, если хотим увидеть Царство Божье: "Плоть рождает плоть, но Дух рождает дух." (Иоанна 3:6) У тех, кто рожден от Духа, расположение их сердец изменилось так, что они с восторгом верят в Евангелие как в первый акт новорожденного младенца. Вывод может кого-то удивить, но это означает, что возрождение-это то, что на самом деле порождает веру, а не наоборот. Дж. И. Пакер говорит об этом так: "Младенцы не побуждают и не содействуют  собственному  рождению; те, кто "мертв в преступлениях и грехах", не больше  могут побуждать оживляющее действие Духа Божьего внутри них".

Как это связано с проповедью покаяния и веры в Иисуса Христа?

Поэтому проповедь Слова Божьего занимает центральное место в деле спасения Его народа. Когда говорится в силе Святого Духа, слово Божье обладает силой милостиво открывать людям глаза, отключать их необрезанные уши, изменять расположение их сердец, привлекать их к вере и спасать их (Иакова 1:18, 1 Пет. 1:23, 25). Слово Божье не действует "ex opere operato" (автоматически), скорее, это работа Святого Духа, суверенно раздающего благодать (Иоан. 3:8), оживляющего сердце ЧЕРЕЗ СЛОВО, чтобы принести жизнь. Таким образом, написанное слово само по себе не является материалом духовного нового рождения, а скорее его средством. "Это слово не есть сам принцип зарождения, а только то, с помощью чего он работает: носитель таинственной силы зарождения"(Элфорд). Именно потому, что Дух Божий сопровождает его, слово несет в себе зародыш жизни. Жизнь пребывает в Боге, и все же она сообщается нам через слово. Евангелие провозглашает, что покаяние и вера (заповеди Божьи) сами по себе являются Божьей работой в нас как для того, чтобы желать, так и для того, чтобы делать (2 Тим 2:25, Еф 2:5, 8), а не тем, что сам грешник вносит в цену своего спасения. Раскаяние и вера может проявляться душой только после и непосредственно после ее возрождения Святым Духом (1 Иоан. 5:1; Деян. 16:14b; Деян. 13:48; Иоан. 10:24-26; Иез. 36:26-27; Иоан. 6:37, 1:13; 3:271 Кор. 4:7; 15:10; Иак. 1:17). Из этого мы должны сделать вывод, что одних рациональных аргументов недостаточно, чтобы спасти кого-либо. В нашей евангелизации (как верующие) мы являемся "партнерами" со Святым Духом, возвещая Евангелие и прилагая все усилия для их спасения, но в полной зависимости от Духа, чтобы совершить фактическое обращение. Мы молимся, потому что верим, что Бог действительно может обновить наши мятежные сердца. Если бы естественные люди могли освободиться сами, тогда не было бы необходимости молиться за них.
Тем, кто не обладает возрождающей работой Духа, невозможно понять слово и поверить в Евангелие (1 Кор 2:14). Хотя естественный (не возрожденный) человек, помимо сверхъестественной работы Святого Духа, не способен принять Евангелие из-за своего отвращения к нему, он все же обязан повиноваться ему. Моральная неспособность (как и долг, который мы не можем вернуть) не снимает с нас ответственности.
Однако по мере того, как мы более глубоко размышляем над этим, важно, чтобы синергисты рассмотрели следующий вопрос: почему один человек принимает Христа, в то время как другой отвергает Его? Если два человека слышат проповедуемое им Евангелие, почему в конечном счете верит один человек, а не другой? Какими естественными способностями обладал или что автономно вырабатывал один человек, чего не было у другого? Что хорошего в его натуре побудило его принять дар прощения и принять Христа как своего Спасителя? Использовал ли он благодать, данную ему Богом, лучше, чем другой человек? Священные Писания утверждают, что есть только одна причина для отвержения Евангелия: потому что человек нечестив. Есть также только одна причина, по которой человек принимает Христа: благодать Божья. Все меньшее, чем спасение только по благодати, оставляет человеку основание для хвастовства (Еф 2:8,9). Если принять синергизм, то существует вполне реальная, но неуловимая опасность того, что люди могли бы похвастаться тем, что они воспользовались Божьей благодатью или обладали большей мудростью -  чем человек, который отверг Христа. Они могли бы похвастаться тем, что они другие, ибо, в отличие от других, они откликнулись на Христа. Таким образом, автономный естественный человек в конечном счете определил бы Свое собственное спасение, а не Бога. Священные Писания, однако, заявляют, что Бог никого не оживляет, основываясь на чем-то хорошем, что Он видит в них, но, скорее, это происходит только из-за Его любви, милосердия и благоволения (Иоан. 1:13, Рим 9:16, Еф 1:5, 9,11, Лк. 10:21, Деян. 13:48). Не поймите меня неправильно: мы, конечно, должны с верой откликнуться на Христа, чтобы быть оправданными, но сама благодать позволяет нам быть послушными  Евангелию. Одно это положение лишает человека гордыни и воздает славу одному Богу за нашу новую жизнь.
Ч. Х. Сперджен однажды описал глупость веры в природные способности, молясь, как это сделал бы синергист, если бы он был последователен в своих убеждениях: "Господь...Если бы все сделали то же самое со своей благодатью, что и я, они все могли бы быть спасены. Господь, я знаю, что Ты не заставишь нас желать, если мы сами не желаем. Ты даешь благодать всем; некоторые не улучшают ее, но я улучшаю. Есть много таких, кто попадет в ад, купленных кровью Христа так же, как и я; им было дано столько же Святого Духа; у них был такой же хороший шанс, и они были так же благословлены, как и я. Не твоя милость заставила нас разойтись во мнениях; я знаю, что это очень помогло, но все же я изменил точку зрения; я использовал то, что было дано мне, а другие-нет - в этом разница между мной и ними. " Это молитва для дьявола, потому что никто другой не стал бы возносить такую молитву, как эта. А! Когда они проповедуют и говорят медленно, может быть неправильное учение; но когда они приходят помолиться, истина ускользает; они ничего не могут с этим поделать"
( Ч. Х. Сперджен. Рабство воли).
Томас Уотсон, дивный пуританский богослов, однажды сказал: "Бог избирает нас не за веру, а для веры". Ошибочно полагать, что причина нашего спасения кроется в самом естественном человеке, мало чем отличается от той же самой римско-католической контрреформационной системы, преподанной на Тридентском соборе, где Рим сознательно осудил учение монергизма и принял синергизм. Именно это самое учение Рима было так громко опротестовано реформаторами, как это обсуждалось в "Рабстве воли"  Мартина Лютера.
Наше жалкое падшее состояние до милостивого акта Божьего возрождения, в котором мы только враждебны Богу и любим тьму, удерживает нас от обращения ко Христу с верой. Синергизм терпит неудачу, потому что, хотя Бог распространяет Свое милостивое предложение в этой схеме, он все еще оставляет нас в нашей старой природе с ее порочными желаниями овладеть благодатью. Мы все верим, что мужчины могут прийти, если захотят, но проблема как раз  в этом "если захотят". Ч. Х. Сперджен прекрасно объясняет эту концепцию: "Вопрос в том, найдутся ли когда-нибудь люди, естественно готовые подчиниться смиряющим условиям Евангелия Христа? Мы заявляем, опираясь на авторитет Писания, что человеческая воля так отчаянно настроена на зло, так порочна и так склонна ко всему злому и так не склонна ко всему хорошему, что без могущественного, сверхъестественного, непреодолимого влияния Святого Духа ни один человек никогда не будет принужден ко Христу. Вы отвечаете, что люди иногда желают этого без помощи Святого Духа. Я отвечаю-Вы когда-нибудь встречались с кем-нибудь, кто был таков? Я беседовал с десятками и сотнями, нет, тысячами христиан разных взглядов, молодых и старых, но мне никогда не приходилось встречаться с человеком, который мог бы утверждать, что он пришел ко Христу сам по себе, не будучи привлеченным. Всеобщее исповедание всех истинно верующих таково:"Я знаю, что если бы Иисус Христос не искал меня, когда незнакомец блуждал от стада Божьего, я бы до этого самого часа блуждал далеко от Него, и любил эту удаленность". С общего согласия все верующие утверждают истину, что люди не придут ко Христу, пока Отец, пославший Христа, не привлечет их".
Таким образом, в свете подавляющего числа библейских свидетельств монергизма верить в то, что Бог просто дает нам достаточно благодати, чтобы выбирать за Него или против, - это без доказательств из текста. Это также оставило бы спасение полностью в руках естественного человека, противопоставив веру благодати как независимому, автономному (конечному, а не предпоследнему) принципу.
Я часто говорю это, но, думаю, стоит повторить: чтобы понять смысл этой доктрины, мы должны сначала понять, каково именно состояние падшего человека. Большинство ошибок в отношении учения о спасении коренятся в несовершенном, небиблейском взгляде на моральный и духовный статус естественного человека до Божьей благодати. При грехопадении человечество понесло наказание в виде духовной и физической смерти и заслуженно подверглось гневу Божьему. Последствия греха для воли и всей личности сделали людей неотъемлемо и полностью развращенными, совершенно неспособными выбирать или делать то, что приемлемо для Бога. Не имея никаких восстанавливающих сил, которые позволили бы ему восстановиться самому, человек безнадежно погряз в грехе. Ради спасения человека является, таким образом, полностью зависит от Божьей милости и благодати через искупительную смерть Господа Иисуса Христа (с возрождающм действием Святого Духа (Быт.2.16-17, 3.1-19, Иоан.3.36, Рим.1.18, 3.23, 6.23, 1 Кор.2.14, Еф.2.1-3, 1 Иоан.1.8). Богословы называют это полное развращенностью не просто так; не потому, что человек настолько плох, насколько он мог бы быть, а потому, что его нежелание и неспособность прийти к Богу, помимо благодати, тотальны. Если бы неспособность человека была просто физическим недостатком, то он не был бы виновен в своем отвержении Евангелия. Но неспособность, о которой я говорю, - это моральная неспособность. Разницу можно увидеть в аналогии с человеком, который занимает крупную сумму наличными. Он нечестиво растрачивает все свои деньги за одну ночь разгульной жизни. Его неспособность погасить долг не освобождает его от ответственности за него. Поэтому он виновен в своей неспособности, которая подобна состоянию человека после грехопадения.

Синергетические контраргументы

Некоторые могут далее утверждать, что отрывки, которые повелевают или призывают к вере, доказывают, что человек способен верить, находясь во плоти. Но все эти заповеди, такие как "Если ты хочешь" и "всякий, кто верит", "выбери жизнь" находятся в сослагательном наклонении. Но условное утверждение ничего не утверждает показательно. Обратите внимание, что Бог также призывает человечество соблюдать 10 заповедей, но из этого не обязательно следует, что человек обладает силой соблюдать заповеди. Заповедь как таковая не подразумевает способности ее выполнить. Скорее, заповеди Божьи предназначены для того, чтобы привести нас к осознанию нашего бессилия. С поразительной ясностью Павел учит, что таково намерение Божественного законодательства (Рим 3:20, 5:20, Гал 3:19,24). Бог исцеляет человеческую гордыню явлением Закона. Бог повелевает нам верить и повиноваться, но цель этого состоит в том, чтобы привести нас в отчаяние, чтобы мы осознали нашу полную неспособность сделать это, что приведет нас к милосердию Христа. Когда человек осознает, что даже само смирение является даром благодати, тогда и только тогда становится очевидным, что Бог действительно творит благодать в человеке. Закон никогда не был предназначен для того, чтобы наделять нас какой-либо властью, кроме как лишать нас нашей собственной, позволяя нам признать, что спасение - это дело одного Бога. Поэтому, если бы кто-то спросил, как можно спастись, ясный ответ был бы "верить во Христа" с пониманием того, что открытие нашего понимания и желания верить само по себе является милостивым Божьим даром.
Поначалу многие люди могут бороться против этой идеи, потому что она противоречит всему, чему их когда-либо учили в их церкви. Но я бы попросил вас подвергнуть сомнению ваши предположения. Внимательно и с молитвой прочитайте ссылки на Священные Писания, которые я вам дал, потому что это важно. Помните, что последствия грехопадения на разум и волю сделали человечество совершенно неспособным и не желающим приходить к Богу, где мы всегда отвергали бы Его, если бы были предоставлены нашей собственной невозрожденной природе. Будучи духовно мертвым, Писание учит, что это невозможно чтобы человек откликнулся, каким бы привлекательным ни был Бог (1 Кор.2.14). Сначала необходимо изменить природу и характер человека (оживить по Еф.2.5,, родиться свыше, как в Иоан.3.3.). Сказать, что мы когда-либо пришли бы к Богу по собственному выбору, если бы Бог сначала не осуществил это, значит недооценивать глубину и тотальность падения человека. Мы были духовно мертвы. Мертвецы не откликнутся только на мольбы и рассуждения (Рим.8.7) но только в сочетании с действенным призывом Иисуса, который поднимает их духовно, как Он сделал это с физическим Лазарем. Да, мы должны повелевать человеку каяться и верить, и таким образом мы возвещаем ему Евангелие, но Святой Дух должен позволить это и действенно привлечь его через нашу проповедь, если он хочет прийти добровольно (Иоан.6.37, 44, 64-65, Иез.11.19-20).
Наша честь как верующих состоит в том, чтобы проповедовать Христа распятого и наблюдать, как Бог совершает работу по возрождению души человека через оживление Святого Духа. Только Бог возрождает мертвый или падший дух Своих избранных, когда мы провозглашаем Его слово. Он пробуждает бедных грешников к жизни веры, чтобы они увидели, что Иисус не частично, а полностью взял на Себя наш грех на дереве. Его завершенной искупительной работы достаточно, чтобы навсегда избавиться от наших грехов. Вот почему мировые миссии так важны, поскольку невозрожденные могут прийти ко Христу только через слушание слова Божьего (Рим.10.13-15) возрождающей работой Святого Духа. (Однако есть заметные исключения из этого правила. Например, вероятные библейские исторические примеры апостолов или пророков, таких как апостол Павел и Иоанн Креститель, которые получили прямое откровение. Или, возможно, в случаях сверхъестественного откровения тем, кто умирает как избранные младенцы или инвалиды, у которых иначе не было бы естественной способности понимать многое, не говоря уже о слове Божьем. Люди могут быть спасены и были спасены прямым откровением, и Бог определяет, кто из них услышит Его голос. Физическая неспособность не более помеха для Бога, чем духовная неспособность. Бог создал нас, так почему же Богу было бы трудно прошептать на ухо нерожденному ребенку, у которого скоро будет выкидыш, и понимает ли он или она достаточно, чтобы примириться с Богом? ). Однако в обычных случаях Бог действует одновременно со Своей церковью посредством молитв и провозглашения Своего слова, чтобы привести домой Своих избранных из каждого "племени и языка, народа и нации".(Откр.5.8).
Я надеюсь, что это приведет людей к пониманию того, что библейские аргументы в пользу монергизма являются непреодолимыми, и постоянной темой, которая охватывает всю Библию. Синергизм, по - видимому, представляет собой систему теологии, которая неуклюже навязывается Священным Писаниям, пытается вчитать в Слово герменевтику, руководствуясь теологической предрасположенностью, которая, скорее всего, является результатом нескончаемого желания человека внести свой вклад в собственное спасение. Синергистам было бы трудно найти реальные библейские доказательства, подтверждающие их позицию. Однако я должен подчеркнуть, что я знаю многих искренних братьев и сестры, которые придерживаются синергетической позиции. Я молюсь о том, чтобы весь народ Господа вернулся к Священным Писаниям, чтобы искренне искать Божью волю в этом важном вопросе.
"Дух дает жизнь; плоть ничего не значит. Слова, которые я сказал вам, - это дух, и они-жизнь. И все же есть некоторые из вас, кто не верит"....  Вот почему Я сказал вам, что никто не может прийти ко Мне, если Отец не позволит ему" (Иоан. 6: 63-65).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn