Гэнон Мерфи В защиту монергистического возрождения

Инквизитор Эйзенхорн 2
В ЗАЩИТУ МОНЕРГИСТИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гэннон Мерфи

1. Введение

Является ли спасительная благодать Божья непреодолимой? Более того, достаточна ли возрождающая сила Божья в жизни верующего до или после принятия решения принять Христа как Спасителя? Прежняя позиция, иногда называемая монергистическим взглядом на возрождение или непреодолимую благодать - это классическая позиция кальвинистов. Согласно этой точке зрения, "благодать Божья является единственной действенной причиной начала и осуществления обращения" (1). Таким образом, сторонники монергизма рассматривают само решение принять Христа как естественный и неизбежный плод односторонней работы Святого Духа по возрождению. Последняя точка зрения, синергизм, является традиционной арминианской позицией. Согласно этой точке зрения, решение принять Христа как Спасителя приходит раньше возрождения, и в действительности является первым условием для этого. Несмотря на помощь предваряющей благодати, истинное возрождение следует за личным решением человека принять Христа как своего Спасителя.
Цель этой статьи - продемонстрировать, библейски и логически, что монергизм является сотериологической позицией  наибольшей верности Писанию. Божья спасительная благодать одновременно монергистична, непреодолима и действенна. Решение принять Христа - это не антропологический импульс, который призывает Божью спасительную силу, но ответ, который становится определенным после возрождающего призыва Святого Духа в тех, кого избрал Бог. Бог решительно и обдуманно побуждает падший дух избранных к внешнему призыву, исходящему от проповеди Его Слова, чтобы он был охотно и с радостью принят.
Прямые библейские и богословские доказательства будут собраны в защиту монергистской точки зрения. Аргументы в пользу синергетической точки зрения, включая так называемые "арминианские тексты", также будут проанализированы и подвергнуты критике. Наконец, набор силлогистических аргументов (построенных на библейских предположениях) продемонстрирует, что синергетический взгляд противоречит принципам логики.

2. Библейская защита

Чарльз Сперджен однажды сделал заявление, что "все мы, по своей природе, арминиане" (2). Хотя на первый взгляд это утверждение может показаться кому-то излишне полемичным, возможно, опыт и небольшое размышление подсказывают, что оно более чем точно. Любой, у кого была возможность стать свидетелем типичной реакции, проявляющейся у тех, кто впервые услышал разъяснение кальвинистских доктрин, не может не задаться вопросом, хотя бы на мгновение, не попал ли Сперджен прямо в точку. Ибо, как только начинают употребляться специфические выражения, такие как предопределение или избранные, почти всегда наблюдается довольно воинственная и непроизвольна реакция со стороны слушателя, который возражает: "Почему же тогда Бог все еще обвиняет нас? Это просто не кажется мне правильным или справедливым!" Действительно, часто предпринимаются немедленные усилия, чтобы выпотрошить язык предопределения, содержащийся в Священном Писании, и творчески отлить его в другую интерпретирующую форму. Этот факт должен оказаться поучительным для любого человека, интересующегося этими вопросами, независимо от того, раскинет ли он в конечном счете свой шатер в кальвинизме или в лагере арминиан. Что именно в так называемой "кальвинистской системе" заставляет людей (как верующих, так и неверующих) так быстро поносить ее учения и реагировать так пароксизмально? Что мы узнаем о человеческой природе и ее привычках благодаря этим почти повсеместным реакциям на древнее церковное учение? Очевидно, что в нашей природе есть что-то, что заставляет нас защищать то, чему угрожает Божественный монергизм. Что это такое на самом деле?
С точки зрения библейской антропологии, это не может быть ничем иным, как нашим врожденным стремлением к автономии (3). Падшая природа человечества такова, что мы испытываем естественное отвращение ко всему, что попахивает подавляющей властью и контролем и что угрожает умалить наше чувство свободы и права выбирать для себя  собственную судьбу. Но не было ли это, в конце концов, первородным грехом в Саду и именно тем духовным раком, который Адам оставил нам, своему далекому потомству? Все начинает обретать смысл. Существует естественная тревога, которая со всей силой поднимается внутри нас, когда мы впервые познакомимся с основами богословия Реформации и ее учениями о благодати, которая неизменно влечет за собой предопределение в прямом смысле этого слова. Что касается этого первоначального шока и избегания, один лютеранский теолог ясно излагает то, что многие испытывают, говоря об этом: "Узнать, что Бог не заинтересован в том, чтобы наша судьба оставалась в наших руках, - это страшная мысль, когда мы доверяем себе больше, чем Богу. Это может привести к бессонным ночам. Это может спровоцировать жаркие споры. Мы могли бы пожелать избежать этого ради любви - но любви к чему? Конечно, не к Богу. Бог-это главный, к кому мы относимся, и Он не допустит, чтобы одно из его созданий любили выше Него Самого. Избегать рассмотрения центральных вопросов, касающихся спасения из любви, - это не духовно, это плотское" (4).
Проще говоря, людям не нравится, когда им говорят, что они не автономны и что на самом деле они буквально находятся ни в чем ином, как в абсолютной милости Бога и агентов Его средств. Св. Павел старается донести эту мысль до прихожан римских церквей, недвусмысленно заявляя, что, учитывая абсолютную суверенность Бога, Божественная милость "поэтому зависит не от желания или усилий человека, а от Божьей милости" и что "Бог милует тех, кого Он хочет помиловать, и ожесточает тех, кого Он хочет ожесточить" (Рим 9:16;18). Конечно, будучи апологетом Божьего превосходства, апостол сразу предвосхищает обиженные слова тех, кто будет возражать против этого авторитетного учения, говоря: "Кто-то из вас скажет мне:" Тогда почему Бог все еще обвиняет нас? Ибо кто противится Его воле?" (Рим 9:19). И на это Павел произносит самый смиренный и сильный ответ, чем-то напоминающий знаменитый диалог Иова с Богом, произошедший много веков назад: "Но кто ты такой, о человек, чтобы перечить Богу? Должно ли то, что сформировано, сказать тому, кто его сформировал: "Почему ты сделал меня таким?" Разве гончар не имеет права делать из одного и того же куска глины какую-то глиняную посуду для благородных целей, а какую-то низких? Что, если Бог, решив проявить свой гнев и показать свою силу, с великим терпением переносил объекты своего гнева, подготовленные к уничтожению? Что, если Он сделал это, чтобы показать богатство своей славы объектам Своей милости, которых Он заранее приготовил для славы" (Рим 9:20-23)?
Нет лучшего места, чем это, чтобы начать защиту реформатской доктрины монергистического возрождения. Неоспоримым фактом является то, что ответ Павла своему оппоненту в этом отрывке был бы совершенно бессмысленным, если бы он сначала пропагандировал какую-то форму арминианской сотериологии, где человеческий выбор предшествует Божественной милости. Ибо, если бы арминианская схема была верна, ответ Павла на вопрос, почему Бог "все еще обвиняет нас", заключался бы просто в том, что Бог реагирует на результаты нашего собственного свободного выбора, то есть на то, как мы используем наши собственные внутренние силы моральной воли и свободы воли. Но факт в том, что мы видим Павла поступающим с точностью до наоборот. Его внимание не имеет ничего общего с людьми и их "способностями" или  свободной волей. Скорее, он решительно отвергает такие представления, очень четко подчеркивая, что все результаты напрямую зависят от Бога и Его права осуществлять  провидение над Своими созданиями. Творение не тычет пальцем в Творца и не говорит: "Как  думаешь, что Ты делаешь!" Если Бог делает одно с одним из Своих созданий и другое с другим, какое нам до этого дело? Господь Иисус вполне повторяет ясно, что "Сын дает жизнь тому, кому Ему угодно дать ее" (Ин 5:21б). Как библейский толкователь, Роберт Моунс излагает это в своем комментарии к Римлянам, Суть [главы 9] в том, что милости Бога не определяются кем-либо или чем-либо вне Его Самого. Божья цель в избрании основывается не на человеческой воле (тело) или усилии (тречо), а на Божественной милости" (5). Жан Кальвин также подтверждает очевидный смысл Рим.9, когда говорит: "Когда [Богу] угодно спасать, у человека нет свободной воли опротивляться. Поэтому нельзя сомневаться в том, что человеческой воле нельзя противостоять воле Божьей... или препятствовать делать то, что Ему угодно, поскольку Он делает это через саму волю людей" (6).
Таким образом, ответ Павла имеет не больше смысла на фоне арминианства, чем вопрос, заданный ранее его воображаемым собеседником. Если бы арминианская система была верна, возражать было бы не для чего! И все же сравните ясные учения Павла с учениями Якоба Арминия: "Что же тогда, спросите вы, делает свободная воля? Я отвечаю кратко, это спасает. Отнимите свободу воли, и ничего не останется, что можно было бы спасти…Эта работа [спасения] не может быть осуществлена без двух сторон - одной, от которой она может исходить; другой, кому или в ком она может быть совершена (7).
Для Арминия именно свободная воля человека спасает, позволяя Божьей благодати войти в его жизнь! Но для Павла тот факт, что Божественная милость и спасение человека полностью зависят (Рим 9:16) от благодати и милости Божьей, лежит в основе его послания. В этом суть доктрины монергистического возрождения и, если уж на то пошло, самого Евангелия. Для того, чтобы что-то полностью зависело от чего-то другого, последнее должно быть полной и достаточной причиной первого, то есть спасение зависит от Бога, а не от человека. Таким образом, монергизм поддерживает правильную библейскую модель спасения, в то время как синергизм этого не делает.
Печальный факт состоит в том, что в современном евангельском мире почти полностью забыта истинная, основополагающая сущность, заложенная в доктрину sola gratia первоначальными Реформаторами, которая неизбежно предполагала, что Бог избрал для Себя народ не иначе, как по Своему собственному суверенному благоволению. Это в корне противоречит представлению о том, что решающим моментом в спасении человека является его выбор принять Божье спасение. Как выразился выдающийся принстонский богослов Б. Б. Уорфилд: "Все великие реформаторы были предопределенцами. Реформация была, с богословской точки зрения, августинским возрождением. В самом ее сердце был бунт против концепции спасения, которая господствовала и проклинала Средние века, - концепции, которая отбросила человека назад в решающий момент его спасения на самого себя" (8).
Протесты, конечно, последовали через некоторое время после первоначальных событий Реформации. И, как мы увидим, сотериологическая схема, обнародованная этой реакционной группой, привела не столько к убедительному объяснению библейских данных, касающихся предопределения и избрания, сколько к их полному отрицанию. Примечательным фактом, помимо только доктрин избрания, является то, что даже светские источники признали либерализующий эффект, который бренд арминианства, распространяемый протестантами, оказал на евангелизм вплоть до по сей день.
Было сказано, что "сила реформатской позиции заключается в толковании -интерпретации [библейского] текста в свете его грамматики, синтаксиса и контекста" (9). Более того, библейские данные, подтверждающие представление о том, что Божья односторонняя спасительная благодать является единственной силой, влияющей на наше спасение, обильны и сильны. Это видно, например, в Евангелии от Иоанна, где апостол говорит о тех, кому Христос дал силу стать детьми Божьими - они "родились не от крови, не от воли плоти, не от воли человеческой, но от Бога" (Ин 1:13). Действительно, как Сам Христос говорит Никодиму: "Плоть рождает плоть, но Дух рождает дух" (Ин 3: 6). Более того, "Ветер дует, куда хочет. Вы слышите его звук, но не можете сказать, откуда он исходит или куда направляется. Так бывает со всеми, рожденными от Духа" (Ин 3:8). Мы не контролируем ветер. Скорее, он дует, куда он хочет, точно так же, как Бог изливает Свой Дух на того, на кого Ему угодно это сделать. И тем, кто может почувствовать себя вынужденным бросить вызов Божественной справедливости этого очевидного предпочтения, Иисус риторически спрашивает: "Разве мне не дозволено делать то, что я хочу, с тем, что принадлежит мне?" (Мтф 20:15) (10).
Как заметил Уэйн Грудем, эта суверенная работа Бога по возрождению была четко предсказана в пророчестве Ветхого Завета, где показано, что возрождение в полной мере является делом Божьим (11). Действительно, Бог обещал будущее время, в которое Он изольет Свой Дух на избранных Им людей, даруя им новую жизнь и создавая в них новые желания: Я дам тебе новое сердце и вложу в тебя новый дух; Я удалю из тебя твое каменное сердце и дам тебе сердце из плоти. И Я вложу в вас Свой Дух и буду побуждать вас следовать Моим указам и быть внимательыми в соблюдении Моих законов (Иез 36:26-27). Это люди, то есть избранные Богом, - те, о которых Павел говорит в Рим. 8 в том, что стало известно как "Золотая цепь спасения": "Тех, кого Бог предвидел, Он также предопределил быть подобными Своему Сыну, чтобы Он мог быть первенцем среди многих братьев. И тех, кого Он предопределил, Он также призвал; тех, кого Он призвал, Он также оправдал; тех, кого Он оправдал, Он также прославил" (Рим 8:29-30) (12)
Арминианский теолог Роберт Шенк утверждает, что в этом отрывке "в утверждении Павла нет ничего, что устанавливало бы, что избрание является безусловным или что все, кто испытывает призвание и оправдание, неизбежно будут упорствовать" (13). Шенк пытается переработать этот отрывок таким образом, чтобы "корпоративное избрание во Христе" (14) - это то, чему Павел действительно пытается нас учить. Другими словами, тот, кто "во Христе" по своей собственной воле, затем "избран" Богом. Шенк также придерживается классического арминианского взгляда на избрание, который рассматривает его как основанное на Божьем предвидениеи Шенк говорит: "В Рим. 8: 28-30 избрание сопутствует Божьему предузнанию" (15). Все это может сработать для одной большой проблемы: Божьего призвания. Без этого призвания оправдания и окончательного прославления не бывает. И язык Павла ясен: те, кто призван, оправданы и прославлены. Избрание не может быть основано на предузнании, поскольку оправдание в первую очередь зависит от Божьего призвания. Павел аккуратно резюмирует Свое учение о Божественной благодати в 1 Кор 1:30, где он говорит:"Благодаря Его деяниям вы во Христе Иисусе". [курсив автора]. Как говорит богослов Джеймс Уайт по поводу этого отрывка: "Не нашими действиями, не сочетанием наших действий и Божьей благодати, но Его действиями мы пребываем во Христе Иисусе" (1 Кор 1:31) (16).
Именно такая слабая экзегеза со стороны Шенка и других арминиан в отношении таких отрывков, как Рим. 8 и 9, побудила Сперджена рассказать об одной из его встреч с такими утверждениями: "Я вспоминаю, как один арминианский брат рассказывал мне, что он перечитывал Священные Писания десятки или более раз и никогда не мог найти в них доктрину избрания. Он добавил, что был уверен, что сделал бы это, если бы это было там, потому что он прочитал это Слово на коленях. Я сказал ему: "Я думаю, что вы читаете Библию в очень неудобной позе, и если бы вы читали ее в своем удобном кресле, у вас было бы больше шансов понять ее. Молитесь, во что бы то ни стало, и чем больше, тем лучше, но это суеверие - думать, что дело в позе, в которой человек ставит себя на чтение: а что касается того, чтобы прочесть Библию двадцать раз, не найдя ничего о доктрине избрания, удивительно, что вы вообще что-то нашли'" (17).
Однако не только Павел с большой ясностью излагает доктрины монергизма (хотя его учения должно быть достаточно, поскольку нужно только один раз прочитать что-то в Писании, чтобы это было правдой!). Многие удивляются, узнав, что некоторые из самых сильных учений о монергистическом возрождении содержатся в словах Самого Христа. Мы уже видели некоторые из этих учений, если, по крайней мере, косвенно. Однако именно в Иоан.6 и 10 эти учения становятся совершенно ясными. Как замечает Уайт, Иисус учит доктрине безусловного избрания в самых монергистических терминах, которые только возможны (18): "Все, что дает мне Отец, придет ко мне, и того, кто придет ко мне, я никогда не прогоню…И такова воля Пославшего меня, чтобы Я не потерял ничего из того, что Он дал мне, но воскресил их в последний день…Никто не может прийти ко мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:37,39,44). Иисус добавляет в ст. 65, что "...никто не может прийти ко мне, если Отец не позволит ему". Только в этом отрывке Иисус сразу подтверждает по крайней мере четыре из так называемых "пяти пунктов кальвинизма", включая полную порочность ("никто не может прийти", если он не привлечен (ст. 44)), безусловное избрание (Отец дает  верующих Сыну (ст. 37)), непреодолимую благодать ("Все, что Отец дает, придет..." (ст. 37)) и настойчивость святых:"Я не потеряю ничего из того, что от Него дано Мне (ст. 39))!
Позже, в Иоан.10.14-30, Иисус вступает в очень откровенный диалог с неверующими евреями, в котором Он объясняет природу Своих отношений, как Великого Пастыря, со Своими "овцами". Решающее значение здесь имеет порядок, в котором Иисус повторяет Свой упрек в ст.е 26. Почему Иисус говорит, что евреи не верят? Ответ в том, что они не Его овцы. Арминианская система меняет этот порядок на противоположный. Для того, чтобы это сработало, кто-то не был причислен к овцам, должно быть, из-за их неверия. Но Иисус ясно дает понять, что для того, чтобы верить, в первую очередь, вы должны быть среди Его овец, которых Отец дает Ему! (ст. 29).
Этот порядок вещей в том, как верующий приходит к вере, по-разному повторяется в других частях Писания. Лука упоминает об этом в Деян. 13:48, где он записывает, что, услышав Евангельскую весть, тамошние язычники "возрадовались и почтили слово Господне; и все, кто был назначен к вечной жизни, уверовали". Вера язычников была результатом, а не причиной предназначения к вечной жизни, данного им Богом (19).

1. Дополнительные библейские тексты, поддерживающие монергистическое возрождение.

Прежде чем перейти к рассмотрению так называемых "арминианских текстов", а затем к защите монергизма с использованием ряда логических выводов, ниже приводится список нескольких других библейских отрывков, которые критически относятся к возрождению монергизма (хотя этот список ни в коем случае не является исчерпывающим). Простое прочтение этих текстов немедленно разрушает любую арминианскую интерпретацию веры, предшествующей спасительной благодати: Фил.1.29, Иоан.1.18, 15.16, 17.2, Деян.16.14, Мтф.11.27,  2 Тим.2.24-25

2. Так называемые "арминианские тексты".

Разве Библия не говорит, что Бог желает, чтобы все были спасены? Как же тогда это согласуется с идеей о том, что Бог должен назначить людей сначала верить в Евангельскую весть, а затем в одностороннем порядке возрождать их, чтобы они могли это делать? Например, Павел пишет: "Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины" (1 Тим 2: 3-4). И Петр говорит, что "Господь не медлит с исполнением своего обетования, как некоторые понимают медлительность. Он терпелив с вами, не желая, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет 3:9). Разве эти отрывки не противоречат реформатской доктрине монергизма?
Решение этой проблемы заключается в понимании различных типов Божьей воли. Мы должны различать по крайней мере три категории воли Божьей, а именно: суверенную, действенную (или определяющую) волю Бога, Его наставляющую волю и то, что иногда называют Божьей волей расположения. Первая из них, суверенная, действенная воля Бога, относится к той воле Бога, которая одновременно сокрыта и непреодолима. Именно с помощью этой воли, например, Бог создал мир и все его функционирующие элементы, подобные свету. Когда Он сказал: "Да будет свет" (Быт 1:3), свет не мог ослушаться Его и отказаться светить. Это была суверенная, действенная воля Бога, чтобы свет сиял, и так оно и было. Точно так же у Бога есть вечный замысел для человечества, который подпадает под категорию этой воли. Его план в искупительной истории осуществится. Этого не может не произойти. Бог преуспеет в Своей цели сотворения мира. Человек не может помешать Своим планам. Пророк Исаия утверждает: "Ибо Господь Всемогущий замыслил, и кто может помешать ему? Его рука протянута, и кто может повернуть ее вспять?" (Это 14:27)
Вторая из воль Божьих, Его заповедующая воля, относится к тому, что Бог открыл нам через Свои библейские заповеди. Руководящая воля Бога не скрыта от нас, как в случае с Его определяющей волей. Это включает в себя такие вещи, как Декалог и заповедь Христа "Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" (Матфея 22:37). Это то, что Господь желает, чтобы мы делали, и мы можем отказаться и иногда отказываемся это делать! Нам поручено соблюдать заповеди Божьей воли, открытой нам в Писании. Остальное - это Божье дело. Ибо, как сказано у Исаии: "Мои мысли - не ваши мысли, и ваши пути - не Мои пути", - провозглашает Господь " (Ис 55:8). То, что мы можем нарушать и нарушаем заповедующую волю Бога, не означает, что конечные планы Бога каким-то образом могут быть сорваны. Действительно, даже нарушение закона и несоответствие Божьим заповедям вписывается в Его совершенный план искупления человечества.
Тем не менее, мы несем ответственность за соблюдение Божьих заповедей. Не в нашей компетенции говорить: "Будем делать зло, чтобы могло прийти добро" (Рим 3: 8). Это Божье дело - использовать зло во благо, а не наше. Если Бог допускает грех, Он допускает его с совершенно благой целью. Однако, если мы грешим, мы грешим для того, чтобы грешить, а не для того, чтобы могло прийти добро. Сказать иначе - значит навлечь на себя осуждение. Мы несем ответственность за то, что Бог открывает нам, за то, что Он повелевает нам делать.
Наконец, третья воля Бога, Его воля расположения, описывает те вещи, которые приятны или доставляют удовольствие Богу. Богослов Роберт Спраул так описывает Божью волю расположения: "Эта воля  описывает отношение Бога…Например, Богу не доставляет удовольствия смерть нечестивых, но Он, несомненно, желает или предписывает смерть нечестивых. Высшая радость Бога - в Его собственной святости и праведности. Когда Он судит мир, Он радуется подтверждению Своей собственной праведности и справедливости, но все же Он не радуется в мстительном смысле по отношению к тем, кто принимает Его суд. Богу приятно, когда мы находим удовольствие в послушании. Он очень недоволен, когда мы проявляем непослушание" (20).
То, что Петр и Павел рассказывают нам в приведенных выше отрывках, подпадает под рубрику Божьей воли расположения. В конце концов, если бы они подчинились Его суверенной, действенной воле, никто бы не погиб! Каждый пришел бы к спасению, что доказывает слишком многое для арминиан, превращающих этот отрывок в защиту еретической доктрины универсализма. Но очевидно, что многие люди действительно погибают в своих грехах. Таким образом, как выразился Грудем, "эти стихи просто говорят нам, что Бог приглашает и повелевает каждому человеку покаяться и прийти ко Христу для спасения, но они ничего нам не говорят о тайных Божьих указах относительно того, кто будет спасен" (21).  Миллард Эриксон сравнивает 1 Тим 2:3-4 и 2 Пет 3:9 с отрывком из книги Пророка Иезекииля, где Бог провозглашает: "Я не получаю удовольствия от смерти нечестивых, но скорее от того, чтобы они свернули со своих путей и жили..." (Иез 33:11). Бог просто показывает, что Он не получает непосредственного удовольствия от наказания нечестивых (22). Однако в Притчах 16:4 мы читаем, что "Господь все делает для своих собственных целей-даже нечестивых на день бедствия."Как это может быть правдой и то, и другое? Простой ответ заключается в том, что отрывок из Иезекииля подпадает под Божью волю расположения, в то время как последнее подпадает под суверенную, действенную волю Бога. Хотя Богу не доставляет удовольствия уничтожать нечестивых, Он все равно собирается обрушить на них Свою ярость, потому что это исполняет большее благо, которое Он замыслил в Себе. Аналогией для лучшего понимания этого, хотя и грубой, была бы аналогия с тем, как родители наказывают ребенка. Хотя это не приносит им никакого удовольствия или восторга, они все равно делают это, потому что этого требует "справедливый" характер (23).
Мы также должны помнить, что, в конечном счете, Бог не собирается делать ничего такого, чего Он не хочет или не желает делать! Реформатская мысльучит, что суть Божьего замысла в таких вещах заключается в возрастании Его собственной славы, которая в дальнейшем проявляется как в том, что Он вершит правосудие и гневается на нечестивых, так и в распространении Его благодати и милости на безусловно избранных. Оба плана будут выполнены.

3. Логическая защита

До сих пор мы видели, каким образом Писание поддерживает монергистическое возрождение и вытекающую из него непреодолимую благодать. Теперь мы переходим к задаче доказательства этих доктрин с использованием комбинации библейских аксиом, которые имеют отношение к сотериологии, и простого, силлогистического применения правил логики, особенно закона непротиворечивости и закона причинности. В этом заключительном разделе, вне всякого сомнения, должно быть ясно, что синергизм явление не только небиблейское, но и в корне нелогичное.
Желание и последующее решение получить спасение, X, либо а. вызвано, либо
б. беспричинно. Если X беспричинно, то это эффект, созданный самим собой, который невозможен. Ибо для того, чтобы нечто создало само себя, оно должно существовать до самого себя, что нарушает закон непротиворечивости (поскольку оно должно было бы быть и не быть одновременно, в одном и том же смысле). Таким образом, X чем-то вызван. Это что-то либо, а. внутреннее (изнутри индивида)-внутренний монергизм
б. комбинация внутренних и внешних причин (как изнутри, так и снаружи индивида) - синергизм с. внешнее (извне индивида) - внешний монергизм
Если конечная причина X является внутренней, то она достигается с помощью одной или нескольких из следующих конститутивных человеческих способностей:
а. тело (соматическая причинность), б. разум (когнитивная причинность) или
в. дух (пневматическая причинность). Совершенно очевидно, что X нельзя отнести к телу. Ибо действия тела управляются разумом, и тело не принимает сознательного участия в акте спасения или в чем-либо еще. Строго соматические свойства не приводят к сознательным, рациональным эффектам.
С другой стороны, если X в конечном счете вызвано чем-то в уме или когнитивно, то можно сказать, что разум, который выбирает X, жизненно превосходит разум, который отвергает X. Ибо для ума явно лучше выбрать спасение, чем не делать этого. Однако непротиворечивая логика делает такой сценарий абсурдным, действительно небиблейским, ставя спасение в зависимость от присущей человеку интеллектуальной проницательности. Но Писание обильно подтверждает, что спасение распространяется на весь спектр человеческих существ, независимо от генетического содержания, врожденных факторов или уровня образования. Христианство это вера не только для ученых. Скорее, Христос говорит: "Придите ко Мне, все утомленные и обремененные" (Мтф. 11:28)
С библейской точки зрения, третий вариант, а именно, что X в конечном счете вызвано чем-то в духе человека, столь же абсурден, как и второй вариант. Ибо в этом случае можно сказать, что изначально одержимый дух того, кто выбирает X, превосходит, действительно более праведен, чем тот, кто отвергает спасение. Спасение - это, конечно, самое славное и святое событие. Таким образом, мы были бы вынуждены заявить, что те люди, которые склоняются к спасению, тем самым выступая в качестве его окончательной достаточной причины, обладают духом, который по сути своей  более праведен, чем дух, которым обладают те, кто отвергает спасение. Такая идея, возможно, еще более нелепа, чем предыдущая, в свете того, чему Библия учит нас об универсальном состоянии падшего духовного состояния человека в полном отделении от Бога (1 Кор. 2:14; Рим. 3:23; 5:12; 6:20; Мк 7:21-23; Иер 17:9). Более того, дух, его способности и способности - все это наделено людьми их Создателем, и это при полном онтологическом равенстве (Гал 3:28; Деян. 10:34). Эти аргументы убедительно демонстрируют, что внутренний монергизм должен быть исключен.
Второй вариант, синергизм, также может быть исключен. Ибо здесь нас интересует простая причинно-следственная связь X и, следовательно, достаточная причинно-следственная связь, в отличие от того, чтобы потеряться в множестве необходимых условий. Если переменные A, B и C являются необходимыми причинно-следственными факторами, то каждая из них необходима, но недостаточна для достижения X, т.е. Желания и вытекающего из этого решения принять Христа в вере. И если их недостаточно, то они не являются окончательными. Только последний, решающий фактор, D, может считаться конечной причиной X. Ибо это произойдет только тогда, когда наступит этот последний фактор чтобы приложить свою силу, чтобы данный эффект был реализован.
Проще говоря, этот последний фактор должен подпадать под категорию внутреннего или внешнего монергизма как необходимого и достаточного условия. Синергизм, таким образом, лишь на шаг отодвигает первоначальный вопрос о том, как в конечном итоге прийти к X. Синергист утверждает, что Бог с помощью предваряющей благодати обеспечивает необходимые условия, которые формируют основу для принятия христианского решения, но что конечный - и, следовательно, достаточный - фактор остается на усмотрение индивида. Божья благодать - необходимое, но недостаточное условие для спасения человека. Бог может милостиво предоставить все возможные необходимых условий, но конечный результат ненадежно зависит от антропоцентрического баланса человеческих решений. Индивид должен проявить монергистическую силу, если хочет обрести спасение. И, действительно, приобретенный, а не полученный, он должен быть в арминианской системе. Именно это заставляет одного ведущего теолога прокомментировать, что "в глазах реформатов арминианство было отказом от новозаветного христианства в пользу иудаизма. Ибо полагаться на себя в вере в принципе ничем не отличается от того, чтобы полагаться на себя в делах, и одно так же не по-христиански и по-антихристиански, как и другое" (24).
Действительно, некоторые ученые даже зашли так далеко, что называют арминианство просто "христианским гуманизмом". Этот термин хорошо иллюстрирует то, как синергизм просто поддерживает соответствующие вопросы на этапе, ведущем, опять же, к внутреннему монергизму. Ибо в этот период просвещения чему мы обязаны решением избрать спасение в тех, кто проявляет его? Можно ли найти локус их решения в теле, уме или духе? Какая из этих способностей заставляет их с превосходством над своим ближним (который получает такое же озарение) принимать правильное решение? Синергизм, совершенно очевидно, является логически и библейски несостоятельной философией.
Увы, у нас остается последний вариант: желание и последующее решение получить спасение осуществляется посредством внешнего монергизма. Бог - это вполне достаточная причина для нашего спасения. Таким образом, решение о спасении является результатом или плодом, а не причиной возрождения, которое монергически совершается в нас Богом. Эта вера приходит по благодати от Духа, Который движется, как ветер, дует, куда Он хочет, так что Божьи избранники-это те, кто "рожден не от естественного происхождения, не от человеческого решения или воли, но рожден от Бога" (Ин 1:13).  И, опять же, как говорит Павел, "это зависит не от того, кто желает или подвизается, но от Божьей милости" (Рим 9:16).

4. Заключение

Реформатская доктрина монергистического возрождения не должна нас отталкивать. Это то, что должно смирить нас и сделать нас еще более благодарными Богу за то, что Он осуществил и обеспечил наше спасение; за то, что он сделал для нас то, что мы не могли сделать сами. Это повод для похвалы, а не для кислых стенаний или протеста, которые наносят ужасный ущерб великим и славным делам Божьим. Божественное всевластие - это то, что имели в виду реформаторы, когда утверждали, что наше спасение совершается sola gratia и soli Deo gloria только по Божьей благодати для Его славы. Когда мы размышляем, почему спасены мы, а не наш ближний, это учение напоминает нам, что это от Него. И хотя мы не знаем, что в Боге побуждает Его выбирать одно перед другим, мы знаем, чем это не является. Это не что-то в нас самих. В нас нет ничего, на что мы могли бы указать, что заставляет Бога выбирать нас, а не нашего ближнего. Причина кроется где-то в сфере Его скрытой мудрости и суверенной воли. Таким образом, мы уверены, что Его дарованная нам вера - это Его дар в соответствии с Его целью, благоволением и совершенным планом для мира (Еф 1:5). И мы восхваляем и прославляем Его - зная, что это не от нас, а от Него одного, чтобы никто не хвалился (Еф 2:8).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn