1767 – 1768 ГОДЫ. ПИСЬМА ЕПИСКОПУ ПЕРЕЯСЛАВСКОМУ И БОРИСПОЛЬСКОМУ ГЕРВАСИЮ. ПЕРВОЕ ПИСЬМЕННОЕ УПОМИНАНИЕ ПРОЗВИЩА БЕЗПОЯСКО В ВАЛЯВЕ.
Первые письменные источники, связавшие носителей прозвища Безпояско и Жежер с Валявой, были найдены в многотомном издании «Архив Юго-Западной России …» [1]. Приведу два письма полностью.
«Донесение жителей села Валявы Гервасию, епископу переяславскому и бориспольскому, в котором они, объясняя, что некоторые из них, во время гонений от униатов, принуждены были склониться на унию, просят простить таковых, снова принять всех в ведомство Переяславской епархии и дозволить священнику их Иоанну Войнарскому, изгнанному униатами, снова возвратиться на свой приход. 1767 г. Июня 11» [1, с. 257].
«Ясне в Бозе высокопреосвященнейшему господину, господину Гервасию, епископу переяславскому и бориспольскому, высокомилостивому архипастырю нижайшее доношение.
По той стороне Днепра, ныне в польской области…, как по всех тамошних местах, так и мы, нижайшие волости смилянской, села Валявы жители, с прародителей и родителей наших будучи православно-восточного греко-российского исповедания, по всем обрядам христианским издревле принадлежали и реферировалися к здешней православной епархии и ея преосвященным архиереом, и как святыи восточныи приходскии свои церкви по благословению оных преосвященных закладаемы и освещаемы имели, так к оным святые антиминсы и священники рукополагаемы были, как о всем том вашему высокопреосвященству по делам в духовной вашего преосвященства консистории имеющимся, задоволно и обстоятелно уже известно есть. С прошлого ж 1766 года западного грекоримского костёла, епархии радомышльской, попы унияты как начали, по своему самоправству, в таковом нашем православном веровании препятствовати и приходским нашим священникам, насильно восклоняя на унию, многии нестерпимыи злоключения причинять, так что они принуждены, оставя приходы и жилыи домы со всем бедным имуществом, перебратся под защиту в Россию, в епархию вашего преосвященства, и по разным местам разойтись, где и ныне находятся, а потом и нам нижайшим мирским таковыи ж и горшие утеснения, мучителства и самыи смертныи забойства начали причинять, как и о сем вашему преосвященству з наших представителей совершенно известно есть; то некоторые из нас нижайших согрешили пред Господом Богом, хотя бо не с ревностию и не с истинным сокрушением, но точию вышедши из терпения и как бы толко позбыть таковых бед, дерзнули по малодушию своему, а по насилству оных безсовестных униятов, сообщится с ними пением в церквах, попами их униятами ж отправляемого, и других треб по их обрядам преподаваемых, о чем ныне с чистосердечным сокрушением и плачевно принося Господу Богу покаяние, желают быть неотступно и вечно с потомством своим в пастве вашего преосвященства. А как де уже ныне оные безправние униятские дерзости и посягательства, милостию Господнею, как в других местах, так и в нашем местечке Валяве, несколько утихли, пения же Божественного и других треб, мало не целый год уже проходит, как лишаемся и не имеем от кого получить; того ради, вашему высокопреосвященству, яко милостивому своему архипастырю, о всем вышеописанном смиреннейше представляя, рабски молим и заблудших, по малодушию своему, во власти от Всевышняго, вашему святителству данной, разрешив, благословить и к пастве своей принять, и всех от такового падения, по насилству униятскому, могущаго приключится, спасая, архипастырски дозволить святопокровской церкви священнику благочестивому Иоанну Войнарскому, хотя для преподания самонужнейших треб християнских возвратитися на свой приход, а что другой валявской благочестивой же святововведенской церкви священник викарий благочестивий Иоанн Полусин опять возвратился на унию и в той церкви по униятскому порядку служения отправляет, а к тому и народ склоняя, немалое смятение делает, о том вашему святительству у благоразсмотрение нижайше представляем.
Вашего высокопреосвященства нижайше просят вышеописанного села Валява жители, церкви святововведенской прихожане Тишко Шевченко, Василь Джеджер, Филип Безпалчий, Василь Марченко, Евтихий Петренко, Яков Коваленко» [1, с. 257 – 260].
Ниже приведено повторное «Прошение жителей местечка Валява к Гервасию, епископу переяславскому и бориспольскому, о возвращении к ним на приход священника их Иоанна Войнарского, удалившегося за Днепр от насилий со стороны униатов. 1768 г. генваря 3» [1, с. 465].
«Ясне в Бозе высокопреосвященнейшему господину, господину Гервасию, епископу переяславскому и бориспольскому, высокомилостивому архипастырю нижайшее доношение.
З прошлого 1766 года, по причине умножившихся от безправных униятов на благочестивых [православных] нестерпимых гонений, священник местечка Валявы, церкви Покрова Богоматери Иоанн Войнарский, оставив приход и все бедное имущество, сюды в Россию, под защиту, в епархию вашего преосвященства перешол. Мы же тоя церкви прихожане и поныне пения Божественного, и других треб христианских лишаемся и не имея от кого оных получать, по долгу своего христианства, не малую нужду претерпеваем: того ради вашего высокопреосвященства всенижайше просим оному священнику приходскому Иоанну Войнарскому повелеть возвратится на приход свой и всякия нам требы преподавать, в чём и учинить милостивое определение.
Вашего высокопреосвященства о сём нижайше просят жители местечка Валявы: Игнат Жежер, Грицко Безпояско, Грицко Кучменко…» [1, с. 465 – 466].
По ознакомлению с письмом епископ Гервасий распорядился «послать указ к священнику Иоанну Войнарскому, чтоб он ехал в свой приход и за прибытием как в том всякия православно восточной грекороссийской церкви требы, со всякою ревностию, по силе своего звания, в церкви своей отправлял, так и по другим местам в приходах… православный народ о сохранении цело и ненарушимо своея православновосточныя веры утешал…»
[1, с. 466 – 467].
Точно неизвестно, вернулся ли (и, если да, то, когда) священник Иоанн Войнарский по указанию епископа Гервасия в Покровскую церковь села Валява, но доподлинно известно, что с 1793 года священником в церкви служил его сын Фёдор.
Во втором письме стоят рядом прозвища Игнат Жежер и Грицко Безпояско. Я нашёл в «метрике» Покровской церкви села Валява за 1786 год [2], что Игнатий Жежер умер в апреле 1786 года в возрасте старше 90 лет. В церковной записи возраст явно завышен. Это значит, что он родился около 1706 года. Пережил в Валяве "Колиивщину" 1768 года, которая произошла через полгода после написания письма. Может быть, несмотря на возраст, был её участником, увернувшимся от преследования.
Это значит, что Грицко Безпояско был по возрасту ему близок. Также вместе с ним пережил "Колиивщину" в Валяве. А это означает, что подписавший письмо Грицко Безпояско – это Григорий Антонов сын Безпояско (годы жизни с 1715 по 17.02.1793), записанный в «книге метричной» Покровской церкви села Валява за 1793 год священником Фёдором Войнарским [3].
ЕПИСКОП ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ И БОРИСПОЛЬСКИЙ ГЕРВАСИЙ
Киевская митрополия находится в подчинении Московского патриархата с 1686 года.
В 1695 году митрополит Киевский Варлаам Ясинский возбудил дело об учреждении в Переяславе архиерейской кафедры, и в 1698 году вновь «дано было повеление о постановлении епископа в Переяслав…» [4]. Епархия была возрождена в 1700 – 1701 годах как коадъюторство (викариатство, упрощённо, часть) Киевской епархии. Кафедральным собором стал возведённый в 1700 году Вознесенский собор. Напомню, что Переяслав изначально назывался Переяславль или Переяславль-Русский (Переяславль-Южный) и был впервые упомянут в 907 году в договоре князя Олега с Византией. Олег – он же Вещий Олег (согласно «Повести временных лет») – князь Новогородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года [5].
В состав Переяславской епархии с 1701 года вошли все церкви Переяславского полка (на левом берегу Днепра) и запустелые монастыри – Каневский и Трехтемировский (на правом берегу Днепра).
В 1715 году Переяславской епархии были переданы на правой стороне Днепра церкви Корсунского и Богуславского полков, то есть, Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов Киевской епархии.
Это значит, что с 1715 года православные священники могли пересекать русско-польскую границу на Днепре и проезжать из Переяслава в Корсунь и обратно.
31 августа 1733 года Переяславская епархия стала самостоятельной [4].
Осенью 1738 года в Переяславе была учреждена семинария. В 1756 году от Киевской в Переяславскую были переданы церкви Крыловской и Новомиргородской протопопий, находившихся на правой стороне Днепра. В 1777 и 1778 годах многие монастыри и церкви Киевской епархии были перечислены в Переяславскую епархию.
Епископ Гервасий (в миру Григорий Линцевский), которому писали жители села Валява, включая Безпояско и Жежер, – это епископ Переяславский и Бориспольский Русской православной церкви [6].
Он родился в 1700 или 1701 году в семье священника села Жиляны под Киевом. В 1727 году завершил духовное образование в Киево-Могилянской академии (в Киеве). 16 января 1735 года он был назначен наместником Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Ранее – ещё в 1612 году – польский король Сигизмунд Третий отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть ни монастырём, ни его имениями (землями) униатам не удалось из-за поддержки монастыря казаками. В ведомости за 1737 год сказано, что он «ныне по трудах профессорских наместническое правление содержащий, при добром, трезвенном и не подозрительном обхождении имеется». 23 июля 1757 года Гервасий был наречён, а 27 июля посвящён во епископа в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе [6].
Двумя своими окружными посланиями 1758 и 1760 годов Гервасий обнародовал своё видение служения, содержание которого вкратце выражается тремя словами «благочиние, благолепие, благоговение». Он имел высокое представление о сане и обязанностях священника, этого «Божия села эконома». «Всякий, какой ни будь, священник, – внушал Гервасий, – должен … сан свой великий, от благодати Божией на него положенный, чувствовати и прилежно честь оного поберегати». Гервасий, прежде всего, хотел иметь духовенство образованное: он очень заботился о Переяславской семинарии, несмотря на то, что учителя «на произвождение денежного жалованья и на всей пище катедральной содержались», и содержание их ложилось нелёгким бременем на небогатую Переяславскую епархию. К получению священства дозволено было «представлять тех только, которые реторики обучены». Священник должен был обучать своих прихожан главнейшим молитвам и началам вероучения. Священнику вменялось в обязанность «все намерение на тое обратити, чтобы церковь Божию в красоту привести», чтобы всё, начиная с «божественного алтаря» и кончая «цвинтарем», то есть, погостом, было «пристойно, честно и пригоже, а не гнюсно». Гервасий ополчался против «икономазов» и кузнецов, являвшихся тогда главными «украшателями» православных храмов, и предписывал «вежливых майстеров взисковати». «Всякую отправу церковную» священник должен был «действовать благоговейно»; особенно предписывалось совершать погребение «благоговейно, умильно и учтиво»; здесь, как и везде, священнику запрещалось всякое «ласкательство» к «знатным» прихожанам и предписывалось «жертву приносить не токмо за тех умерших, которые могут наградить даянием». Всякие «издирства» [придирки и поборы], «взятки» и «волокита» при требоисправлениях были строго запрещены, и была введена умеренная одна и та же для всех плата за «обвенчание». Сознание «великолепия» священного сана должно было выражаться как в «благославных, благоповажных, долгопошитых, чёрных или тёмноцветных одеждах», так и во всем поведении священников и их жён. Гервасий учредил строгий надзор за поведением духовенства и придумал целую систему наказаний, налагаемых духовными правлениями, до «смирения» тюрьмою и «удручением цепою» включительно. Не полагаясь вполне на сидевших в правлениях протопопов, Гервасий в 1758 году учредил особую должность «суперинтенданта», поставленного выше духовных правлений в деле надзора за поведением духовенства [6].
К епархии Гервасия принадлежала и юго-восточная часть будущей Киевской губернии, находившаяся в то время в пределах Польши. Гервасий обратил особое внимание на свою тогда ещё зарубежную паству, на поддержание и распространение православия в польских владениях. В деле «исторгнения из зубов униятских невинных душ православного народа» он нашёл деятельного помощника в лице архимандрита Матронинского монастыря Мельхиседека Значко-Яворского (который, отмечу, свободно владел пятью иностранными языками). В августе 1765 года Гервасий лично посетил заграничную часть своей епархии. «Из Переяслава за Днепр летели грамоты и послания, призывающие стоять за веру и бороться с унией, – говорит В.А. Пархоменко, – в Переяслав спешили из-за Днепра священники и посланники от населения, чтобы утвердиться в православии». Противоуниатское движение на Правобережье вызвало жестокие гонения со стороны поляков. Гервасий делал всё для облегчения участи своей заграничной паствы. Пробовал он делать запросы польским местным «комендирам» о «напрасных и бесправных к правоверным простирающихся злоключениях», но, конечно, это не помогло; «не единожды» просил он защиты для православных и у Киевского генерал-губернатора Воейкова и у командовавшего войском в Польше генерала Кречетникова; но Воейков считал это «принадлежащим до рассмотрения высших правительств» и рекомендовал «адресоваться по команде в Святой Правительственный Синод или в Государственную Коллегию Иностранных дел», а Кречетников считал это «принадлежащее до попечения министерского» и советовал обратиться к русскому «министру» в Варшаве князю Репнину. Много раз и без совета Воейкова Гервасий доносил Синоду о «напрасных и бесправных мучительствах», претерпеваемых «единоверными греческими исповедниками за единую ревность и хранение своего благочестия» и просил «милостиво призреть» на их «вопль и рыдание», но Синод только сообщал доношения Гервасия Иностранной Коллегии. Подавал Гервасий и челобитную на Высочайшее имя [Императрицы Екатерины Второй] «с прошением … милости и защиты», «но бог весть», не без сомнения закончил Гервасий свой рассказ об этом челобитье Георгию Конисскому (архиепископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому, годы жизни с 20.11.1717 по 13.02.1795) [6].
Георгий Конисский известен, в том числе, тем, что сам себе написал эпитафию, которая впоследствии была выбита на медной доске и помещена над его могилой в Спасской церкви Могилёва. «Колыбель – Нежин, Киев мой учитель. Я в тридцать восемь лет назван – Святитель. Семнадцать лет боролся я с волками. А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду, Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости. В год семисот пятый девяностый» [7].
Епископу Гервасию оставалось в окружных посланиях призывать свою зарубежную паству к мужеству и терпению. Вопреки действиям и бесчинствам «отчаянцев униятов» Гервасий убеждал правобережное население в том, что «по Бозе православная Россия, как всех своих единоверных, так и их, не оставляет и не оставит». Напоминая о «богатирствах» древних мучеников, Гервасий обещал страдальцам, «апостольским узам последующим», сочувствие всего света и «славу на небеси». «Всячески лучше есть в вере православной и о вере за Господа умерти, как в погибельном неверии пожити, единаче же погибнути» [6].
Торжественное погребение Гервасием в Переяславе головы замученного и сожжённого поляками Даниила Кушнира было вполне естественным противопольским выступлением. Казнь была совершена по приговору суда на основании ложного обвинения Кушнира униатским священником в осквернении святых даров и состояла в том, что Даниилу, ещё живому, сперва сожгли руки, предварительно обернув их пенькой и облив смолой, после чего отрубили голову, а труп сожгли, тем самым превратив Даниила Кушнира в «Черкасской земли святого мученика» [8]. Подробности этого изуверства приведены в «Записке о сожжении поляками и униатами в м[естечке] Ольшаной жителя м[естечка] Млиева Даниила Кушнира за несогласие его на унию и противодействие оной. 1766 г. октября 24» [9], пересказаны в Киевских епархиальных ведомостях в 1864 году [10], а также Владиславом Дятловым в 2012 году [8].
Краткая предыстория. 21 марта 1766 года вопреки воле местного пана к православной Церкви присоединились Троицкий и Успенский приходы в селе Млиев (23 версты (км) от Валявы). В мае 1766 года в Млиев прибыл униатский мошенский декан (протопоп) Гдышицкий, пытавшийся вернуть Успенский храм, при этом он взял потир и хотел забрать дарохранительницу, но титарь (ктитор, староста) храма Даниил Кушнир воспрепятствовал ему. Гдышицкий обвинил Кушнира в святотатстве, поскольку мирянам нельзя касаться священных сосудов, и потребовал ареста Кушнира. 29 июля 1766 года Кушнир принял мученическую смерть в селе Ольшана (24 версты (км) от Валявы). По благословению епископа Гервасия часть его останков была перевезена в Переяславский Вознесенский мужской монастырь, почти сразу же началось его почитание как мученика. В 1994 году он был канонизирован [11].
В июле и августе 1768 года епископ Гервасий назначил на Брацлавщину и Киевщину «духовных правителей», в основном священников. До начала восстания [Колиивщины] на южной Киевщине кипучую деятельность вели «духовные правители» трёх округов: Чигиринского (священник Максим Левицкий, с 1762 года), Мошенского (священник Филимон Кротевич, перешёл в 1766 из унии), Смелянского (священник Иоанн Войнарский, сбежавший от униатов из села Валява, с 1766 года). Напоминаю, что Григорий Безпояско и Игнат Жежер в январе 1768 года подписали письмо епископу Гервасию с требованием вернуть Иоанна Войнарского в Валяву [11].
До Колиивщины на Киевщине насчитывалось 118 православных приходов, в период восстания (май – июль 1768 года) их число возросло до 800. 5 августа 1768 года епископ Гервасий утвердил более 10 новых «духовных правителей», которых рекомендовал игумен Мельхиседек, из числа бывших униатских священников. «Духовные правители», заменённые в 1770 году протопопами, принимали от униатских священников прошения о присоединении к православной Церкви, передавали их епископу, от которого получали «усыновительные грамоты на приход» для духовенства [11].
В 1768 году на Правобережье вспыхнул гайдамацкий мятеж против поляков, униатов [и иудеев по вероисповеданию], известный под именем «Колиивщины», о котором речь пойдёт в Главе 11. Восстание было следствием угнетения православных польскими властями и униатами, и, по мнению Крамаренко, «надо удивляться, что православные могли так долго терпеть бесчеловечные увечия и убийства».
Участники Колиивщины расправлялись не только с униатскими священниками, но и с православными клириками, недавно перешедшими из унии и ранее показавшими себя ревнителями униатства. Добрались восставшие и до Гдышицкого из села Млиева, который не только был причастен к осуждению на казнь, но и настоял на изуверской казни Даниила Кушнира, а во время Колиивщины оставил унию, перейдя в православие [11]. От народного гнева и справедливого возмездия это его не спасло.
Польское правительство всецело приписало мятеж «интригам» Гервасия и Мельхиседека. Князь Репнин, заботившийся исключительно о спокойствии в Польше, «позволил убедить себя в том», что Гервасий «конечно, входит в сей бунт», и высказывал мнение, что «время сему архиерею хвост пресечь». Настроенная в этом духе князем Репниным, Императрица Екатерина Вторая вознегодовала на то, что Гервасий «мешался в заграничные дела без повеления». Но у епископа Гервасия нашлись и заступники: заведовавший иностранными делами граф Hикита Иванович Панин счёл своим долгом «благовременно и благонамеренно остеречь» Гервасия; правитель Малороссии граф Пётр Александрович Румянцев писал в защиту Переяславского епископа, что Гервасий «кажется черноризцем, который в глубокой своей уже старости посвящает себя строгому благоговению и совсем не является удобным к сплетению той интриги, в которой его обвиняют» [6].
29 сентября 1768 года Екатерина указала Гервасию ехать немедленно в Киев и жить там «до указу синодского» на Переяславском «кафедральном подворье». Гервасий и из Киева продолжал управлять Переяславской епархией, но переселением его было «достигнуто ослабление деятельных сношений его с заграничной паствой». Одни утверждают, что Гервасий «ни словом, ни делом не был виновным в возмущении»; другие, напротив, того мнения, что он проповедовал «крестовый поход» против поляков и униатов и благословил «оружие отмщения». Более осторожным является мнение, что «скудость опубликованного доселе не даёт права вполне определённо высказаться о роли Гервасия и Мельхиседека в гайдамацком восстании 1768 года». «Влияние Гервасия на возникновение восстания 1768 года вряд ли может подлежать сомнению. Гервасий не хотел кровавого дела, но своею ревностью в борьбе с униею он косвенно немало содействовал возбуждению среди населения политического движения. Гервасий с Мельхиседеком всколыхнули народную массу, вызвали в ней брожение, пробудили сознание неестественности положения, вызвали движение религиозное, но отсюда был один только шаг до мятежа, до правой мести угнетателям» [6].
Гервасий недолго прожил в Киеве; он умер после непродолжительной болезни 22 декабря 1769 года в 8 часов утра и был погребён в Переяславском кафедральном Вознесенском соборе [6].
ИСТОЧНИКИ:
1. Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше утверждённой при Киевском Военном, Подольском и Волынском Генерал-губернаторе. Часть Первая. Том Третий. – Киев : Типография Фёдорова, 1864. – 907 с.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Валява Черкасского повета Киевской губернии. Метрическая книга. Центральный государственный исторический архив, г. Киев (ЦГИАК). Фонд (Ф.) 127. Опись (Оп.) 1012. Дело (Д.) (год) 888а (1786).
3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Валява Черкасского повета Киевской губернии. Метрическая книга. ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1012. Д. (год) 976 (1793).
4. Переяслав-Хмельницкое викариатство [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Переяслав-Хмельницкое_викариатство
5. Переяслав [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Переяслав
6. Гервасий [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гервасий
7. Георгий (Конисский) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Георгий_(Конисский)
8. [Дятлов Владислав.] Даниил Кушнир – Черкасской земли святой мученик [11 августа 2012 года] / Православие.Ru [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://pravoslavie.ru/ 55415.html
9. Записка о сожжении поляками и униатами в м. Ольшаной жителя м. Млиева Даниила Кушнира за несогласие его на унию и противодействие оной. 1766 г. октября 24. Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше утверждённой при Киевском Военном, Подольском и Волынском Генерал-губернаторе. Часть Первая. Том Второй. – Киев : Типография Фёдорова, 1864. – 683 с., с. 393 – 401.
10. Карский Е. К. К делу о сожжении поляками и униатами млиевского жителя Даниила Кушнира 29 июня 1766 года // Киевские епархиальные ведомости, 1864, 1 июня, № 11, отдел 2, с. 346 – 363.
11. КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ [Пидгайко В. Г. Заграничная часть Киевской епархии] [Электронный ресурс Интернет]. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия. URL: https://www.pravenc.ru/ text/1684527.html#part_20