История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 11

Дмитрий Беспояско
          КОЛИИВЩИНА И ВАЛЯВА.

          Колиивщина – это восстание гайдамаков из числа православного крестьянского и казацкого населения на Правобережье Днепра в 1768 году против всех видов угнетения, прежде всего, крепостнического и религиозного, со стороны Речи Посполитой [1].

          Гайдамаки (происходит от турецкого слова «гнать», «погонять», «нападать») – это участники вооружённых отрядов народно-освободительного движения в 18 веке на землях Правобережья, отошедшего к Речи Посполитой вследствие Андрусовского перемирия в 1667 году [2].

          Гайдамаками называли также участников гайдамацких восстаний 1734, 1750, 1754 и 1768 годов, в ходе которых повстанцы захватывали замки, города и целые поветы (уезды). В остальное время гайдамаки совершали отдельные нападения на польских дворян, сотрудничавших с властями Речи Посполитой местных жителей, местечки, турецких чиновников, бессарабских бояр, участвовали в походах и набегах сечевых запорожцев. Вначале они располагались за Днестром. Сами себя они называли «вольными казаками». Слово «гайдамаки» впервые появляется в письменных источниках 1737 года, до этого использовалось только название «левенцы». Кроме того, в этом же значении использовалось прозвище «дейнеки» [2].

          Восстание 1768 года сопровождалось погромами и многочисленными жертвами среди мирного неправославного населения, в том числе поляков, [иудеев по вероисповеданию] и других меньшинств, и стало одной из причин развала Речи Посполитой. Быстрому распространению и размаху восстания в первое время способствовали междоусобная борьба среди польского дворянства, выступление Барской конфедерации против польского короля Станислава Августа Понятовского (годы жизни с 17.01.1732 по 12.02.1798 года) и русских войск в Польше, выжидательная позиция российского правительства, желающего ослабления Речи Посполитой. Восстание было жестоко и в довольно короткие сроки подавлено [1].

          Название восстания, вероятно, происходит от слова «колоть», «закалывать». Первый вариант объяснения не очень лестный по отношению к противникам. «Колий» – это тот, кто забивал свиней (это местечковое название). Восставшие, по сути, занимались работой колиев. По мнению других источников, название связано с тем, что крестьянские повстанцы обычно вооружались кольями, зачастую, с насаженным на них колюще-режущим оружием – рогатинами, косами и т. п. [1].

          Непосредственным поводом к восстанию против поляков, разразившемуся в 1768 году на Среднем Поднепровье, послужили жестокие религиозные притеснения, учинённые польскими панами над крестьянско-казацким и мещанским населением с целью принудить к переходу в унию.

          В католической Польше именно православные верующие считались «изгоями», чьи права были сильно урезаны по сравнению с католиками. Притеснения достигли высшей степени, когда после коронации Станислава-Августа Понятовского Россия и Пруссия попытались использовать этот вопрос для утверждения своего влияния в Польше. Польский сейм под давлением командующего русским корпусом в Польше и полномочного посла Российской Империи князя Репнина был вынужден провозгласить равноправие православных и протестантов с католиками, включая право занимать государственные должности. Это вызвало возмущение польского дворянства, у которого протест против вмешательства во внутренние дела Польши соединился с религиозной нетерпимостью. Итогом стало создание польским дворянством в крепости Бар, в Подолье, так называемой Барской конфедерации (29.02.1768 – 1772 годы), самые разнообразные отряды которой рассыпались по Правобережью, совершая страшные зверства над православными. Подобные расправы и массовые казни некатолических священников ввиду невозможности поймать мучителей, разорение храмов и монастырей, не говоря уже об издевательствах над местным населением, стали во время мятежа Барской конфедерации массовым явлением. В итоге население, прежде всего, казацкое, не выдержало подобных жестокостей. Ответом стало народное гайдамацкое восстание [3].

          Восстание началось в апреле 1768 года в районе Мотронинского монастыря в ста верстах (км) от Валявы, где собрался отряд недовольных крестьян под руководством запорожского казака Максима Железняка. Небольшой отряд Железняка, насчитывавший в самом начале лишь 18 человек, рос буквально «не по дням, а по часам» и, почти мгновенно, восстание охватило всю юго-восточную часть Киевщины и стало медленно расширяться на запад. Восстание выглядело достаточно хорошо подготовленным. Железняк посылал в различные местности отряды, возглавляемые «полковниками» или «сотниками». Среди командиров таких отрядов известны Семён Неживой, Василий Шило, Никита Швачка, И. Бондаренко, А. Журба, и др. 9 июня Неживой занял Канев, 15 июня Швачка захватил Ржищев [1].

          Главной силой восстания были местные крестьяне, в мятеже также участвовали отдельные отряды запорожских казаков, ремесленники, беглые крестьяне …. Восстанию способствовали вымышленная «золотая грамота» Екатерины Второй, якобы «разрешающая» истребление поляков [и иудеев по вероисповеданию], а также переход части запорожских казаков к гайдамакам. Из охваченных восстанием местностей стали в страхе разбегаться польское дворянство и [иудейское по вероисповеданию] население, которые стремились под защиту крепостей: Белой Церкви, Лысянки и особенно Умани [1].

          Восстание охватило обширные земли. Так, успешно действовали отряды, которые М. Железняк отправил из Корсуня (18 вёрст (км) от Валявы) и Богуслава на Полесье; Швачка и Журба действовали на Белоцерковщине, сотник Шило действовал на Черкащине и в районе Балты. Крестьянско-казацкие отряды появились также во многих других местностях Правобережной Украины. Восстание охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье, Волынь и докатилось до Галиции [1; 4].

          Гайдамацкие отряды убивали поляков, греко-католических попов (униатов) [и иудеев по вероисповеданию] в Подолье и на Волыни: в Фастове, Животове, Тульчине и других местах. Конфедераты оставили мирное население без защиты. Гайдамаки вешали на одном дереве вместе шляхтича, униата и [иудея по вероисповеданию] и делали надпись: «Поляк, [иудей] и собака – віра однака». Или «лях, [иудей] да собака – все віра однака» [5; 6].

          Ранее польские конфедераты проделывали то же самое, но только с православными священниками и помещали подобную же надпись. Такие же, пусть и одиночные, одновременные казни православных и [иудеев по вероисповеданию], другие убийства и издевательства совершались и до Барской конфедерации униатской партией, которая во время Барской конфедерации действовала против неё, а также состоящими на польской службе надворными казаками-униатами. Поэтому повстанцы-колии не слишком различали конфедератов, королевских жолнеров (нижних военных чинов) и униатов.

          В городе Умань укрывалось свыше десяти тысяч поляков [и иудеев по вероисповеданию]. Узнав о приближении к нему гайдамаков, перешедший на сторону конфедератов польский губернатор Умани выслал против гайдамаков надворных казаков Франциска Салезия Потоцкого под командованием Ивана Гонты (сам Потоцкий был противником конфедератов, поэтому его в городе не было). Но Гонта вместе со своим отрядом перешёл на сторону гайдамаков и с 18 по 20 июня 1768 года принял участие в осаде и штурме Умани, за которыми последовала начавшаяся резня, продолжавшаяся два дня, в ходе которой от рук гайдамаков погибло свыше 10 тысяч [по разным оценкам от 2 до 20 тысяч] «объявленных врагов» (поляков, [иудеев по вероисповедованию], униатов), и вдобавок, «случайно» истреблено свыше двух тысяч православных, заподозренных в симпатиях или укрывательстве тех или иных врагов [5; 7].

          После занятия Умани 20 июня на состоявшейся раде Максим Железняк был выбран гетманом провозглашённой повстанцами Правобережной Гетманщины в составе Российской империи, а Иван Гонта, бывший во главе отряда надворных казаков Потоцкого, перешедших на сторону гайдамаков, стал уманским «полковником» и, по сути, занял пост бывшего губернатора Умани [8]. Но это совсем другой рассказ.

          Само востание без учёта подготовительного периода заняло всего 1 – 2 месяца, после чего было подавлено [1].

          Следует отметить, что Императрица Екатерина Вторая по завершении восстания приказала российским войскам арестовать тех униатских священников, кто откажется переходить в православие, чтобы положить конец кровавому противостоянию между православными и униатами. Вместо арестованных, изгнанных и погибших в смуту униатских священников Святейший Синод по представлению Григория Конисского (с которым переписывался епископ Гервасий) назначил новопосвящённых православных священников. 1200 храмов, ранее принадлежавших униатской церкви (то есть, в большинстве своём бывших до захвата их униатами православными храмами), стали вновь православными, как, например, Введенская церковь села Валява [1; 9].

          В то время как в самой России было очень трудно провести рекрутские (солдатские) наборы, многие жители Правобережья, проявив, по признанию графа и полководца П.А. Румянцева (будущего «Задунайского»), «преданность вере и государыне, какую и вообразить невозможно среди наших природных подданных», добровольно записались в армию повстанцев – Правобережное Войско Запорожское. Во время больших совместных учений с российскими войсками «как правильно вязать пленных» их вывезли на Левобережье и пополнили ими русские войска. По воспоминаниям фельдмаршала Прозоровского, он сделал выговор генералу Кречетникову за выдачу полякам Гонты и его соратников и за телесные наказания участников восстания, и впредь запретил подобные вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой. Поэтому в других местах русские войска только разоружали повстанцев, не наказывали их, кроме подданных России из запорожцев и российских войск, которых арестовывали и судили как дезертиров или, если они были в отпуске, как «бездельников» и не выдавали полякам. Многие участники восстания переселились во владения России [1].

          Турция воспользовалась событиями «Колиивщины» как предлогом и 6 октября 1768 года объявила войну России. Ничего, кроме потерь, шестилетняя война Турции не принесла. По итогам войны был заключён Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому произошло присоединение к России Керчи, Еникале, Кинбурна, Восточного Едисана (междуречье Днепра и Южного Буга), части Приазовья (до рек Берда и Ея). Россия получила право держать военный и торговый флот в Азовском и Чёрном морях, русские торговые корабли – право свободного прохода через Черноморские проливы. Была объявлена независимость Крымского ханства от Османской империи – это был первый шаг к присоединению Крыма Российской Империей [10].

          В 1772 году произошёл первый раздел Речи Посполитой. В ходе второго и третьего разделов Польши 1793 и 1794 годов, а также по итогам Отечественной войны 1812 года, последующего Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов и четвёртого раздела Польши на основе решений Венского конгресса 1815 года Правобережные земли, Подолия и часть Волыни были включены в состав Российской империи, но Галиция и другая часть Волыни вошли в состав Австрийской империи.

          Как связана Валява и Колиивщина? Самым непосредственным образом. Валява находилась в самой гуще событий, происходивших летом 1768 года на Правобережье. Колиивщина, нашла отражение в различного рода письменных источниках, сохраняя имена многих участников этого страшного события по обеим сторонам противостояния. Так в «Собрании городских и земских актов Речи Посполитой» находим жалобы греко-католических священников из книги «гродских актов» Киевского воеводства. Среди жалоб сохранилось имя Яна Полюшина (Иоанн Полусин, тот самый униат, на которого жители Валявы жаловались епископу Гервасию), валявского священника, настоятеля Введенской церкви, который, убегая от казаков Гонты, был схвачен в Мошнах, связан и отправлен в Канев, где был расстрелян в 1768 году [11].

          Остался в истории Валявы предводитель отряда гайдамаков по прозвищу Бандурка. Подробнее см. в прекрасной книге Я. Шульгина «Очерк колиивщины …», изданной в 1890 году [12].

          «Ватажок Бандурки имел загон в 300 гайдамаков и действовал с ним и в Белоцерковщине, и в северо-западной части теперешнего Черкасского уезда; действовал почти одновременно со всеми выдающимися ватажками. Из кодненской книги мы узнаём о той жестокой расправе, которой подвергались гайдамаки этого загона после того, как их разбил под Валявой князь Баратов, состоявший, как кажется, офицером какого-то сербского полка. По свидетельству богуславского писаря Градовского, князь Баратов, в виду численности загона Бандурки, усилил свою команду присоединением к ней надворных казаков белоцерковских, рокитянских и богуславских. С такими силами он после стычки захватил в плен всех до единого гайдамаков Бандурки. Наказать их он решил примерно и потому приказал выкопать яму, устроив в ней импровизированную тюрьму. Пока несчастные там сидели, с окрестных сёл велено было созвать крестьян обоего пола и благочестивых попов. Когда народу явилось довольно много, тогда Баратов велел пленным гайдамакам выйти из ямы и стать по краям ея, а людям из своей команды приказал стрелять в них. Конечно, и убитые, и раненые падали в яму. Когда сверху никого из пленных больше не было, князь Баратов велел своей команде засыпать яму и сравнять её с землёй, хотя оттуда и неслись стоны недобитых гайдамаков. Отнятая у Бандурки добыча была распаёвана между всеми казаками и сербами, что были в команде князя Баратова» [12].

          Отмечу, что надворные казаки – это частная охрана польских землевладельцев из крепостных и посполитых крестьян, а команда князя – это польские наёмники.

          В свою очередь, участие жителей Валявы в гайдамацком восстании неоспоримо. Вот как тогдашние польские летописи определяют её жителей: «Любомирские обвиняли Корсунь в том, что гостеприимно принимал Железняка, а отряды корсуньских реестровых казаков только днём охраняли город, ночью же грабили местное население. Владельцы же Корсуни в ответ обвиняли Городищенскую волость, а, собственно, село Валяву в том, что состоит из разбойников, которые во время Колиивщины наживались на грабеже соседних сёл и местечек» [13].

          ИСТОЧНИКИ:

1. Колиивщина [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колиивщина

2. Гайдамаки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гайдамаки

3. Барская конфедерация [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Барская_конфедерация

4. Железняк, Максим Иевлевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Железняк,_Максим_Иевлевич

5. Чериковер И. Гайдамачина // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1910. — Т. VI. — Стб. 26;29. См. [Чериковер И.] ЕЭБЕ/Гайдамачина [Электронный ресурс Интернет]. Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/ Гайдамачина

6. Нита М. «Колиивщина» в синтетических трудах XIX, XX и XXI вв. по истории Польши (рус.) // Історичний архів. Наукові студії : Збірник наукових праць. – Миколаїв: Вид-во МДГУ ім. Петра Могили, 2008. – Вип. 1. – 200 с.
С. 12 – 19. (укр.) Архивировано 25 февраля 2014 года. См. Wayback Machine https://web.archive.org/web/ 0140225143902/http://lib.chdu.edu.ua/pdf/ historyarchive/27/3.pdf

7. Уманская резня [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уманская_резня

8. Гонта, Иван [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гонта,_Иван

9. Русская Православная Церковь в общении с Апостольским Римским Престолом [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://rgcc.narod.ru/most.htm

10. Кючук-Кайнарджийский мир [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кючук-Кайнарджийский_мир

11. Herbarz polski i imionospis zasluzonych w Polsce ludzi wszystkich stanow i czasow: ulozony porzadkiem alfabetycznym na podstawie Herbarza Niesieckiego i manuskryptow. – Tom II. – Lwow, 1859. – S. 248 – 250 [Польский гербовник и имена заслуженных в Польше людей всех станов и времён: организован алфавитным порядком на основе гербовника Несецкого и рукописей. Том 2. Львов, 1859. – 280 c. С. 248 – 250]; а также см. Akta grodzkie i ziemskie z czasow Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego bernardynskiego we Lwowie w skutek fundacyi sp. Alexandra hr. Stadnickiego. Wydane staraniem Galicyjskiego Wydzialu Krajowego. – Tom I. – Lwow, 1868. – S. 164 [Городские и земские акты времён Речи Посполитой Польской из архива так называемого Бернардинского во Львове из собрания св. Александра Г. Стадницкого. Изданы стараниями Галицкого краевого отдела». Том. 1. Львов, 1868. – 188 c. С. 164].

12. Шульгин Я. Очерк колиивщины по неизданным и изданным документам 1768 и ближайших годов /
Сост. Я. Шульгин. – Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1890. – 209 с.

13. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. – Tom III. – Warszawa, 1882. – S. 960 [Географический словарь Королевства Польского и других славянских земель. Том 3. Варшава, 1882. – 960 c.
C. 149].