21. Красная ёлка

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/01/12/4

В середине 20-х годов весёлый новогодний праздник претерпел трансформацию. Об этом говорят его новые названия - "Красная ёлка", "Комсомольское рождество", "Вечер безбожника". Празднование Нового года фактически превратилось в регламентированное торжественное заседание с докладами на актуальные социально-политические темы, разбавленное  художественной самодеятельностью.

Главным мотивом, проходившим через все праздничные программы, была тема отказа от традиционных религиозных празднеств. Вот пример типичного расписания новогодних торжеств 1925 года: в первом отделении - доклад "Нужна ли пролетариату религия?", во втором - концертные номера и игры.

В одной из школ города Вятки 11 января 1925 года ставили детскую оперу "Сон старого года". (Для этого требовалось разрешение Гублита (Губернский отдел литературы и искусства). Сценарий оперы сохранился в фонде Гублита, это очень характерный для того времени документ.

В нём ярко видно противостояние Старого и Нового года как старого и нового времени, которое связывается с острой классовой борьбой, осуждением буржуазии, призывами вступать в МОПР (Международная организация помощи революционерам) и развивать сельское хозяйство.

Главные действующие лица, помимо Старого и Нового годов: комсомольцы, красноармейцы, рабочие, мопровцы. Финальный монолог персонажа Нового года подошёл бы скорее для ответственного партийного работника. (Иллюстрация)

Продолжение  http://proza.ru/2022/01/18/117