Запас карман не рвет... Юмористический рассказ

Татьяна Чебатуркина
      
       Запас карман не рвет....

     Юмористический рассказ.




Если вы не из потомственной династии педагогов, то вам, вероятно, придется немножко напрячь свое воображение, чтобы представить себя на месте молоденькой учительницы физики с новеньким дипломом в сумочке на первом классном часе в седьмом «Б» обычной средней сельской школы.

- Прежняя классная дама благополучно удалилась в декретный отпуск, возможно, на три года, а вам, дорогая моя, - глубоко вздохнула после общешкольной линейки директриса, - все карты в руки: творите, дерзайте, зажигайте в детях любовь к своему предмету! 

Еще свежи были в памяти бывшей студентки семинары и рефераты по педагогическому наследству Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского и других известных педагогов, но в чем найти «завтрашнюю радость» для новых учеников, а, самое главное, как «организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность»?  Да еще в современной школе?

Посмотрела Ирина Ивановна на притихший класс за партами и брякнула вдруг неожиданно для самой себя:

- Давайте создадим в школе музей!

Юное создание с огромным бантом на распущенных выпрямленных волосах до пояса тут же подняло ручку с самодельными бисерными браслетами:

- А кому будет посвящен музей?

- Только не школе! – без разрешения выкрикнул рыжеволосый толстячок с задней парты.

Ирина Ивановна моментально вспомнила свою подростковую молодость в восьмом классе, когда мальчишки притащили в школу ржавый остов бандитского обреза времен гражданской войны без затвора, который  случайно обнаружили на дне пруда за селом, когда ловили карасей.

- Мы будем собирать старинные вещи! 

Ее рассказ про обрез заинтересовал.

- А деньги можно старые принести? У меня есть и бумажные, и монеты! – выкрикнул худенький очкарик у окна.

- Конечно! – Ирина Ивановна покраснела. – Нам придется обратиться к вашим бабушкам и дедушкам. Возможно, они нам помогут. Хорошо, что в кабинете физики много шкафов со стеклянными дверцами. Сделаем здесь сразу выставку всех наших находок.

Но первый же принесенный на следующее утро музейный экземпляр номер один заставил всех ахнуть, когда рыжий толстячок с последней парты вкатил в класс старинное деревянное колесо, обитое ржавым железом:

- Его в огороде моего деда нашли, когда проводили газ! Подойдет?

Куда деваться?  Закатили в лаборантскую под стол.

Когда после уроков Ирина Ивановна готовила к завтрашней лабораторной работе в 10 классе наглядные пособия, два близнеца – блондина притащили устаревшие советские магнитофоны «Весна» и «Романтика -306», а также несколько старых кассет Sony, МК. Поставили их на подоконник. Особой стариной они откровенно «не пахли», но отказ мог отбить охоту у остальных.

Первая красавица класса с замысловатой прической из множества заплетенных косичек пришла через день в сопровождении двух девятиклассников. Они притащили старинную стиральную доску и цинковое корыто послевоенных лет.

Волна поступлений новых экспонатов вызвала наплыв в кабинет и стихийных посетителей из разных классов.

Одни требовали показать им коллекцию старых денег, вышедших из употребления, которые складывали пока в коробку из-под игры «Миллионер».   

Младшеклассников привлекала возможность постучать по клавишам шести старинных печатных машинок, которые, надрываясь, принесли папы из соседнего здания сельской администрации по просьбе детей.

Разговоры дошли до директрисы. Школа была типовая, кирпичная, построенная в семидесятые годы прошлого столетия с перспективой постепенного увеличения численности населения села. Но перестроечные годы перечеркнули многие планы. Количество учеников колебалось в сторону резкого уменьшения с угрозой вообще остаться только неполной средней школой.

Решение о поддержке идеи создания музея истории села директрисе пришло мгновенно, когда она увидела у задней стенки кабинета физики резной  старинный сундук, на котором строились пять медных позеленевших самоваров разной величины, Выкрашенное половой краской  с замысловатыми деревянными голубями по краям отсвечивало в углу погасшее от времени напольное зеркало. Дальше строились деревянные коромысла, старинные рубели для глажки белья, первые телевизоры, приемники военной поры, массивные железные утюги, ухваты, кочерга.

- Да, уважаемая Ирина Ивановна! Задали вы мне задачу! Это уже точно не кабинет физики, а склад старья! Но вы же должны понимать, что мы не можем уподобиться гоголевскому Плюшкину! Знаете пословицу: «Запас карман не рвет и шею не трет»? Это о наших крестьянских привычках: «Всегда имей лишнее, про запас! Надо, не надо, бери, покупай, а вдруг, в случае чего-нибудь»? Должна же у вас быть концепция развития музея, если решились на такую авантюру?

- Я хотела детей увлечь чем-нибудь интересным! – тихо промолвила Ирина Ивановна после громкой  тирады директора школы. – Вот если бы нам дали пустой класс….

- А кто вам не дает? Берите! Только там белить нужно – давно никто ремонт не делал. И окна покрасить не помешало бы! А денег у меня нет! Но в комитете по образованию могу договориться, чтобы на осенних каникулах вас командировали на специальные курсы по музеям! Поедете?

- Конечно!

Курсы планировались только на летние каникулы, но родители поддержали своих детей, заплатили техничкам школы за побелку стен и потолка. На поддержанных столах появлялись ежедневно новые экспонаты: старинные подсвечники, порванная гармонь, глиняные кувшины, большие перьевые подушки,  действующая стиральная машинка «Волга -8» времен первых пятилеток.

Потом пришло время советских медалей и значков, а также старых пожелтевших альбомов с фотографиями неизвестных людей.

В толстую общую тетрадь две примерные отличницы записывали по порядку все экспонаты. Добровольцы проводили экскурсии, воодушевленно разъясняя, к какой исторической эпохе относятся их классные находки. Фотографировали друг друга, выкладывали видео в интернет.

В альбоме отзывов стали появляться восторженные отклики. Завхоз школы принесла из актового зала шелковые старые шторы на окна.

 Класс смотрел на Ирину Ивановну восторженными глазами после посещения их музейной комнаты учащимися из двух соседних школ. Учителя-предметники в учительской сделали безразличные лица, когда в районной газете появилась статья о детской инициативе создать музей.

Все свободное время находясь в школе, Ирина Ивановна, вечером, подойдя к темному окну, вдруг увидела в отражении стекла себя, внутренность классной комнаты, два новых стенда на беленной стене, старинную ножную прялку, столы с экспонатами. И, опешив от неожиданности, повернулась к окну спиной и спросила вслух:
- А дальше что? Может быть, - это мираж, который лопнет как мыльный пузырь?
В выходные дни поехала к родителям в райцентр. Одна навязчивая мысль не давала покоя: почему совершенно чужие люди с такой готовностью отдают в школу явно ненужные вещи, которые почему-то хранились у них в подвалах, гаражах, на чердаках. После обеда направилась в гости к своей классной руководительнице, учительнице литературы и русского языка Маргарите Яковлевне. Она уже давно была на пенсии, но из школы не уходила, боясь одинокой старости, когда все дети разъехались по городам.

- Ирочка! Ты молодец! Ты нашла очень удачный способ улучшения контактов с детьми1 В районе краеведческого музея нет. Были на моей памяти несколько попыток создания, но все упиралось в отсутствие финансирования. А на твой вопрос отвечу одно: сейчас в Интернете можно найти практически ответ на любой вопрос, увидеть интересные видео. Но потрогать руками старинный магнитофон, попробовать его включить и увидеть, как перематываются бобины допотопные,- это совершенно новое  понимание прогресса современного.  И люди – вовсе не гоголевские Плюшкины. С каждой вещью связаны воспоминания. Решительные сразу выкидывают старые вещи при переездах на другое место. А многим просто жаль  или неудобно перед своими ушедшими родителями бросить в мусорный мешок старые фотографии. Музеи держатся только на энтузиазме ответственных людей! Ищи таких среди своих коллег. К сожалению, даже в  Законе об образовании РФ нет статей, касающихся школьных музеев.  Почитай о работе школьных музеев в других регионах. Патриотическое воспитание – общая тема для каждого педагога. 

P.S. Через три года после окончания девятого класса большинство воспитанников Ирины Ивановны поступили в колледжи и техникумы, четверо подали документы в районную среднюю школу, потому что пришел приказ о закрытии десятого и одиннадцатого классов. Директрису отправили на заслуженный отдых, а на ее место пришел молодой учитель истории, который поливал презрением на педсоветах «сбор утильсырья некоторыми учителями во вред качественному преподаванию основных важных предметов». Через год по согласованию с местной администрацией все экспонаты были временно помещены в старый гараж, а потом вывезены на свалку. Коллекции денег, медалей и значков перекочевали в кабинет нового директора. Письма и воспоминания ветеранов Ирина Ивановна забрала с собой в свою районную школу, куда получила назначение. Расставаться со своей мечтой о создании школьного музея она не хотела.