Говорят, что нет в истории законов: всё, дескать, уникально, всё неповторимо. Но общее, единое там всё-таки находят – есть, говорят культурологи, фундаментальный ЗАКОН ТЕХНО-ГУМАНИТАРНОГО БАЛАНСА (ЗТГБ), который увязывает стабильность с культурой и технологиями.
Выглядит он примерно так:
. . . Культура
Устойчивость = ----------------
. . . Технологии
Иными словами, культура УКРЕПЛЯЕТ устойчивость общества, а технологии его развивают, но РАСШАТЫВАЮТ, поэтому
//
// УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДОСТИГАЕТСЯ БАЛАНСОМ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ
//
Необходимо уточнить, что проблемы в развитии общества возникают из-за внешних и внутренних причин, но ЗТГБ имеет в виду только в н у т р е н н и е , а н т р о п о г е н н ы е кризисы - те, которые порождены деятельностью человека и угрожают самому его существованию.
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ
Действительно, исторический опыт подтверждает, что новые технологии (военные и мирные) не раз приводили племя, страну, цивилизацию к кризису.
Так, в частности, случилось, когда бронзовый топор вытеснил каменный. Так повторилось в «осевое время», когда на смену бронзе пришло железо (его даже окрестили «оружием массового поражения» из-за резкого увеличения числа жертв)
Так повторялось раз за разом: всякое военное усовершенствование, задуманное для истребления в р а г о в, вскоре обращалось против с в о и х (трудно удержаться от устранения соперников, заполучив средство, разящее наповал) Новые вооружения меняли соотношение сил, одних повергали, других возносили…
Не удивительно, что стабильность общества нарушалась.
Особенно трагична судьба тех сообществ, которые в н е з а п н о получили смертоносное оружие, а тормозить свою агрессию ещё не научились.
В 1970-х годах в руки первобытного племени кхмеров попали американские карабины. И что в итоге?
За несколько лет охотники истребили фауну и друг друга.
Нечто подобное случилось с американскими индейцами.
Но если с влиянием оружия всё более-менее понятно, то почему дестабилизацию вызывали и сугубо мирные открытия?
Да потому, что они тоже были средством борьбы – борьбы со средой обитания. Они вооружали людей против природы и отнимали у неё ресурс за ресурсом.
Вспомним, как на заре человечества первобытные охотники придумали загонную охоту и едва не истребили всех мамонтов, а сами оказались на грани вымирания.
Потом земледелие, скотоводство хищнически использовали земли, а это вызывало голод. Промышленная революция, города ускорили истощение и загрязнение природной среды.
В Ирландии широкое распространение картофеля привело в сер.19 века к страшному голоду, от которого
погибло около 1 млн. человек и 1,5 млн. эмигрировали.
В Англии «овцы съели людей»: мануфактуры нуждались в сырье (овечьей шерсти), овцеводы гнали с земли
крестьян, а те бунтовали.
В городах рабочие ломали ткацкие станки, которые лишали их работы.
В XX в. вспашка целины вызвала пыльные бури, опустынивание земель и массовое разорение фермеров.
В Чернобыле «мирный атом» убил, покалечил или лишил крова тысячи людей.
Даже медицина имела оборотную сторону: неумеренное потребление антибиотиков снижало иммунитет
и благоприятствовало распространению инфекций.
Хотели как лучше, а выходило… Боролись с недоеданием, а получали голод; защищались от болезней, а навлекали эпидемии…
Человек оснащался и побеждал, но нередко победы оборачивались поражениями. Враги консолидировались, природа мстила… Улучшение качества жизни умножало население и, как следствие, - его плотность, но скученность вызывала болезни, эпидемии и… сокращение населения. Короче, - шаг вперёд сопровождался шагом назад…
Стало быть, кризисов не избежать? Увы, это так – за каждое улучшение приходится платить.
Так может, ну их – технологии, прогресс ненавистный – не лучше ли вернуться в старое доброе время?
Звучит заманчиво, но ведь и там угроз не счесть: и хлад, и глад, и мор, и вор, болезни, войны и раздор, и две извечные напасти - «внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти» …
Нет, не откажемся мы ни от медицины, ни от электричества, ни от «подземки» и «самодвижущихся повозок». И воду вёдрами таскать, печь дровами топить да дерьмо выносить охотников мало.
Иначе говоря, и хочется, и колется…
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ
. . . Все - яд, и все - лекарство. Вопрос в мере.
. . . . Парацельс
Выход из тупика подсказывает сама жизнь: если нельзя остановить прогресс и избежать кризисов — значит, их надо СГЛАЖИВАТЬ/КУПИРОВАТЬ, и тут подспорьем служит нам культура.
Закон техно – гуманитарного баланса утверждает, что она смягчает отрицательные последствия военного и технического прогресса и уводит общество от пропасти. Каким же образом?
В первую очередь – с помощью норм. Культура устанавливает барьеры («Не убий», «Береги природу», «Жадность губит, зависть разрушает», «Перекуём мечи на орала»), которые сдерживают экспансию новых технологий и защищают от рукотворных катастроф.
Если оглянуться назад, таких купированных обострений, почти катастроф, история накопила немало.
Я уже упоминал, что древние охотники варварски истребили 90% крупных животных. А почему не 100%? Тяжело было вечно голодным пращурам затормозить свой охотничий инстинкт, но ведь затормозили! И помогли им такие изобретения, как анимизм и тотемизм, которые одушевляли зверей, отождествляли с людьми и их родоначальниками. А с «породнёнными» приходилось обращаться осторожнее.
Позднее надо было сдерживать себя, чтобы не съесть сразу весь урожай, не зарезать всю живность, кочевникам - не разорить оседлое племя. Самые продвинутые уже понимали, что выгоднее с о х р а н и т ь ч а с т ь (зерна, поголовья, данников), чтобы затем её преумножить, но для этого пришлось рассчитывать на несколько месяцев вперёд, делать запасы, беречь, охранять…Возможно, такое поведение подсказывал обряд жертвоприношения, когда часть отдавали божеству в надежде на благополучие.
Кое-как справившись с голодом, человечество столкнулось с угрозой самоистребления из-за повсеместного распространения железного (стального) оружия. В ответ на это в осевое время (сер. I тыс. д.н.э), произошёл настоящий взрыв культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, античная философия), который «обуздал» железо, грозившее уничтожением людей.
Помимо испытания голодом и железом человечество много раз переживало острые экологические кризисы, которые само и породило: истощение земель, обезлесивание, пандемии, отравление природной среды, климатические дисбалансы.
Вот лишь один пример: 40% площади Исландии составляли леса, но с появлением викингов леса стали быстро сокращаться, и ныне их площадь не превышает 0,5%.
Как правило, кризисы удавалось купировать, но они возникали вновь и вновь. Чего стоят хотя бы чумные эпидемии Средневековья, междоусобицы Нового времени и масштабные войны 20 века!
И всякий раз преодолеть их помогали кардинальные сдвиги в сознании, инициированные мощными религиозными доктринами, философами, политиками, деятелями науки и искусства.
С их помощью человечество осознавало причины своих бед и медленно перестраивало своё поведение.
Менялись представления о гигиене, чистоте городов, борьбе с крысами, болотами, поэтому постепенно слабели
вспышки «Чёрной смерти».
Тридцатилетняя война унесла до трети населения, но выжившие создали для потомков Вестфальскую систему
международных отношений.
После Первой и Второй мировых войн все страны объединились в ООН, чтобы совместно препятствовать
подобным катастрофам.
В середине ХХ в. экзистенциальной угрозой стало ядерное оружие, но его нейтрализовали с помощью серии
Договоров (о запрещении, нераспространении), которые подписали все страны.
Совместными усилиями удалось подавить в зародыше новые опасности: бактериологическое, химическое,
лазерное, климатическое оружие.
Очень важно, что наряду с запретами и карами, культура ПОЗИТИВНО мотивирует, то есть провозглашает новые ценности, поощряет миролюбие и чувство меры, предлагая различные (в том числе – иллюзорные) вознаграждения.
В результате, несмотря на стремительно растущую мощь средств уничтожения, численность населения планеты, как ни странно, тоже быстро увеличивается*. И продолжительность жизни также увеличивается**. С некоторыми оговорками это можно считать косвенными признаками устойчивости индивидуального и общественного бытия.
------------------------------------------------------
* За последние 100 лет энергетическая мощь боевых орудий возросла в 1 000 000 раз. Такая грандиозная
милитаризация должна была вызвать огромную убыль населения, но нет, с 1900 г. население планеты
УВЕЛИЧИЛОСЬ в 4-5 раз.
** С 1900 г. продолжительность жизни в мире выросла вдвое.
------------------------------------------------------
* * * * * *
Работая над статьёй, я опирался на авторитет и аргументы современных культурологов. Однако некоторые факты истории в их концепцию всё же не вписываются.
Нетрудно, к примеру, заметить, что технологии не только порождают кризисы, но и помогают преодолевать их, то есть стабилизировать общество.
Со своей стороны культура порой способствует разжиганию распрей, создавая учения о расовом, национальном, гендерном, интеллектуальном превосходстве, формируя культы, прославляя войны и завоевания.
Так что – увы - приходится признать, что стройная концепция ЗТГБ нуждается в серьёзной доработке.
* * * * * *