Новые театры

Елена Витальева
В конце 90-х годов, вскоре после возвращения Давида Вярьвильского с московской учёбы в Пензу, его избрали членом правления театрального общества, в числе которого были деятельные адвокаты В. А. Герман и Д. С. Волков (кружок Белинского тогда был уже официально зарегистрирован как общество).
 
При пензенском голове В. И. Потулове и при активном участии Д. В. Вярьвильского на отведённой территории парка театральное общество построило уже настоящий летний театр под крышей с большим партером. Цены на места были низкие, а посещаемость высокая.
 
Вокруг сцены были устроены цветники, функционировал буфет, и городской парк стал любимым уголком отдыха горожан.

К 1905 году вся труппа народного театра уже состояла из профессиональных актёров, которые вербовались на московской театральной бирже с заключением договоров. Например, на сцене пензенского театра играли артисты Малого театра страны Надежда Дмитриевна Борская, Мария Ивановна Жвирблис, актёры Садовские и др.

К этому времени будущий известный режиссёр-символист Всеволод Эмильевич Мейерхольд уже был известен как постановщик 170 спектаклей. Интерес к театру у тогда ещё купеческого сына, немца по национальности, Карла Казимира Теодора Майергольда (KarlKasimirTheodorMeyerhold); возник сначала в семье, где мать Альвина Даниловна устраивала музыкальные вечера. А потом, учась во второй мужской гимназии Пензы, где учились и Кузнецовы, он становится обязательным участником большинства спектаклей. В пензенском драматическом кружке К. Майергольд выступал под псевдонимом Ухтомский, так как гимназистам запрещалось тогда даже присутствовать на вечерних спектаклях.
 
На сцене Народного театра, будучи уже студентом музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, любимец пензенской публики под православным именем Всеволод Мейерхольд будет ещё выступать во время летних каникул в 1896–98 гг., а летом 1904 года вместе с созданным им театром «Товарищество новой драмы» В. Мейерхольд последний раз приедет в родной город.
Но на летнем театре дело не закончилось. Будучи на посту заместителя Головы города Пензы, молодой Давид Вярьвильский, выросший на московских театрах, добивается, выделения финансирования и организации конкурса на лучший проект зимнего театра – Народного дома им. Александра II. Его не смущают даже настойчивые возражения именитых купцов: «Баловство это. Лучше ещё один храм построить».
 
В конкурсе побеждает проект здания инженера А. Е. Яковлева, который приезжает в Пензу курировать его постройку. Одновременно, А. Е. Яковлев создаёт архитектурный проект реконструкции здания на усадьбе самого Д. В. Вярьвильского, доставшегося ему по завещанию от отца.

В Московском отделении Нижнего Самарского банка Д. В. Вярьвильскому удаётся получить заём для города Пензы под строительство первой очереди здания Народного Дома имени Александра II, а также на расширение водопровода, на сооружение кирпичного завода с гофманскими печами, на покрытие затрат по покупки новых домов для города и другие мероприятия по благоустройству и здравоохранению.

 К сожалению, начавшаяся война затягивает строительство и обесценивает деньги. Поэтому «Народный дом им. Императора Александра II» впервые распахнёт свои двери только накануне революции, в 1916 году. Для второй очереди строительства театра беспроцентный заём добывала уже семья Кузнецовых: Пётр Фёдорович и Наталья Александровна через своих родственников – сызранских банкиров.


ДАЛЕЕ: http://proza.ru/2022/01/21/1619