Поле чудес-1

Николай Кирюшов
               1. Бесславный конец и чудесное непридуманное начало

     Как же хорошо спится в дождь! И сны чудесные порой снятся под лёгкое завывание ветра. Правда при обязательном условии: и дождь, и ветер должны быть по другую сторону окон вашей уютной и теплой квартиры – на улице! В Прибалтике весна привычно шалит с погодой: с неба моросит почти ежедневно, а ветродуй не стихает ни днём, ни ночью. Море штормит, давление атмосферное скачет и наше артериальное тоже, поэтому люди спят беспокойно…

     А в далёком 1991-м году советский народ не на шутку волновался ещё и по другому поводу: чудила внутренняя политика! Горбачёв, «замутивший» перестройку в большой стране и ставший не только её президентом, но и гарантом всех конституционных прав граждан, потерял реальные рычаги управления государством и пытался удержать своё верховенство «подписанием нового союзного договора». Даже всенародное голосование по сохранению Советского Союза в марте того года провели! Не срослось...
 
     Власти прибалтийских республик, вместе с Молдавией, Грузией и Арменией наотрез отказались участвовать в референдуме. Всё пошло в раздрай с новой силой и после «разыгранного» в Москве августовского путча, Михаил Сергеевич окончательно рассорился с Борисом Николаевичем. В результате Ельцин, почуяв под собой «царский трон» в Кремле, в декабре 91-го встретился в Беловежской пуще со своими ближайшими «князьями-соседями», где вместе «вбили три последних гвоздя в крышку гроба СССР».

     Похоже, что и Сергей Михалков, автор слов гимна великой страны, спал той зимой в Москве плохо, ведь наш «Союз нерушимый республик свободных», обещавший жить вечно, не сдюжил и бесславно умер… О его кончине будущий правитель всея Руси первым доложил по телефону за океан американскому президенту Джорджу Бушу-старшему, ну а потом уже Горбачёву – президенту несуществующего государства. О, как!
 
     Так российские военные моряки Лиепайской бригады кораблей охраны водного района (ОВР) оказались за границей – в суверенной Латвийской республике. Эх, не зря мы Лиепаю называли «маленьким Парижем»! Вот и свершилось: пусть не Франция, а свободная Латвия, бог с ней! Мы-то сами, как теперь жить станем? «Долой оккупантов!», «Чемодан – вокзал – Россия!»  – это только первые «дружеские» пожеланиям нам – русским военным и их семьям, оказавшимся одним росчерком пера за рубежом, от НФЛ – Народного фронта Латвии. Войны не было, но фронт с началом перестройки уже создали… Так и жили мы в нашей чудесной Лиепае, не просто существовали, а верили в какие-то сказочные чудеса!
 
     До произошедших с великой советской империей печальных событий, уж год, как народ по пятницам, за час до вечерней информационной программы «Время», спешил включить свои телевизоры, чтобы услышать приятный голос обаятельного ведущего капитал-шоу (слово-то, какое непривычное на слух – капиталистическое!) Влада Листьева. Именно он, в стильном тёмном костюме, явно западного покроя, в белоснежной рубашке при галстуке-бабочке,  являлся с предложением к своим игрокам в студии попытаться обрести материальное счастье на «Поле чудес», уверенно крутанув  барабан удачи.

     А всего-то надо было по буквам угадать слово! Но ещё заманчивей была халява в виде приза из специального чёрного ящика, в котором, правда, могло оказаться всё, что угодно, от морковки до ключей к автомобилю «Жигули» – ВАЗ-2105, то есть LADA «пятёрочка». Вот так – раз (!) и машина твоя! Кстати, и деньги приличные за отказ от приза ведущий тоже предлагал! Некоторые «чудаки» соглашались…

     Новая программа буквально с первых своих выходов в телеэфир стала очень популярной: такая, «понимашь» (кто помнит: по-Ельцину), замануха! Люди мысленно, а то и вслух перед экранами своих  телевизоров угадывали слова и живо интересовались содержимым черного ящика, вносимого в студию для счастливчиков симпатичной и стройной девушкой. А как же всем хотелось реально испытать себя там! Попасть на телешоу мог каждый, кто самостоятельно составит кроссворд и,  сопроводив его интересным сообщением о себе-любимом, пришлёт письмо-заявку на участие в телекомпанию «Останкино», то есть в Москву.

     И вот «канул в Лету» этот непростой год… Много чего за это время произошло в стране. В ноябре 1991 года «Поле чудес» стал вести Леонид Якубович, быстро завоевавший симпатию зрителей, хотя и Влад Листьев тоже появлялся на экранах ТВ,  продолжая чутко оберегать своё «детище», но уже как руководитель программы. А ещё через месяц рухнул Советский Союз, но, слава богу хоть «Поле…» осталось.
 
     Штабной офицер – флагманский артиллерист и начальник ПВО в одном лице бригады кораблей ОВР Лиепайской военно-морской базы – капитан третьего ранга Евгений Петрович Коляшин спал после суточного дежурства в своей квартире под стук бьющих в окно крупных капель апрельского дождя, привычно неспокойно, то и дело ворочаясь. На левом боку, как в кинохронике, снилась вся эта «катавасия» с политическими разборками в верхних эшелонах власти, на правом – служебные дела, связанные с подготовкой трёх кораблей бригады ОВР к зенитным ракетным стрельбам. Политика политикой, а планы боевой подготовки российского Балтийского флота никто не отменял! И только повернувшись на спину, Евгений успокоился и, чуть всхрапнув, даже заулыбался во сне…
 
     Классный всё-таки у него кроссворд получился! Письмо своё наудачу Коляшин в Москву ещё зимой отправил. Но, госпожа Удача не торопилась повернуться к нему лицом. Месяц минул, а в ответ ни «слуху, ни духу»! Наверно затерялось где-нибудь при таких-то катаклизмах в государстве – решил флаг-арт и, аккуратно перерисовав на листе в клетку из школьной тетрадки сына-первоклассника Витьки, тот же самый тематический кроссворд с привлекательным названием «Когда на море штиль», повторил своё послание по известному московскому адресу – на центральное  телевидение! Шансов оставалось мало, конечно, но вдруг, со второй попытки, да вызовут! Зря что ли он учился в лиепайской автошколе и получил водительские права!?! Ведь если в призе будет автомобиль, то счастливчик Коляшин самостоятельно сможет на нём добраться, если не в Латвию, то хотя бы до родного города Владимира (всего-то два с половиной часа езды от Москвы!) – там, у матери в частном доме, и гараж есть. Спящий военный даже сладко причмокнул во сне и перевернулся на живот…

     «Итак, сектор «Приз» на барабане!» – задорно и громко  провозгласил Леонид Якубович, спрашивая на всю страну (!) в телевизоре. – «И что вы выбираете?»

     «Сто грамм и пончик!» – донеслась до Коляшина откуда-то заманчивая подсказка…

     «Ни фига себе…» – прислушался Евгений, просыпаясь – «Где-то уже наливают и закусывают…».
 
     Пробуждение пришло в ту же секунду.

     – Женька, проснись скорее!!! Нам телеграмму принесли! – радостно сообщила ему взволнованная жена Виктория. – Вот, смотри!

     Евгений, чертыхаясь, приподнялся с дивана, протирая заспанные глаза,  уставился на супругу и какую-то незнакомую пухленькую даму в очках, выглядывающую из коридора.
 
     – Да! В такой-то дождь к вам торопилась! – вслед Виктории раздался голос женщины-почтальона. – Так что с вас сто грамм, как говорится, и пончик в придачу! А то заболею…
 
     – Какая телеграмма? Ничего не понимаю… – прикрывая ладонью рот,  зевнул Коляшин.

     – Вас в Москву приглашают! На «Поле чудес»! – с нескрываемой радостью в голосе провозгласила почтальонша. – Представляете! Когда мы эту «телегу» на почте получили, я первая  вызвалась доставить её вам! Незамедлительно! А дождь-то вы видите какой?!! Меня, кстати, тоже Викторией зовут, как и вашу жену. Так что двойная победа с суперпризом вам обеспечена!
 
     Коляшин взял в руки телеграмму и прочитал вслух текст без отсутствующих предлогов:

     ПРОГРАММА ПОЛЕ ЧУДЕС ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС УСПЕШНЫМ ПРОХОЖДЕНИЕМ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА. ПРОСИМ ПОДТВЕРДИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ, ПРИЕЗДА МОСКВУ 10.04.92 ИЛИ 11.04.92 УТРОМ, УКАЗАНИЕМ ВРЕМЕНИ ПРИЕЗДА. ГОСТИНИЦУ МОСКВЕ ГАРАНТИРУЕМ. ПРОЕЗД, ГОСТИНИЦУ НЕ ОПЛАЧИВАЕМ. ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ ВЗЯТЬ НА 13.04.92 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫСЛАТЬ ТЕЧЕНИИ СУТОК АДРЕСУ: 127000 МОСКВА УЛИЦА АКАДЕМИКА КОРОЛЕВА 12 ПОЛЕ ЧУДЕС РУКОВОДИТЕЛЮ ПРОГРАММЫ В. ЛИСТЬЕВУ. ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК… УВАЖЕНИЕМ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ПРОГРАММЫ ПОЛЕ ЧУДЕС.

     Обе Виктории удалились на кухню (сто грамм – так сто грамм, а то и сто пятьдесят!), а Евгений, сунув ноги в свои старые тапки, прошлёпал в коридор и выглянул из приоткрытой двери квартиры… На всех этажах шло бурное обсуждение события! Уже весь подъезд знал о телеграмме с вызовом на съёмки в «Поле чудес». Складывалось впечатление, что с каждого этажа ехать в Москву готов был свой представитель. Кто-то из детей перечислял вслух все гласные буквы алфавита, кто-то прикидывал шансы выиграть автомобиль, на самом верху пятиэтажки причитали «Везёт же людям!». Гул обсуждения стих, только когда Евгений громко кашлянул. Десятки счастливых глаз буравили его выход «на сцену» лестничной клетки.
 
     – Евгений Петрович, поздравляем вас! – первой очнулась соседка этажом выше и сразу предложила. – Если выпадет приз – не отказывайтесь! Чувствую, что там будет что-то особенное! А вдруг на машине в Лиепаю вернётесь? Я так рада за вас, так рада!!!
 
     Коляшин, как заправский театральный артист, склонил в почтении голову и помахал рукой, давая понять благодарным зрителям: «спасибо, концерт окончен, можно расходиться, товарищи!» вернулся в свою квартиру, бесшумно захлопнув входную дверь.

     – Ну, бог любит «тройцу»! – раскрасневшаяся почтальонша одним махом осушила третью рюмку водки и, смачно закусывая солёным хрустящим огурчиком, повернулась к «без пяти минут участнику капитал-шоу». – Евгений, а вы поторопитесь! В телеграмме строго указано, что ответ надо дать в течение суток! Собирайтесь скорее, вместе поедем на нашу почту! Я правильно говорю, Вика?

     – Да, Жень! – поддержала супруга. – Давай быстро туда-сюда, вечереет уже! Зонт не забудь! Вон как хлещет, словно из ведра!

     – Дорогие мои победы! – обратился к Викториям Коляшин. – Мне сначала надо у командира бригады отпроситься! А лучше у начальника штаба Русакова. Где Лиепая, а где Москва находится?! Командировку же надо оформлять! Нет, похоже на дохлый номер всё это… У меня же серьёзные мероприятия вот-вот, в море скоро должны идти! Не, не отпустят…

     – Как это не отпустят! – возмутилась «окосевшая» от спиртного почтальонша. – А телеграмма?!! Не каждый день и не каждому такой вызов приходит! Это же «Поле чудес»!!! Должны отпустить!

     – И правда, Женька, сбегай к Русакову, он же нормальный мужик. Сам говорил… Такой шанс! Вдруг машину выиграешь!

     – Скажешь тоже, Викуся… Ладно! Я мигом, ой!... – и Коляшин только сейчас обратил внимание, что стоит перед дамами в одних трусах и тельняшке.



             П р о д о л ж е н и е   в  -  http://proza.ru/2022/01/24/1645


               январь, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022