Как знакомились и играли свадьбы в Альшанке

Сергей Финашин
Воспоминания Андрея Сергеевича Финашина. Действие происходило в 1890ые годы в деревне Альшанке (Хотенская волость, Козельского уезда, Калужской Губернии)             
 
 
О естественных тяготениях, сговорах и засылке сватов.
 
Весенние пасхальные дни деревенская молодежь деревни Альшанка проводит в разнообразных играх и увеселениях, а на Красной горке некоторые, присмотрев, сватают  и женят – сводят работничков для домашних и полевых работ.


И вот так происходили в деревнях знакомства и сватовство.
Больше женят родители или понуждают. близкие, Сваты за жениха, еще глупого юнца, подбирают ему девушку по состоянию ейных родителей,  а подчас и по характеру  и работоспособности.
Но бывает и ребята ухаживают сами и любятся с девушкой и считаются как жених и невеста на виду. Такие пары редко разбиваются. А бывает и быстро-мимолетные случайные знакомства. Стали друг другу любы вмиг, искра в сердце заронится,  а слова сдерживаются. Тогда тоже засылаются сваты.
 
Большинство родителей  невесты или сватушки жениху или родителям нахваливая навязывают ту или другую девушку из деревни. Или понаслышке расхваливают родителей девушки или  их дедов. Если не были знакомы лично, то наводят справки – у тех, кто девушку знает и рекомендует из близких.
 
А бывало сватались и к явной бобылке из никудышных, на авось. Перемелется мол, мука будет. Как говорят по нужде ради  жениться, горе замуж берет.

Сватовство начало

Сваты как принято, едут к девке вечерами, когда горят лампы и темно. Как бы украдкой, через соседей предупреждают родителей девушки:
 - Хотят ли принять сватов?
Дав согласие, родители заставляют дочь одеваться. Если девка знает, кого сватают   и он ей по душе, то для вида ломается. Не хочет, плачет, а в душе рада, краснеет.
Но если родители уж решали сами за кого выдать, то с дочерью и ее сердцем не считаются. Насильно одевают, приглаживают волосы, косы. она хоть плачет и ногами бьет, но подчиняется.
 
Приходят сваты, здороваются, кланяются в пояс. Бывает, входят с приговорами разными как-то: «У вас есть товар залежалый, у нас есть купец-покупатель.» и т.д.
Рассаживаются по лавкам, как пришли, в одежде. Сажают на скамью девушку или  делают сговоры без ее.

Торги

В деревне кто бы ни женился и как бы свадьбу не играл, она вводила в большие долги.  По установленному обычаю, когда сватают, тогда ж  и выговаривают (выясняют) сколько хочут за девку. Это как бы купля и продажа. Могут просить 25, 40 или 50 рублей, а богатые – 100 рублей и более. Это деньги на покупку невесты, а еще в расход жениху – белья купить или сделать платье (обнову). Сначала судят, что имеют, что надо купить, сделать, за чей счет, сколько на это надо израсходовать денег на девку или жениха. Если голы, ходят в старом, с плеч на плечо, устанавливают сделать или сшить рубашек, штанов, сарафанов. Сшить новые, или переделать старые сибирки, домотканые шерстяные из своей валены, или шубы крытыя, из сукна фабричного или поддевки многосборочные (сорок мучеников) называются. Это русская старинная старообрядческая одежда. Женщины кажутся в них особенно толстозадыя. Тут же сговариваются о перинах, подушках и одеялах, ну это богатые кулаки, а бедные о дерюжках, соломенных матрасах и подушках. И на подарки денег надо. Это нужное количество полотенец в день обрученья. Бывает спор и советы идут долго.  Кончают договором по средствам от 25 руб. до 100 руб. Если нет согласия, расходятся до следующего раза – мол, подумаем! Ночь хранит тайну отказа как позора.
Выход невесты
 
А если пришли к согласию, то предлагают жениху подойти к невесте, взять за руку и посмотреть и провести по хате - не хромая ли. Они садятся рядом. Потом молятся Богу как связанные перед Богом.
 
И здесь называя всех сватушками, хозяева ставят самовар. По окончанию сговора окна, как принято завешеныя, открываются. Могут свободно соседи смотреть и судачить о виденных лицах, об их поведениях и ужимках сватов и разные небылицы строить. Кто что заметил через занавеску, чтоб рассказать про соседей. Как новость  передают сказанные слова сватов и неживой невесты, уткнувшейся  вниз головой.
 
День обручения или богомоления.
 
Обрученье - это день когда в знак взаимной любви и согласия благословляют нареченных жениха и невесту. Мать и отец иконой благословляют  и хлебом с солью. Посредине хаты расстилают шубу или тулуп вверх шерстью, развертывают холстину и нареченные становятся на колени наклонив головы. По очереди отец и мать их благословляют троекратно с молитвой на устах. Произносят слова напутственные кто как и что может произнести. Присутствующие с навернувшимися невольно слезами на глазах, не могущие скрыть их, бодрятся внешне, или смеются, дают пожелания  счастья в жизни и судьбе. А жених с невестой как бы дают прощание с независимой волюшкой юности и детства.

По совершении обряда благословления старшие подымают оробевших жениха с невестой с колен. Потом заставляют в знак прощения, обеим вместе поклониться родителям в ноги. Они встают и в большинстве, в момент троекратного поцелуя запечатлевшего  согласие, происходит трогательная история сердечного рыдания матери и дочери. На что принимаются решительные воздействия отцов и родных. Совестят – «Что, мол прежде времени каркаешь, беду пророчишь».

Потом по выговору идут благословение родителям жениха: иконой и хлебом. Поцелуи и подарок от невесты каждому по полотенцу. Невеста  кланяются и, целуя,   наделяет полотенцами родных по уговору.

Получившие тут же, отойдя рассматривают полотенце хваля узор рукоделия на пяльцах или вышивку по канве.  Обрученье всегда старались обставить торжественно, серьезно по параду.

В данный момент в хату набивается уж полно народу. Все теснятся, вытягиваясь, подымаясь, наваливаясь на передних - как бы посмотреть обряд! Что-нибудь подметить и о чем, потом посудачить. Вся это церемония в большинстве происходит  в куче толпы, при невольных шутках бодрящих двух виновников события. По окончании заставляют нареченным поцеловаться взаимно и произнести во всеуслышание имя и отчество. Происходят казусы – забывают свое имя, но всегда выручают со стороны и подсказывают, заставляя, краснеть перед всеми.

А сколько бывает радости  нам детям пробраться  в такие дни  в хату  набитую до отказа людьми. А в особенности поздней осенью и зимой. Холодно, все одевши, в шубах, в поддевках. Богатые  в крытых шубах, толстые от того. Головы в теплых шалях и гости во всем наряде, как под венец в церковь собрались.

С утра, так, не снимая верхней одежды, и ходят.  В хате душно, вспотевши расстегиваются, некоторые запарившиеся раздеваются за столом. На них устремляются десятки глаз.
  - Вот девушка мол смелая, ты гляди  в чем она - не стыдно раздеваться!
И мы дети малые, чтоб не мешать, по наущению больших забираемся на полку, на казенку или еще повыше-то на печь, залезая на боровок (боровок горизонтальная часть дымохода, соединяющая печь с дымовой трубой). Глазеем на жениха и невесту, которые вроде и те же, но в данный миг преображаются. На них смотрят с завистью.

 В застолье жених с невестой сидят  под святым углом или перед серединой столов. У жениха волосы подстрижены под скобу,  расчесаны на прямой пробор, примазаны деревянным маслом, он в нарядной одежде или новой рубашке. А невеста  сидит рядом, с лицом закрытым белым полотенцем или покрывалом, смотрит через раструб, а ее лица никто не видит. Хотя это странно, но обычай такой. Недаром Европа Русь относит к азиатам, где женщины вообще ходят с покрытым лицом.

Венчание

Венчание происходит в церкви, когда оформят запись после положенного по закону обыска.Надо было дьякону или пономарю ни менее 3х раз объявить во время церковной службы по окончанию их, что такой-то деревни Альшанки вступает в брак с такой-то. Если претензий нет, закон соблюден – разрешают.

День свадьбы выбирается в воскресенье, свободный от работы день. В деревне рады разнообразию. Молодежь готовится вся - и бедный и богатый. Жених утром этого дня пробегает по домам приглашает на свадьбу к себе и под венец. Выезд с лошадью готовят к окончанию обедни. Соседи сговариваются, решают, у кого есть хорошая телега, лошадь, сбруя, колокола, бубны с ошейниками для шума. Подъезжают все желающие к дому или присоединяются к поезду по пути движения.
 
По порядку движения.

Жениха, даже если своей (лошади) нет, сажают на тройку с бубенцами разукрашенную лентами, дуга перевита кушаком. А впереди едет на одиночке отец посаженный, а заканчивает поезд кормовой. Он везет сундук с харчами и вином. По обычаю, когда едет свадебный поезд, то могут быть неожиданности  - дорогу пересекают, кладут палку, не разрешая ехать, требуя выкупа. Передовой дает распоряжения и кормовой угощает вином и закуской (как бы выкуп от бедствий. наговоров и т.д.)

На подводах располагаются разнаряженные подличныя девушки (избранные, которые будут за столом сидеть напротив невесты, «под лицом» С.Ф.) и парни они создают во время гонки лошадей веселье и песни с гармошкой и бубнами. Бывают и несчастья в особенности когда богатыя свадьбы к церкви приехали. Служба еще не кончилась, а все навеселе. Тут и песни и пляски, бывают и счеты до свадьбы.

В церкви

Приехавшие жених и невеста, в церкви становятся в разных сторонах, и боятся поинтересоваться  друг другом. Невеста нахохлившись стоит или сидит закутанная, ни лица, ни глаз не видно. Сама боится пошевелиться – пока священник не приглашает к аналою и здесь спросит имя.  Берет за руки, соединяет и ведет, становя их, и начинает службу венчания. Венцы возлагает на головы, не обнажая лица невесты, и народ не видит ее до свадебного пира. Жених боится проронить слово.

Характерное явление было у нас в деревне. Филиппу Иванову Лучину сосватали девку из Глазово. Красивую, через очередь. Первая в очередь была невзрачная, зубы большие, прочили в вековухи,  а родители обстряпали из рядов вон случай.

В день свадьбы снарядили первую по очереди, Акулину. Невесту привезли в  церковь в Хотень. Роста обе девки были большие, как и жених. Обвенчали, священник, когда произносил молитву, как  будто спутал имя невесты с первой девкой.  Когда священник по окончании   обряда попросил показать свою любовь новобрачным и поцеловаться. Тут Филипп Иванов оторопел, увидев с кем повенчан. Сердце сжалось, но дело было сделано. Опрос то, был  - женятся по любви, без принуждения, оба подтвердили гласно.
-Да-да!
-Кончено!
Не стал Филипп судиться, и жизнь вел скромную. Тихий нравственный, спокойный мужчина и толковый. Упрека никто не слышит. Так Богу угодно – говорил.   Жена была некрасива, но бойкая и работящая.  Умерли во время революции.  Женились они в 1878 году. Дети у них были, жив один сын Сергей.
 
Возвращение домой

Свадьба начиналась после возвращения из церкви и катания. Проделывали обряды; от глаза наговора – колдовства на молодых  и приворотов. Обряды делали, когда подъезжал поезд свадьбы.
Молодых не подвозили прямо  к крыльцу, а сначала открывали ворота и если на телеге сидели молодые, то они въезжали во двор через жаровню, с углем горячим. Очистительным, от глаза, ворожбы приворота и колдовства. Делала это приглашенная знахарка (колдунья).
 
После этого  через дверь в сени вводили молодых. В дверях хаты  бросали горстью овес или ячмень для пожелания плодородия. В хате расстилали шубу шерстью вверх лохматой. Это примета жизни полной, густой и богатой. Родители, поздравляя с законным браком, благословляли иконой и хлебом павших в ноги молодых. Помоляся Богу, в одежде, молодые пролезали меж лавкой и столом покрытым скатертью. Дружка или посаженный отец беря за руку молодых,  обводил их кругом, усаживал на избранное место. Невеста еще укутанная, а под лицо ей садятся девушки избранные. А со стороны жениха молодцы. Дальше родители - все в одежде, как и в церкви.
 
Застолье
 
И сразу хозяйки уставляют и передают через головы от печи закуски. На первом месте студень, поросятина, баранина, мясо, пироги. Вино в бутылях или же в жбанах разливают в стаканы. Дружка полномочен угощать и ухаживать при застолье. Чаю не было, а воды расходилось  колодезной немало. Жарко, только и пьют.
 
Толпа женщин обыгрывают сидячих гостей свадебными песнями величания, в которых для каждой персоны выражены критические и похвальные слова величания. За что  получают подарки и  копейки. И по заказу они поют, по условию. Выводят четко и весело с припевом под пляс, мощными голосами, на слух, без художественной отделки.
 
Разогревшись, верхнее снимают - показать нижний наряд – шали, полушалки,
русский сарафан  и итальянку с оборками.
 
Перед домом и в хате устраивают под гармошку плясовые и песни. В особенности, когда приходят еще гожие (это ребята из других деревень). Гожие веселятся, и приглядывают девушек, знакомятся.
 
 В темноте девки смело с парнями болтают, а  при свете язык прикусывают из бойких  делаются дурами. Только как мак краснеют – пыжатся. Но гожие  силой волокут в темные уголки девку от подруг, отчего все время происходит возня. Девушки сначала в ответах  короткие и резкие, и все стремятся, как бы вырваться, убежать. После долгих уламываний и сопротивлений налаживаются красноречивые и изысканные разговоры.
 
Стоят на расстоянии,  прижиматься не полагается, а то ославишь себя плохой славой.  А девушки-подруги подчас ревностно идут им на выручку, если парень очень уж пристает. И бойко препираются коллективно с одним парнем.
 
Если парень за словом в карман не лезет, бойко отвечает,  не запинаясь - тем разжигает страсть  и страх у каждой девушки. Невольно искра западает в сердце. Каждая как бы воруя от подруг,  в душе  не прочь с таким парнем утаиться.
 
А тут   малыши, что мыши притаившись в темноте, навостря уши к разговорам,  наблюдают по силуэтам, за парочками. И передают девушкам и парням о несуразностях парочек, что  вызывает несуразные и  подчас неприличные поклепы.
 
Застолье длится долго, некоторыя, алчные до вина пьянеют, и делают личные счеты и драки. Богатые свадьбы делают перерыв от застолья  и снова сажают на кормежку гостей делая и  2 и 3 застолья.

 
(На этом описание свадебного обряда обрывается С.Ф.)
 

Приложение I. Случай  для примера. Как женили дядю Федю и дядю Якова (Абрамовых)
 
 В детстве отвезли меня в Морозово к бабушке.  И я по нескольку дней жил там. Из Питера приехал дядя  Федя. Рыжий, в русских сапогах, в расшитой красной рубахе,  фуражка и суконная поддевка с оборами богатая. Здоровый, краснолицый, молодой, но выпить уж не прочь.
 
Отец его прислал - стал баловать парень - надо женить!  И вот стали его уговаривать  чтоб ехать невесту сватать Но он возражал
- Куда я поеду,  если не знаю,  какую  чуму или там пугало сосватаете?
 
Но бабы, что банный лист неотвязно пристали. 
- Да мы тебе покажим таких, что твои королевы. И в Питере таких нет.
Видит, что  не отбояриться, пошел в шинок хлопнул полштофа. Дал слово придет и сдержал слово, не задержался.
Тут ему говорят
- Запрягай, готово-одевайся!
Но он возражает
- Куда,  говорит, в Клесово? Ну, говорит, куда я поеду,  дороги не знаю.
Три женщины свахи и  сестра Евдокия вышли, сели и он влез в задок телеги, лег приговаривая что б вам заблудиться  в темноте. Но лошадь по дороги везет. Не остановились у кого хотели, а прямо подъехали к дому Прапорщиковых. В хате светит лампа. Постучали.
- Кто?
- Заблудились, пустите!
По голосу узнали, что приехали из Морозовой. Хозяин дома сам из Питера, знает Андрея Степаныча Абрамова (отца жениха). Видя, зачем приехали, велел жены ставить самовар. Просит раздеваться.
- За чаем поговорим.

В это время дочь приодели, круглолицую красавицу.  Посадили разливать чай.
У дяди Феди хмель прошел.  Не верит себе, что явь он видит. Прибодрился, чтоб не совестно было. Откуда такую взяли? Неужели она пойдет за такого черта рыжего? Молчит, разговор не клеится.  Хочут ему сказать, что есть еще в деревне, посмотрим, но он околдован.
 
Без выхода порешили и по рукам! Тут и  Богу молиться и первыя поцелуи с незнакомкой  со слезами. Очарован, ног не чует. Ночь, обратно едут, а он все бормочет:
- Неужели правда? Не приведение это с ним сделали? Да это просто царица!
Ехал не спал как туда, под влиянием события.
Когда ездил на девичник,  покупал много: орехи, семечки конфеты, баранки - богатый жених на зависть девиц.
 
Вскорости свадьба богатая была. Невеста, звать Прасковья. Тестю прозвище Пиджак по деревне.
И какая же была тетя Паша тихая, спокойная и обходительная хозяйка. Какой мягкий характер ее. А дядя Федя еще служил 4е года в пехоте, и жена вела себя, что цветок покорно, невозмутимо  и родители к ней благоволили.
А дядя выпивал, готов был пошуметь, но не безобразник. Она как заметит - и так-то совсем ласковая, подойдет
- Федюшка ты ослаб, больной, пойдем, поговорим. И что за малым ребенком разденет.
 - Я сам, сам.
Поцелует, уложит и он от ней прощенья просит,  не сделал ли чего кому плохого?
Жили очень хорошо, имея детей - сына и 3х девиц.
 
А дядя Яков - этот повоспитанней и держать себя умел более благопристойно. Не так прост и похитрей. Женился то-ж молодой. Взял из Селивановой дочь старшины Уварова молоденькую, тонкую, красивую  Акулину Константиновну. Изящная, характер особый с самолюбием и требовательностью и настойчивостью.
 
 Матерь ее, Старшениха, это баба на 8 пудов с большим горлом. Соседи были к ней сильно уважительны.
 
У Акулины были замашки. С жалобой убежит от мужниной семьи через поле к матери  а  то и переночует.  Пришлось взять в Питер. Хорошо, что дядя Яков был льготник и ему ему не пришлось отбывать военную службу. 
                ***

Продолжение воспоминаний - Как крестьянам Альшанки волю дали http://proza.ru/2020/02/05/1894