Купцы Фалины

Елена Витальева
Но начну повествование со второй половины XIX века. Тогда усадьба, расположенная на очень престижном месте – в верхней, ближней к центру города части главной купеческой улицы Московской, принадлежала деду автора воспоминаний, Михаилу Егоровичу Фалину. М.Е. Фалин был купцом 2-й гильдии, бессменным гласным городской думы, владельцем крупного мануфактурного магазина.
 
На усадьбе стоял двухэтажный дом, в котором с 1865 года размещалась Пензенская губернская земская управа, так же бессменным председателем которой был штабс-капитан Алексей Николаевич Бекетов, двоюродный дед Александра Блока.

Когда подрос сын М. Е. Фалина Сергей Михайлович, торговый бизнес купца перерос в семейный, и появился в городе новый торговый дом «Михаил Фалин с сыном».
 
Расширению дела способствовала ещё и выгодная партия – Сергей Фалин заключил брак с Марией Павловной Барсуковой – дочерью дворянки К. Н. Воронцовой и купца, владельца мехового салона, П. А. Барсукова.*
 
Мария, как и её братья и сёстры, рано осталась без родителей и воспитывалась в семье дяди по отцу. Но в наследство ей досталась усадьба отца в самом начале Московской улицы (д. 3), где кроме собственного магазина был частный женский пансион учительницы Е. Седегий, находились часовой и ювелирный магазины, где продавались швейные машинки, музыкальные ящики, популярные до изобретения граммофона. В этом же доме размещалось заведение искусственных минеральных вод и склад прессованных дрожжей Я. К. Фриеста, который здесь же снимал жилье.
Именно поэтому брак с девицей Барсуковой сулил в будущем С. М. Фалину успешную карьеру.
 
И действительно, после женитьбы Сергей Фалин покинул отцовский дом и поселился в доме № 3, который реконструировал, а затем успешно начал развивать торговлю тканями в собственном магазине. Благодаря ему, путёвку в жизнь получит приказчик магазина, младший брат жены Сергей Павлович Барсуков, чей галантерейный магазин на той же Московской улице (д. 69), будет самым популярным в городе, а его дети и внуки прославят советскую науку.

Сергей Михайлович Фалин потом неоднократно избирался гласным городской думы, занимал почётные управленческие должности, был ктитором (старостой) церкви Спаса Нерукотворного, неоднократно награждался золотыми медалями «За усердие» как попечитель и благотворитель.
 
Но вернёмся к усадьбе Михаила Егоровича Фалина, где кроме Сергея росли ещё четыре его брата – Лев, Давид, Петр, Николай и 3 сестры – Мария, Софья, Екатерина. Мальчики ещё учились, а вот дочери были уже на выданье, и Михаилу Егоровичу предстояло найти для них выгодные партии.
 
И вскоре такие партии составили купцы с той же Московской улицы:
-для Марии – купец Алексей Фёдорович Финогеев (усадьба Финогеевых на Московской),
- для Екатерины – Иван Андреевич Карпов (усадьба Карповых на Московской),**
- для шестнадцатилетней Софьи – Василий Андреевич Вярьвильский – сосед по усадьбе, вдовец с шестью детьми, будущий глава г. Пензы.

Софья Михайловна Фалина, а теперь уже Вярьвильская, осталась жить со своим супругом и его детьми от первого брака в доме отца (Московская ул., д. 17).
А чтобы разместиться большой, всё разрастающейся семье, Михаил Егорович Фалин приобретает ещё одну усадьбу, смежную со своей, выходящей на ул. Троицкую.
Мир тесен, а Пенза ещё теснее. Усадьба эта принадлежала когда-то деду Марии Павловны Барсуковой (Фалиной), о которой шла речь выше. И вот, сменив нескольких владельцев, отстраиваясь и неоднократно горя, она, в виде пепелища, находит нового своего хозяина и вновь отстраивается.

На этой-то большой усадьбе и происходят события, о которых пойдёт речь дальше.
Из воспоминаний внука М. Е. ФалинаДавыдаВярьвильского: «В возрасте пяти лет, или даже немного раньше, я запомнил своего деда по матери, Михаила Егоровича Фалина – толстого старика с большой окладистой бородой чёрного цвета с проседью. Дед жил в своём доме на Московской улице, зады усадьбы которого примыкали к нашей усадьбе на Троицкой улице. У нас была внутри двора калитка, сквозь которую мы и проходили на дедовский двор. Два события, касающихся деда, оставили след в моей памяти.
 Первое – мы со своей нянькой Мариной ходили к деду на праздник Рождества, «Христа славить», и дед мне подарил большую серебряную рублёвую монету.
 
А второе – моё прощальное посещение деда, когда он мёртвым лежал на столе в своей небольшой зале. В тот же год скончалась и наша бабушка – мачеха моего отца Пелагея Петровна. Поэтому эти горестные события не остались забытым мною на всю жизнь.
 
Бабушка Пелагея Петровна жила внизу нашего дома с моими дядьями Петром и Иваном Андреевичами. Мы, дети, очень любили старушку и, бывало, всегда её встречали, возвращавшуюся с базара. Она ласково нас принимала и никогда без гостинцев не отпускала от себя. В этот 1883 или 4-й год с бабушкой случился паралич, и она, недолго промучившись, скончалась. Её предсмертные стоны и крики также остались навсегда в моей памяти».***

ПРИМЕЧАНИЯ:

*См. книгу 3. Усадьбы Барсуковых
**См. книгу 4. Усадьбы Карповых
***Здесь и далее приводятся отрывки из рукописи ДавыдаВярьвильского «Мои жизненные воспоминания», опубликованные в « Новой социальной газете» 2021г. Пенза


ПРИЛОЖЕНИЯ:

На фото купец Сергей Михайлович Фалин


ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/01/22/893

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=11#11