Записки из Бессарабской губернии Ч. II Кристабелла

Андрей Гречко
Вот уже второй год страшная эпидемия бушевала по всей Европе. Неизвестный доселе науке вирус пожирал сознание людей, оставляя вместо их голов клубящуюся пеплом пустоту. Зараженных становилось с каждый днем все больше. Мы называли их нечистыми. 

Приказом государя-императора, я, капитан С., первый помощник статс-советника, лейб-медика высочайшего двора его Высочества, был направлен на юг, в Бессарабскую губернию. Моей миссией было истребить всех нечистых и остановить распространение заразы в этой местности. 

За полгода мы зачистили столицу Кишинев и теперь продвигались по другим уездам этого прекрасного и полного таинственных загадок края. 

В знойный летний вечер я сидел верхом на коне посреди сельской улицы и внимательно смотрел по сторонам. Солнце медленно опускалось за линию горизонта, в воздухе роилась мошкара, всё остальное вокруг затихло в наступавших сумерках. Лишь изредка доносились крики животных из крестьянских дворов. 

Оставалось еще минут пять до заката. Я знал, что ровно минута в минуту, когда последний проблеск солнца исчезнет, адъютант Востряков ударит в колокол церковной башни, чтобы сориентировать меня. 

Мой боевой конь бил копытом землю. Я же то и дело поглядывал на несколько точек - колодец и заброшенную кузницу - из которых, как предполагал, полезут нечистые. Переводя взгляд с одной стороны улицы на другую, внезапно я вздрогнул и метнул свой взор обратно. Я не поверил своим глазам! Футах в 150-ти от меня, у плетня сельского двора стояла маленькая девочка и гладила козу. 

Накануне и сегодня с утра солдаты из возглавляемого мной полка обходили всех сельчан и строго-настрого запретили выходить на улицу в послеобеденное время. Особенно тщательно мы призывали следить за стариками и детьми! 

Не сводя глаз с девочки, я сунул было руку в карман, чтобы достать часы, и в этот момент зазвучал церковный колокол! Всё! Наступало время нечистых! 

Появление на улице невинного гражданского лица, да еще и малолетнего возраста, в момент начала военной операции, ставило под угрозу весь успех операции! Я пустил коня быстрой рысью прямо по направлению к девочке. Та продолжала невинно гладить козу. 

Я увидел, как нечистый возник за спиной девочки, футах в 10-ти. Он был здоровый увалень с длинными клешнеобразными руками. Вместо головы у него клубился чёрный пепел. 

Нечистый двумя рывками приблизился к девочке, но я опередил его всего на мгновение! Наскоку подхватив ребенка и усадив его перед собой, я пришпорил коня! Обернулся назад: там нечистый уже набросился на козу, засасывая её в чёрную дыру, бывшую раньше его головой.   

Надо было доставить в безопасное место девочку и продолжать следовать плану. Мы поскакали быстрой рысью по улице. Боковым зрением я замечал, как на дороге то тут, то там появлялись нечистые. 

Вот и один из домов, где внутри сидели мои солдаты. Они дежурили у окон на случай непредвиденной ситуации. 

- Кто-нибудь скорее сюда! - закричал я. - Заберите ребенка! 

Двое солдат выбежали мне навстречу. Через забор я передал им в руки девочку. Только я хотел развернуться, как мой конь встал на дыбы от испуга! Сразу двое нечистых возникли около нас! Лихо я взмахнул саблей, расчищая нам дорогу! 

Мы уже знали: ни пулевые, ни ножевые ранения не брали нечистых. Эти типы оружия помогали лишь приостановить их, выиграть пару секунд, которые зачастую были спасительными. 

Я выехал на середину дороги, и принялся гарцевать там. Охота на нечистых входила в свою кульминационную стадию! Сейчас моей целью было собрать вокруг себя всех нечистых в этой округе и в роли живца повести их в ловушку! 

Уже с десяток нечистых окружали меня кольцом, когда я стал потихоньку передвигаться в сторону амбара. Нечистые перемещались за мной. 

Я въехал во двор. Когда все нечистые переместились за мной, солдаты закрыли ворота. Я быстро слез с коня, и увел его прочь. В следующее мгновение со всех сторон полетели факелы - солдаты дружно закидывали ими весь двор, по центру которого стояли нечистые. По периметру двора была вырыта траншея, в которую мы заранее залили керосин. Когда он вспыхнул, нечистые оказались окружены забором из огня. Как бы ни пытались они теперь переместиться рывками, они все равно попадали в пламя, от которого сгорали заживо. 

Именно такими рейдами мы освобождали от заразы города и села Бессарабской губернии. 

Сегодняшняя же операция, не без задоринки, но завершилась. Наконец можно было отдохнуть. Мы знали, что спустя несколько часов после охоты, даже уцелевшие нечистые исчезали с темных улиц, и потому спокойно добрались по вечерним улицам до места ночлега. 

Я, адъютант Востряков и еще несколько солдат, расположились в доме одной одинокой сельчанки.

Поужинав, я вышел во двор покурить папироску. Было довольно светло, в небе висела полная луна. Вид со двора открывался на опушку леса на пригорке. На вершине холма, слева от леса, виднелась башня. 

Я почти докурил и уже собирался возвращаться внутрь, как вдруг, заметил мерцание огня в башне. Это заинтересовало меня, так как согласно имеющимся картам и инструкциям, в данной местности не значилось подобных строений, да еще и жилых. 

- Хозяйка, а что это за башня виднеется на холме? - спросил я, зайдя в дом. 

- А это, ваше благородие, заброшенное княжеское имение рода Крупенских, - отвечала хозяйка, убиравшая со стола. 

- Вот как?! - удивился я. - А почему заброшенное?

- Нехорошее это место считается, - покачала головой бабка. - Дурная слава у него. 

- Эка напасть! - присвистнул я. - А ну-ка расскажи мне подробнее.

- Любил охотиться в этих краях старый князь Крупенский. Всё началось с постройки чего-то вроде охотничьего домика и конюшни. Там он иногда останавливался летом передохнуть со своей свитой. Облюбовал князь это место и велел построить здесь целое загородное имение. Ну а когда началась война с турками, воздвигнули там и башню, чтобы за врагом следить. В мирное же время князь приезжал сюда всей семьей отдыхать. Кодры кругом, озеро недалеко, в общем тишь да благодать. 

Когда имение перешло к молодому князю, тот продолжил традиции отца. Закатывал тут пиры, принимал гостей. Вскоре родилась у князя дочь. Назвали ее Кристабеллой. Когда девочка подросла, сразу все поняли - быть ей первой красавицей всей Бессарабии! Длинные русые волосы ниже пояса, голубые большие глаза - ах, что за девушка то была! Женихи уже один за другим стали наведываться в гости к князю, кланяться, выражать почтение. 

И тут грянула новая война с турками. Повоевали-повоевали, да вскоре пошли на мировую. А дабы символично закрепить мир с турками велел сам государь император сосватать сыну турецкого султана в жены самую красивую дворянскую девушку из Бессарабии.   

С тех пор загрустил князь Крупенский. Дошли до него сведения, что именно Кристабелла станет “подарком” туркам, символом мира. Стал думать князь, как избежать такой судьбы для своей дочери. И насоветовали ему отправиться в самую глушь леса - кодры - где жила в полном уединении старая ведунья. Отыскал её князь и поведал о своем горе. “Я помогу тебе. Есть один способ. - ответила ему колдунья. - Сделаю я зелье, выпив которое твоя дочь станет такой дурнушкой, что никто никогда не захочет на ней жениться”. Обрадовался было князь, но насторожился: “А как вернуть потом красоту моей дочери?”. “Не переживай, - заверила его старуха, - когда всё уляжется, придешь ко мне с оплатою за мою услугу, верну я тогда прежний облик твоей кровинушки”. На том и порешили. 

Вернулся князь домой, дал выпить Кристабелле снадобье, и на следующее утро проснулась она уродиной. Долго рыдала бедная девушка, глядя на себя в зеркало. Долго успокаивал ее отец, уверяя, что все это для ее блага. 

Настал день смотрин, прибыли царские сваты, которые должны были сопроводить девушку в чужую страну. Вывел князь к ним дочку, и все так и ахнули от такой замухрышки. Развели руками сваты и уехали ни с чем. 

Князь, довольный, что все прошло по плану, отправился в кодры к колдунье. “Возвращай, - сказал он ей, - красоту моей дочери”. “Сначала расплата, - отвечала колдунья. - Сделай то, что я скажу”. “Что же ты хочешь?”, - спросил князь. “Взамен на то, что я помогла тебе, сделай меня своей женой”, - огорошила его старуха. Рассмеялся князь. “Бери, - говорит, - золото, серебро, драгоценные камни. Но не быть тебе моей женой!”. Но колдунья стояла на своем: уговор дороже денег. “Хорошо, - сказал князь, - быть по-твоему. Сделай сперва зелье, которое вернет прежний облик Кристабеллы, и поедем сразу венчаться”. 

Нехорошее задумал князь. Увидел он овраг неподалеку, и решил избавиться от старухи. Когда она вынесла ему зелье, подвел он ее к краю оврага, да и пнул ее сапогом. Скатилась колдунья на самое дно, и там и осталась лежать неподвижно. 

Дома князь дал выпить дочери зелье и с нетерпением стал ждать утра. На следующий день ворвался он в ее покои, видит: лежит красавица Кристабелла на своей постели. Вернулся прежний прелестный облик. Подошел ближе князь разбудить дочь, а она не дышит! Крикнули лекаря, знахарей, кого только можно, но все без толку. Никто даже не мог толком сказать отчего умерла девушка. Обезумел князь от горя и сбросился в тот же день из башни. Не стало более рода Крупенских. А имение с тех пор пустует. 

Как завороженный выслушал я этот рассказ. Много диковинных историй приходилось мне слышать и видеть в разных уголках нашей империи, но отчего-то эта легенда о Бессарабской красавице задела меня за живое. Всю ночь проворочался я без сна в постели, лишь под утро забылся. А быстро проснувшись понял, что не дает мне покоя: большие голубые глаза! 

Едва рассвело мой боевой конь уже нес меня по холму по направлению к башне. Спустя полчаса я оказался возле каменной изгороди. На месте ворот в изгороди зияла пробоина. Я спешился, привязал коня к дереву и пошел осмотреть боярские владения: большой особняк, несколько хозяйственных построек за ним, и чуть поодаль - та самая башня. Я подошел к парадному крыльцу дома и поднялся по ступенькам лестницы, у подножья которой располагались каменные вазоны. К моему удивлению, дверь была не заперта, просто прикрыта и я вошел внутрь. Через прихожую я прошел в залу - большую просторную комнату для танцев и игры в карты. Здесь сохранилась кое-какая мебель, но в целом царила полувековая разруха, покрытая пылью и плесенью. 

Я вышел во двор и прошел к башне. Входная дверь в нее была заколочена. Я отошел к изгороди и поднял голову: в башне было несколько оконцев и смотровая площадка на самом верху. Отсюда прошлой ночью я видел свет огня. 

Поверхностные поиски не дали каких-либо результатов. Я вернулся на место нашей стоянки и весь день провел в служебных хлопотах: рапорт губернатору, подготовка к переезду в следующий пункт нашего следования.

На закате мы как обычно на всякий случай предприняли все меры безопасности, спрятавшись по домам. Но ни одного нечистого не появилось. В этой местности мы перебили их всех. 

Я вышел во двор, закурил, и невзначай глянул вдаль. Вздрогнул! В башне вновь горел свет! Значит там кто-то был! 

Я велел адъютанту Вострякову и двум солдатам вооружиться и седлать коней. 

- Сделаем ночной рейд, - не вдавался я в подробности.

Мы поскакали по холму в заброшенное имение. Спешились около изгороди, и я предупредил солдат быть начеку: неизвестная опасность могла поджидать нас. 

Когда мы вошли во двор имения, из особняка отчетливо послышалась музыка и смех. Мы подкрались к окну в залу и осторожно заглянули внутрь. То, что я увидел сбило меня с толку! Только сегодня утром я заходил в эту комнату и видел ее заброшенный и полуразрушенный вид! Сейчас же зала сияла дорогим убранством и вообще выглядела только что отстроенной! Внутри действительно играла музыка и было людно. 

- Это что еще за штуки, ваше благородие? - присвистнул адъютант Востряков.

- Сейчас разберемся, - отвечал я.

Через прихожую мы вошли в залу, и мое удивление только возросло. Комната была обставлена очень богато и торжественно! Красивая мебель с позолоченной отделкой, лампы на высоких ножках, светильники и золотые канделябры по углам. На стенах висели картины. На большом рояле играли вальс. Я все еще не верил своим глазам! Ничего этого не было и в помине утром! 

Пока мы стояли на входе в комнату, на нас никто не обращал внимания. Тут только мы, ослепленные богатством обстановки, заметили, что в зале были только женщины. Все были одеты нарядно, как положено на балу. Одни танцевали, другие беседовали и смеялись на диванчиках. 

Я кашлянул, и адъютант Востряков взялся за дело: 

- Попрошу остановить музыку! - крикнул он. - По какому случаю торжества в военное время? 

Музыка оборвалась. Десятки женских глаз вопросительно уставились на нас. 

- Мы здесь от имени самого государя императора, - продолжал адъютант. - Кто здесь будет организатором сего веселья?

В ответ раздался дружный женский смех. Одна из барышень, красивая статная брюнетка, поднялась с дивана и пошла нам навстречу. 

- Мы рады приветствовать отважных слуг государя и защитников империи на нашем скромном балу, - заговорила витиевато она. - Почему бы доблестным воинам не отдохнуть и не присоединиться к нам? 

- Потрудитесь объяснить, сударыня, - вступил я в разговор. - По какому праву проходит этот бал на территории земель, находящихся на военном положении? Кто отвечает за это?

- Княжна Кристабелла! - раздался громкий женский голос из другого конца залы. - Я - хозяйка этого дома, организатор веселья, и все находящиеся здесь - мои гости, включая вас и ваших бравых солдат. 

Глянул я в сторону, откуда донесся голос, и всё вокруг меня погасло. Потускнел блеск золота, померкла красота всех прелестниц. Наверно даже звезды в небе опали. В груди стало обжигающе горячо, а висках отдавались удары сердца. Из глубины залы на меня смотрели большие голубые глаза! Это был тот самый взгляд, что видел я в вечер моего приезда в Кишинев. Что впал мне в душу, и долгие месяцы потом не мог его забыть я. Это были глаза моей спасительницы!

- Что прикажете делать, ваше благородие? - не сразу я услышал шепот адъютанта Вострякова. 

- Вольно, адъютант. Гуляйте. 

- А как же нарушительницы? 

Я лишь взмахнул ладонью и пошел навстречу княжне. Мы поравнялись. Мое сердце бешено стучало. Это была она! Теперь, в бальном платье и украшениях, она выглядела настоящей аристократкой. 

- Ну вот я вас и нашел, - произнес я.   

Трудно описать мое смешанное состояние. Таинственное происшествие в вечер моего приезда в Кишинев, исчезновение моей спасительницы, легенда о первой красавице Бессарабии Кристабелле, загадочная комната, в которой мы сейчас находились. Все это был один клубок невероятных событий, который сплелся вокруг моего нахождения в Бессарабии. Я словил себя на мысли, что не верю, что все это происходит наяву. Однако, оно происходило. 

- Зачем же ты искал меня, капитан? - спросила она.

- Я хотел отблагодарить вас...

Синим пламенем вспыхнули большие глаза. Что-то изменилось в ее лице: пропала сдержанность и напряженность, оно стало более живым и естественным. 

- Ваше благородие, барышни танцевать просят, - подбежал ко мне солдат. 

- О, да танцевать! Кто из вас нас перетанцует, тот пусть забирает все драгоценности из это комнаты. Столько, сколько сможет унести! - крикнула статная брюнетка. 

Музыка возобновилась, барышни окружили моих солдат, будоража их своей красотой и выпивкой.

Княжна указала мне на диван. 

- У тебя доброе сердце, капитан. Я поняла, это как только увидела тебя. 

- Но я не понимаю, как это возможно! - быстро заговорил я. - Та чайная, где вы укрыли меня в тот вечер в стужу, ее не было в том месте на следующий день! Её никогда там не было! 

Теперь дальше. Давеча я слышал легенду о том, что произошло в этом доме. Если это правда, то вы должны быть...

Я осекся. Княжна вопросительно кивнула. 

- ...мертвы, - закончил я, выдохнув.

- Разве я похожа на мертвую? - спросила она и вложила свою ладонь в мою. 

От её прикосновения моё сердце чуть не выпрыгнуло наружу. Рука была тёплая. 

- А этот дом? - не унимался я. - Я был здесь этим утром. Эта комната была в запущенном состоянии. Как это возможно?! 

Она запущена и сейчас, приглядись внимательно. 

Сначала я не понял, что она имеет в виду. Посмотрел по сторонам. Мимо нас мелькали пары, кружащиеся в вальсе. Был слышен звон бокалов, всё тот же женский смех. Дорогое убранство комнаты слепило глаза.

- Но я не понимаю..., - начал было я, и тут волосы на моей голове встали дыбом! 

Напротив дивана, где мы сидели, на стене висело зеркало - в нём отражалась чернота! В нём был настоящий вид этой комнаты: полусгнившая мебель, чёрные обугленные стены, прогнивший потолок и пол. Мне даже показалось, что запах гниения ударил мне в ноздри. 

Я продолжал таращиться в испуге в зеркало, когда в нём отразились танцующие пары. Меня прошиб озноб, я задрожал всем телом. Эти женщины были вовсе не молодые красавицы. Это были старухи в чёрных балахонах! Ведьмы с диким хохотом выкачивали жизнь из моих солдат! 

Я совладал с собой, и рука моя потянулась к пистолету на поясе. 

- Не будь таким суровым, капитан, - шутливым тоном произнесла Кристабелла. - Это всё равно не поможет.    

Я взглянул на неё и понимание ножом проткнуло моё сердце! Смотря на её лицо, я чувствовал, как грусть разъедает меня изнутри. Она была такая красивая, какой еще не видел я прежде, и... ненастоящая. 

- Значит и вы...

- ... давно не молода, - закончила она за меня и взяла мои ладони в свои. Тут же исчезла комната вокруг, мы стояли на смотровой площадке башни. Была глубокая ночь, на небе не было ни звезды, лишь полная луна. 

- Ты слышал легенду, капитан, но не знаешь, что было дальше, - говорила Кристабелла. - Когда погиб мой отец, я ожила. Но отныне была проклята и обречена на вечное заточение в этой башне. Мне суждено было помогать людям, попавшим в беду. Приходить к ним на помощь, в минуту, когда их жизни угрожает опасность. Как я явилась к тебе в тот вечер, капитан. И так должно было продолжаться целую вечность, пока кто-то не снимет заклятие. Пока кто-то из мной спасённых не явится с одной лишь чистой целью - отблагодарить меня. И вот сегодня пришел ты, капитан. И ты освободил меня. В ту самую секунду, как ты промолвил, что искал меня, заклятие спало. Теперь я свободна и покидаю это место...

Она приблизилась ко мне вплотную и поцеловала меня в губы. Эту вспышку близости я не забуду никогда! 

- А теперь прощай, капитан! - она отошла в сторону и стала кружиться вокруг себя. 

- Но постой! - закричал я. - Ведь если заклятия нет, и вина твоего рода искуплена, то, по справедливости, годы твоей молодости должны быть возвращены тебе!   

- Не нам решать это, капитан! 

Голос Кристабеллы становится всё отдалённее. Она поднималась в воздух и растворялась в нем. 

- Оставь мне лишь ниточку, умоляю! - прокричал я.

- Отыщи Подземный город - там ты найдешь ответы на все свои вопросы. 

Это было последнее, что я услышал. Кристабелла исчезла над моей головой, и тут же с неба полился тёплый дождь. Его капли омывали моё лицо, а я продолжал вглядываться в небо, в котором загорелась одна звезда. 

Я спустился вниз и вошел в особняк. Зала приняла свой истинный запущенный вид: никаких признаков бала. Но куда-то подевались и мои солдаты. Я сделал несколько шагов по зале и увидел лежащее навзничь тело адъютанта Вострякова. Подошел ближе, наклонился и стал переворачивать тело лицом к себе. Оно было невероятно мягкое, как будто передо мной лежала кукла. От увиденного я отскочил в сторону! Тело адъютанта было в буквальном смысле выжато! Его лицо и грудь впали внутрь себя! 

Я отыскал тела двух других солдат - с ними произошло тоже самое. Их выжатые внутренности были вывернуты наружу!

В полнейшем смятении возвращался я в деревню на место ночлега. Таинственные жуткие происшествия в Бессарабской губернии продолжают преследовать меня. Сколько странных событий предстоит еще испытать не ведает ни одна душа. 

Одно я знаю наверняка и от этого с тоской сжимается моё сердце: никогда мне не забыть голубых глаз первой красавицы Бессарабии - Кристабеллы.   


Кишинев, 2022

Читать часть I: http://proza.ru/2022/01/07/1374