История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 17

Дмитрий Беспояско
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА ВАЛЯВА

          Ранее много раз упоминалась село Валява, которое прежде, а многими и сейчас, считалось и считается родовым «гнездом» Правобережных носителей прозвища Безпояско. Обратимся к истории села.

          Валява – это село в Черкасской области. Расположено в 8 верстах (км) от железнодорожной станции Завадовка, в 11 верстах (км) на запад от города Городище, в 18 верстах (км) от Корсунь-Шевченковского, в 70 верстах (км) от города Черкассы и в 159 верстах (км) по прямой от Киева [1].

          Происхождение названия села Валява точно не установлено, но, вероятнее всего, образовалось оно от слова «валить» лес, то есть, от вырубки леса. Возможно, что оно связано с лесоповалом, произведённым жителями старого села Вязовка, разрушенного татарами. Село Валява есть и в Черновицкой области, но там его название выводят от молдавского слова «валява», что означает долина. Есть и другие значения слова «валява», в частности, «руины» и «поле битвы, покрытое телами павших» [1].

          Из преданий известно, что поселение Валява возникло примерно в середине 13 века (а, может быть, и ранее) среди густого на то время леса на берегу небольшой речки Зубра [1].

          Другой вариант происхождения названия, как мне представляется, связан не столько с вырубкой строевого леса, сколько с производством поташа. Не зря в округе столько поселений, в названии которых есть слово «буда»: Буда-Орловецкая, Будище (и не одно), Буда-Макеевка, Новая Буда, Буда-Броваховская, Буда-Горбиевская, а рядом с двумя последними – Поташня. Кроме того, согласно Л. И. Похилевичу, в 1825 году в Буде-Орловецкой был учреждён поташный завод [2].

          Поташ – это соль, карбонат калия или углекислый калий [3].

          Что такое «буда»? Буда – это место в лесу или постройка для выварки поташа из пепла или же сам костёр, высотой в избу. По В. И. Далю, «заведение в лесу для выварки поташу… и пр.» [4] в западных и южных областях России, на землях Войска Запорожского и Великого княжества Литовского называется «буда».

          Производство поташа из растительной золы было делом нелёгким и заключалось в том, что сначала заготовленные дрова из различных пород деревьев, преимущественно из дуба или ольхи, пережигали в золу. Обычный способ получения золы заключался в том, что в глуши леса выбирали площадку и на ней складывали сучья, ветви, макушки и молодые деревья, затем зажигали кучу снизу. Далее из полученной золы готовили жидкое тесто, которым обмазывали заготовленные дрова и складывали их в костёр, покрывая каждый ряд поленьев новым слоем золы, и снова зажигали костры. Пережжённая и расплавленная таким образом зола и составляла новый её вид – поташ. Стволы деревьев при этом использовались в качестве деловой древесины или на дрова. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям по сравнению с хвойными из-за большего выхода золы, а из неё – посредством выщелачивания водой и прокаливания – поташа. Из одного кубометра древесины получали около 600 грамм (140 золотников) поташа. Для получения одного килограмма поташа (2,5 гривны или 5 гривенок малых) сжигалась тонна древесины (62,5 пуда) [3; 4; 5].

          Наибольшая пригодность лиственных пород для получения поташа определила то, что его производство сосредоточивалось в зоне лиственных лесов на границе леса и степи (Дикого Поля). У Л. И. Похилевича находим следующее описание Петропавловки (ранее Свинарки): «Это село в 5 верстах к югу от Валявы. Село с северной и восточной сторон окружено превосходным дубовым лесом. В 17 столетии оно называлось Трисаги и переименовано нынешним названием Свинарка каким-то вельможею, убившем здесь дикую свинью [«свинарку»] или вепря» [2].

          В середине 17 века в южных лесах бурно развивается промысел поташа для удовлетворения растущих потребностей стеклоделия, мыловарения, выделки кож, производства сукна, красок, селитры для пороха и других отраслей. В «Сказаниях…» Л. И. Похилевича упоминается селитренный завод в Корсуне, закрытый задолго до 1864 года [2].

          В целом же из дерева получали не только поташ, но и уголь, деготь, скипидар, канифоль, вар (корабельную смолу), уксусную кислоту и многое другое [3].

          О размахе выделки поташа свидетельствуют, например, скупые сведения по истории хозяйственной жизни Русского царства. Наиболее полно сохранилось собрание сведений по вотчине боярина Бориса Ивановича Морозова – воспитателя царя Алексея Михайловича и, по сути, главы правительства в 1645 – 1648 годах. Вкладывались значительные средства в постоянное расширение поташного ремесла – основной отрасли вотчинной промышленности. Организовав в 1650 году 6 майданов в селе Сергаче и в районе промышленного села Мурашкино, к началу 1660 годов Морозов увеличивает их число до 29. Качество поташа боярин проверяет лично, получая от приказчиков образцы продукта, изготовленного разными мастерами. Царь Алексей Михайлович даже освободил его товар от уплаты пошлины за провоз до Архангельска, поэтому боярин Морозов имел хорошую прибыль – до 3 тысяч рублей серебром в год, с которых он не уплачивал в казну ничего. Поташ поступал на европейский рынок и оценивался как лучший, занимая первое место во внешней торговле России. Бочка русского поташа стоила в Нидерландах от четырёх до восьми рейхсталеров. Один рейхсталер – это 25,98 г чистого серебра, то есть 1/4 гривны серебра. Таким образом, бочка поташа стоила 1 – 2 гривны серебра или 10 – 20 коров [3; 4; 5].

          Посетив в конце 18 века Арзамас, П. С. Паллас заметил, что «кроме малого числа купцов и канцелярских служителей почти весь город населён мыльниками, кожевенниками, красильщиками крашенины и сапожниками». То есть, вся его промышленность являлась потребителем поташа. В 1853 году в имении Пушкиных (наследников великого поэта) – селе Большое Болдино – насчитывалось 20 поташных заводов [4].

          Среди многочисленных значений широко известного слова «майдан» есть и не вполне понятные – «смолокурня», «место поташного производства», «селитренный завод», далёкие, на первый взгляд, по смыслу от основного значения – «место сбора», «место сбора на битву». В таком значении слово «майдан» использовалось только в Нижегородской и Пензенской губерниях. Будниками, или будаками, именовались «бывшие будные, майданные крестьяне, некогда приписанные к казённым будным майданам; они в народе сохранили название это» [4].

          В нижегородском крае производство поташа называлось словом «будное», но места для этого занятия именовались майданами (причём только здесь), что видно на примере существования нижегородского понятия «будный майдан». Следовательно, ко времени, когда в мордовских лесах началась выработка поташа, места для этого промысла (поляны в лесу и на опушках) уже существовали и, более того, именовались майданами. Дополнительным подтверждением этому может служить возникновение исключительно в нижегородском крае такого понятия, как будный майдан, призванного отличать поташные майданы от пограничных, засечных [4].

          С удалением границы государства к югу в занятиях местного населения, основным из которых была защита границы, происходит существенное изменение. Военные майданы в лесах – «места сбора воинов» для отражения нападений врагов – превратились в «места сбора золы» для изготовления поташа [4].

          «Леса, отведённые ранее под засеки, назывались «заповедными засечными лесами». Рубка леса для хозяйственных нужд в них строго запрещалась». Поэтому в процессе развития производства поташа в засечных лесах был, вероятно, и элемент случайности. Поташные майданы первоначально могли возникать в местах прорыва оборонительных рубежей противником, использовавшим известный метод прожигания проходов в засеках. Уже в 1659 году вышел царский указ, запрещавший, вследствие истребления засечных лесов поташными заводами, основывать вблизи засек новые заводы без особого государственного повеления. По мере снижения оборонительной роли засечных лесов они пускаются в хозяйственный оборот [5]. То же самое происходило на землях Войска Запорожского. За много лет поташного промысла были вырублены леса вокруг Валявы. Сейчас там бескрайние поля.

          Ещё один вариант происхождения названия села Валява связан с формированием засечной оборонительной линии в более ранние времена [6].

          Засечная черта (засечная линия, засека, украинная линия) – это система оборонительных сооружений из деревянных засек, применявшаяся с 10 века на Руси и получившая особое развитие в 16 – 17 веках на южных и восточных границах русских земель для защиты от крымско-ногайских набегов, а также в качестве опоры при наступлении на противника. Засеки представляли собой заграждения из деревьев средних и более размеров, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника. Помимо своей простоты и быстроты устроения, такие засеки являлись труднопреодолимым и трудноуничтожаемым препятствием для наступающих отрядов [7].

          Ещё в письме к германскому императору Генриху Второму Святому Бруно Первый, граф Брауншвейга, сообщал, что князь Владимир Святославич (тот самый Владимир Красное Солнышко (годы жизни с 960 по 15.07.1015), при котором была крещена Русь) с дружиной два дня сопровождал его по пути к печенегам до границы своего государства, которое он окружил от кочевого врага очень мощным и очень длинным «ограждением». Среди исследователей нет единого мнения о значении применённого Бруноном латинского слова «sepe». Его переводят и как «засеки, завалы», и как «частокол», и как «изгородь», и как «забор, деревянное ограждение». Вполне возможно, что речь идёт об одном из видов «змиевых валов» [6].

          «Змиевы валы» –  народное название древних (предположительно со 2 века до нашей эры по 7 век нашей эры) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вита, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и других. Валы по времени создания соответствуют зарубинецкой, черняховской и пеньковской археологическим культурам. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змея Горыныча в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны. По другой версии, «Змиевы валы» названы по своему заметному змеевидному расположению на местности [6].

          Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки состояли из нескольких укреплённых линий, представлявших в совокупности значительные по размаху строительства и протяжённости сооружения. Общая протяжённость валов составляла около тысячи вёрст. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую систему противоконных заграждений, достигавших 10 – 12 м (5 косых саженей) в высоту при ширине основания в 20 м (8 косых саженей). Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяжённость отдельных валов составляла от 1 до 150 вёрст (км). Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращённых в сторону врага, рылись рвы [6].

          Историки и археологи начали изучать «Змиевые валы» уже в 1830 годах.
В 1848 году появилась работа И. И. Фундуклея «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии», где он описал местоположение «Змиевых валов».  Л. Похилевич продолжил работу в середине 19 века. Далее их исследовали В. Антонович и Б. Стеллецкий.  Л. Добровольский также работал над этим вопросом в 1910 – 1912 годах. Он составил новую карту валов [6].

          Несколько раз валы Среднего Поднепровья упомянуты летописью: в 1093 году — два вала южнее низовьев Стугны за Треполем (современное с. Триполье), в 1095 и 1149 годах – оба Переяславских вала, в 1151 году – вал южнее среднего течения Стугны к югу от Василева (современный город Васильков). При этом летопись не даёт прямого ответа на вопрос о предназначении валов. Они упоминаются при описании военных действий как против половцев, так и между древнерусскими князьями, но без определения их непосредственной роли в этих действиях: войска «проидоша вал»; «прошедше вал»; «ставшим межи валома»; «пришедше к валови»; «изидоша стрилци из валу»; «ста межи валома»; «иде за вал»; «пришедше к валови и не проходяче валу». В летописи 1223 года говорится о появлении в южнорусских степях орд Чингисхана, которые прошли через половецкие владения и, согласно одному из летописных списков, «придоша близ Руси, идеже зовется вал Половечский» [6].

          Если наиболее вероятной датой основания Городища, находящегося в 11 верстах (км) от Валявы, можно считать лето или осень 1049 года, когда согласно «Повести временных лет», князь Ярослав начал строительство оборонительной линии на юго-восточных рубежах Киевской Руси, то лесоповал или создание засеки на валявских землях по речке Зубра могли быть связаны со строительством корсунских укреплений на реке Рось и/или городищенских на реке Ольшанка. Хотя современные жители Валявы откровенно посмеиваются над этими предположениями, глядя на бескрайние поля вокруг.

          ИСТОЧНИКИ:

1. Валява (Черкаський район) [Электронный ресурс Интернет]. Вікіпедія.  URL: https://uk.wikipedia.org/wiki/ Валява_(Черкаський_район)

2. Похилевич Л. И. Сказание о населённых местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, сёлах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся.
Собрал Л. Похилевич. – Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1864.

3. [Максим Артемьев] Лесная добыча. Поташ, деготь и смола были важнейшими товарами экспорта на Руси | Forbes.ru [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/354821-

4. Майданы – место поташного производства [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://potencial-school.ru/ majdany-kak-mesta-sbora-potasha.html

5. Поташный промысел в Покрове (Леонид Блохин) / Проза.ру [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2013/07/28/1230

6. Змиевы валы [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Змиевы_валы

7. Засечная черта [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Засечная_черта