Тёмное время

Анна Мержвинская
    Сейчас, глядя из нашего времени далеко назад, можно многое рассмотреть, попытаться понять людей того времени, тем более что очень многое стало известным ещё в 90-е годы посредством публикаций в ежемесячных журналах ("Нева", "Красный октябрь" и других).

    Например, предреволюционное и революционное время, на мой взгляд, очень тёмное и неприятное, если его прочувствовать, даже на первый взгляд. А когда читаешь что происходило с людьми, у которых вся жизнь в одночасье перевернулась, то возникает глубокая печаль.

     Если пойти от этого периода чуточку вперёд, то и там можно ощутить только ужас, страдания, смерти и пустоту. Все эти отмазки "за идею", "за лучшее будущее всех" - не может объяснить творимого над людьми произвола. Творить творили, а сами жили в квартирах, апартаментах людей, которых убили, изгнали, пытали. И где ж тут лучшее? Многие, кто не смог быстро покинуть страну, никогда не могли рассказать своим потомкам ни о себе, ни о своих корнях, ни о той жизни, которой они сами жили с детства и до всего этого террора. Поэтому, многие в стране ищут и не могут найти своих корней (то архивы сгорели, то ещё какая напасть была, следов не найти).

   Не менее страшное время наступило и в конце 20-х - начале и конце 30-х годов. Всё так же страшно и жутко. Репрессии, казни, пытки, ссылки. Кто читал по этой теме - тот поймет. И в то же время, интерьер, модели одежды (обычная повседневная одежда) и обувь, прически - всё взято с тех слоев общества, который стал попираем в революцию. Какое-то противоречие самим себе. Ненавидим, уничтожим, но будем как вы!

     И влияние интеллигенции, аристократов, дворянства, купечества - так и остаётся и в 50-х и 60-х годах. Нормы поведения, одежда, интерьеры, манеры - всё с нотками буржуазии (как это называли). Академики, учёные, литераторы - все имеют огромные загородные дачи. Часто, это прямо целые поселки дачные. Либо от правительства, либо от Союза, но они все их получали и жили семьями. Считали это нормой, положенными благами. Им было всё равно что у других этого нет, другие такой жизни не видят. И у каждого такого академика и не только академика - была прислуга, без неё не обходились на таких дачах. А у многих и в городских апартаментах была прислуга. Что это? Пережиток прошлого? Или желание быть похожими на тот изгнанный и уничтоженный слой общества?

     А в более близкое время к нам появились богатые с коттеджами-особняками и опять со штатом прислуги. То есть, опять повторение, копирование того слоя (буржуа).

     Такое ощущение что то, за что "боролись", оказалось мифом и пустотой. Опять бедные и богатые, нищие без места жительства и шикарно живущие. И темнота продолжается до бесконечности.