История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 18

Дмитрий Беспояско
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА ВАЛЯВА (ОКОНЧАНИЕ)

          Графы Моравские получили земли, на которых впоследствии возникла Валява, в первой четверти 16 века от Черкасского наместника Клима Александровича и владели ими на протяжении 250 лет. Около 1637 года у истоков реки Зубра возникла слободка Валява, относящаяся к землям села Мошны [1; 2]. После Колиивщины (после 1768 года) граф Моравский продал село Мошны с Валявой князю Любомирскому.

          По данным из других источников, Валява относилась к землям Млиевщины. В 1633 году Млиевщина была приобретена князем Станиславом Конецпольским у Кристины Коженевской, внучки Ивана Зубрика, одного из первых известных владельцев этих земель. Именно с тех пор, по утверждению составителей «Географического словаря Королевства Польского», эти земли начали быстро заселяться. Вариант отнесения Валявы к Млиеву и по месту, и по времени возникновения слободы более приемлем, чем к Мошнам. Вряд ли опытный картограф нанёс на карту в 1638 году маленькую слободку, а не большую развивающуюся слободу, тем более, что многочисленные окрестные слободки (например, корсунских земель) на карту не были нанесены [1; 3].

          Вполне возможно, что земли Валявы были заселены намного ранее. Ведь село Мошны было основано до 1470 года.

          Впервые село Валява было изображено на карте Гийома Левассера де Боплана в 1639 году. Карта большинству исследователей известна по гравюре Вильгельма Гондиуса 1648 года «Описание общее мест пустынных, в просторечии называемых укрАина, с прилегающими областями». Карта на гравюре изображена в перевёрнутом виде. На карте юг сверху, восток слева, над Валявой указано местечко Городище, под Валявой показан город Корсунь [4]. Какими же обширными были леса Черкащины в 1639 году!

         Слово «укрАина» известно с 12 века и первоначально употреблялось как название разного рода пограничных земель [5]. В данном случае, на карте показаны пограничные земли Речи Посполитой. Почти такой же смысл – «пограничье» или «окрАина» – это слово имело в Русском царстве. Хорошие примеры приведены Олегом Скобелкиным в обзоре московских Разрядных книг 1475 – 1605 годов. Отличие от польского толкования и использования этого слова заключается в том, что в московских книгах речь шла о пограничных землях, на которых велись, планировались или ожидались военные действия, а не о пограничье (укрАинах или окрАинах) вообще [6].

          РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ, также известные как РАЗРЯДЫ, – это книги записи основных (государственных) распоряжений в Русском царстве. В них записывались повод и порядок употребления служилых военных сил государства, ежегодные назначения служилых людей на военную, гражданскую и придворную службу. Начали их составлять с 1471 года и продолжали вплоть до 1682 года [7].

          Образованием новых слобод в те времена [до 1638 года] занимались так называемые «осадники». Вкопав в землю «волю», то есть, столб, который приглашал к поселению на выгодных условиях, они созывали и подыскивали новых жителей, которым, помимо предоставления земли, давали построить жилище, могли предоставлять на определённых условиях рабочий скот и всякую другую помощь. «Воля» предоставляла свободу пользования землёй на определённый срок (от 15 до 30 лет). Тогда же у Млиева появились с полными слободскими правами такие поселения как Деренковец, Валява ... [8].

          После смерти полководца Конецпольского в 1646 году ему наследовал сын, князь Александр Конецпольский. Во время восстания Богдана Хмельницкого правобережные земли, которые находились в собственности Конецпольских, были изъяты гетманом под своё управление. В 1661 году Млиевщина и Городищенские земли были отданы Самуэлю Зарудному, судье Войска Запорожского, но еще до этого в том же году сеймом эти владения были отданы сыну Александра Конецпольского Станиславу. Последний вскоре умер без наследника и по завещанию от 22 августа 1682 года все недвижимое имущество завещал своему дяде Яну Конецпольскому [1].

          Во время похода Филиппа Орлика на Правобережье князь Александр Яблоновский незаконно присоединил к своим владениям Млиев и Городище. Ян Конецпольский начал с ним судебную тяжбу, но в 1725 году умер, и все его украинские имения унаследовал Валевский, у которого их вскоре приобрёл польный коронный гетман Юрий Любомирский. Село постепенно разрасталось и в 1741 году насчитывало уже 100 дворов. Еще раньше, в 1722 году, в Валяве была построена Покровская церковь [1].

          2 января 1787 года Францишек Любомирский продаёт Смелянщину, в состав которой входили и Городищенские земли с Валявой, светлейшему князю Таврическому генерал-фельдмаршалу Григорию Александровичу Потёмкину (годы жизни 2.09.1739 – 16.10.1791). В 1794 году после смерти Потёмкина, имение перешло в собственность его племянницы Александры Браницкой (Энгельгардт), и уже тогда село Валява было довольно большим: в нем насчитывалось 2557 жителей и было две церкви и три мельницы. Муж Александры Энгельгардт Франциск Ксаверий Браницкий в 1826 году отдаёт Валяву в приданое своей дочери Елизавете, которая в 1819 году вышла замуж за князя Михаила Воронцова. В полном собрании законов Российской империи можно найти постановление № 18452 от 21.11.1844 года «Об учреждении майората в земельной собственности жены генерал-адъютанта графа Воронцова». Постановление, подписанное императором Николаем Первым (годы жизни 6.07.1796 – 2.03.1855) устанавливало границы новообразованного унаследованного владения. Среди перечня поселений, которые вошли в него, упоминается и Валява [1].

          В 1852 году в селе была открыта первая школа. Ей стала обычная сельская хата, которая могла вместить в себе не более 15 учеников. Считается, что школу посещали дети состоятельных крестьян [1].

          Из преданий известно, что накануне проведения крестьянской реформы, а именно, в 1855 году, состоялось выступление крестьян против крепостной зависимости. В 1861 году, в год проведения реформы, в Валяве насчитывалось 497 дворов, из них только 8 дворов имели тягловую силу, 442 двора были безлошадными, а еще 47 дворов совсем не имели земли и работали в имении помещика дворовыми людьми. После раскрепощения крестьяне должны были выкупить 2276 десятин полевой и 509 десятин приусадебной земли. Также надо было платить ежегодный государственный налог в общей сумме 5533 рубля. Такая величина и форма налогообложения устанавливались на 7 лет [1].

          Неподъёмный государственный налог привёл к выступлениям селян. В 1864 году крестьяне во главе с Алексеем Марченко, Павлом Зарубой, Иосифом Блохой и Акимом Лапченко отказались платить выкупные платежи. В феврале 1864 года для ареста руководителей выступления прибыла делегация из государственных служащих и старост окрестных деревень. На сельском сходе, где собралось более 300 человек, арест не удался, представители власти были избиты и разогнаны. Позже зачинщики выступления были осуждены Черкасским поветовым судом и Киевской палатой уголовного суда. Дело по неповиновению тянулось около двух лет, обвиняемые были оправданы, однако платить государственный налог крестьяне были обязаны и в дальнейшем [1].

          В то время в селе было две водяных мельницы, винокурня и кирпичный завод. Восемь ветряных мельниц принадлежали крестьянам, стояли они на непахотных землях, однако их владельцы должны были платить довольно высокую арендную плату – ежегодно 6 % из расчёта до 204 рублей за одну десятину арендованной земли [1].

          В книге «Сказания о населённых местностях Киевской губернии», Л. Похилевич пишет в том числе о Валяве. В частности, указывает количество жителей – 3089 человек, упоминает о наличии древних захоронений в северной части села и очень урожайных почвах. Пишет он также об истории сельских церквей: «В селе находится две церкви: Покровская и Введенская, обе деревянные, 5 класса, имеют по 34 десятины земли и по равному числу прихожан. Во время посещений представителей Смелянского деканата (протопопии) в 1741 и в 1746 годах, существовала только Покровская церковь; считается, что она была построена в 1722 году; священником во время посещения был Иоанн Еремеевич, рукоположен в Киеве. Ныне существующая в селе Валява Покровская церковь построена во второй половине 19 века; Введенская церковь была построена в 1855 году на месте существовавшей с середины 18 века» и была разобрана после Победы над Германией [1; 9].

          В 80 годах 19 века была открыта новая церковно-приходская школа, которая просуществовала вплоть до 1917 года. Известно, что первыми учителями были Савва Литвин и Барабаш Филин, позже Иван Литвин, Никита Безпоясько и Афанасий Ракша [1]. Степень родства последних с моими предками по отцовской линии пока уточнить не удалось, их место в родовом древе не определено.

          Валява также упоминается в книге Владимира Антоновича «Археологическая карта Киевской губернии», изданной в 1895 году: «У села есть 12 курганов. Найдены были: позолоченная серебряная солонка, серебряные бубенчики, золотые и серебряные монеты. В 1885 году на поле были найдены: 2 серебряных шарика и серебряная чаша 17 века, а рядом глиняный кувшин, в нем 30 червонцев и несколько серебряных монет: польские, нидерландские, немецкие и, по одной, венгерская, швейцарская и венецианская (1595 – 1678 годов)» [1].

          В 1884 году наследник Семён Михайлович Воронцов отдал Валяву своей племяннице Екатерине Андреевне Балашовой (Шуваловой): «В селе Валява числится земли 2726 десятин, из них принадлежит: церквам – 75 десятин и крестьянам – 2652 десятины. Село принадлежит Екатерине Андреевне Балашовой. Хозяйство в имении ведёт управляющий Максим Михайлович Крыжановский. Хозяйство ведётся по трёхпольной системе. На селе имеются: 1 православная церковь, 1 церковно-приходская школа, 28 ветряных мельниц, 2 кузницы, 1 сельский банк, где к 1 января 1900 года было на лицо 1349 рублей и в ссуде – 2493 рубля и 1 хлебный магазин, где к тому же времени было 1406 четвертей озимого и 703 четверти ярового хлеба. Мирской капитал к тому времени достиг суммы в 3318 рублей, а продовольственный – 811 рублей. Пожарный обоз состоит из 2 бочек и 2 багров» [1].

          В представленном описании Валявы ошибочно утверждалось наличие одной церкви, но в селе были две православные церкви – Покровская и Введенская, крестьяне их содержали за собственный счёт. Кроме этого, не упомянуто также о двух постоялых дворах и восьми магазинах (лавках). Крестьяне также имели доступ к 28 ветряным мельницам и двум кузницам, которые находились в личной собственности местных хозяев. Не совпадает с действительностью также утверждение о распределении земель в селе, потому что на самом деле в пользовании крестьян была только 651 десятина, остальные же, а именно, 2075 десятин, у помещицы Балашовой: по 1038 десятин в Валявской и Червенской экономиях (имениях). Обстановка в селе была неспокойной, в частности, известно, что 8 ноября 1896 года состоялось выступление крестьян из Валявы против Червенской экономии с целью вернуть свою скотину, которая была задержана во время выпаса на полях последней [1].

          В мае 1905 года состоялось первое выступление крестьян против помещиков. Это и другие выступления крестьян были проявлениями обострившегося общегосударственного кризиса и революционного движения 1905 – 1907 годов. Так, 12 мая утром в Червенской экономии (поместье) Балашовой собрались крестьяне из Валявы, Свинарки (Петропавловки) и Цветкова, но к работе не приступили, требуя повышения платы до 50 копеек за день. В течение всего дня в экономии (в поместье) работы не проводились, но уже на следующий день некоторые работники пришли к согласию с управлением экономии (поместья) на таких условиях: устанавливалась оплата 30 копеек в день, а дополнительно крестьяне получали в экономии еду (обеды). Большинство крестьян продолжало бастовать. Для подавления выступления 19 мая в Валяву прибыл батальон пехоты, но крестьяне и дальше настаивали на своих требованиях. Самые деятельные крестьяне были арестованы, среди них Сергей Повстянко, Тимофей Пономарь, Мирон Твердохлеб, Борис Кухаренко, Иван Улизько, Фотий Костенко, Яков Колесник, Петр Годованик, Яким и Каленик Пономаревы. Все они находились в Черкасской уездной тюрьме. Но уже 24 мая на свекольной плантации, где работало 600 женщин, появилось 200 крестьян и в присутствии войск заставили управление экономии (поместья) прекратить работу. Не сумев противостоять выступлению крестьян, руководство было вынуждено дать согласие на удовлетворение требований забастовщиков –  все крестьяне, без исключения, должны получать повышенную зарплату [1].

          Одним из источников сведений о жителях Валявы является «Архив Юго-Западной России», где во втором томе пятой части издания приведены итоги переписей еврейского населения на землях Киевского воеводства, которые состоялись в 1765 – 1791 годах. Первая перепись была проведена в 1765 году, тогда в Валяве проживало 11 евреев (это было перед Колиивщиной), 1778 году – 5, в 1784 году – 8, 1787 году – 10 в селе и еще два человека в Валявской корчме [10].

          Согласно данным Лаврентия Похилевича, в 1741 году в селе Валява насчитывалось 100 дворов, количество жителей, к сожалению, неизвестно, но скорее всего, это до 800 человек [9].

          Первые сведения об общей численности населения датируются 1794 годом, именно тогда, после смерти Григория Потёмкина – владельца Смелянщины – Валява в составе Городищенских земель перешла в собственность Александры Браницкой (Энґельгардт). По ревизским сказкам этого времени в селе проживало 2557 человек, из них мужчин 1294, женщин – 1263 [11]. Из «Географически-статистического словаря Российской империи», изданного в 1862 году, узнаём, что в селе было 525 дворов, в которых проживало 3063 лица [12]. В соответствии с «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Эфрона», в 1890 году в селе проживало 3659 жителей [13], а в «Географическом словаре Королевства Польского», изданном в 1892 году, указывается численность в 3620 жителей [1].

          Наиболее достоверным источником информации является первая перепись населения Российской империи, проведённая в 1897 году, которая, в отличие от предыдущих оценок, даёт наибольшую численность жителей села, а именно, 4957 человек, среди них мужчин 2469, женщин – 2488. Разделение по религиозным взглядам выглядело следующим образом: 4843 человека – православные, 111 человек – иудеи, вероисповедание трёх лиц не установлено. В 1900 году в селе было 963 двора, количество населения составило 4984 человека, из них мужчин 2456, женщин – 2528 (в среднем по 5 человек на один жилой дом) [1].

          По состоянию на 1913 год в селе, помимо церквей и школы, действовали бакалейная и мануфактурная (промтоварная) лавки, кредитное и потребительское общества, сельский банк. В селе проживало 4974 человека [1].

          ИСТОЧНИКИ:

1. Валява (Черкаський район) [Электронный ресурс Интернет]. Вікіпедія.  URL: https://uk.wikipedia.org/wiki/ Валява_(Черкаський_район)

2. Мошны | Историко-генеалогическая база данных Украины Бекет | История. Краеведение. Туризм. Генеалогия. Археология. [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://beket.com.ua/cherkasskaja/moshny/

3. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich, Tom III - wynik wyszukiwania – DIR [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://dir.icm.edu.pl/pl/ Slownik_geograficzny/Tom_III/146

4. Генеральная карта Украины [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Генеральная_карта_Украины

5. Украинский язык [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Украинский_язык

6. [Олег Скобелкин, ВГУ, статья 2015 года] «УкрАины» Разрядной книги 1475-1605 гг. [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/ Skobelkin_10.pdf

7. Разрядные книги [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Разрядные_книги

8. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow s;owianskich, Tom VI - wynik wyszukiwania – DIR [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://dir.icm.edu.pl/pl/ Slownik_geograficzny/Tom_VI/523

9. Похилевич Л. И. Сказание о населённых местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, сёлах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся.
Собрал Л. Похилевич. – Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1864.

10. Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше утверждённой при Киевском Военном, Подольском и Волынском Генерал-губернаторе. Часть Пятая. Том Второй. – Киев : Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1890. – 1287 с.

11. Ревизские сказки Черкасского уезда 1795 года (Государственный архив Киевской области (ГАКО) [8]. Ф. 280. Оп. 2. Д. 63. Ч. 1 (Валява). Державний архів Київської області [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://dako.gov.ua

12. Семёнов-Тян-Шанский [Семёнов] П. П. Географическо-статистический словарь Российской Империи. – СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., 1863. Том I. – 727 с.

13. [Валява] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907. Т. Vа. Вальтер – Венути. – 469 c. [С. 469 – 938]. 1890.