История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 19

Дмитрий Беспояско
ГОРОДИЩЕ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

          Говоря о Валяве, нельзя не сказать несколько слов о Городище.

          В 19 столетии Городище – это местечко Городищенской волости Черкасского уезда Киевской губернии [1].

          Столетия назад из-за близкого соседства с так называемым Диким полем местные жители часто страдали от набегов кочевников. В 1527 году здесь произошла большая битва с татарами, после которой, согласно народному поверью, вода в местной реке Татарке покраснела от крови, а Городище было сожжено и возродилось приблизительно через 106 лет [2].

          С 1648 года Городище становится сотенным местечком Корсунского полка Войска Запорожского. Близ Городища в июне 1664 года казаки под предводительством Ивана Сирка вместе с русскими войсками разгромили многочисленные татарские полчища [2; 3].

          Казацкая слава – это не только Запорожская Сечь и остров Хортица. Городищина также была местом значительных сражений, а местные жители своей кровью вписали важные строки в историю казацкой славы Войска Запорожского городового. Немного подробнее о казачестве на Городищине может рассказать книга Владимира Чоса «Городищина казацкая» [4].

          Первые письменные упоминания о казаках на Городищине появились после 1537 года, когда эти богатые природными дарами земли у Владимира Глинского приобрёл черкасский мещанин Иван Зубрик, который уже был владельцем Млиева. Казаков было много, поэтому Зубрик лично сюда не совался, а писал жалобы польскому королю. Сетовал, что казаки, пользуясь своей силой и численным преимуществом, на его угодьях самовольно бьют бобров, отбирают мёд, имущество … [4].

          И ещё немного про Ивана Зубрика. Ему «принадлежали по жене селища Мехлеево, Личинцы, Горловцы в шести [верстах] от замка [на] Звенигородщине: «кто там пасекою станет, даёт ему на год куницу [стоимостью в] 12 грошей; а теперь пусто, не стоит никто, только одна его самого пасека; а кто там [на охоту] ходит, даёт ему пять, або шесть грошей, або на год 12 грошей». Кроме рыболовства и звериного промысла, пришлые промышленники [промысловики] или [казаки] занимались в степях и пчеловодством. То же самое было и в Каневском повете» [5].

          Речь идёт о 16 веке. А в те времена степи были совсем другими. По словам Мартина Броневского, ездившего послом польского короля Стефана Батория в Крым в 1578 году, в степях [к югу от Черкащины, ближе к Крыму] водились дикие буйволы, лоси, лошади, олени, однорогие бараны, козлы, вепри и степные медведи [5; 6].

          В 1541 году Великий князь Литовский и король польский Сигизмунд Первый (годы жизни 1.01.1467 – 1.04.1548), внук Ягайлы (родоначальника династии Ягеллонов), правнук Ольгерда (воевавшего с Дмитрием Московским, впоследствии Донским), прислал казакам письмо с требованием «прекратить разбои». Видно, предки не слишком-то обратили на это внимание, поэтому в 1562 году подобное послание прислал казакам следующий Великий князь Литовский и король польский Сигизмунд Второй Август (годы жизни 1.08.1520 – 7.07.1572). Зубрикова внучка Кристина тоже имела, как сама сетовала, «хлопоты от казаков». Казаки ей доказывали, что живут на своей земле, ведь её отец Василий в 1563 году передал всё их собрату – черкасскому мещанину Р. Губе. Даже показывали купчую [4].

          Городищина находилась в гуще событий 1648 – 1657 годов. Городище в это время уже было значительным местечком. Через него проходили то польская армия, то казацкие войска. 10 мая 1648 года (по старому стилю) войско Богдана Хмельницкого перед Корсунской битвой расположились на трёхдневный отдых на месте, где сейчас в Городище находится городская автостанция [4; 7].

          Гетман Богдан Хмельницкий много раз посещал Городищенский край. Через Городищину шли казачьи полки в Молдавские походы, к Плети, на зимнюю битву к Дрижополю (ныне село Охматов Жашковского района). В письменных источниках тех времён упоминается село Трисаги (ныне Петропавловка) [4].

          В Городище вблизи железнодорожного вокзала до 1980 годов возвышался большой курган. Казаки использовали его, как высоту для наблюдений. Очевидно, отсюда и пошло название – Казацкая могила. Кстати, казацкими называли и другие курганы Городища [4].

          Чтобы уберечься от казацких восстаний, в 1645 году по приказу Конецпольского в Городище насыпали защитные валы, построили небольшую крепость с двумя невысокими деревянными башнями, которую в переписке громко называли замком. Остатки того вала видны и теперь у районного узла связи. Глядя на современные остатки вала, можно предположить, что был он больше, чем корсунский, который, правда, сохранился лучше [4].

          Вероятно, что Городищенский замок построил Гийом де Боплан, служивший при польском войске. С начала 1630 до 1648 года он строил на землях Корсунских и Черкасских крепости и другие защитные сооружения. Особенно много поработал над возведением укреплений в пограничной со степью полосе днепровского Правобережья. Поселения Городищины Боплан нанёс на свою рукописную карту, подготовленную им в 1639 году [4].

          С 1663 года в Городище проживала одна из дочерей Богдана Хмельницкого – Екатерина. Она была женой гетмана Правобережья Павла Тетери. В 1664 году у неё в Городище гостил брат Юрий, сын и преемник Богдана Хмельницкого, бывший гетман Войска Запорожского. Он постригся в монахи в 1662 году в Корсунском монастыре под именем Гедеон и проживал в монастырях Киева, Корсуня, Смелы. Павел Тетеря считал Юрия своим противником, а потому стремился выжить с Правобережья. Юрия задержали в 1664 году и под охраной отправили во Львов, а дальше в Польшу. Историк Эдвард Руликовский утверждал, что задержали Юрия королевские гвардейцы по дороге из Городища, когда он возвращался в Смелянский монастырь. А Владимир Антонович убеждал, что Юрия схватили прямо в доме сестры в Городище [4; 8; 9].

          В июне 1664 года казаки кошевого атамана Войска Запорожского низового (собственно, запорожцы) Ивана Сирко разбили под Городищем татарское войско. Красной стала река от татарской крови. С того времени река, что впадает в Малиновку, называется Татарка. Во время недавних археологических исследований в Татарке было найдено чугунное ядро 17 века, топор, алебарда и казацкая люлька (трубка) [4].

          В августе 1664 года Сирко снова пришёл к Городищу, казаки начали наступление на укреплённый замок. Здесь с восьмью отрядами заперся польский полковник Себастьян Маховский. Казаки вышли из окрестных лесов, зажгли предместья, перелезли через вал и принялись разрушать частокол. Казакам помогали местные жители. Пожар перекинулся на городок. На подмогу Маховскому подошёл отряд Бидзиньского. Он внезапно ударил по казакам, рассеял их и заставил отступить [4].

          «Для Сирко взятие Городищенского замка не должно было стать сложной задачей. Он легко брал приступом значительно более сильные укрепления. Но в Городище удача отвернулась от него. О нём ходили легенды, что его пуля и сабля не берёт, однако в Городище он был тяжело ранен» [4].

          В 1768 году жители города стали участниками Колиивщины, во время которой город был «очищен» от польских землевладельцев и помещиков [1; 2].

          Лаврентий Иванович Похилевич в книге «Сказания о населённых местностях Киевской губернии» (1864) писал о Городище следующее: «Городище, местечко при речке Ольшанке, в 20 верстах на юго-восток от Корсуня. Жителей обоего пола православных 5493… Кроме того, в сахарном заводе живут 1183 православных… В 1741 году в местечке числилось 300 дворов. В последние годы Городище возвысилось сахарным заводом – первым по величине и внутреннему устройству не только в губернии, но и в России. Завод этот ниже Городища, над речкою Ольшанкою основан в 1848 году купцами Яхненко и Семиренко. Одни постройки и машины оценивались… выше 400 [тысяч]. Оборотный капитал 600 [тысяч]…. Исчислено, что валовой выручки от своих произведений завод получает в год 34 [миллиона], а чистого дохода до 300 [тысяч] рублей серебром. Принадлежащих к заводу должностных и рабочих лиц обоего полу до 4 [тысяч]» [10].

          Пришло время обратить внимание на город Черкассы (столицу Черкасской области), который сыграл значительную роль в создании и развитии казачества.

          О ЧЕРКАССАХ И НЕ ТОЛЬКО

          Расположен город Черкассы на правом берегу Кременчугского водохранилища в среднем течении Днепра и находится примерно в 157 км по прямой на юг от Киева (по автодороге – 186 км, по железной дороге – 240) [11].

          В 10 – 12 веках на месте современного города существовало славянское поселение – городище, которое входило в систему оборонительных замков-крепостей для защиты от кочевников, что подтверждается обнаруженными при раскопках оружием, орудиями труда и монетами. Крупное поселение возникло в последней трети 13 века, а город Черкассы возник во второй половине 14 века. Первое письменное упоминание о них содержится в Густынской летописи и датируется 1305 годом [11; 12; 13].

          Около 1362 года поселение было включено в состав Великого княжества Литовского. В конце 14 века Черкассы упомянуты в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (созданном в 1375 – 1381 годах) как укреплённый городок, где находился наместник великого князя литовского [14].

          Письменные упоминания о городе встречаются и в Супрасльской летописи (список летописи 1446 года) и относятся к событиям 1394 – 1395 годов [15].

          Изначально город располагался вдоль реки Ирклий, в низине, где был организован мытный пост, на котором приезжие купцы платили мыто (сбор, налог) за право торговли с местными купцами. Там же располагались лесопильни и жилые дворы. С 1471 года, после упразднения Речью Посполитой Киевского удельного княжества, Черкассы вошли в Киевское воеводство [11; 12].


          В период с 15 по 17 век город часто страдал от нападений крымских татар. В 1532 году город выдержал 13-тидневную осаду крымского хана Саадета Первого Гирея (годы жизни с 1492 по 1538), сына Менгли Первого Гирея. В 1536 году жители Черкасс восстали против грабежей и поборов литовских. Они изгнали из города старосту, чиновников и военных и разбили направленный на подавление восстания вооружённый отряд, после чего литовцы были вынуждены предоставить городу право назначения городского старосты из числа местных жителей. В 1557 году город выдержал ещё одну осаду татар крымского хана Девлет-Гирея [11; 12].

          В 1569 году по Люблинской унии Черкассы перешли от Великого княжества Литовского к Польскому королевству [11; 12].

          В 1637 году во время восстания под предводительством Павла Бута (Павлюка) польские войска захватили Черкассы, ограбили и сожгли замок. Как писал Боплан, «я видел Черкассы во всём блеске, когда они служили главным отпором для казаков, но мы сожгли сей город 18 декабря 1637 года» [10]. Так что, Боплан не просто французский инженер, архитектор и картограф на службе у польского короля, он настоящий враг поднепровских казаков.

          По Андрусовскому перемирию 1667 года Черкассы остались в составе Польши. Во времена Колиивщины в мае 1768 года город заняли гайдамаки под командованием М. Железняка, они захватили и сожгли Черкасский замок. В 1793 году город вошёл в состав Российской империи, с 1795 года стал уездным городом [11; 12].

          Вернёмся в Черкассы конца 15 века.

          В связи с постоянными нападениями неподвластных Литве крымских татар возрастает роль города как важной оборонительной крепости. Князь из литовского рода Глинских – Богдан Фёдорович Глинский, литовский наместник и воевода Черкасс с 1488 по 1495 годы, – стал известен тем, что создал первые черкасские пограничные ополчения, которые вскоре после этого стали называться «казаками» и впервые письменно упоминались в турецких, польских и литовских донесениях. Во главе с Богданом Глинским (в народных сказаниях известном как «Казак Мамай») черкасские казаки в 1493 году громко заявили о себе взятием Очакова, только что построенного крымскими татарами Менгли Первого Гирея (годы жизни с 1445 по 15.04.1515), сына первого крымского хана Хаджи Первого Гирея (годы жизни с 30.11.1397 по 08.1466) [11; 12; 16].

          Таким образом, «казаки», как название ополчения на землях, с 1362 года принадлежащих Великому княжеству Литовскому и пограничных с Крымским ханством, появилось в уже существующем городе Черкассы. Если упрощённо, то по названию тех реестровых казаков, кто «по крови» из «Черкас Пятигорския», а также по названию города Черкассы, всех казаков вообще, а не только казаков Черкащины впоследствии стали называть «черкасами» [17].

          В Русском царстве в 16 – 17 и даже 18 веках всех жителей Левобережья и Поднепровья в целом, включая собственно черкесов, называли «черкасами», а казаками зачастую называли разбойников, промышлявших в русском пограничье [17].

         Как писал А. М. Лазаревский, «в 1638 году путивльский Воевода Плещеев доносил Русскому царю, что «учинено из черкас реестровых, по королевскому рассказанию (указу Польского короля), шесть тысяч, а остальным было указано жить в городах, где кто похочет… Здесь разумеется левый берег Днепра, так называемое, Левобережье, а черкасами звалось тогда всё ея население» [18].

          Таким образом, с 16 по 18 века черкасами часто называли и черкесов, и казаков, живших на землях Поднепровья. Слово «черкес» вытеснило слово «черкас» лишь в 19 веке, а до этого черкесов и адыгов, в большинстве случаев, называли именно черкасами [17; 19].

          Есть отдельные сообщения о появлении слова «казаки» в 14 веке, но их достоверность вызывает определённые сомнения. То слово «казак» (или, как говорили в Поднепровье, «козак») выводят из тюркского названия личной гвардии Великого Хана Золотой Орды («кешек», «кашак», то есть касог – представитель адыгоязычного населения), то выводят из грамот литовских 1395 года об «освобождённых из плена людях», то выводят из крымско-татарского (куманского, старокыпчакского), языка, записанного в 1303 году венецианцами в виде «соsac» – «стража» (это, наверное, наиболее удачное из предложенных толкований слова). Есть также предположения о происхождении слова «казак» из адыгского и монгольского языков. Подобных примеров со ссылками на источники, а также иных сведений по этому вопросу содержится великое множество в статьях «Казаки» и «Козаки» или в «Козаках» Н. И. Костомарова [20; 21; 22].

          С таким же успехом я могу вывести слово «казак» от итальянского слова «casa» («дом»), и смысла в этом будет больше, чем во всех предыдущих «изысканиях» и «объяснениях», поскольку казацкое ополчение охраняло свои дома. Или объяснить происхождение слова «cosak» («козак»), тем, что казаками и в работе, и в бою широко использовалась «коса». В этом случае слово «козак» означает то же самое, что и «косарь».

          Остаётся вопрос: какой из языков и когда заимствовал слово у другого? Какое слово появилось раньше, например, «хата» на Поднепровье или «Сhata» (в значении «дом для отпуска») в Англии? Правда в том, что о происхождении слова «казак» (или «козак») в настоящее время нет общепризнанной и широко распространённой единой точки зрения. Заслуживает лучшего применения то упорство, с которым слову «казак» отказывают в собственно поднепровском происхождении.

          На сегодняшний день существует множество объяснений происхождения казаков исключительно от «черкасов» и происхождения самого слова «Черкассы». В значительной степени они являются выражением идей происхождения поднепровских казаков от одного из соседних или пришлых народов и, соответственно, подчёркивают права чужих государств и религий (тюрков-османов, потомков ногайских татар, адыгской группы народов и мусульманства, поляков и католичества/униатства) на эти земли, а также, в большинстве своём, на всё Приазовье.

          Справедливым будет отметить, что на происхождение названия города Черкассы в научно-исследовательском сообществе не сложилось единой точки зрения [11].

          Конечно, широко известны истории о создании города Черкасами Пятигорскими, которых поселили на Днепре. По одним объяснениям, – Великий князь Литовский Гедимин (годы жизни с 1275 по декабрь 1341). По другим, по мнению историков В.Н. Татищева и И.Н. Болтина, курский баскак Ахмат в 14 веке и так далее.  Но тот же Похилевич в своих «Сказаниях…» относится к этому с большим сомнением, считая, что рассказы эти, равно как и другие, сочинённые польскими историками и правоведами, имеют целью умышленное забвение существования на этой земле городов, созданных местным поднепровским населением [10; 11].

          Да, в 1561 году состоялся брак царя всея Руси Ивана Грозного с княжной Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей», но Черкассы на Днепре существовали задолго до этого [11; 23].

          Безусловно, носители адыгских языков (адыгейцы, черкесы, кабардинцы) могли проживать и проживали на землях Поднепровья. Хотя бы потому, что на Черкащину вместе с двоюродным братом Ивана Грозного по материнской линии Дмитрием Вишневецким (из рода князей Вишневецких – крупнейших землевладельцев Литвы, чьи владения были преимущественно в Западной Волыни) в 1561 году могли прибыть ратники черкасские (или кабардинские). В 1562 году 5 князей Черкасских (Кабардинских) с семьями и воинами (числом до 300 ратников) отъехали во владения Польского короля. Вполне возможно, что до и после этого были и другие прибытия с Северного Кавказа ратников с семьями. Называть это волнами переселения с Северного Кавказа, видимо, было бы преувеличением. А местное население, ставшее основой казачества, как показывают проведённые генетические (на клеточном уровне) исследования, было по своему составу в основном славянским [11; 19; 24; 25; 26; 27].

          ИСТОЧНИКИ:

1. Городище (Черкасская область) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Городище_(Черкасская_область)

2. Городище | Историко-генеалогическая база данных Украины Бекет | История. Краеведение. Туризм. Генеалогия. Археология. [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://beket.com.ua/ cherkasskaja/gorodishhe/

3. Заруба В. М. Адмiнiстративно-територiальний устрiй та адмiнiстрацiя Вiйска Запорозького у 1648 – 1782 рр. – Д. : «Лира ЛТД», 2007. – 380 с.

4. [Володимир Чос. «Прес-Центр» № 43 (327), 26 жовтня 2011 року.] Городищина козацька - Городище online [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.horodysche.org.ua/?id=229

5. Любавский М. К. Начальная история малорусского казачества. – К вопросу о козачестве до Богдана Хмельницкого И. Каманина // Журнал Министерства народного просвещения. Часть ССС.  С.–Петербург, 1895. Июль. С. 217 – 244. С. 232.

6. Одесское общество истории и древностей. Записки Одесского общества истории и древностей. – Одесса, 1844 – 1919. Т. 6. – 1867. – 676 с. С. 333 - 334.

7. Стороженко І. С. Богдан Хмельницький і воєнне мистецтво у Визвольній війні українського народу середини XVII ст. Книга перша: Воєнні дії 1648 – 1652 рр. – Дніпропетровськ : Видавництво ДДУ, 1996. – 320 с.

8. Тетеря, Павел Иванович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тетеря,_Павел_Иванович

9. Хмельницкий, Юрий Богданович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Хмельницкий,_Юрий_Богданович

10. Похилевич Л. И. Сказание о населённых местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, сёлах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. Собрал Л. Похилевич. – Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1864.

11. Черкассы [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Черкассы

12. Черкассы | Историко-генеалогическая база данных Украины Бекет | История. Краеведение. Туризм. Генеалогия. Археология [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://beket.com.ua/ cherkasskaja/cherkassy/

13. Густынская летопись [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Густынская_летопись

14. Список русских городов дальних и ближних [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_русских_городов _дальних_и_ближних

15. Супрасльская летопись [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Супрасльская_летопись

16. Глинский, Богдан Фёдорович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Глинский,_Богдан_Фёдорович

17. Черкасы [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Черкасы

18. Лазаревский А. М. Малороссийские посполитые крестьяне. (1648 – 1783). Историко-юридический очерк по архивным источникам / [соч.] Ал. Лазаревского. – Чернигов, 1866. – 152 с.

19. Черкесы (народ, Карачаево-Черкесия) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Черкесы_(народ,_Карачаево-Черкесия)

20. Казаки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Казаки

21. Козаки [Электронный ресурс Интернет]. Вікіпедія. URL: https://uk.wikipedia.org/wiki/ Козаки

22. Казаки: [Ист. моногр. и исслед.] / Н. И. Костомаров.  М. : Фирма «Чарли», 1995. – 610 с.

23. Мария Темрюковна [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мария_Темрюковна

24. Черкесия [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Черкесия

25. Реестровое казачество [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Реестровое_казачество

26. Розділ 2. Віталій Щербак. Українське козацтво: формування соціального стану [Электронный ресурс Интернет]. URL:  http://izbornyk.org.ua/ coss1/shch03.htm

27. Клёсов А. А. Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории». – М. : Алгоритм, 2013. – 512 с.