Таинственые как служители культа олия, тютюн, куку

Евгений Пимонович
 


   Заморские диковинки, подсолнечник, табак, кукуруза оказались в Диком Поле сравнительно недавно.

  В 1500 году в своём «Дневнике третьего плаванья» Христофор Колумб записал: «Mahiz, то есть семя, создающее колос наподобие початка…».
  Слово это связано с растением с острова Эспаньола (ныне Гаити), оно из лексикона народа Таино. На слуху у нас остались и другие, не требующие переводчика: каноэ, табак, батат.
 Соседние индейские народы называли маис по-своему. Мексиканцы – тлаольи, перуанцы – сара.

  В Европу початки «Королевы полей» попали двумя путями.
   Северный маршрут оставил маисовый след в испанском, английском, немецком, шведском и финском языках.
  Траектория Южного потока, как водится, не миновала Турции. Там кукуруза называется kokoros. У румын – cucurus; у поляков – kukurudza, как и у украинцев; примерно так же заучит это слово в чешском, словацком,  сербохорватском и словенском.
  Появление кукурузы в рационе некоторых кавказских народов остановило их вымирание, дав толчок становлению государственности.


   Подсолнечник был обнаружен конкистадором Писарро в Перу, где местные жители посчитали его изображение как символ Инти, солнечного божества.
    Попутно с золотыми статуями этого цветка завоеватели империи Инков прихватили и семена.

    Путешествие семечек повторило распространение кукурузы на нашем континенте.

  Через Италию и Францию в Бельгию, Англию, Голландию и Германию. По трассе Северного Потока того времени!
     Из декоративного цветка селекционеры создали крупноплодные формы грызового подсолнечника.
    Практичные англичане запатентовали процесс производства подсолнечного масла.
 
   С легкой руки Петра Великого семена заморского цветка попали в Россию. Производителям льняного и конопляного масла было легко перестроиться на другой вид семян.
   Новый сорт масла удачно совпал со светскими и бытовыми традициями христианской империи: в посты допускалось употребление елея (оливкового масла).

   Постное масло осталось и в нашем сознании как заурядный продукт, вошло в фольклор (ерунда на постном масле!).
    Современное украинское ОЛИЯ происходит именно от ЕЛЕЯ; профессия олейников превратилась в распространенную фамилию Олейник.
 
  Табак же попал в Россию, Малороссию и Новороссию вопреки христианским традициям и запретам. Даже в названии остался оттенок мусульманской идеологии!

   Современные ТЮТЮН и ЛЮЛЬКА – это зыбкие колечки от прототюркского <ДЫМ>.

  Декабрист Бестужев-Марлинский оставил примечание: «Азиатцы говорят пить табак и тянуть трубку: тютюн ичмакъ, люлля чек-манъ».

  Его "Кавказские очерки" печатались в «Библиотеке для чтения» 1834-1836 годах.

   Наверняка их почитывал Николай Васильевич, выписывая своего колоритного Тараса:
     «Вот наконец возвысил речь один агмиръ...
  Набравшись вдохновенiя свыше и дыму изъ кальяна, онъ изронилъ золотое слово изъ устъ своихъ, смешанное съ благоуханiем Ширазского табаку: …придет ди ураза (Пост великiй), въ который днёмъ набожной душе страшно хлебнуть даже дыму трубки…»

  Остались в Диком поле и тютюн, и люлька рыцаря Тараса Бульбы, персонажа современника Бестужева-Марлинского, тело которого после стычки с горцами в лесу на мысе Адлер пропало в 1837 году.

    Увлечением которого было собирание «в один сноп рассеянных лучей познаний о народах…».