Интервью с Никитославом Виленским 3. Октябрь 2021

Анна Рябошлык
Интервью с Никитославом Виленским стали уже доброй традицией, как он сам говорит. Тем более, в этом году Остров Пасхи наконец-то активизировался, выступив на сцене уже три раза, значит, дело живёт, значит, что-то будет. О жизни и планах группы мы побеседовали в последний октябрьский день в одной из кофеен города.


— Поздравляю Остров Пасхи с возвращением на сцену! В этом году вы наконец подали признаки жизни! Трижды играли, верно ведь?


— Да, три концерта в 2021 году было.


— Ждём следующего выступления!


— Непременно. «Остров…» вернулся в музыкальную жизнь города, он снова присутствует в его музыкальной повестке, он на слуху, и это замечательно. Год назад в интервью я говорил, что электронный альбом FUTURESHOCK с Тимофеем Тимкиным мы наконец-то записали, и вот уже в этом году смогли презентовать его 9 января при поддержке Острова Пасхи. Ради этого мы усилились Евгением Зайцевым. Вышли на сцену полным составом, сыграли электрический концерт, вообще первый электрический концерт «Острова…», к слову, тем самым обозначив новую веху в нашей пока ещё недолгой истории.


— У истории должно быть продолжение!


— Должно, вот и мне после этого мне подумалось, что нужно ковать железо пока горячо, и буквально спустя неделю, 17-го числа мы вышли на сцену бара «Гараж» с короткой акустической программой. Без Тимофея уже, правда, но всё же… И на волне эйфории вот этой всей мне тогда почему-то показалось хорошей идеей выкатить по серьёзке (sic!) анонс пластинки. Я ошибся. Чудовищно ошибся. Давай, она больше не будет упоминаться во время в интервью, чтобы не злить народ (смеётся).


— Концерт 9 января явно стал для вас значимым событием…


— Ключевым! Знаешь, как трудно было организовать его? Прежде мне не доводилось готовить столь масштабные мероприятия. Когда Тимофей мне сказал в конце сентября, что приедет на новогодние праздники с намерением выступить, я понял, что надо играть по-крупному и делать настоящий концерт в электричестве. А, стало быть, для такого ответственного дела мне нужен крутой бас-гитарист. И, недолго думая, я обратился к Жене, о котором сразу вспомнил. Мы встретились, я обрисовал суть задуманной с Тимофеем нашей авантюры и, к моему огромному удивлению, Женя дал добро! Так мы начали подготовку к концерту 9 числа.


— Евгений Зайцев стал прямо тузом в рукаве…


— Истинно так! Точнее и не скажешь. На самом деле, с Женей мы знакомы уже давно. Познакомились, когда я ещё учился на первом курсе: на одном из концертов «студенческой весны» он аккомпанировал девочке на контрабасе, и за кулисами, значит, мы познакомились, разговорились и с тех пор держим связь. Вот, доросло до совместных выступлений в одном ансамбле, скажем. Это круто, потому что Женя — большой профессионал, он играет в нашем Дальневосточном академическом симфоническом оркестре, и с ним я вообще могу не беспокоиться, что басовая партия будет запорота. Где надо, он и сымпровизирует, и подхватит, заполнив пустоту какую-то. Опять же, своим видением поделится, когда концертная аранжировка готовится. Всё схвачено.


— Тимофей тоже прекрасно вписался в «Остров…», на мой взгляд.


— Как родной играл! Будто он сам все эти партии написал, а не я (улыбается). Не, кроме шуток, в аранжировке многих песен последнее слово было за ним, так что материал он знал как никто другой. На самом деле, сбылась моя мечта: мы с Тимофеем наконец-то выступили на одной сцене плечом к плечу. Я, наверное, ждал этого лет десять… Конечно, очень прискорбно, что мы до сих пор живём в разных городах, но как показал опыт и записи альбома, и уже нашего выступления в январе, даже расстояние не преграда для творчества: мы релизнули FUTURESHOK в прошлом ноябре, презентовали его спустя два месяца, потом вышел наш сингл в апреле, и сейчас ведётся работа над второй пластинкой Вентшахты.


— А что было потом, когда январские концертные страсти улеглись? Какие перемены произошли?


— И тут снова случилось закономерное затишье после двух выступлений, потому что я погрузился в работу очень сильно. Но, опять же, весной нашёлся человек на вакантное место клавишника, летом я приобрёл и сами клавиши, чтобы был собственный инструмент. Номинально они — мои, но в случае чего мне уже будет достаточно взять человека и сказать ему: «Вот тебе инструмент — играй». Таким образом, я снял с себя эту проблему, когда нужно срочно искать по всему городу, высунув язык, инструмент, как произошло в январе, например. Теперь всё есть. Собственно, это облегчает жизнь.


— Что ещё было летом?


— Рутинная работа над концертными аранжировками, дописывались и переписывались какие-то неугодные мне партии, незримая работа велась. На самом деле, если подумать, уже столько было перезаписей, что по факту записано три альбома — три варианта одного и того же. Но релиз всё никак не наступит. Я себе поражаюсь, конечно.


— Долго запрягаете… Расскажи тогда о вашем последнем выступлении 10-го октября!


— Ну, рассказывать особо нечего, на самом деле. На 10-е октября был анонсирован концерт в честь двух дат. Во-первых, нашим друзьям, проекту Format “C” исполнился ровно год, во-вторых, хабаровской группе Повешенная Луна вот-вот 30 лет стукнет. Тут надо дать ремарку, что именно идея концерта принадлежала ребятам из Format’а, они нас и пригласили, и вообще, огромное им спасибо за то, что они делают, поскольку это способствует развитию музыкальной жизни города. То есть чуваки просто создали новое место, куда могут прийти и выступить музыканты. Это дало мощнейший толчок процессу (музыкальному — прим. автора) после стольких лет стагнации. Ведь если у нас будут места, где можно играть свою музыку, значит и появится больше мест, где можно репетировать. Соответственно, появятся и новые группы. Одно тянет за собой другое, и, в принципе, мы всегда с Димой Шакировым об этом думали, то есть, я сейчас буквально процитировал его слова. Поэтому очень благостно, что такое происходит. 9 января, между прочим, мы играли также на сцене Format “C”.


— В репертуар «Острова…» вернулась песня «Кот Шрёдингера»…


— Да, мне она снова стала нравиться. С ней вообще история связана трагичная достаточно, но тем и интересная.


— Какая?


— Однажды накануне концерта, где она должна была исполняться, помимо всего прочего, я гулял по району поздним вечером. И стал невольным свидетелем того, как свора собак убила кота.


— Кошмар.


— Слава богу, что я гулял не один, а с друзьями. Просто домой приволокли меня именно они. Сам я уже мало, что соображал — мозг просто отключало. Они, наверное, хорошо эту историю помнят, подтвердят, если что. И, казалось бы, да? Что тут такого — законы природы в действии, всё такое… Но мне на следующий день петь: «как его совали в ящик, как дрался он шипящий, то ли жив, то ли мёртв», а у меня ком в горле стоит… Это было самое трудное исполнение песни в моей жизни.


— Не знаю, что ответить, честно. Безумие какое-то.


— Да почему безумие… бывает и так, да. Прошло много времени с тех пор, песню я снова могу петь без трудностей каких-либо, она красивая. Ей восемь лет, к слову. И когда-то она была визитной карточкой моей даже. По крайней мере, в среде авторов-исполнителей города меня знали по ней.


— Вернёмся к 10 октября. Кто ещё в лайн-апе концерта числился?


— Саша Кандауров — загадочный душа-человек, Восточное Шоссе наше любимое и, собственно, сама группа Повешенная Луна, отмечавшая свой день рождения. Такой вот, двойной праздник был.


— И вы.


— Не знаю, кто и чем думал, приглашая «Остров…» на этот праздник жизни, но выступление это, положа руку на сердце, я отнесу к разряду не самых успешных, но, тем не менее, ценных. Да, я ожёгся, но опробовал, эмпирическим путём подтвердил одну из своих теорий насчёт способа получения саунда — теперь осталось найти правильные настройки. Ну а для зрителей это тоже ценный опыт: они увидели и услышали то, что могло произойти один-единственный раз, такого больше уже не будет. Точно не будет.


— Оценки выступления разошлись, как я знаю.


— Либо мне бессовестно льстили, либо кто-то действительно умудрился кайфануть. Подготовка чертовски нервная была. В условиях жуткого цейтнота. Было несколько вариантов развития событий в голове. Я вообще думал всё бросить в какой-то момент, но наше имя уже было на афише, а, значит, фэнов подвести было нельзя. Вдруг кто-то придёт только из-за того, что увидел среди выступающих групп «Остров…»? А ведь такие действительно были, я спрашивал! Как бы там ни было, исполнение и впрямь занятное получилось, впоследствии я смеялся ещё долго.


— Неудачи тоже важны.


— Разумеется. Поэтому уже на следующее утро я понял, к чему нужно идти. Коли эта вершина с горем пополам оказалась покорена, впереди, как обычно, будет следующий пик. И вот тут планка задирается непомерно высоко. Это будет очень серьёзное событие, эпохальное событие. Это будет юбилейный концерт «Острова…». Мало кто помнит об этом, мало кто знает, но мы существуем уже пять лет. Как бы там ни было, название «Остров Пасхи» впервые явило себя миру в 2016 году, появившись на афише мероприятия, которое мы организовали с Димой Шакировым.


— Юбилей — значимая дата, что готовится к празднику?


— Да «праздник» — громко сказано. Будь моя воля, я бы и не акцентировал внимание на этом. Просто так совпало, что нужно и подогреть интерес публики, и отмыться после 10-го октября, и как-то презентовать грядущую пластинку. И тут я вспомнил о пятилетии — можно приурочить. Такой инфоповод. Видишь, мыслю журналистскими категориями всё равно. Концерт юбилейный состоится где-то весной, а то и позже. Тут можно не торопиться, что радует. Отметим дату с небольшим опозданием, ничего страшного в этом нет, так даже прикольнее. Сделать это хочется на сцене ставшего уже родным, театра «И.Т.Д.» — это потрясающее место, очень атмосферная площадка, и как артисту, мне там находиться крайне комфортно. Выражаю долю респекта Вадиму Владимировичу и Юле, которые лелеют свой театр и вкладывают все средства и душу в него. И если на октябрьский концерт я почти не звал никого, потому что это довольно-таки проходное мероприятие для нас, как для группы, и как показала практика, там реально не на что было смотреть, то вот юбилейный концерт уже обязателен к посещению. Потому что здесь будет «Остров…» такой, каким должен был быть все эти годы.


— Звучит сильно и грандиозно. Задействуете много людей?


— Много людей, много технологий, наша сценография наконец должна эволюционировать. И в целом я попытаюсь приблизиться к понятию шоу на сцене, и во всём этом нам будет помогать большая команда лучших из лучших. Идей-то мощных у меня — завались, сама знаешь. Не могу не генерировать их.


— Страшно пропустить!


— То-то же. Откладывайте все дела, освобождайте вечер, когда дата будет объявлена. Однозначно, это будет в уикенд сделано специально. Намечается очень много сотрудничества, хочется сделать всё в лучшем виде. Так что, народ, приходите. За вкус не ручаюсь, но горячо будет.


— Классная фраза!


— Мне тоже нравится.


— А с кем сотрудничество намечается? Приоткроешь хотя бы чуточку завесу тайны?


— Посмотрим, что вообще получится из задуманного. Не хочется раскрывать все карты, чтобы потом обойтись без лишних разочарований у кого бы то ни было. Ну, смотри. Чем отличался концерт 10-го октября — нужно было выбрать одну песню из богатейшего репертуара Повешенной Луны и представить свою версию. Что-то вроде трибьюта. Я взял песню «Моя индустрия». И, к моему огромному удивлению, Лёша Богданов подошёл ко мне после и сказал, мол, ребят, давайте вы попробуете сделать студийную запись её. Я был очень польщён тем, что мою интерпретацию так высоко оценили. Меня глубоко это поразило, потому что я сам хотел у него попросить разрешения это сделать.


— Круто!


— Также мы вроде бы как начали более тесно общаться с Богдановым после этого и, думаю, он сильно нам сможет помочь, если попросим. Очень на это буду рассчитывать в подготовке нашей специальной юбилейной программы, потому что в целом Остров Пасхи и Повешенная Луна идут где-то рядом по настроению.


— Соглашусь. Будешь подводить итоги в конце года?


— Смотря о чём речь. Музыкальные итоги — да. Многие могли заметить, что уже который год 31-го декабря я выкатываю объёмистый такой пост у себя на страничке во «Вконтакте», где представляю свой необычный плейлист года. Изначально там было по десять песен, но позже я решил нарушить канон и включать всё, что мне так или иначе казалось значимым. Вот и в прошлом году число увеличилось до 23 композиций. Сейчас будет примерно то же. Всё это сопровождается какими-то моими ремарками, размышлениями, отсылками к конкретныи людям и описаниями тех или иных событий, которые происходили в жизни под эти композиции. Если это кому-то нравится, я рад.


— Открытия были музыкальные в этом году?


— Я по-прежнему слушаю очень много музыки. Открытия были. Ограничимся простым перечислением: Super Collection Orchestra — это просто нечто, наши питерские парни отрываются по-полной на своей волне, не оглядываясь ни на кого; Деревянные Киты — великолепная группа, появившаяся в Мурманске, ныне московская, эволюционируют от релиза к релизу; Каролина Чарнецкая — польская артистка, что на сцене, что перед камерой — как рыба в воде; Girl in Red — кто бы там что ни говорил про социальную повестку их песен, но музон у них качает… У Brodk’и, вон, новый альбом в этом году вышел (BRUT — прим. автора) — тоже польская исполнительница, постепенно авангардизм уходит из её музыки, но на смену приходит что-то другое, и это круто.


— А среди немалого числа новых групп, есть те, что заслуживают особого внимания, на твой взгляд?


— Большим открытием также, как и для многих людей по всему миру, думаю, стала группа Maneskin, которая убедительно и триумфально победила на «Евровидении». Вообще нынче этот конкурс в кои-то веки было интересно смотреть, он отличался яркими, запоминающимися участниками с интересными добротными вещами.


— Какие ещё страны, кроме Италии, понравились?


— Украина понравилась, у Греции тоже интересная песня была, с таким классическим саундом 80-х и спецэффектами на сцене, было очень много классных чуваков. Но итальянцы, конечно, порвали всех в клочья, они объективно заслужили победу. Теперь остаётся только пожелать им не потерять голову. Мы об этом, кстати, говорили в предыдущих интервью. Когда на тебя так внезапно сваливается слава, нужно много мудрости и мужества, чтобы распорядиться этим правильно. Чего я и желаю ребятам, а они же младше меня все, им по 20 лет, по 21! То есть едва детьми быть перестали и тут — представь — такой груз!


— Сложно не забыться…


— Не потерять себя, не потерять свой путь, искренне желаю им только дальнейших успехов и чтобы они остались в истории не только как победители «Евровидения-2021». Италии вообще прёт в этом году, потому что вслед за этим конкурсом летом случилась просто какая-то фантастическая победа на Чемпионате Европы по футболу. Это был чудовищно нервный финал до последнего — просто чума.


— Стоп-стоп-стоп… ты всерьёз смотришь футбол?


— В основном, только какие-то значимые события, вроде Чемпионата Мира, что у нас в 2018 году проходил. Это я тоже наблюдал, смотрел трансляции. Напряжённый матч с испанцами 1/8 финала, например, в котором Россия феерично выиграла. Когда я узнал, что Италия проходит в финал «Евро», то решил, что буду финал смотреть. Ибо как раз на той самой волне «Евровидения» я болел за итальянцев. Это было круто, это реально их год. А так, конечно, никакой из меня фанат футбола. Больше, скорее, импонирует хоккей, но и его я не смотрю постоянно. У меня есть условная любимая команда NHL, за неё я просто болею душой.


— Что за команда?


— Detroit Red Wings.


— В прошлом году уже затрагивали тему пандемии. Повлияла ли она как-то в этом?


— Не скажу ничего нового, на «Острове…» это не отразилось, на его участниках и лично на мне — отразилось очень отчётливо.


— Вы прививались?


— Да.


— А ты как давно?


— Второй компонент был в мае, думаю уже скоро пора будет ревакцинироваться.


— Для работы это было необходимо?


— На тот момент — да, но, думаю, по-хорошему сейчас это вообще необходимо. Вот, если коротко, моя история. Дело в том, что я уже который год летом пытаюсь отправиться в гости к дорогим друзьям, в другие города, и в очередной раз почему-то моим планам на отпуск не суждено сбыться, может, Господь от чего-то бережёт, не знаю. В этом году я снова никуда не поехал, ну, знать, так надо было. Мало ли, вдруг, меня бы там где-то зарезали по дороге, или машина в Новосибирске или Уфе сбила…


— Фаталистично звучит.


— Как есть. Заразилась коронавирусом моя мама, и я не смог себе позволить оставить её одну, кто-то ведь должен был ходить в аптеку за лекарствами, за едой — в магазин… Я погрыз локти пару дней, конечно, но на самом деле, это же такая мелочь, что никуда не поехал, согласись? Ну, ждали меня друзья столько лет, ну, ещё год подождут… Сейчас всё хорошо, благо нам повезло, но это нам повезло, а многим не везёт, многие не выкарабкиваются. И мне искренне непонятно поведение моих соотечественников, которые не просто медлят с прививкой, постоянно откладывают это, но которые отрицают необходимость прививки, отрицают существование вируса вообще. То есть они выражают настолько дремучие убеждения, настолько средневековые взгляды свои, что это уже становится реально опасным. А ведь это обычный школьный курс биологии за седьмой класс — царство вирусов. У меня волосы дыбом встают. У нас, конечно, страна свободная, я знаю, и каждый имеет право на своё мнение, но в условиях беспрецедентной угрозы человечеству это уже совершенно безответственный подход.


— Ты говоришь, как публицист.


— Ещё нет. А страна наша свободна хотя бы потому, что если бы у нас действительно притеснялось, подавлялось какое-то отличное мнение, если бы у нас действительно отсутствовала свобода слова, то уже бы давным-давно все были поголовно насильно вакцинированы. Вот теперь я сказал, как публицист (улыбается).


— Давай о приятном поговорим. О кинематографе, например. Что нового посмотрел? Есть впечатления?


— В этом году я много посмотрел различных картин. Мне теперь очень нравится смотреть кино по-новому, то есть подмечать какие-то детали, обращать внимание на киноязык, оценивать работы одного режиссёра и сравнивать, или разные подходы, разные авторские стили различных режиссёров. Получается, я уже не как обыватель смотрю фильмы, но пока что и не как кинокритик. Это безумно интересно.


— Какие фильмы выделишь?


— Я наконец-то оценил полностью «Бегущего по лезвию» — обе части. Дошли руки и до «Великого Гэтсби» База Лурмана. Также наконец-то я прикоснулся к творчеству Дэвида Линча, посмотрев «Малхолланд Драйв». Попытался осилить Джимми Джармуша, да не смог в полной мере.


— Артхаусным показался?


— Тут не столько артхаус, сколько очень авторское кино. Вот фильм, например, у него — «Предел контроля», про наёмника, который путешествует по Испании. У него есть определенная миссия, и его туда засылают. Очень странный фильм, я его так до конца и не понял, может быть, потому, что смотрел его будучи очень изнурённым, меня то и дело отрубало. Но и отторжения он не произвёл, понимаешь. Когда он закончился, я просто решил, что надо будет пересмотреть его ещё раз.


— Что из кинопремьер года для тебя стало фаворитом?


— Фильм года для меня — однозначно «Дюна», потому что такого катарсиса я не испытывал от кино очень давно. А вообще что-то схожее было у меня в марте, когда я прошел вторую часть игры «Мор. Утопия» от отечественной студии Ice-Pick Lodge. Тогда, конечно, я под впечатлением ходил ещё два дня, как громом поражённый. Это однозначно шедевр. Я вообще считаю компьютерные игры точно таким же видом искусства, как и кино, театр, музыку там… И, соответственно, среди них могут находиться настоящие шедевры — это такие игры, в которые буквально вложена душа создателей, которые не гонятся за какой-то красивой картинкой, скажем, которые не являются поверхностными, а глубоко проработаны, они именно играют на эмоциях, но это действительно редкие вещи, как правило, созданные небольшими студиями, не нацеленными на коммерческий успех. То есть, среди игрушек есть точно такие же блокбастеры, условно говоря, есть проходные вещи, и отстой полный, конечно, имеется, а есть вот такие проекты, которые запоминаются надолго, либо же вообще переворачивают жизнь, потрясая разум, как и произошло со мной в марте.


— А «Дюна» перевернула жизнь?


— Что касается «Дюны», тут точно такой же был катарсис. Я смотрел его в IMAX'е (а такое однозначно надо смотреть в IMAX'е), и когда я снял очки, я просто спрятал лицо в ладонях, потому что слёзы катились градом, это было очень сильно, от самого начала и до самых титров, просто какое-то непередаваемое чувство. Оторваться было невозможно, и здесь, опять же, я для себя отметил почерк Вильнёва, как и их тандем с Гансом Циммером; визуал и звук проделали огромную работу, раскрывая все достоинства фильма. Подобное, кстати, мы уже могли видеть в «Бегущем по лезвию 2049», где также Циммер писал музыку к фильму, и это очень успешный тандем, это невероятная вещь на выходе, если они сотрудничают. Я очень теперь жду, прежде всего, вторую часть «Дюны», для которой манера Вильнёва, его фирменного неспешного повествования как нельзя лучше подходит. Такая эпичная история обязана раскрываться неспешно и торжественно. Правильно сделали, что разбили историю и сняли события только первой части романа. Второй фильм, может быть, даже будет чуть подлиннее, скажем, не два с половиной часа, а около трёх или больше. Но это будет того стоить однозначно. Ну и в целом, конечно, новых картин Вильнёва я жду, наверное. Он входит в пул моих любимых режиссёров отныне. И я хочу отдельно поблагодарить свою подругу, которая вытащила меня в кино; «Дюна» теперь у меня с ней прочно ассоциируется даже. Я ничего не знал про эту историю, я ничего не знал про этот фильм, у меня не было практически никаких ожиданий. А в итоге это произвело такое огромное впечатление, больше, чем впечатление, пожалуй. За это большое, большое, большое ей спасибо.


— А неудачные фильмы в этом году есть, на твой взгляд?


— Они всегда есть. Но вот из премьер на мой вкус я остался не удовлетворён, например, фильмом «Не время умирать». Последняя роль Бонда для Дэниела Крейга и, как бы, это финал его истории, конкретно этой итерации агента 007, ну и как-то для финала очень слабо. Не то ожидалось, совсем не то. Какая-то сюжетная арка должна закрыться, верно? Притом что сам фильм-то динамичный и захватывающий, но сыпется на мелочах, антагонист клишированный и абсолютно беззубый, не веришь в его какое-то злодейство. Для Рами Малека это — просто шаг назад после его прекрасного исполнения Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии», на мой взгляд. То есть тут он сыграл откровенно хуже, чем мог бы. Может, сценарист виноват, может — режиссёр… Ну и финал фильма: раз решили выезжать на драме, так сделайте абсолютно душераздирающий финал, а не то, что сняли. Туфта, в общем. Не то чтобы я почувствовал себя обманутым или пожалел нечастные 100 рублей, потраченные на первый утренний сеанс, но какого-то вау-эффекта не последовало. Думаю, это был последний фильм о Бонде, который я посмотрел, дальше смысла уже не вижу.


— Желаю в грядущем году хорошего кино!


— Спасибо. Хорошие фильмы вдохновляют, равно как и музыка или любое другое искусство. Потом и песни хорошие пишутся. «Доппельгангер», вот, после просмотра картины Кесьлёвского появился, между прочим. Возможно, даже скоро уже услышать можно будет.


— Да, ты упоминал как-то Кесьлёвского в интервью.


— Вот-вот. Может быть, однажды и ещё одна моя мечта исполнится, когда попросят написать музыку к фильму, или к компьютерной игре — особенно. Главное, чтобы я оказался готов к этому на тот момент. И морально тоже.


— Что ж, пусть всё задуманное воплотится. Спасибо за беседу!


Интервью 2019 года: http://proza.ru/2019/08/17/1534
Интервью 2020 года: http://proza.ru/2020/10/11/1627


Познакомиться с музыкой Острова Пасхи можно тут: https://vk.com/ostrovpaskhi
А послушать Вентшахту здесь: https://vk.com/airshaft


Фото предоставлено Никитославом Виленским