Со-творчество с духом. Черниговские святые

Анна Хао Ши
Сияющий свет святости радужным ореолом окружает матушку Землю, нашу прекрасную Голубую Жемчужину.  Каждая  мировая религия называет поимённо пророков и святых. Проходят тысячелетия, и не в их власти приглушить свет Чистых Душ. Сколько их, тех, к кому человечество взывает в своей нужде, в ком обретает утешение?  Их, как звёзд на небе! Их число приумножается ежегодно, когда конфессии объявляют о причислении очередного имени к лику святых. Значит, святость, как явление, уникальна до поры - до времени, становясь постепенно естественным состоянием каждого индивидуума.

 Христианская религия отсчитывает третье тысячелетие, а человечество только  сейчас заговорило открыто о своей божественной сути. Пришёл час, когда в массе своей люди перестают в равной степени ужасаться и поклоняться тем, кто имеет смелость демонстрировать свои целительские, ясновидческие  и многие другие дары Духа. Переходя от внутренней борьбы, растрачивания силы и здоровья к признанию естественности обладания этими новыми качествами, человечество вступает в эпоху  Света и Радости! 
Путь давно проложен сияющими сердцами наших близких, незаметно изливавших эту лучистость на всё своё окружение и творя преобразование сознания Любовью. Так и я получила «в наследство» понимание, что мир не ограничивается физическим пространством.

Дидя, Дидичка – это имя моему дедушке я дала в младенчестве,  не умея выговорить «деда».
 
Когда художники просили его  поделиться секретами мастерства, дедушка говорил:  - Я не могу рассказать. Смотри и учись. 
Его забрали из многодетной семьи ребёнком, лет 8, для обучения с проживанием в качестве подмастерья у «богомаза» Кияшко, как называли иконописца. Три года младший ученик растирал краски, измельчая минералы, и готовил холсты  - ему разрешалось только наблюдать за тем, как пишут иконы старшие. Нрав учителя был крутой. Если ему не нравилась почти законченная работа ученика, он мог взять банку с краской и плеснуть на холст. А потом, сказав: «Смотри и учись»,- брал кисти, и из этой лужи краски на испорченной иконе, творил лик!

Что  вИдел Дидичка, какие чувства и переживания владели им, он не  делился – советское время было не для откровений даже в кругу близких. А вот, как это происходило, стало легендами  нашей семьи.

                Легенда о Черниговских святых мучениках.

Работал Дидя очень «не ровно». Он мог отставить на полгода и больше почти законченную работу, и ни за что вообще не браться; а мог день и ночь трудиться и написать икону в рекордно короткий срок! В условиях дефицита художественных красок, некоторые цвета дедушка изготавливал сам, растирая в порошок мелкие камешки минералов. Поэтому, если из мастерской валил удушающий запах костяного клея – одной из составляющих масляных красок, то с неизбежностью приходилось мириться, и лишний раз двери старались не открывать.
 
В тот раз процесс варки клея затянулся. Бабушка, на минутку заскочила в мастерскую предупредить о скором обеде и узнать, когда закончится пытка вонью? Дедушка писал. Не отрываясь от холста, он буркнул, мол, - когда сварится. И бабушка только стучала в стену, призывая за стол к обеду.
 
Дидичка не шёл. Священнодействовал. В такие моменты он забывал обо всём,  перерывы на еду и отдых не существовали, и семья старалась его не тревожить.  Вот только запах становился всё сильнее. А когда на вторую половину дома стал просачиваться дым, бабушка отважилась спросить:
- Григорий Петрович, - они обращались друг другу по имени-отчеству. - Что у вас тут за запах?
- Анна Дмитриевна, это у вас - что за дым?  Это вы там начадили! Работать невозможно!

Дом настолько пропах, что бабушка ушла проверять то, в чём была уверена – у неё-то на плите точно ничего не горит! 
Открытые настежь окна не избавляли ни от сильного запаха, ни от усиливающегося дыма. Наконец, мама с бабушкой ворвались в мастерскую (и я увязалась за ними!)  и остолбенели: комната была заполнена едкой гарью и непроглядным белым дымом на столько, что в шаге ничего не было видно. Дидичка стоял у мольберта и писал!!!

Мама, стараясь не наткнуться на мольберты, ощупью пробралась и распахнула окна мастерской, не смотря на бурные протесты Дидички - сквозняки противопоказаны только что наложенным краскам!

Туман дыма слегка развеялся, стали искать, что же могло загореться? Электроплита, на которой варился клей, давно была выключена!  Оказалось, закоротила электрогрелка, лежавшая под ватным одеялом для согревания больного колена. И одеяло медленно тлело.

Пока выветривались запахи и взрослые приходили в себя от шока пережитого, бабушка сокрушалась, что Дидичке придётся переделывать икону – как можно было писать не видя? Дедушка же обречённо молчал: открытые окна в любом случае нанесут урон работе. Когда смогли вернуться в мастерскую и посмотреть - на холсте не было ни единого изъяна! Лики святых мучеников Черниговского князя Михаила и боярина Фёдора, написанные в Духе, были совершенны!

Это я сейчас понимаю, что дедушка, находясь в энергетическом канале, настолько глубоко ушёл в состояние трансовой динамической медитации, что не замечал ни собственного кашля, ни режущего глаза дыма, ни того, что краски смешивал на палитре по вдохновению и писал вслепую.
   
Потрясают ещё и те факты, что, во-первых, репродукции этих святых у дедушки не было. И он долго не мог взяться за эту «авторскую» работу (да простится мне неуместный термин), переживал - насколько ему удастся воссоздать образы. А во-вторых, сама история гибели князя и боярина, отказавшихся пройти через  языческие ритуальные костры хана Батыя, была повторена с возгоранием в мастерской при написании иконы! Переход к вечной жизни!

P.S. Икона находится в Троицком соборе г. Чернигова, регулярно мироточит.
                Февраль 2012г.
Следующий рассказ "Николай Угодник" http://proza.ru/2022/02/05/1246