Несколько лет назад Челубея, оговорившись, назвал Кочубеем на Ютубе диакон Андрей Кураев.
У него довольно большая аудитория, он лицо публичное (был, по крайней мере).
Человек с советским образованием, до 2014 года читавший лекции в МГУ, российскую историю знает не хуже нас, свидетелей распада коммунистической Империи.
Про племя «молодое, незнакомое», этого не скажешь.
Один человек случайно ошибается - и пошла ошибка гулять по Сети, по головам...
С церковью связан и другой казус Челубея.
Байка, рассказанная другим публичным лицом.
Есть, де, в Троице-Сергиевой лавре монах. Случилось ему побывать в тибетском монастыре, заглянуть в тибетские хроники, где упоминается великий боец школы «Бон-по» Челубей.
Об этом поведал миру наш современник епископ Митрофан (Баданин) http://www.pravoslavie.ru/82422.html .
И пояснил для несведующих:
«Словосочетание "Бон-по", можно перевести как "школа боевой магической речи", то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя "силу зверя", проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека.»
Получилось, вроде бы, складно.
Церковь так же печется о бессмертной душе, как коммунисты о мировой революции: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».
Разобраться бы нам со своими православными архивами и легендами, монастырями.
В Матенадаране (в переводе с армянского означает «место, где хранят рукописей») прикоснуться к страницам «Евангелия и Псалтирь с роусьскыми письмены».
Но и там не обо всём было писано, очевидные истины зияли между строк.
Сшибки на просторах Дикого поля сначала полков Игоревых, потом дружин, благословленных на бой Сергием Радонежским, потом сводного полка Полтавского тракторного училища*) в 1941 году происходили «по законам военного времени» : «Сабантуй – тебе наука, Враг лютует – сам лютуй».
Чтобы победить хищника нужно было мыслить как он, пользоваться его приёмами.
Что и говорить, вредно это было и для тела и для души! Диапазон практической реализации боевых технологий широк. От Соловья-разбойника до Пересвета.
Мастерство психологического воздействия, ЯГАНИЯ, древнерусских воинов, сохранялось крупицами до конца XX века http://proza.ru/2022/01/05/1226.
Тема скользкая, бездоказательная, неоднозначная.
Впрочем, как и прозвища Дикого Поля, возникшие из просторов между Доном и Днепром.
Кочубеи в Малороссии известны с XVII века. Происходят от тюркского прозвища кичи бей "малый или младший князь"; внуком ногайца Кучук-бея был тот самый писарь Кочубей, чьи «луга необозримы», генеральный писарь Запорожской Сечи, которого казнил Петр Первый за донос на Мазепу.
Имя «Челубей (Чалабай)» — также тюркского происхождения, судя по составу и звучанию. Сын султана Мурада I, взявший в 1393 году столицу Второго Болгарского царства город Тырново**), носил имя «Челяби-эмир».
Грекам «челеби» было известно только как турецкое слово; переводилось как лицо «благородного происхождения».
Ныне турецкий культурный термин остался в пословицах
Sen chelebi men chelebi, ati kim ka;ar? / Ты барин, я барин, а кто коня будет чистить?
Да в русской истории персонажем «Сказания о Мамаевом побоище» — литературного произведения XV века, в некоторых источниках -- Чалабай, он же Челибей, он же Темир-Мирза либо Таврул.
Схватка витязей закончилась 8 сентября 1380.
Её историческое эхо длится до сих пор. «Делибаш уже на пике, А казак без головы».
Трудно включать мозги, потеряв голову в неравной битве правды с бредом, разбредаясь, становясь из народа паствой***)
ПРИМЕЧАНИЕ.
*)
Там тоже оказался свой Челубей.
**)
Город Тырново – побратим Полтавы. Братство отражено и в названиях улиц: мои родители жили последние полвека на Велико-Тырновской.
***)
Паства. Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от глагола пасти.
****)
перед заголовком картина Васнецова, написанная в 1914 году,
"Поединок Пересвета с Челубеем (Телебеем)".