Жена - модница. Фирс Журавлёв

Эльвира Гусева
Рассматривая картины неизвестного мне ранее художника Ф.С.Журавлёва, я поймала себя на мысли, что могу рассматривать их до бесконечности. Закончу сегодня, но завтра снова вернусь к ним, потому что хочу их видеть. Пытаюсь понять: почему так?

Может быть, потому что так долго ничего не знала о творчестве замечательного художника, а когда познакомилась с его удивительными картинами, испытала истинное наслаждение ? Вполне, это может быть, но есть и другая причина, более важная, чем первая.
 
В студенческие годы мне посчастливилось пройти университетский спецкурс «Искусствоведение» у прекрасного преподавателя, настоящего мастера своего дела – Лидии Владимировны Венкстерн, лекции которой оставили неизгладимый след в моём сознании. Используя приёмы работы с художественным наследием,  рассматриваю каждую картину, стараюсь проникнуть в самую суть, понять.

Предмет моего внимания - картина Фирса Журавлёва «Жена – модница», мысленно причисляю её к тем картинам, которые мы уже рассматривали ранее. В отличии от несчастных невест и жён, изображённых на тех картинах, здесь мы видим другой сюжет, и это радует.

Перед нами семейная пара. Допустим, что и эта женщина вышла замуж за нелюбимого человека, но судьба повернулась к ней по – иному. Она стала счастливой! Может быть, благодаря характеру, каким – то личностным качествам – всё вполне возможно! Сумела подчинить себе мужа и верховодить им, а почему бы и нет? Этот вариант вполне допустим.

Художник изобразил на картине тот момент, когда молодая красавица демонстрирует перед мужем свой новый наряд. Какая она радостная, весёлая, как будто танцует перед ним. А что же муж? Он чуть отвлёкся от своих дел и пытается рассмотреть свою модницу – жену. В отличие от неё, муж не испытывает никакой радости. Почему же? Попытаемся это понять.

Сцена происходит в одной из комнат их дома, скорей всего это рабочий кабинет мужа, куда и явилась модница. Интерьер комнаты говорит о среднем достатке этой семьи, здесь нет дорогой обстановки, люстр и гобеленов, напротив, всё просто. По – видимому, эта семья живёт небогато, и денег на какие – то дорогие наряды для красавицы – жены просто нет.

Нельзя забывать, что  женщины во все времена были изобретательными, а уж в плане моды особенно, и эта дамочка тоже. Понимая, что дорогие наряды не по карману её мужу, она решается обновить своё платье, используя чёрный ажурный платок в качестве верхней юбки. Именно такой наряд она увидала в модном журнале, ей захотелось выглядеть точно так, как та женщина со страницы журнала.

Она блестяще разрешила эту ситуацию, сумела задрапировать голубое шёлковое платье  чёрным кружевным платком, который уже вышел из моды и ни на что более не годится.  Как восхитительно она уложила складки платка поверх  юбки платья сзади, по – новому, с особым изяществом, завязала бант!  Они изменили силуэт, придали платью ещё большую  красоту и особенную прелесть.

Меня поразил один немаловажный момент. Выходит, что автор картины – Фирс Журавлёв не только разбирался в женской моде второй половины 19 века, но и знал некоторые тонкости женского туалета, которые использовали модницы. Иначе он не выбрал бы такой сюжет для своей очередной работы, и я права.

Вернёмся к сюжету картины. Женщина увидела, как по – новому смотрится платье, её переполняет радость, она спешит поделиться с мужем.

Но почему нет радости на его лице? Да потому, что он пока ещё не понял: новый это наряд или нет, он не узнал ни платье, ни шаль, пытается понять. Так, свежо и модно он смотрится.  Муж теряется в догадка: какую цену должен заплатить за очередной каприз модницы – жены?

Мне кажется, сейчас она раскроет мужу свой секрет, и он улыбнётся. Это ожидание и вносит особый колорит в сюжет картины. Именно поэтому,  картина жизнерадостная, живая, очень красивая и яркая!