Причины и последствия лени ума

Александр Иванович Алтунин
Большинство представителей стандартного менталитета, в отличие от творческого, имеют особенность, заключающуюся в глобальной и фундаментальной лени ума. Которая возникает еще в детстве, когда взрослые, в том числе родители, не могут объяснить ребенку тот момент, что активно шевелить мозгами – это хорошо, удобно, правильно, престижно, выгодно, приятно, интересно. И что это реальный и конкретный повод уважать и любить себя. Что это единственный способ достичь чего-либо существенного в жизни. И поэтому это нужно, в первую очередь, самому ребёнку, а не учителям или родителям. Или еще кому бы то ни было. Что интеллектуальное развитие человека тесным образом связано со степенью интенсивности умственных процессов, а также с их регулярностью. И желательно, чтобы активная умственная деятельность стала обычным и привычным делом для человека.

И даже более того: мозги, как мышцы тела, нуждаются в постоянной и серьезной тренировке с постепенным увеличением объема нагрузок. Например, нужно решать все больше и больше логических задач самого разнообразного характера, периодически увеличивая их степень сложности. Да, это связано с вполне определёнными трудностями, неудачами, иногда даже разочарованиями, сомнениями, колебаниями, временным психологическим дискомфортом, некоторой неуверенностью в себе, ощущением своей сиюминутной и глобальной несостоятельности, необходимостью проявлять дополнительные усилия силы воли, твердость характера, целеустремленность, самокритичность, трудолюбие, упорство, добросовестность, требовательность к себе, решительность и мужество, самостоятельность и независимость, честолюбие и многие другие достоинства и добродетели. Чувствуете, какой набор достоинств и добродетелей набирается? Именно.

И это лишь часть личности, которая участвует в серьезной тренировке ума. Хорошо, конечно, когда ребенка приучают к тому, что самым главным в жизни вообще должно быть чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что ты делаешь и тем, как ты это делаешь. В отдельных исключительных случаях, к этому можно добавить еще пару параметров: как ты думаешь и как чувствуешь. Ибо, и в этом плане существуют не только существенные отличия количественного характера, но и качественного. Это только на первый взгляд, кажется, что все думают и чувствуют одинаково. На самом деле, похожесть касается только большинства людей. А вот люди творческого типа могут думать и чувствовать совершенно иначе, нежели большинство. И то, что им представляется естественным и закономерным, само собой разумеющимся, для большинства практически пожизненно остается недопустимым, тайной за семью печатями.

Конечно, многие дети в детстве периодически пытаются проявлять активность интеллектуальной деятельности. Конечно, в рамках своих генетических возможностей. И тем не менее. Но взрослые, как правило, к сожалению, пропускают мимо ушей подобные вещи. И не дают своевременной и адекватной реакции на умственную активность ребенка. Качественные же дискуссии в системе школьного образования не приняты, когда учитель может оценить и качество усилий ученика и степень логичности его мышления, его сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, глубину и ширину, скорость и оригинальность мышления и прочие характеристики мыслительного процесса. Дискуссии между детьми в процессе их общения часто имеют не логическую, а личностную доминанту. Когда побеждает не самый умный, а самый наглый и грубый, хамоватый и беспардонный, деструктивный и дисгармоничный. Иначе говоря, такая дискуссия не способствует именно умственному развитию. Да и никакому положительному развитию.

Большинство родителей, как правило, вообще не отслеживает тонкости умственного развития своего ребенка. Ибо, когда они сами были детьми, то и их родители не особенно заморачивались на эту тему. А они лишь следуют установившейся традиции. Создавать же собственные качественные и совершенные традиции, тем более, принципиально новые, мало кому дано. Это требует достаточно существенной одухотворенности и мудрости. Которые встречаются крайне редко. Не чаще одного случая на тысячу людей.

Ребенок, видя, что его особенные умственные усилия остаются без должного внимания, не улучшают его имидж и не меняют отношение взрослых к нему, стремится идти путем наименьшего сопротивления. Иначе говоря, он выбирает для себя необходимый минимум, чтобы при этом все были довольны. Или, по крайней мере, не ругали его. Выбирается личный девиз: главное не быть хуже большинства. Девиз, кстати говоря, деструктивный и дисгармоничный по своей сути. Обеспечивающий фундаментальную посредственность, как самой личности его обладателя, так и всей его жизни. По большому счету.

Конечно, столь пристальное внимание к ребенку требует большого количества дополнительных сил. И физических и душевных, не говоря уже об умственных. Высокой организованности и самодисциплины, повышенного чувства долга и ответственности перед собой, перед ребенком, перед обществом, перед Высшими силами. Чего в обычной мирской суете выделить очень трудно. И для большинства невозможно. Для этого требуется живость ума и духа творческого человека, имеющего неутомимую жажду преобразования и повышения уровня гармонии.

Ни родители, ни учителя, как правило, не умеют создавать мощной и эффективной индивидуальной мотивации для каждого конкретного ребёнка по активации его умственной деятельности. Причем, как в той или иной конкретный момент времени, так и по жизни вообще. Человеческий мозг привыкает работать на низких оборотах, выстраивая, при этом, вполне конкретный энергетический процесс. Когда мозг может потреблять только жестко регламентированное количество полезных веществ. И в самостоятельном режиме быстро перейти на более высокий энергетический уровень, обеспечивающий более существенные количественные и качественные показатели умственного процесса, не может. Даже опытный спортсмен, после долгой паузы в тренировках, быстро бегать не может. Ему требуется сознательное и целенаправленное, длительное и постепенное вхождение в рабочий режим. Который в свое время был задан ему его тренером. Вот только интеллектуальных тренеров среди взрослых крайне мало. Почти нет.

Плюс к этому свой дополнительный негативный взнос делает и банальный рационализм. Когда человек ждет от каждого своего усилия ума, души, тела вполне конкретный и ощутимый практический результат. Либо очень приятный, либо очень выгодный. Если ни одно, ни другое не предполагается, то такие усилия признаются человеком бессмысленными и бесполезными. Со временем это становится фундаментальной частью менталитета человека. Своего рода жесткими рамками, ограничивающими его отенциальные возможности. Которые, чаще всего, и так не были какими-то гигантскими, в силу четких и конкретных генетических ограничений. Итог в результате получается предельно грустный. И только ген, условно говоря, творческого начала дает иные возможности.

И именно: лишь возможности. Которыми еще нужно уметь воспользоваться. Ибо, как показывает обычная статистика исследований и наблюдений, лишь один из десяти людей с творческими задатками действительно серьезно занимается их развитием. Во-первых, никто ему не сказал о том, что у него есть творческие задатки. Во-вторых, никто не сказал о том, что творческие задатки – это необыкновенно ценная вещь, редкая и важная, дающая громадное и несомненное преимущество. Над большинством других людей. В-третьих, никто не сказал о том, что задатки способностей и талантов – это всего лишь аванс Высших сил, который необходимо отрабатывать всю жизнь самым добросовестным образом. И именно потому его жизнь должна идти по совершенно другим правилам и законам интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Которые еще нужно узнать, понять, усвоить и применить. А это годы и годы тяжелого и интенсивного труда, самоотверженного и с элементами самоотречения, силы воли и мужества, сознательного и целеустремленного самосовершенствования. При максимальной добросовестности ума и души.

Человек должен ощутить вкус активной умственной работы. Найти для себя интеллектуальный и психологический идеал. Это, как минимум. А, как максимум, еще и духовный и эстетический идеал, к которому он будет стремиться всю свою жизнь. Периодически отталкивая от себя доминирование мелкой мирской суеты. Ненасытной в плане пожирания времени и сил. Заставляющей жить по стереотипам большинства окружающих. Которые, в лучшем случае, весьма упрощены. А, в худшем – имеют печать деструктивности и дисгармоничности. Мягко говоря.

Собственно, большинству окружающих совершенно безразлично то, что происходит во внутреннем мире того или иного конкретного человека, в его уме и душе. Поэтому брать в качестве главного фактора для оценки своей личности непосредственную реакцию окружающих совершенно неправильно и неконструктивно. Наши неудачи лишь радуют многих, а наши достижения раздражают многих. Какой-либо адекватной реакции от окружающих (от большинства из них) никогда не было и никогда не будет. Главный ориентир по жизни должен быть лишь собственный, созданный на примере известных умных и талантливых людей.

Интеллектуальный потолок каждого человека расположен достаточно высоко. И поэтому простор для развития своего ума, как правило, очень большой. Но, в произвольном режиме его достижение идет в десятки раз медленнее, чем при целенаправленном и интенсивном развитии интеллекта. И вопрос не в том, что все должны становиться учеными или изобретателями. А в том, что только очень активный и тренированный ум имеет возможность решать хотя бы вопросы средней степени сложности. Вопросы обычной человеческой жизни. Но не мелкой повседневной суеты, а вопросы большие и серьезные, касающиеся психологии и философии бытия. Когда нужно очень много знать и понимать, уметь виртуозно и творчески пользоваться своими взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, иметь достаточно совершенное мышление (целый десяток параметров, необходимых и важных), привычку к интенсивной и продолжительной умственной работе на пределе своих возможностей с отсечением массы второстепенных моментов мирской логики.

Последствия лени ума весьма и весьма серьезны. Это, как правило, отсутствие должной эволюции личности. Это отсечение новой сложной информации, особенно необычной и непривычной, но потенциально полезной для дальнейшей жизни. Это и невозможность подняться на новую ступень профессионального мастерства в своем виде деятельности. Сложно при этом строить действительно прочные и перспективные отношения даже с родными и близкими, не говоря уже о друзьях и приятелях. Сложно наполнить жизнь большим и истинным смыслом. Непросто строить отношения и со своим внутренним «я». Почти невозможно даже относительно полноценное воспитание детей.

Лень ума порождает сумасбродство и своенравность, легкомысленность и безответственность, поверхностность и переменчивость. В ряде случаев запускает процессы психологической и духовной деградации личности в целом. Лень ума принципиально ограничивает возможности человека во всех сферах жизни и деятельности, резко снижает вероятность возникновения чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Лень ума делает невозможным развитие особенно ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Тем самым, создавая мощную предпосылку для формирования лишь посредственной личности.

Которая всю свою жизнь будет претендовать на какую-то особенную оригинальность. Ни большой радости, ни истинного счастья невозможно обрести при ленивом уме. Общественная и государственная ценность человека с ленивым умом почти нулевая. Не говоря уже о том, что такими людьми успешно пользуются психологические манипуляторы на бытовом или общественном уровне. В своих эгоистических или паразитических целях.

Ленивый ум не в состоянии решать сложные задачи, выходить с небольшими потерями из проблемных ситуаций, достигать чего-либо существенного в жизни. Не может быть даже относительно полноценного удовлетворения потребности в чувстве собственной значимости. А это означает существование человека с постоянным душевным дискомфортом, с чувством раздражения на жизнь, судьбу, окружающих, с их достоинствами и добродетелями, развитыми способностями и талантами, определенным общественным признанием. Это рождает мощную зависть и ревность к чужим успехам и достижениям.

Человек творческого склада, работающий над собой, как правило, занят своими интересами и проблемами. Он старается не гоняться за окружающими, а расти в собственном ритме, превосходя в количестве и качестве себя самого, но вчерашнего. Ему нравится решать прежние задачи быстрее и изящнее, а также увеличивать сложность новых задач. Не говоря уже о добровольном участии в решении многоэтапных задач, требующих более интенсивных усилий ума и души.

Творческий человек старается серьезно и основательно анализировать причины своих неудач. И делать соответствующие выводы о том, какие еще положительные качества своей личности ему предстоит более существенно развить. Творческий человек ощущает интуитивную потребность активно шевелить мозгами, создавая нечто новое. Для начала для самого себя, а потом – и для окружающих. Человек творческого менталитета понимает свою ответственность перед Высшими силами за свои способности и таланты. Творческий человек способен получать особенное удовольствие от качественной эстетики мыслей и чувств другого человека, а также способен стремиться самому порождать такого рода эстетику. Но не ради показухи, а в силу естественной внутренней потребности.