Фрэнсис Бэкон

Константин Рыжов
                1. Жизнь

Фрэнсис Бэкон (1561–1626), хотя его собственная философия во многих отношениях и неудовлетворительна, сыграл важную роль в истории человеческого мышления как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации процесса научной деятельности.

Бэкон родился в Лондоне в 1561 г. И так как его предки и родственники занимали высокие государственные посты (так, например, его отец был лордом Хранителем Большой печати при королеве Елизавете I, а его тетка была женою Сэра Вильяма Сессиля, впоследствии лорда Бэрли), то он тоже посвятил себя государственным делам и сделал видную карьеру. 

Успех Бэкона тем более показателен, что он, как младший сын в семье, должен был уступить своему старшему брату оставленное отцом наследство. Бэкон рано обнаружил большие таланты и уже девятнадцати лет написал сочинение о состоянии Европы («De statu Europae»). В молодости он примкнул к графу Эссексу, любимцу Елизаветы, и благодаря его покровительству вскоре поправил свои обстоятельства и поднялся очень высоко (в возрасте двадцати трех лет он стал членом парламента и советником Эссекса). Однако, как считали многие современники, Бэкон вслед за тем запятнал себя величайшей неблагодарностью и изменой своему покровителю. Его обвиняют в том, что он дал себя обольстить врагам графа и после его падения выступил против него перед публикой с обвинением в государственной измене.

В царствование Якова I, слабого человека, благорасположение которого он приобрел своим произведением «Об усовершенствовании науки», Бэкон получал самые видные государственные посты, примкнув к партии всесильного временщика Бэкингема.  В 1606 г. 45-летний Бэкон женился на 14-летней Алиса Бэрнем, получив за ней большой приданное. В 1617 году он занял должность своего отца – Хранителя Большой печати, а в 1618 году стал Лордом-Канцлером и получил титул барона Веруламского. Однако близкая связь с ненавистным временщиком навлекла на Бэкона неудовольствие народа и парламента.  В 1621 г. он был привлечен к суду за взяточничество.  Бэкон, кстати, не отрицал, что действительно получал подарки, но заявлял, что они никогда не влияли на его решения. Однако эти доводы показались неубедительными. Бэкона присудили к штрафу в 40 000 фунтов стерлингов, к заключению в Тауэр впредь до распоряжения короля, к постоянному удалению от двора и к лишению прав занимать государственные должности. Правда, король не допустил окончательного падения своего выдвиженца. Уже через три дня философа выпустили из Тауэра. Вскоре ему простили и штраф. Затем последовало общее прощение (хотя и не отменяющее приговор парламента), и разрешение бывать при дворе, данное, вероятно, не без помощи Бэкингема. Но в парламенте Бэкон уже больше никогда не заседал, и его карьера государственного деятеля закончилась. В последующие годы он жил частным человеком в бедности, должен был просить короля о материальной поддержке. Спустя пять лет, проведенных в уединении, он умер в 1626 г. от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путем замораживания их в снегу.

                2. Суть учения

В течение тех десятилетий, когда в Италии Галилей закладывал основы новой науки, в Англии Фрэнсис Бэкон провозглашал рождение новой "естественной" философии: естественные науки должны принести человеку практическое могущество – в дополнение к его духовному продвижению к "золотому веку" христианства. Открытие Нового Света, по мнению Бэкона, требовало такого же открытия нового умозрительного мира; а для этого прежние шаблоны мышления, традиционные предрассудки, субъективные искажения, словесная путаница и общая умственная слепота должны были быть преодолены совершенно новой методологией познания. Это была методология опытной науки: путем наблюдения за природой и проведения разнообразных опытов, систематизированных в процессе сотрудничества разных исследователей, люди постепенно открывают законы и общие правила, которые дадут человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею. Подобное знание, или наука, принесет человеку великую пользу и вернет ему господство над природой, утраченное после грехопадения Адама. Ведь человек создан Богом для того, чтобы понимать природу и властвовать над нею. Следовательно, занятия естественной наукой являются его религиозным долгом.

 Бэкон настаивал на том, что для развития науки требуется в корне преобразовать самые ее основы. Истинным основанием познания является естественный мир и те сведения, доступ к которым открыт для человеческих чувств. Он совершенно отстранил и отверг схоластический метод, состоявший в том, чтобы рассуждать, исходя из очень далеко лежащих абстракций, отверг слепоту к тому, что лежит перед глазами. Его точку зрения составляет чувственное явление, как оно получается, как оно доходит до образованного человека, размышляющего затем об этом явлении.

Вместе с тем Бэкон дал методический обзор наук; он не только излагал мнения, не только просто высказывался о науках аристократически пренебрежительно, а входил в детали и установил в отношении научного познания некий метод. И этим принципом методического познания он  оказал значительное влияние на свою эпоху, так как обратил внимание на неудовлетворительность наук как со стороны метода, так и со стороны их содержания. Он установил в опытной философии всеобщие принципы исследования. Дух бэконовской философии состоит в том, что опыт принимается как единственный и истинный источник познания, а затем приводится в порядок размышление об этом опыте.

                3. Главные труды. Значение Бэкона

 Бэкона сделали знаменитым два произведения; его заслуга именно заключается, во-первых, в том, что он дал в своем сочинении «Об усовершенствовании наук» систематическую энциклопедию наук. Этот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами такую упорядоченную картину целого, о которой раньше не помышляли. Эта энциклопедия излагает общую классификацию наук; принципами деления служат различия духовных способностей. Бэкон, таким образом, делит науки на науки памяти, науки фантазии, и науки разума, отличая предметы памяти, предметы фантазии и предметы разума. В удел памяти он дал историю, в удел фантазии — поэзию и вообще искусство, и, наконец, в удел разума — философию. По излюбленному способу деления эти три науки подвергаются дальнейшему делению, так что все остальные науки подводятся под эти основные. Однако данное им деление неудовлетворительно. В историю, согласно Бэкону, входят дела божий: священная история, пророческая история, церковная история; человеческие дела: история, история литературы; и наконец, дела природы и т. д. Он делает обзор этих предметов согласно манере его эпохи, одной из главных характерных черт которой является подтверждение каждого высказывания иллюстрациями, например из библии.

Впрочем, классификация наук является наименее значительной составной частью «Об усовершенствовании наук». Его ценили главным образом за содержащуюся в нем критику, за множество поучительных замечаний относительно того, чего недоставало в отдельных видах познаний и дисциплинах того времени, и в особенности за указания на чрезвычайную нецелесообразность прежнего метода рассмотрения явлений, в котором разум ткал паутину схоластико-аристотелевскнх понятий и выдавал их за реальности; этими-то сторонами произведение Бэкона преимущественно и оказало влияние.

Другой отличительной чертой Бэкона является то, что он в своем втором произведении в «Органоне» пытался пространно выдвинуть новый метод знания. Основным моментом этого метода является полемическое выступление Бэкона против прежнего схоластического метода познания посредством умозаключения, против силлогистических форм. Он называет этот метод «антиципациями  природы». Пользующиеся им начинают с предпосылок, принятых наперед понятий и схоластической абстракции, а затем рассуждают дальше, не обращая внимания на то, что происходит в действительности.

Между тем, посредством умозаключения всегда можно также хорошо вывести и противоположное утверждение, ибо форме безразлично, какое содержание будет положено в основание. «Диалектика ничем не помогает открытию искусств, многие искусства изобретены случайно», - писал Бэкон и сильно восставал против этого умозаключения, не против умозаключения вообще, т.е. не против его понятия, а против умозаключения, как оно практиковалось тогда, против схоластического умозаключения, клавшего в основание принятое наперед содержание, и Бэкон настаивал на том, что в основание должно быть положено содержание опыта и что следует умозаключать индуктивно. В качестве основы он требовал наблюдений над природой и экспериментов и показывал те предметы, исследование которых более всего важно для интересов человеческого опыта.

Таким образом, Бэкон был первым из целого ряда интересующихся наукой философов, который подчеркивал важность индукции в противоположность дедукции. Как и большинство его последователей, он попытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется "индукция через простое перечисление".

Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он надеялся вывести закон второй степени общности и т. д. Предполагаемый закон должен быть испытан применением в новых условиях; если бы он действовал и в этих условиях, он был бы подтвержден. О основная и наипервейшая задача философии, по мнению Бэкона, состояла в непосредственном и непредвзятом изучении частных явлений. Последовательная череда хитроумных опытов должна принести свои плоды: путем постоянных уточнений человеческие чувства настолько усовершенствуются, что смогут свободно обнаруживать сокрытые в природе законы.

Недостатком индуктивного метода Бэкона следует считать то обстоятельство, что он недооценивал значение гипотез. Бэкон надеялся, что простое упорядочивание фактов сделает правильные гипотезы очевидными, но это редко случается на самом деле. Как показало дальнейшее развитие научного мышления, формирование гипотез – это наиболее трудная часть научной работы и та ее часть, где необходимы большие способности. Однако властное слово Бэкона в защиту опыта как единственного законного источника истинного знания воздействовало на поворот европейской мысли в сторону естественного мира и методичного изучения физических явлений, побудив ее отвернуться от традиционных теологических и метафизических представлений, вступить на верную научную стезю.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190