Курсантская Жизнь-18. Самостоятельный вылет

Геннадий Чергизов
     Все курсанты первого курса перед выездом на полёты были разделены на два «потока». Первый поток ехал на аэродромы в учебные полки сразу после возвращения из каникул после первого семестра в марте. Второй поток ехал в полки в июле, сменяя первый поток.

     Прибытие в учебный полк, на аэродром было знаменательным событием. Мы были под впечатлением нашего нового состояния. Аэродром, самолёты, совершенно другая атмосфера. Даже казарма нам казалась совсем другим, лучшим местом нашей новой жизни.

     Нас поделили на лётные группы по четыре-пять человек, «вручили» нас инструкторам. На своего инструктора курсанты в каждой группе смотрели только с низу вверх, и открытым ртом.

     Нас плавно вводили в то самое «состояние» - ПОЛЁТЫ, - слово, которое мы так часто повторяли в предыдущее время, толком не понимая, что это такое на самом деле. Мы прибыли в учебный полк на ПОЛЁТЫ! И вот эти самые полёты начались для нас с «исписания» тетрадей. Так называемая, «наземная подготовка». Изучали данные аэродрома, район полётов, навигационную обстановку в районе полётов, рисовали карты. Узнали, что есть, оказывается «правила полётов», есть куча документов, «регламентирующих» проведение полётов. Всякие НПП (Наставление по Производству Полётов) и прочие «наставления». Разве что знакомы были до этого с НШС (Наставление по Штурманской Службе) на занятиях по штурманской подготовке.

     Сидели в классе и писали, писали. По ночам в ленкомнате дописывали и переписывали тетради. Рассказывали нам инструктора про аэродром и район полётов, про Программу учебно-лётной подготовки. Так мы познакомились с нашей новой курсантской «библией», - КУЛПом. (Курс Учебно Лётной Подготовки). Ну, а Инструкция Л-29 была просто «букварём»! Знакомились с тем, как вообще строится подготовка и проведение ПОЛЁТОВ. Потихоньку открывались глаза на это самое понятие «проведение полётов» и набивались мозоли на пальцах от шариковой ручки.

     Потом пошли на аэродром. Именно пошли, благо был он в моём первом учебном полку в Слепцовке совсем недалеко от казармы. Увидели воочию аэродром с его полосой из «железки», грунтовыми рулёжками, стоянками самолётов и самими «живыми» самолётами, на которых нам и предстояло впервые подняться в воздух.

     К каждой группе был прикреплён свой самолёт, техниками самолётов были солдаты. Хочется сказать, что это были самые добросовестные техники, которых мне приходилось встречать за всю последующую лётную службу.

     Добрались и до полётов. Первый полёт был очень запоминающийся. До сих пор помню больше всего тряску, дребезжание и гул на взлёте.

     Появились важные понятия – подъём носового колеса, выравнивание, выдерживание, касание. Сидели в спортивном городке на лестнице, - запоминали высоту начала выравнивания. На тренажном самолёте с поднятым колесом запоминали этот угол и вид полосы из кабины.

     Выполняли вывозные полёты, проводили предварительную подготовку, писали тетради подготовки, заполняли лётные книжки. Вот такие были приятные заботы, к которым начинали привыкать.

     Вывозные полёты были в основном по кругу, но и иногда в зону. Обычно инструкторы заменяли на первых порах зоны на круги.

     Стали вырисовываться «передовики» и «отстающие». Как выяснилось, - некоторые «не видели высоту выравнивания». Им добавляли вывозные полёты. Все немного «нервничали». Вдруг стало «знаменитым» Четвёртое Упражнение КУЛПа. Это полёты на отработку отклонений на посадке. Стало понятно, - если переводят на него, значит инструктор считает, что курсант «будет летать»!

     Был в нашей эскадрилье штурман майор Пронин, с ним часто летали именно на «предмет» перевода на Четвёртое Упражнение. А у него было правило, - кого переводил на это Упражнение, отправлял на чистку аэродромного туалета. Бежали туда с удовольствием.

     И, наконец, - начали вылетать самостоятельно! Даже не верилось, что сможешь лететь сам, когда инструктор говорил: - Всё! Летишь сам! Но, раз инструктор говорит, значит, - «полетишь»…

     В первом самостоятельном» полёте, всё время хотелось обернуться и заглянуть в заднюю кабину, - действительно, там никого нет?! А после выхода из четвёртого разворота, когда впереди посадочная полоса была похожа на карандаш, вдруг возникла мысль, - неужели я на неё попаду…

     Потом все мысли, сомнения или страхи пропадают. Просто им не было места. Надо было каждую секунду что-то делать, - выдерживать глиссаду, курс захода, выдерживать скорость, контролировать место и высоту, работать РУДом, докладывать РП. На сомнения и страхи нет времени. Делаешь то, чему учил инструктор. Вот полоса всё ближе и ближе. Пора выравнивать, уборка оборотов, ручку плавно на себя, скользящий взгляд влево, как учили. Посадочное положение, ручку задержать. Касание. Основные колёса бегут по полосе. Держать нос, он сам опускается, выдерживание направления. Пробег, плавное торможение, освобождение полосы. Доклад РП.

     Всё! Я сел! Я слетал сам! Можно выдохнуть!

     Говорят, что первая посадка «от инструктора», только вторая твоя собственная. Похоже, что так и есть. Хорошо помню, что за первую посадку РП поставил мне 5, а за вторую 4. Вот эта вторая и была моя собственная настоящая посадка.

- на фото: - Л-29 на грунтовой рулёжке. Аэродром Слепцовская - 1974 г.

           - фото автора.

17.03.2022 - Севастополь.

Продолжение: -http://proza.ru/2022/03/18/278