Человек от земли, с талантом от Бога

Дмитрий Михайлович Коновалов
15 марта исполнилось 85 лет со дня рождения великого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, однако же днём ранее исполнилось 7 лет со дня его смерти. За эти 7 лет, что живёт Россия без Распутина, в стране и в культуре изменилось многое, оттого можно твёрдо сказать – об этих изменениях Валентин Григорьевич молчать бы не стал, ибо всё его литературное творчество и вся его жизнь были наполнены острой болью за Россию, за малые города, сёла и деревни, болью за национальную культуру и родную речь. Это был человек, чья жизнь во всех отношениях была наполнена искренней и чистой любовью к Отечеству, к простому русскому народу. Эту любовь и боль он выражал в своих произведениях и в общественно-политической деятельности, которая была для него борьбой за правду и справедливость, за достойную жизнь народа. 

Родившийся в глухой деревне и воспитанный деревней, Распутин почти всё своё творчество посвятил деревне и её главной ценности – простому человеку, в особенности бабушкам (отсюда выражение «распутинские старухи»), хранительницам национального, самостийного уклада русского села.

Деревня – вот главная ценность России. И Распутин эту ценность ярко и четко представлял в своих произведениях как корень России, представлял деревню как родоначальницу и воспитательницу русского народа. И умирание деревни он переживал как личную трагедию, ибо умирание деревни – это умирание всей России. В одном из своих интервью Валентин Григорьевич говорил: «… и традиции, и законы общежития, и корни наши – оттуда, из деревни. И сама душа России – если существует единая душа – тоже оттуда. Деревню русскую начали уничтожать ещё в советское время. А сейчас добивают окончательно. И корни эти, похоже, не способны дать побегов... Россия без деревни не Россия. Мы пошли по пути, по которому идёт так называемый цивилизованный мир. Нам бы действовать поосторожнее, а мы - сразу: не хотим отставать. Хотим из кожи вон. Но город - это поверхность жизни, деревня - глубина, корни. Оттуда приходили люди, принося с собой свежие голоса, свежие чувства». Со сказанным нельзя не согласиться.

Наряду с Православной Церковью, как основоположницей нравственного и культурного состояния нации, деревня – это один из столпов русской цивилизации, который веками формировал дух, характер и культуру страны. И вся боль Распутина была именно о том, что если не станет деревни, то не станет и России. Кто же или что же будет воспитывать в мальчишках сильных духом мужиков – воинов и созидателей? Кто же или что же будет воспитывать в девочках ласковых и заботливых женщин – матерей и хранительниц домашнего очага? Веками эта миссия лежала на деревне, которая всем своим укладом, или, как как выражался Василий Иванович Белов, – Ладом, заставляла воспитываться народу именно в этом духе. Приучала человека к физическому труду, мастерству, ремёслам, творчеству. Но с уничтожением деревни на кого же легла эта воспитательная миссия? Ответ очевиден – на интернет и телевидение. Эти два зла вместо воспитания нравственности и любви к труду стали пропагандистским инструментом нравственного развращения и морального разложения нации. Именно телевизор и во многом интернет убили в русском народе единство, любовь и уважение к национальным героям и отеческим могилам, убили патриотизм. Они возвели понятие патриотизма и патриотических чувств во что-то низменное, пошлое, создав вокруг патриотов образ экстремистов. Россия во многом из-за интернета и телевидения перестала быть читающей и думающей страной, ибо вместо чтения – картинка, вместо собственных мыслей – чужое навязываемое мнение. И уже не культура, а форменное бескультурье стало основой национального самосознания, которое вскоре, не приведи Господь, приведёт к тому же, к чему это уже привело на Украине – к русофобии, братоненавидению, расколу. 

Распутин не раз говорил об этом: «Я странный человек – изначально не люблю телевидение. Даже когда оно было ещё «приличным». «Доставка на дом» всего и вся меня не устраивает. Спектакль нужно смотреть в театре, книгу обсуждать с друзьями, на футбол ходить на стадион. Сидеть несколько часов подряд, уставившись в светящийся угол, и потреблять то, что на тебя вываливают, - это не естественно и как-то глупо. Можно было с самого начала не сомневаться, что огромные возможности телевидения будут использованы во вред человеку. Как есть женщины, не способные к постоянству, так есть и искусства, придуманные в недобрый час, предрасположенные к уродству. А сегодняшнее российское телевидение – самое грязное и преступное в мире. Я его перестал смотреть, разве что изредка новости, и участвовать в нем желания не испытываю. Там – «свои». Одержимые одной задачей, составляющие один «батальон» лжи и разврата. «Дьявол с Богом борются, и поле битвы - сердца людей» - эти слова Ф. М. Достоевского будут вечным эпиграфом к человеческой жизни. В каждом человеке сидят два существа: одно низменное, животное, и второе – возвышенное, духовное. И человек есть тот из двух, кому он отдается. Да, многие привыкли к той телевизионной «жвачке», которой пичкают их с утра до вечера, многим она нравится. И боевики со стрельбой и кровью, и Содом в обнимку с Гоморрой, и пошлости юмористов, и эпатажи представителей шоу-бизнеса, и прочее-запрочее. Ну, что же - на то и сети, чтобы ловить наивные души. Одно можно сказать: жалко их, сидящих то ли на крючке, то ли на игле».

Эти слова, особенно остры сегодня, когда похабщина стала настолько откровенной, настолько опасной, что невольно начинаешь кричать: Спасите Культуру России! спасите русский народ от этой пропаганды разврата! Но власть имущие молчат. Не молчат лишь два депутата-патриота, они, бьют во все колокола – это Н.П. Бурляев и А.Н. Грешневиков, причём оба – друзья В. Г. Распутина.

Россия без деревни становится страной всё более и более бескультурной. В этом отношении несомненно прав великий советский учёный Ф.Я. Шипунов, сказавший: «Уничтожение русской деревни – это уничтожение Великой России». И если спасём деревню, то спасём и Россию. Ибо развитие деревни – это развитие культуры, сельского хозяйства, это решение экологических проблем и проблем в здравоохранении и образовании. И думается мне, ещё не все потеряно. Живы ещё в русских селениях люди – и старики, и среднего возраста и даже молодёжь, понимающие – деревня должна жить. И, вероятно, в эпоху санкций и угрозы войны, у нашего народа проснётся понимание того, что без земли мы пропадём. Мы пропадём без отечественного продовольствия, пропадём в городах зависимых от множества факторов и, прежде всего, энергетических. В последние годы заметен, хоть и слабенький, но отток народа из крупных городов. Процесс урбанизации замедлен. А с введением очередных санкций, в особенности на западные кинофильмы, есть надежда, что современная культура всё-таки снова станет русской, национальной, культивирующей христианские ценности. Словом, всё то, о чём болела душа Валентина Григорьевича Распутина, очевидно, мало-помалу начинает приходить в себя и заживлять свои раны.

Дмитрий Михайлович Коновалов