В память о предках остановись мгновение грусти наш

Ваагн Карапетян
https://argumenti.ru/opinion/2022/03/764436

В начале предыстория. В студенческие годы  я, волею обстоятельств, оказался в небольшом армянском городе, названном большевиками в честь  своего собрата, революционера Камо, хотя большевистский бунтарь не только в этом городе, но и в Армении не бывал ни разу. К слову сказать, к  революционному движению того привлёк Иосиф Джугашвили. Будущий лидер СССР в юношестве подрабатывал, занимался репетиторством, помогал осваивать русский язык и одним из способных учеников оказался Симон Аршакович Тер-Петросян, впоследствии  революционер, Камо.
Чтобы как-то скоротать время я решил побродить по городу. Ничего достопримечательного не обнаружил:  пыльные улицы, неказистые дома. Но моё внимание привлекло…  кладбище.  Прямо над городом нависала крутая гора, склон горы и  служил  для  жителей  местом для захоронения своих усопших. С  центра города можно было отчетливо  видеть  надгробные памятники. Но я обратил внимание, что  среди, почерневших от времени, надгробных плит возвышалась статуя мужчины в полный рост.
Сегодня подобными памятниками никого не удивить. То  время, а речь идёт о семидесятых годах прошлого столетия, такое надгробие не могло  не поразить воображение любого советского обывателя, соответственно поразило и меня. Любопытство взяло вверх и я решил поближе рассмотреть удивительный памятник. Кряхтя и напрягаясь, напрямую, через кустарники взобрался на кладбище. Вблизи оно показалось ещё  величественнее и, чтобы, удивить друзей, знакомых оригинальным монументом, я сфотографировал на память непривычное для советского глаза  надгробие. 
С тех пор я стал собирать надгробные памятники известным людям. В общей сложности, в моей коллекции набралось порядка двух тысяч фотоснимков. 
Что касается первой фотографии, то, как потом мне рассказали жители,  я сфотографировал  надгробие криминального авторитета  по кличке Глур. На его похороны приехали даже из-за рубежа, среди них выделялся однорукий чернокожий, что стало сенсацией для провинциального города.
Перестал я пополнять коллекцию  уже в последние годы по двум причинам. Первая причина:  появление современных цифровых фотоаппаратов. Сегодня, достаточно отправиться, к примеру, на Новодевичье кладбище, набраться терпения  и через пару часов покинуть кладбище обладая немалой коллекцией. А в прошлом веке, моё поколение  хорошо помнит,  мы заряжали фотоаппарат плёнкой из 36 кадров. Затем проявляли пленку. С нетерпением ожидали результата.  Удачей считалось получение 20 снимков приличного качества.  Предлагаю читателю вспомнить цены и подсчитать в какую сумму мне обошлась коллекция из 2 000 снимков.
И вторая причина: я оказался за океаном, переехал  жить в Канаду и пополнять коллекцию с той же интенсивностью  уже нет возможности. Особо ценными в своей коллекции я считаю  снимки временных надгробных памятников.  Некоторые из них предлагаю вашему вниманию. Речь идёт о временных  памятниках Сергею Есенину, Льву Яшину, Андрею Миронову.
Ну, а теперь, к чему  всё это я вам рассказал.
В перестроечные годы по приглашению французских профсоюзов оказался я в Париже.  Гостеприимные хозяева передали  членам нашей делегации список достопримечательностей Парижа, предлагая выбрать по  своему усмотрению, чтобы мы пожелали посетить, посмотреть. Те, которые впервые в Париже, не стали рассматривать список и заявили в один голос:
-  Нам всё интересно.
А я, со своим дотошным характером, стал внимательно изучать каждое предложение.  И не зря, в  том списке оказалась средневековая католическая церковь в Сен-Дени, что находится в северном пригороде Парижа. Это королевский некрополь, где захоронены короли Франции.
Я, как вы сами понимаете,  уверенно ткнул пальцем в эту церковь. Никто из нашей группы не пожелал составить мне компанию и мой коллега Жан Бернар вызвался отправиться вместе со мной на встречу с усопшими королями Франции.
Какого было моё удивление, когда, едва переступив порог церкви, я на одном из надгробий наткнулся на армянский текст. Своим глазам не поверил. Подошел поближе, действительно, написано на армянском.
“Здесь покоится благородный и превосходный Принц Леон де Лузиньян Пятый, латинский король королевства Армении, который скончался в Париже в 29-й день ноября благословенного года 1393. Молитесь за него.”
Речь идёт о последнем короле Киликийской Армении. После чего  армяне на долгие годы и века потеряли свою государственность и лишь благодаря благоприятному стечению обстоятельств, Армения возродилась из пепла .

Волнуясь и продолжая не верить в  реальность происходящего,  я вновь и вновь перечитывал армянский текст, словно бы впервые видел буквы, знакомые с детства и не пожалел о том, что выложил столько франков, купив очаровательный букет хризантем. Все цветы я оставил у ног последнего короля  моего народа.

Уходил нехотя и сожалея, что такой краткой оказалась нежданная встреча с моим славным соотечественником, из далёкого прошлого, оставившего этот мир более шестисот лет тому назад.

Но  в моей коллекции надгробных памятников известным людям  добавилась ещё одна фотография.