Выборы парторга

Александр Щербаков 5
Для многих людей, которым сейчас лет 30-40, коммунистическая партия представляется лишь выборными органами - райкомами, горкомами, крайкомами и обкомами, ЦК КПСС, которые паразитировали на теле нашей страны, пользовались благами, которых были лишены многие труженики Советского Союза.  Давайте порассуждаем на эту тему. Я никого не собираюсь пропагандировать, просто буду констатировать факты.

Есть расхожая пословица, что власть портит человека.  Сейчас многие считают, что партия привела к распаду СССР в 90-е годы прошлого века. Я во многом согласен, только с небольшой поправкой - не партия, в верхушка партии, так называемая партийная номенклатура.  И приведу мнение Сталина на эту тему.  Он говорил о том, не власть портит человека, а во власть пробираются люди специфического склада характера, карьеристы. А так как стать большим начальником, не будучи членом партии, в те годы было невозможно, то они начинают свою карьеру с того, что вступают в ряды КПСС.  И еще фраза, которую Сталин произнес, когда узнал, что в 1941 году, когда многие министерства переехали в город Куйбышев,  руководители потребовали, чтобы их дети учились в отдельной школе для избранных.  Сталин бросил: "Проклятая каста". Но ничего сделать с этой кастой ему не удалось, хотя дважды, в 1936 и в 1944 годах, он собирался задвинуть партию на второй план, оставив за ней пропаганду и подбор кадров.  Но партноменклатура переиграла вроде бы всесильного Сталина. А потом и его преемника на посту председателя правительства Маленкова, который собирался выполнить завет своего учителя и вождя.  Так партийная верхушка, по сути ни за что в стране не отвечая, руководила всеми хозяйственными делами, народным хозяйством.  Через коммунистов-руководителей, естественно. Она их ругала, снимала с должностей, доводила до инфаркта и инсульта, а сама отделывалась партийным выговором, если проваливала дело, или переводом на другое руководящее место.

Партия набрала силу и авторитет с помощью Сталина, ставшего генеральным секретарем ЦК ВКП(б) по предложению Ленина, в 1922 году.  Его роль в начале была весьма простая - готовить документы, оформлять решения на заседания Политбюро и следить за их выполнением.  А в составе Политбюро были в основном "говоруны", люди, прожившие большую часть жизни за границей, плохо знающие свой народ, его жизнь, которые чаще вносили предложения, которые не могли быть выполнены в условия России.

А Сталин всю жизнь прожил в России, был среди народа и знал его чаяния и знал, что от него можно ожидать. А так как партия в то время была немногочисленной, многие коммунисты погибли на полях Гражданской войны, стали создаваться региональные партийные комитеты, которые и агитировали народные массы на выполнения решений партии.  Не всегда сами партийные лидеры знали, что хочет сделать Москва, к тому же многие из них, начав революционную деятельность при царизме, имевшие опыт подпольной работы, далеко не всегда были согласны с решениями  вышестоящих партийных органов, хотя партийный устав это предписывал.  Но постепенно Сталин наводил в этом деле порядок и вводил железную дисциплину, страна стала развиваться, а вместе с ней рос и авторитет партийцев. Причем он рос не благодаря умению произносить пламенные речи, а трудиться лучше и больше всех. Вспомните фильм "Коммунист" с Евгением Урбанским в главной роли.  Или роман Николая Островского "Как закалялась сталь. У коммунистов в те годы была одна привилегия - первыми подниматься в атаку, на бой и на труд, увлекая за собой остальных. Поэтому в партии тех лет не было карьеристов, а были настоящие, преданные делу партии и трудового народа люди. Тем более накануне войны, которая должна  была ответить на вопрос - будет ли жить страна Советов, останется ли в ней население.

И когда началась Великая Отечественная война, в армии были наряду с командирами и комиссары, которые за все отвечали. Немцы это знали, поэтому среди пленных обычно первыми шли под расстрел  командиры, комиссары и коммунисты.

Но совсем другая жизнь стала после нашей победы в той ужасной войне, унесшей 27 миллионов жизней советских людей.  И хотя началась "холодная война", но непосредственной угрозы не было, а партия, неплохо себя проявившая в годы войны, оставалась у власти за счет авторитета, хотя никакие ЦК ВКП(б), республиканские ЦК, крайкому и обкомы партии не были субъектами власти по действующей с 1936 года "сталинской" Конституции. В партию наряду с достойными, преданными людьми стали пролезать карьеристы. Но пока был жив Сталин, им хода не давали, но со времен Хрущева они подняли голову. Много дров наломал этот "кукурузник", и в международном коммунистическом движении, и в нашей стране.  Но об этом я уже столько написал, что нет нужды повторяться.  Поговорим о самой партии в советское время.

С первых лет советской власти влияние партии осуществлялось через коммунистов первичных партийных организаций в трудовых коллективах - заводах, фабриках, колхозах, институтах, больницах, школах.  Если коммунистов было много, создавались первичные парторганизации во главе с секретарем,  если еще больше  - избиралось партбюро из нескольких коммунистов, и на нем выбирался секретарь партбюро. Он и организовывал партийную работу в коллективе на общественных началах.

Если коммунистов было очень много, на каких-нибудь  крупных заводах, институтах с многотысячным коллективом, коммунисты выбирали парткомы, где его руководитель был освобожденным от другой работы лицом.  А вот на уровне районов, городов, областей и краев создавались соответствующие райкомы, горкомы, обкомы, крайкомы КПСС, на уровне союзных республик -ЦК, где трудились только люди, не всегда коммунисты на подсобных работах, но за заработную плату, которая шла из партийной кассы. Эта партийная касса формировалась за счет партийных взносов всех коммунистов, из доходов от продажи партийной литературы, выпуска партийных газет.  Поэтому партийная верхушка была заинтересована, чтобы было больше коммунистов, которые бы платили больше взносов. Так и разрослась партия до 17 миллионов человек к 1991 году, когда коммунисты не вышли на баррикады против решения Ельцина о запрете КПСС в России, против Горбачева и др. за прекращение деятельности Советского Союза.

Сыграла свою роль и партийная дисциплина, принцип так называемого демократического  централизма, когда решения вышестоящих организаций беспрекословно выполняются нижестоящими. А так как насквозь прогнившая верхушка ЦК во главе с предателем Горбачевым, к тому же сидевшим на двух стульях, то оболваненная обещаниями райской жизни в рыночных отношениях партийная масса и не выступила на защиту завоеваний Октября.  К тому же формально советская власть оставалась, продолжали функционировать советы народных депутатов.

Я углубился в историю КПСС  в советский период, потому что далеко не все хулители нашей партии знают её историю и огульно обвиняют всех коммунистов во всех смертных грехах.  Но сейчас я хочу вернуться к своей персоне, рассказать, как я стал во главе первичной партийной организации крупной городской больницы № 11 в Хабаровске.  Я в ней начал работать с сентября 1974 года после увольнения в запас после трех лет службы на подводной лодке начальником медицинской службы. На флот я попал по распределению Хабаровского медицинского института после окончания его в июне 1971 года. Военная службы началась с 1 июля этого же года и завершилась через 3 года с предоставлением полуторамесячного отпуска за последний год службы.  Т.е. с августа 1974 года я был гражданский человек и волен был поступать, как мне заблагорассудится.  И я выбрал работу врачом-рентгенологом в городской больнице № 11.

Официально мой партийный стаж начался с июня 1975 года, и партийный билет выдан Индустриальным райкомом партии г.Хабаровска. Но заявление о приеме в партию я написал в мае  1974 года, и был принят кандидатом в члены КПСС.  Кандидатский стаж по Уставу КПСС продолжается 1 год, после чего коммунисты первичной партийной организации на партийном собрании решали, принять меня в члены КПСС или отказать.  И хотя я проработал в больнице меньше года, коммунисты рассмотрели, что я за кандидат, и высказали решение о приеме в члены КПСС, а Индустриальный райком партии утвердил это решение и выдал мне партийный билет. Как кандидат я выполнял разовые партийные поручения, так как 4 месяца был на первичной специализации по рентгенологии и появлялся два раза в месяц в больнице, чтобы получить зарплату и посетить партийное собрание, заплатить партийные взносы.

Когда с начал работать в больнице, она имела стационар на 300 коек ( 180 терапевтических и 12- хирургических), травмпункт на первом этаже стационара, три поликлиники и около 30 здравпунктов на промышленных предприятиях. Число сотрудников свыше 2 тысяч человек. Первичная партийная организация за годы моей работы имела от 70 до 80 членов КПСС. Секретарем партбюро в 1974 году был Гриншпун Иосиф Самуилович, заведующий стоматологической поликлиникой больницы. Он пользовался большим уважением в районе и потому, что был многолетним парторгом крупной больницы, но еще больше, потому что был руководителем стоматологической службы. В те годы с оказанием стоматологической помощи в городе были большие проблемы, особенно с протезированием. 

Но к 1976 году Хабаровский домостроительный комбинат освоил строительство быстро возводимых модульных зданий, пригодных для размещения стоматологических поликлиник и женских консультаций. Одно из первых таких зданий было построено в огромном Южном микрорайоне города.  Горздравотделом было принято решение вывести из состава нашей больницы стоматологическое отделение и объединить с новой поликлиникой, превратив в стоматологическую поликлинику № 18 во главе с Гриншпуном.  А в состав нашей больницы ввести гинекологическую больницу № 14,  здание которой стояло напротив здания больницы № 11. Так что новый, 1977 год наша городская клиническая больница встречала в составе стационара на 480 коек (присоединились гинекологическое, абортное  и обсервационное родильное отделения общим число 180 коек. Обсервационным отделение называлось потому, что туда клали рожениц с различной патологией, включая инфекционную). 

О том, что стоматологическая поликлиника № 18 появится с началом 1977 года,  стало ясно в середине 1976 года, поэтому на очередном отчетно-перевыборном партийном собрании кандидатура Гриншпуна как члена партбюро не рассматривалась.  Но в состав бюро ввели меня, и поручили возглавить народный контроль больницы. Секретарем партбюро была выбрана участковый врач-терапевт Елисеева Нина (увы, отчество не помню).  Для неё, ведущего прием больных в поликлинике и посещения больных на дому, с большой чисто физической нагрузкой, общественное поручение руководителя партийной организации было большой обузой, да и человеком она была мягким, нетребовательным. Коммунисты сразу почувствовали, что прежний секретарь был намного сильнее. И хотя Елисеева выполняла все, что требовал райком, мнение о ней складывалось не очень хорошее. Именно тогда у меня появилась мысль, что у каждого человека есть предел компетенции, о чем мне поведали на занятиях по науке управления в доме политического просвещения во Владивостоке, где я слушал лекции господина Терещенко из США, эмигранта в третьем поколении из России.  На эту лекцию я попал как руководитель политзанятий с матросами на подводной лодке.

Еще в то время, когда секретарем партбюро был Гриншпун, у нас с ним состоялся разговор, во время которого он сказал, что будет готовить меня себе на замену.  Но уход его на самостоятельное плавание в качестве главного врача поликлиники № 18 ускорил этот процесс. Так что я сразу понял, что Елисеева промежуточная фигура, и мне предстоит заменить её. Но чисто морально я еще не был готов к роли парторга, и поэтому решил схитрить - взять на август 1977 года отпуск. В это время обычно  состоялись отчетно-перевыборные партийные собрания.  Решил, что без меня меня не женят.  Но я ошибся. Выбрать в члены партбюро коммуниста можно и в его отсутствие, а вот провести распределение обязанностей среди 7 членов политбюро можно позже.  Так что, когда я вернулся из отпуска, который провел на своей малой родине, в поселке Херпучи, куда ездил со всей семьей, чтобы показать жене и детям, где прошло мое детство и юность, и пришел на работу, мне сообщили, что я избран в члены партбюро и завтра после работы первое заседание нового состава бюро.

Обычно в состав это партийного органа первичной парторганизации выбирают несколько человек по должности - главного врача и председателя местного комитета профсоюзов, комсорга, если он член партии, и несколько авторитетных коммунистов. Самым авторитетным человеком была многолетний главный врач Бацунова Екатерина Даниловна, которая ушла на пенсию по возрасту, но продолжала работать на 0,5 ставки врачом-рентгенологом. Мы с ней работали в одном отделении, но на разных этажах, и я часто обращался к ней за советом и как человек, и как молодой коммунист.

Я помню то первое заседание партбюро больницы, как будто это было вчера. Я уже писал, что у меня избирательная память, какие-то события я запоминаю на всю жизнь, а какие-то забываю на следующий день. Члены партбюро собрались в кабинете главного врача. Сейчас той административной пристройки, где был кабинет главного врача, главного бухгалтера, бухгалтерии и каких-то складских помещений, давно нет.  Но в августе 1977 года все стояло на месте.  Обычно так повелось еще со времени Гриншпуна, что главный врач сидит на своем месте за столом, а парторг сидит за приставным столиком, все остальные члена партбюро на стульях вдоль стен кабинета.

Но это тогда, когда все должности среди членов партбюро распределены.  Сейчас же кресло главного врача пустовало. И когда все члены вновь избранного партбюро расселись на стулья вдоль стен, встала Екатерина Даниловна и прошла к креслу главного врача. Она  долго в нем сидела, больше 20 лет, с начала строительства тогда еще медсанчасти ТЭЦ-1 и до ухода на пенсию.  На этот раз она взяла слова как самый старший по возрасту член партбюро, и внесла мою кандидатуру на должность секретаря бюро.  Играть в незнайку или наигранно отказываться я не стал, особенно когда все члены партбюро проголосовали за мою кандидатуру.  Дальше вести заседание партбюро и проводить распределение обязанностей предстояло мне. Я сел за приставной столик, где сидели все предшественники, и внес предложение избрать моим заместителем Екатерину Даниловну. Она должна отвечать за ведение политзанятий, политинформаций в больнице.  Возражений не последовало, потому что Бацунова занималась этим и в прежнем составе партбюро. Отвечать в партбюро за сбор партийных взносов и ведение протоколов я предложил поручить заведующему отделом кадров Стрельнику Григорию Васильевичу.  Он бывший военный, обладатель разборчивого почерка, к тому же у него в отделе кадров есть пишущая машинка. Тоже возражений не последовало. Председателем местного комитета была заведующая патологоанатомическим отделением Хан Роза Александровна, ей и отвечать за профсоюзную работу. А главный врач Яковлева  Людмила Николаевна будет подключаться при рассмотрении вопросов на производственную тему. На свое предыдущее место председателя народного контроля я предложил врача-гинеколога из бывшей 14-й больницы, которая очень активно работала после присоединения одной больницы к другой. Помню, её звали Тамара Ермолаевна, а вот фамилию не помню. Кто был седьмым членом партбюро я за давностью лет тоже не помню.

Фотография, что на заставке, сделана в этом кабинете. Впереди на кресле сидит Бацунова Екатерина Даниловна, она в этот день проводила Совет наставников, который создала и возглавила, он считался лучшим в Индустриальном районе.  Есть на этом фото и я, видна моя голова на самом верху группы наставников, тогда еще совсем не седая. На фото много людей, которых я прекрасно знал за годы работы и опирался на них, проводя партийную работу в коллективе больницы. Наша больница много раз выигрывала социалистическое соревнование среди медицинских учреждений города Хабаровска,  и это тоже можно поставить в заслуга первичной партийной организации больницы.