Игра?

Александр Парцхаладзе
        Вчера неожиданно для себя я получил предложение написать текст, используя любую из пяти предложенных пар фраз - первой и конечной - предполагаемого рассказа.  Фразы заинтересовали меня.   Последняя же пара  вообще  оказалась не придуманною,  а частью моей действительной жизни.  Спасибо Светлой Ночке:  её игра вернула мне минуты  собственного прошлого.               
        К тому же это - первый в моей практике случай, когда я расстался с привычкой писать от  первого лица и как-то отделил себя от своего лирического героя:               
               
                х  х  х               
               
               
        Посмотрев на часы, он вспомнил вдруг, как его, четырехлетнего, учили по ним определять время. По таким же в точности часам, что стояли сейчас перед ним в витрине антикварного магазина.               
               
        Откуда такая уверенность,  что был он тогда  не трех- или пятилетним? 
               
        Дело в том,  что часы эти,  массивные,  черного мрамора,  стояли вначале на камине. Но летом 50-го года камин заложили; им к тому времени давно уже не пользовались:  дров на него уходило много,  жара он давал мало.  А там,  где стояла его кроватка,  тепла от него и вовсе  почти не чувствовалось - камин этот согревал когда-то лишь часть залы, ту её часть, где сидели музыканты,  отделенную от основного помещения как раз им,  камином,  находившимся слева от дверей,  а ещё  идущим от стены к стене  выступом,  что перегораживал потолок, обозначая место  для сидевших на венских стульях  скрипачей-товарищей прадеда. 
        С выступа,  как в настоящем театре,  свисал занавес:  иногда тут вместо музыкантов  появлялись актеры,  и место это превращалось в сцену для домашних спектаклей.  Сама же зала отапливалась большой стенной печью  у выхода на лестницу в сад.               
               
        Он не застал прежней эпохи - времени домашних концертов,  спектаклей,  балов,  что давал прадед.  Он и самого прадеда не запомнил:  старый негоциант, музыкант,  игравший задаром в оркестре Итальянской Оперы,  умер, когда ему не было и года.  Половину дома тогда продали,  залу перегородили, отдав часть её новым владельцам.  Там, у перегородки,  и спал он все детство,  а от остального помещения его импровизированную спаленку  отделяла задняя стена камина и все тот же занавес,  прикрывавший теперь стенку  поставленного поперек комнаты орехового буфета.         
               
        Да, он помнил отчетливо:  тем летом они снимали дачу у самой реки,  так близко,  что с балкона казалось - она течет прямо под домом.  А когда вернулись,  камина в комнате уже не было.  Мраморные часы  с длинными  ажурными  черными стрелками  перенесли  на  широкий  подоконник,  и там они простояли  еще четыре года,  пока мама не подарила их своему сокурснику,  приятелю,  собиравшему  старинные вещи.   Почему не продала,  подарила?  Ну, они уже давно не шли,  эти часы.  А учить определять время  удобнее всего  как раз  по неработающим  часам:  можно без страха  что-то испортить  вертеть  стрелки,  отмеривая  обозначенные римскими  цифрами  четверти  на белом  циферблате.               
        Часы были  испорчены,  но когда конец  длинной  минутной  стрелки оказывался внизу,  раздавался  мелодичный звон,  а  когда палец мамы  доводил её до верха,  часы начинали  играть менуэт,  и звуки,  похожие на звучание клавесина,  завораживая,  заставляли переживать - он знал, что мелодия вот-вот оборвется.               
               
        - Да-да,  именно такие часы  были когда-то в доме его прадеда.  Даже стрелки, кончики которых были похожи на наконечники настоящих стрел,  даже едва заметные беловатые прожилки черного мрамора - за стеклом стояли,  казалось,  часы из его детства.               
        Не понимая,  для чего ему это нужно,  он отворил тяжелую дверь.         
               
        - Часы в прекрасном состоянии, - заметив его взгляд,  уверил антиквар.    
               
        - Я бы купил их у Вас, - сказал он вдруг,  сам удивляясь своему неожиданному решению, - но я бы хотел сначала проверить, как они бьют.            
               
        - Конечно, конечно, - и антиквар,  совсем как когда-то мама,  стал осторожно проворачивать длинную минутную стрелку.               
               
        Менуэт, тот самый,  из дней совсем, казалось, забытых,  заставил его отвернуться  и сделать вид,  что его заинтересовало стоявшее у стены  большое напольное зеркало.               
        Он увидел в нем себя - седого, потерявшего здоровье  и веру,  и даже,  казалось,  память о том,  что было  дороже всего на свете.  Память, которую вернули сейчас эти вот невыносимо нежные звуки.               
               
        И ему подумалось, что это, наверное, и есть счастье.