Схожие линии в характерах и судьбах

Владимир Спиртус
    Начало апреля. Готовлюсь провести творческий вечер в связи с девяностолетним юбилеем (4 апреля  2022 года)  Андрея Тарковского, одного из великих режиссеров мирового кино.  И может быть из-за места его проведения – в музее сестер Цветаевых – неожиданно для самого себя открываю ряд параллелей в характере и судьбе режиссера и Марины Цветаевой.
   Иосиф Бродский писал: "Цветаева-поэт была тождественна Цветаевой-человеку; между словом и делом, между искусством и существованием для неё не стояло ни запятой, ни даже тире. Цветаева ставила там знак равенства". То же самое, думаю, можно сказать о Тарковском – режиссере и человеке. Сын режиссера Андрей Андреевич выразил это так: " Его жизнь была кино, а кино была его жизнь".
    При том у обоих была пугающая обычного человека безоглядность и безмерность. К сожалению, люди, с которыми их сводила жизнь, часто становились жертвами их всепоглощающей страсти.  В духовном плане они были верующими людьми, но далекими от Церкви и традиционного Православия. В то же время глубоко знали мифологию, эпос, легенды; их занимают и они притягивают мистические видения и сны, Андрей еще и погружался в эзотерику. Случались у обоих в жизни  периоды, когда они бедствовали, у Марины вплоть до крайней нищеты  и голода.
    И Цветаева, и Андрей Тарковский часть своей жизни прожили в эмиграции, в старой Европе,  с культурой которой имели тесные связи. Именно там  впервые оценили масштаб и высокое значение их творчества. Но для обоих это была не Родина...
   Отцы  Марины и Андрея являлись выдающимися людьми, а в тоже время скромными подвижниками, предельно преданными своему любимому делу. Иван Цветаев – основатель музея изящных искусств на Волхонке (Пушкинского музея). Арсений Тарковский – поэт высокого духа, достойнейшее завершение плеяды Серебряного века. В первом браке у каждого из них было по двое детей. Первенцы не дожили до старости: Марина ушла из жизни в 50-, Андрей  –  в 50+. В то время как их, пожалуй,  не гениальные, но замечательно талантливые сестры, обретшие опору в Православии, отмечены многолетием и ясностью ума до глубокой старости. Анастасия Цветаева дожила почти до ста лет, Марине Тарковской ныне идет восемьдесят восьмой год.
   Удивительные параллели и совпадения… И как это все объяснить?