Сказка про Солнечный Камень

Александр Чистов
Сказка про Солнечный Камень
Предисловие:
Людота – реально существовавший на Руси кузнец в 10-м - начале 11-го веков.
Дюрандаль, Жуаёз, Эскалибур – легендарные мечи из средневековых эпосов.
Всё описанное ниже требует тщательной проверки.


В деревеньке, что возле болотца, жил один мастеровой хозяин. Он умел делать и чинить всё. За печкой у него жил домовой, который помогал хозяину во всех работах. Вместе они плавили металл, ковали, шили упряжь и много ещё чего.  Слава о мастеровом, как самом искусном ремесленнике в округе,  дошла до областного центра и несколько музеев заказали ему изготовление древнерусских мечей в качестве экспонатов. Для этого было решено в этот раз не ковать, а расплавить железо и залить его в специально подготовленные формы. Мастеровой вместе с домовым сделали несколько заготовок железа из болотной руды, достали каменных тиглей для плавки металла, формы для заливки расплавленного металла сделали из специальной глины. Каменные тигли были сделаны из гранита. Железо складывалось в тигли, в печи во дворе в тиглях шла плавка, расплавленный металл заливался в форму. После остывания мастеровой затачивал меч, полировал его, делал рукоять. И обязательно ставил клеймо, как и в древности ставил известный мастер – «Коваль Людота». Мечи получались красивые, музеи брали их с удовольствием, да и платили неплохо. Но мастеровой был недоволен. Мечи были мягкими, гнулись, не пружинили, не могли перерубить нетолстую металлическую арматуру. Музейщиков это нисколько не смущало. Как экспонаты мечи выглядели идеально. Мастеровой затачивал меч на каменном круге, доводил остриё оселком. Этот процесс шёл быстро, металл был мягким. Несколько мечей мастеровой быстро сделал, как вдруг на очередном мече возникло резкое затруднение. Никак не мог мастеровой наточить этот меч, металл получился неимоверно прочным. Как такое могло произойти? Израсходовав несколько каменных кругов, с трудом, мастеровой всё-таки смог как следует наточить и отполировать его. Далее была сделана рукоять. Клеймо «Коваль Людота» вообще невозможно было сделать.  Хозяин обратил внимание, что сам металл на солнце едва заметно отливал голубым цветом. Не на солнце отблеска не было. Удивительно, но последнее изделие не гнулось совсем, точнее пружинило, с лихим звоном перерубало арматуру значительной толщины и никаких зазубрин на лезвии не наблюдалось. Металл явно был совершенно другим по свойствам.

К деду Антону в тот год снова приехал внук Александр. Он любил заходить в гости к мастеровому, узнавать о его новых задумках, решениях. Часто они спорили по тем или иным историческим или техническим проблемам. Домовой при их разговорах всегда прятался за печкой, и Александр не знал о его существовании.
- Саша, - сказал мастеровой, - когда в город едешь? Когда в университете появишься?
- Завтра на несколько дней вернуться в город надо, потом сюда снова приеду.
- А знакомые металлурги, физики у тебя же там должны быть?
- Да, конечно. Я-то с исторического факультета, а друзей на всех факультетах полно. А что?
- Да, понимаешь…. Плавил я недавно железо. Всё как обычно… Но металл получился исключительно прочный, сам не пойму почему. У меня есть несколько капель этого железа. Мог бы кому-нибудь на исследование дать?
- Да, конечно… Отдам на рентгеноструктурный анализ, и на химический.
 Через неделю Александр вернулся. Сразу пришёл к мастеровому. Как всегда, домовой мгновенно спрятался за печку и весь разговор слушал оттуда.
- Ну, что? Есть результат?
- Да, дядя Миш, наши подтвердили – металл не совсем обычный. В целом – почти чистое железо. Но между зёрнами металла присутствуют какие-то кольцевые связки из углерода, кислорода и кремния, которые придали металлу необычайную прочность. Весовые доли углерода, кислорода и кремния в железе – уникальны. Есть следы азота и серы. В современных сплавах такое сочетание этих атомов не присутствует. Дядя Миш, я завтра ещё забегу, к деду надо, ждёт ведь…
И Александр убежал. Мастеровой внимательно начал читать документы, которые ему привезли, таблицы, рентгенограммы. Из-за печки вышел домовой, присел рядом, заглянул в бумаги.
- Хозяин, я тебе сказать что-то должен…
- Слушаю тебя, - не отрываясь от бумаг, отвечает мастеровой.
- Понимаешь, когда мы плавили последнюю заготовку, я в тигель вот это бросил, - и домовой разжал ладонь.
На ладони домового лежал невзрачный камень.
- Тааак, как это? Без спроса? Интересно, - отложив бумаги, ответил мастеровой, с сомнением глядя на домового. – Ну? Что это? И зачем бросил?
- Понимаешь, хозяин… Я ведь правильно всё и не объясню. Я ведь практик…
- Вот я тебе сейчас покажу! Практик он, видите ли… А ну, говори, что это?
- Это солнечный камень. Мне местные гномы дали, которые в заброшенной штольне в холме живут. Так вот, они мне сказали, что если солнечный камень в железо добавить – он многократно крепче становится… Почему – и не знаю, но сам видишь, так и получилось.
- И что это за камень такой?
- Да я и не знаю.
- А они знают? А ещё есть?
- Да, у гномов в пещере есть.
- Пошли к ним, попросим камня, на исследование дадим.
- Неее, тебе не дадут, скрытные они. Раньше из людей они только бабку Авдотью к себе допускали, а сейчас - никого Давай я сначала к ним схожу, попробую договориться.  Тебя по моим рассказам они уважают. За трудолюбие, за умение…
И домовой шмыгнул за дверь. Часа через два вернулся и говорит:
- Договорился. Ночью будут нас ждать на холме, что-то рассказать обещали.

Как стемнело мастеровой и домовой отправились за деревню, вышли в степь и на вершине холма увидели огни. Днём-то легко на холм забраться, а в темноте это дело непростое. Так или иначе, оказались они на вершине. Вокруг небольшого костра сидели несколько гномов и внимательно смотрели на пришедших. Ночь была безлунная, чёрная, небо было безоблачное, поэтому огромные звёзды россыпью сияли над головой и над всей степью…
Мастеровой с домовым присели к ним, помолчали немного…
- Даа, - подняв голову к небесам, сказал мастеровой, - звёзд-то сегодня сколько!!
- Да, да, да, - на все лады одновременно заговорили гномы, затронули немного отвлечённые темы, и разговор завязался уже более непринуждённо.
- Итак, братцы мои гномы, что ж это за камень? Как он называется? Откуда он у вас? В холме его берёте?
- Нет, в этом холме такого камня нет. Это солнечный камень, Кюнташ, с Алтая. Нам давным-давно другие гномы дали, которые со степняками мимо ехали. Так вот, они сказали, что если солнечный камень в железо добавить – он многократно крепче становится… Почему – и не знаем, камень-то редкий, волшебный. Те гномы рассказывали нам, что далеко на западе с его помощью сделали Вечное копьё. Где оно сейчас никому не известно. Позже стали солнечный камень добавлять при ковке и плавке мечей. И в Дюрандаль, и в Жуаёз, и в Эскалибур его добавляли. Поэтому эти мечи такими крепкими стали. Поэтому так ценились. Потом секрет утеряли.

Долго они ещё разговаривали, много интересного гномы мастеровому рассказали. А когда зарделась восточная часть неба, гномы сказали:
- Ну, нам пора.
И на прощание подарили кусок Кюнташа, солнечного камня, мастеровому, которого за его умение, уважительное отношение и интерес они приняли за своего…

Утром пришел Александр. Домовой опять спрятался за печкой.
- Вот, смотри, - сказал мастеровой, - камень. Кюнташ. Нужно теперь его исследовать. Какой состав, какая структура…
- Понял, - ответил Александр, - передам…

В следующий раз Александр приехал только через месяц.
- Да, дела… - загадочно произнёс он.
- Ну, что, не томи…
Из-за печки рассказ Александра внимательно слушал домовой.
- Во-первых, состав. Кюнташ состоит из смеси сложных органических кислот. В основном – это янтарная кислота. Но не только. Есть и другие кислоты. Я не химик, а историк. Детали здесь.
И Александр передал мастеровому пару листов бумаги, исписанных формулами.
- Короче, это сложная неустойчивая система. Единой формулы нет. Мои химики говорят – не может быть такого камня, не природный минерал это. Во-вторых, происхождение. Мои знакомые геологи рассказали, что в мире есть только три месторождения, где был обнаружен Кюнташ. Это, действительно, Алтай, Ближний восток и в Южной Америке, в Андах. Камень не имеет ни промышленного, ни ювелирного применения. Мягкий, некрасивый, мутный. Ни серёг, ни колец из него никто никогда не делал. Недалеко от Катуни есть в Алтайских горах пещера, вот там, в заброшенной штольне и была обнаружена жила этого Кюнташа. Но уже всё заброшено более тысячи лет. Нет ему никакого применения.  И в-третьих, структура. Здесь тоже интересно….
Александр задумался, подбирая слова…
- Ну, не томи же!!!
- Есть такой современный материал – графен. Это когда атомы углерода выстраиваются в одномерную одноатомную решётку. В природе графена не существует. Его выращивают. Крайне прочный и перспективный материал, если вырастить правильно. Так вот, молекулы органических кислот в Кюнташе выстроены в такие одномерные слоистые решётки. Как это получается – ни геологи, ни химики, ни физики объяснить не могут. Это же не полимер, как полиэтилен, например. Кислоты сложные, ну не могут они в такие решётки выстраиваться. Но факт остаётся фактом – вот он – Кюнташ…
Александр поднял над головой то, что осталось от камня после проведённых анализов, и внимательно смотрел на него…
- Но и это ещё не всё….  Самое интересное впереди. Химики взяли порошки янтарной и других сложных органических кислот. Кислоты подбирали так, чтобы химический состав точно соответствовал Кюнташу. Как-то всё это хозяйство растворили, лишнее попытались выпарить. Твёрдой фазы не выделили. Получилось что-то вроде геля. Но что удивительно, хоть и гель, а рентгеноструктурный анализ показал – похож на Кюнташ.
И Александр стал доставать из сумки литровую колбу, в которой было что-то полупрозрачное, густое. Поставив колбу на стол, только сейчас он увидел, что за столом, открыв рот, сидело какое-то существо, похожее на маленького человечка. Темная кожа, всклокоченные волосы, одет в мешковину, на ножках – кожаные башмачки. Это домовой, не выдержав сидения за печкой, заслушавшись, но ничего не понимая в сказанном,  уже сидел за общим столом.
- А это кто? Что за чудо природы?
- Саша, никому не говори, это тайна. Домовой это. И мой помощник по совместительству. Большой практик…. – глядя с укоризной на домового, ответил мастеровой, – у меня живёт. Это он в последнюю плавку Кюнташ подбросил. И с местными гномами познакомил.   
- Я здесь уже ничему не удивляюсь. То они всей деревней песни поют, то у них кони разговаривают, то камни с Добром друг другу передают. Чудеса какие-то, а не деревня…

А домовой нетерпеливо дёргал хозяина за рубаху:
- Хозяин, хозяин, а что если…
- Да понял-понял я тебя, практик ты мой. Поздно уже плавку затевать. Завтра попробуем…
- Дядя Миш, чего ждать? Вот он ведь – жидкий Кюнташ! Давай сплавим!!!
- Да у меня и болотной руды-то сейчас нет.
- Давай готовое железо у тебя найдём!
- Эх! Ну и заводные же вы. Дело-то серьёзное… Впрочем…- мастеровой задумался…. - Недавно возле холма ходил. Где-то там два чугунных колеса от тележки нашёл. Видно, когда известняк из холма брали, тележку-то и сломали. Ещё 19-го века колёса, похоже. Может их расплавить?
- Дядя Миш, я на несколько минут к деду сбегаю, скажу, что надолго здесь. Пусть не волнуется – уже выбегая из дома, прокричал Александр.
И домовой за ним, доставать приготовленный уголь для печи. А мастеровой из угла двора принёс одно чугунное колесо, сантиметров тридцать в диаметре. Для отливки нового меча точно хватит.
Прибежал Александр, весь горя от нетерпения.
И работа закипела. Сложили уголь в печь, раскололи чугунное колесо, сложили в гранитный тигель, поставили на угли. Александр и домовой стали интенсивно раздувать меха, подавая воздух в печь. Загудела печь, температура в ней стала подниматься, вот стало всё красным, маковым, вот уже и ярким желтым светом заполнился двор. Чугун в тигле расплавился, даже забулькал, отпуская из себя лишний углерод и превращаясь в чистое железо. Ловко мастеровой подхватил щипцами каменный тигель, вытащил из печи.
- Ну, практик, давай, - обратился мастеровой к домовому. – Сколько в прошлый раз Кюнташа в тигель бросил?    
Домовой из колбы пол-ложки геля достал.
- Вот столько примерно.
- Давай, добавляй.
Домовой соскрёб гель из ложки. Он тяжёлой каплей упал в расплавленный металл. По металлу пробежали голубые искры. Пока металл не затвердел, мастеровой аккуратно вылил его в заготовленную форму. Только серый дымок ушёл в розовеющее небо.
- Ну, всё. Пусть твердеет, остывает… Пошли домой.
Усталые и довольные, в предвкушении наступающего дня, они вошли в дом, сели за стол. Домовой кинулся разогревать чай. Потом прилегли отдохнуть после бессонной ночи. Как только солнце уверенно взошло, вся команда кинулась смотреть новое изделие. Длинный ровный меч, тёмного цвета, покоился в форме. Разбив форму, мастеровой достал заготовку. Начал его затачивать, потом полировать.
- Слушайте… А ведь, кажется, получилось. Не могу нормально заточить. Похоже, что металл получился очень прочный, вон точильный камень сыпется, а почти ничего не затачивает! Кюнташ-то – работает!
К вечеру меч всё-таки был наточен, отполирован. Клеймо так и не удалось поставить. В заходящих лучах солнца по лезвию меча пробегали голубые искорки…

Счастливые и усталые от работы они пошли отдыхать. Александр побежал домой, к деду Антону…

Поздно вечером из-за печки домовой вдруг позвал хозяина:
- Хозяин, ты уж меня извини…. Я тебе не всё про Кюнташ рассказал…

----------------------------
См. далее:
Сказка про Солнечный Камень и гранит
http://proza.ru/2022/04/26/471