Шкипер. Капитан. Мастер-Маринер

Леонард Позолотин
Нашивки (галуны)-Мастер-Маринер
Нагрудный знак Капитана Дальнего Плавания СССР

Шкипер (Skipper)
Капитан -(Сaptain)
Мастер Маринер(Master Mariner).

Шкипер (Skipper)
Шки;пер (нидерл. schipper, от schiр — «корабль»; англ. skipper —от др.-англ. scip — «корабль»
Слово «шкипер» происходит от голландского «schipper», происходящего от «schip» — «судно, корабль»)
В Европе, в Голландии или Англии, шкипером с самого начала именовали командира любого невоенного судна – будь то торговое судно или рыболовецкая шхуна.
В средние века в странах Европы, Англии, Франции, Голландии, ремесленники и купцы   объединялись в Гильдии и Цехи. В Лондоне, таким объединением шкиперов- (Shipmasters) была гильдия Почтенная компания мастеров морского дела» (The Honorable Company of Master Mariners).
В России со времен Петра Первого и до издания закона 1902 г. шкипер — это капитан (командир) любого торгового или рыболовецкого, в т.ч. несамоходного, судна. На военном корабле — должностное лицо, отвечающее за корабельное имущество;

Капитан
Как не странно это звучит, но первоначально термин «Капитан» («Captain»)  к морю не имел отношения..  В классической латыни слово "caput" означало голову. В позднелатинском возникло "capitaneus", что обозначало правителя города или области.
Из латинского capitaneus  возник греческий термин катапан.  Катепан (катапан) (греч. — «тот, кто наверху», «верховный») — первоначально, в VIII—IX веках — предводитель воинского отряда в провинции (такой отряд мог быть сформирован и из иноземцев.  Capitan;as  или kapitania (Капитании) были военными и административными подразделениями в колониальной испанской и португальской Америке  Они могли состоять только из одной провинции или объединять несколько вместе.
Отряды кораблей морских экспедиции Испании и Португалии на флагманском корабле возглавлял генерал-капитан.
Слово «капитан» в смысле «глава», «командир» имело первоначально чисто военный смысл, вовсе не привязанный к морю, что было видно в одноимённом военном звании.
В Средние века во Франции,; с 1558 года капитанами стали называть командиров рот, а начальников военных округов — генерал-капитанами.  В романе Александра Дюма «Три мушкетера»-Де Тревиль – капитан королевских мушкетёров.
Как морское звание этот чин впервые встречается в Венеции с 1370 года, где генерал-капитан был командующим флотом республики (вплоть до конца XVIII века).
Этот термин дал начало англоязычному термину captain и его эквивалентам на других языках (Capitan, Capitaine, Capitano, Capito, Kapitan, Kapit;n, Kapitein, Kapteeni, Kapten, kapit;ny, Kapudan Pasha, Kobtan и т.д.).
В морской отрасли, титул «Captain» дается и сохраняется пожизненно лицам, имеющим звание «Master Mariner», который командует или командовал в прошлом, морским судном. (Master Mariner — это звание, дающее право командовать торговым судном)..
В Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS 82) в пункте 4.b) Статьи 94- «Обязанности государства флага», говориться, что каждое судно должно возглавляться Капитаном, который бы обеспечивал командование судном с выполнением всех обязанностей накладываемых национальными и международными нормативными документами.
В море Капитан обладает абсолютной властью. Это право остается в силе, даже если на борту находятся высокопоставленные лица. Если высокопоставленное лицо отдает капитану приказ, то стараются указать, чего от него хотят, а не как это сделать. Любой Ранг не дает права вмешиваться в управление кораблем капитаном.
В настоящее время, термин «Капитан» употребляется не только на море. В авиации -Капитан (Captain), лицензированный гражданский летчик на законных основаниях командующее воздушным судном.
Часто этот термин «Captain» употребляется как руководитель группы: Капитан-регент, глава государства Сан-Марино, Капитан пожарной охраны, Капитан полиции, Капитан индустрии, бизнес-лидер, . Капитан школы- учащийся, избранный или назначенный представлять школу. Иногда титулом «Captain» называют метрдотеля, человека, который руководит обслуживающим персоналом отеля или ресторана, координирует работу по обслуживанию постояльцев отеля и посетителей.
Когда появилось в русском морском языке слово «Капитан» – в значении главы экипажа судна, точно не известно. Во время азовского похода 1695 года в обозе значились рыбаки из казаков и греков, хозяин судна у них назывался «капетаний». Очень показателен случай, как оконфузился Потемкин, в 1771 году он обратился к рыбакам за помощью, нужен был транспорт во время войны с Турцией, назвал их лодочниками и шкиперами, на что черноморские казаки и греки-понтийцы ответили с достоинством: «Мы – капитаны».
 Первое международное определение капитана морского судна приведено в Конвенции 53 Международной организации труда (МОТ)-Конвенция о минимальной квалификации капитана и других лиц командного состава торговых судов.   В Статье 2 говориться -В целях применения настоящей Конвенции приведенные ниже термины имеют следующий смысл: a)      «капитан или шкипер» означает любое лицо, которому вверено командование или управление судном.
В этой конвенции на английском языке, «капитан» называется «Мастер».  Article 2-  For the purpose of this Convention the following expressions have the meanings hereby assigned to them:  (a) master or skipper means any person having command or charge of a vessel.
Одна из основных  морских международных Конвенций, это Конвенция я о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) (англ.The International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers -STCW),  определяет капитана как «лицо командующее судном»- “Master” means the person having command of  a ship,  в отличие от понятия «лицо командного состава».
В различных статьях многих международных Конвенций упоминается должность капитана судна с налагаемыми на него обязательствами государством флага.
В 1982 году по заданию ООН, группа юристов-экспертов по морскому праву подготовила документ - «Основные направления для морского законодательства» (Economic and Social Commission for Asia and Pacific). Guidelines for Maritime Legislation  1982), в котором были изложены права и обязанности капитана судна.
В экспертной оценке авторов «0сновных направлений для морского законодательства» права и обязанности капитана морского торгового судна изложены следующим образом:
a) капитан отвечает за сохранность судна и всего того, что на его борту;
b) капитан отвечает за управление судном в качестве эксплуатационной единицы;
c) капитан должен сохранять стандарты дисциплины и поведения, необходимые для соответствующего ведения дел; на борту судна капитан является конечным арбитром по всем вопросам дисциплины;
d) капитан должен быть лично заинтересован в высоком моральном состоянии судового экипажа, и постоянно поддерживать такой уровень;
e) капитан отвечает за безопасное управление судном, за сохранную перевозку груза, за предотвращение загрязнения; он должен четко довести свои требования по указанным вопросам до командного состава;
f) капитан отвечает за загрузку судна в соответствии со свидетельством о грузовой марке судна и положениями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г;
g) капитан должен предусмотреть, чтобы судно не испытывало ненадлежащего напряжения, вызванного неправильным размещением и укладкой груза или балласта;
h) капитан должен быть осведомлен о всяких действиях, которые могут повлиять на водонепроницаемость судна, и должен допускать такие действия по своему письменному разрешению;
i) капитан всегда отвечает за безопасность судна;
j) капитану необходимо содержать судовые документы и свидетельства в сохранности и обеспечивать их действительность и порядок;
k) капитан отвечает за судовую отчетность и за всю переписку с судовладельцами;
l) капитану следует исходить из того, чтобы поставка продуктов и условия проживания на судне находились на уровне тех стандартов, на которые рассчитывают его судовладельцы, и которые требуются страной места регистрации судна;
m) капитану следует заботиться в начале и в течение рейса о мореходности судна во всех отношениях, о надлежащей погрузке и сохранности груза, о принятии всех разумных мер для защиты груза от утраты, недостачи и хищений;
n) если во время рейса груз был поврежден или утрачен из-за шторма или какой-либо другой опасности, то капитан должен в ближайшем порту захода заявить морской протест перед надлежащими властями, подробно описав в нем происшествие;
o) капитан должен следить за надлежащим и точным ведением вахтенных журналов судна и постоянно держать под своим наблюдением судовые журналы и все остальные документы судна;
p) капитан должен, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна и лиц на борту судна, оказать всяческую помощь судам и лицам, терпящим бедствие (это является обязанностью, установленной международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910г. и статьей 98 UNCLOS 82);
q) капитану следует обеспечить соблюдение правил и законов страны места регистрации судна, а также установленных судовладельцем правил;
r) капитан должен обеспечить выполнение правил и законов каждого порта страны захода его судна;
s) капитан должен обеспечить выполнение Международных пра¬вил предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
t) капитану следует предусмотреть наличие на борту судна достаточного запаса бункера, продовольствия, свежей воды (с некоторым запасом), чтобы достичь ближайший порт назначения;
u) капитан отвечает за состояние медицины на судне;
v) капитан должен быть осведомлен о коммерческих возможностях своего судна по обработке груза (с учетом безопасности судна, его экипажа и груза).
Оценка сведена в основном к потребностям управления и эксплуатации судна безотносительно к закону флага судна, но пункт (q) требует от капитана обеспечить соблюдение правил и законов страны места регистрации судна.
    В настоящее время существует несколько мнений о будущей роли капитана. Некоторые хотят, что бы капитан провел судно из точки А в точку Б, в соответствии с национальными и международными правилами и законодательством, подобно командирам самолетов. Другие хотят видеть капитана в роли Управляющего Директора  (Менаджера) и возложить на его плечи еще большую ответственность- бюджет судна, систему гарантии качества-QA, и др., практически то, что он выполняет сейчас и что предусмотрено  существующей на судах Системой управления безопасностью/
Среди профессиональных моряков звание «Капитан» обычно присваивается тому, кто командовал торговым судном, а не тому, кто может иметь командную лицензию, но никогда не был назначен на командную должность. Капитаны сохраняют этот титул, работая на берегу в морской области. Многие судоходные компании также нанимают опытных капитанов для управления своим операционным отделом.
На берегу капитана порта (Harbourmaster), могут называть «капитаном», если он имел торговое или военно-морское звание и профессиональную службу в командовании на море.
Традиционная нарукавная эмблема капитана представляет собой четыре золотые полосы (галуна)на нижней части рукава или на погонах.

Мастер Маринер
Термин (звание) Мастер Маринер («мастер-моряк») появился и используется с 13 века, отражая тот факт, что с точки зрения гильдии такой человек был мастером в этой конкретной профессии (например, мастер-плотник, мастер-кузнец). Звание «Мастер» - это высокая квалификация, умение руководить, право занимать определенные должности в профессии.
Гильдии и цехи - в средние века: объединение купцов или ремесленников, защищавшее интересы своих членов. Гильдии охватывали все ремесла, самые мощные объединяли корабельщиков и паромщиков в приморских городах.   Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями».
Ливрейная Компания-(livery company) одна из 110 привилегированных компаний лондонского Сити, берущих свое начало от средневековых гильдий ремесленников Лондона. Почти все носят титул «Почтенная компания» (Worshipful) своего соответствующего ремесла, торговли или профессии.
Лондонские средневековые гильдии развились в корпорации, ответственные за обучение и регулирование в областях их специализации.
Некоторые компании ограничивают участие членов только теми, кто имеет соответствующие профессиональные дипломы
Эти компании обязаны своими названиями изысканным церемониальным одеждам (ливреям), которые надевают их официальные представители для торжественных церемоний.
После того, как «Почтенная компания извозчиков» получила статус ливрейной компании в 1746 году, в течение последующих 180 лет ни одной новой ливрейных компании основано не было. Следующими были только «Достойная компания морского дела мастеров», основанная в 1926 году (получила статус ливрейной в 1932)

На ежегодном обеде капитанов судов в Ливерпуле 2 марта 1921 года член парламента от Уолласи мистер Роберт Чедвик предположил, что представители этой профессии имеют право и способны формировать гильдию или компанию во многом по тому же принципу. ливрейных компаний лондонского Сити. Его предложение было реализовано 25 июня 1926 года созданием Company of Master Mariners.
Его Королевское Высочество Эдвард, принц Уэльский, был избран Мастером-главой компании.
The Honorable Company of Master Mariners —ливрейная компания лондонского Сити.
В 1932 году лондонский Сити сделал компанию официальной ливрейной компанией, что сделало ее первой новой ливрейной компанией, созданной с 1746 года.
В то время как другие ливрейные компании имеют право на титул Worshipful, Company of Master Mariners имеет титул Honourable, король Георг V пожаловал им эту честь в 1928 году.
Король Георг V был очень тронут огромными человеческими жертвами в результате гибели такого количества торговых судов во время Великой войны 1914-1918 годов (Первой мировой войны) и, признавая жертвы, принесенные в то время, согласился Компании право использовать титул – Honourable.

В феврале 1952 года Ее Величество Королева Елизавета II стала королевским покровителем Компании. В июне 1954 года Его Королевское Высочество принц Филипп, герцог Эдинбургский, был назначен Мастером компании.
С 2005 по 2007 год Ее Королевское Высочество Анна, Королевская Принцесса, была Мастером Компании.
 The Honorable Company of Master Mariners занимает семьдесят восьмое место в порядке старшинства ливрейных компаний. Его девиз - Loyalty and Service. (Лояльность и Служба). Организация номинально имеет право разрешить двум своим капитанам служить морскими асессорами в Адмиралтейском суде.
Штаб-квартира The Honorable Company of Master Mariners располагается на
HMS "Wellington", ошвартованном у набережной Виктории на Темзе.

Мастер Маринер — это лицензированный моряк, имеющий высшую квалификацию моряка; а именно, лицензия без ограниченная. Такая лицензия не имеет ограничений по тоннажу, мощности или географическому местоположению судна, на котором разрешено обслуживать обладателя лицензии. Таким образом, Мастер Маринер может быть быть капитаном торгового судна любого размера, любого типа, работающего в любой точке мира. Лицо, имеющее неограниченную лицензию капитана (или сертификат), называется Мастер Маринер и может использовать аббревиатуру MM после своего имени. Термин Master Unlimited.  означает, что в лицензии нет ограничений по размеру, мощности или географическому местоположению. Это высший уровень профессиональной квалификации среди моряков.
Ранее существовавшая квалификация Extra Master была высшей профессиональной квалификацией и вершиной для любого моряка. (выдавалось только в Соединенном Королевстве, действие было прекращено после принятия Конвенции ПДНВ 78/95, Агентство морской и береговой охраны Великобритании-(«Maritime Coastguard Agency» - MCA), в соответствии с изменениями в  конвенции STCW в настоящее время называет сертификат Master Unlimited.

В СССР звание (диплом) Капитана Дальнего Плавания соответствовало званию Master Unlimited.
Что бы получить звание (диплом) Капитана Дальнего Плавания, в СССР нужно было иметь опыт работы на судне в должности помощника капитана, сдать соответствующий экзамен в Государственной квалификационной комиссии. Вместе с дипломом вручался Нагрудный знак Капитана Дальнего Плавания СССР.
Диплом Капитана Дальнего Плавания (КДП), давал  право быть капитаном торгового судна любого размера, любого тоннажа, в любом плавании. 
 Капитаны многих стран создают профессиональные организации-ассоциации морских капитанов.  Одним из главных направлений в работе ассоциаций является профессиональная поддержка и защита интересов капитанов. Эти ассоциации объединила Международная федерация ассоциаций морских капитанов-- (International Federation of Shipmasters' Associations – IFSMA).
IFSMA была основана в 1974 году 8-ю европейскими ассоциациями капитанов торговых судов с целью объединения капитанов со всего мира в единый профессиональный координационный орган. Это некоммерческая, неполитическая организация, полностью обслуживающая интересы капитанов торговых судов. Федерация состоит из почти 1000 капитанов из 60 стран, представленных их национальными ассоциациями, а также из индивидуальных членов. В 1993 году была создана Ассоциация морских капитанов города Одессы (АМКО- OSMA).

Что бы стать капитаном нужно пройти нелёгкий путь по ступеням морской карьеры. Это получить соответствующее образование и морской опыт (стаж) необходимый для получения первого диплома штурмана (вахтенного помощника капитана),работая матросом или практикантом на судне. А затем работая в должности 3-го, 2-го, старшего помощника капитана, приобретать соответствующий опыт и знания для получения диплома капитана, дающего право командовать судном. Такой путь занимает несколько лет и определён специальным морским законом – Международной Конвенцией о подготовке и дипломированию моряков.
   В числе профессиональных особенностей капитана характерны переработка большого количества одновременно и последовательно поступающей информации, обработка ее при дефиците времени, умение брать ответственность на себя, принимать вовремя необходимые решения и отдавать своевременные и чёткие распоряжения, умение контролировать как себя, так и подчинённых, сосредотачивать своё внимание па фактах действительности, а не на собственных переживаниях.
Принятие решений капитаном в сложных ситуациях, в море или в иностранном порту невозможно сравнить с необходимостью принятия решений руководителем любого берегового предприятия. В таких случаях капитан полагается только на свой опыт, знания, не рассчитывая на чью – либо помощь со стороны.
   Стать капитаном — это значить доказать себе (и другим), что ты сможешь принять трудное решение в сложной ситуации и взять ответственность на себя за это решение. Капитан несёт ответственность за судно, за груз, за экипаж. Он отвечает не только за свои действия, но и за действия экипажа, за его ошибки, недобросовестность. 
Постоянное ощущение ответственности за экипаж, груз, судно, психологические и физические нагрузки, которым подвергаются капитаны, являются причиной, по которой сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, неврозы уже можно считать профессиональным заболеванием капитанов. Эта цена за профессию чрезвычайно высока. Капитаны порой расплачиваются за чужие ошибки не только здоровьем, но иногда и тюрьмой.
    Никто из моряков, начинающих свою карьеру на морской службе, не думает, насколько высока будет цена этого решения.  Постоянные риски — ураганы, штормы, туманы, опасные течения, опасные грузы, все это является привычным атрибутом морской профессии. Но не только это становится опасным для моряков.  Капитан может стать жертвой ошибки, недобросовестности или излишней требовательности судовладельца, фрахтователя, грузополучателя, портовых властей и многого другого, от чего зависит работа и жизнь моряков.
Опасности, которым моряки подвергаются со стороны стихии, это не самое страшное. Страшно, когда из-за чужой ошибки или, непредвиденных обстоятельств, капитан лишается чести, работы и зачастую свободы. 
Согласно международному законодательству капитан обязан   оставаться на борту до тех пор, пока его полномочия и руководство выполнимы. И не удивительно, что иногда капитаны предпочитали уйти из жизни вместе с судном.
    Провести аналогию между любой береговой профессией и профессией моряка невозможно, учитывая его длительное нахождение на «транспортном средстве» — судне, в отрыве от берегов, вдали от Родины, семьи.  Капитаны только около трети своей жизни проводят с женой и семьёй, остальная же часть принадлежит судну и его владельцу.
Стать капитаном, значит стать «заложником моря». И несмотря на все это, многие выбирают этот сложный путь.
Английские моряки говорят: «Four stripes of the captain — it is very difficult to reach them and it is very hard to keep them». (Четыре нашивки капитана - очень трудно достичь их, и очень трудно удержать их»).

P.S. См. http://proza.ru/2023/05/31/1206

Петля Нельсона Проза.ру  http://proza.ru/2022/09/14/1611