Игра. Глава 5. Религия

Александр Москвитин 1
ИГРА
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

ГЛАВА ПЯТАЯ
РЕЛИГИЯ

Мой собеседник материализовался. Я увидел перед собой обычного взрослого мужчину лет около тридцати. Ничего примечательного в его внешности не было: простое лицо, серые глаза… Я не умею описывать людей, поэтому мне нечего сказать о нём. Он сидел в кресле, из одежды на нём была светлая рубашка с короткими рукавами, потёртые синие джинсы и чёрные кроссовки с тремя белыми полосками. Материализовавшись, Анвар смотрел на меня и улыбался. Однако я по-прежнему себя не видел. Пришелец приподнял правую руку, щёлкнул пальцами – и тут я, наконец, смог разглядеть свои руки, ноги и всё остальное. Я тоже сидел в кресле и был одет примерно так же, как мой собеседник. Но это была не моя одежда!
- Извини, - сказал Анвар, - я одел себя и тебя по стандарту. Если твой нынешний наряд тебя смущает, я могу напялить на тебя твою курточку, школьные брюки и твою любимую будёновку. Но ты должен понять, что здесь нет ни одежды, ни тебя, ни меня. Здесь присутствуют сгустки энергии, которые вы называете сознанием. И нарядить эти сгустки можно во что угодно – хоть в облачение Папы Римского. Что скажешь, Алексей?
Алексей, то есть, я привыкал к своему новому облику, а также продолжал разглядывать собеседника. И тут мне пришла в голову одна идея.
- Анвар, - говорю ему, - а я могу сейчас встать и пройтись?
- Сколько тебе угодно, - кивнул он.
- А если мне захочется кушать? – не отставал я.
Анвар рассмеялся:
- Сейчас в тебе нет ничего такого, что могло бы хотеть кушать. Уверяю тебя, сознание питается не материальными продуктами. Но если ты хочешь, я, конечно, могу соорудить для тебя какой-нибудь бутерброд!  И ты сможешь его взять, понюхать и даже съесть!
- Это просто какое-то волшебство, - сказал я, - передача «В гостях у сказки».
Анвар покачал головой:
- Никакого волшебства здесь нет. Волшебства вообще не бывает, поверь мне. Вера в сверхъестественное – это следствие отсутствия информации. Ограниченный человек просто вынужден объяснять различные явления, которые он наблюдает, действием потусторонних сил. Впрочем, с точки зрения обычного землянина, НВР как раз и являются представителями потусторонних сил. Надеюсь, наше с тобой общение расширило рамки твоего восприятия, и ты уже покинул нестройные ряды многочисленных обычных землян?
- Ты думаешь, - говорю я, - что я изменился за такое короткое время и перестал быть обычным человеком?
Анвар улыбнулся:
- Я не думаю. Я это знаю. Но продолжим, ибо ресурс моего вневременного личного пространства тоже ограничен. Итак, человек был нами создан. Он заселил почти всю Землю: большие континенты и маленькие острова. Человек изначально имеет двойственную природу: звериную и разумную, которую вы называете «божественной». Первая у человека - от его земных предков – обезьян, вторая – от его предков космических, то есть, НВР. Несмотря на все наши усилия, люди в течение сотен лет избавлялись от дикости и её пережитков. Например, поначалу среди людей был повсеместно развит каннибализм, вы поедали себе подобных. Нам понадобилось проводить с вами долгую и кропотливую работу, чтобы вы отказались от людоедства. Или ты думаешь, только дикари на каких-то островах кушали своих сородичей?
- Ну, да, я читал об этом в разных книжках, например, в «Приключениях Робинзона», - я был совершенно уверен в том, что каннибалами были только злобные дикари.
- А вот и нет! Белые люди тоже поедали белых людей, и было это, кстати, относительно недавно – всего лишь пару тысяч лет назад. Люди очень медленно и нехотя воспринимали основное правило, которое мы внедряли среди них с помощью жрецов. Сейчас это правило звучит, как «Не убий!», а изначально оно было таким: «Не ешь брата своего!». Как ты думаешь, почему мы запрещали каннибализм?
Я удивлённо уставился на Анвара. Как это – зачем? Ведь это очень плохо – кушать людей! Это жестоко, бесчеловечно и наверняка невкусно. На это Анвар отвечал так:
- Человечность (гуманность, гуманизм) и бесчеловечность – это понятия не наши. Как ты понимаешь, мы не мыслим подобными категориями. Мы запрещали вам поедать друг друга только потому, что иначе вы либо истребили бы самих себя, либо ваше развитие пошло бы в ненужном нам направлении. Возможно, вы принялись бы выращивать людей на убой, и можно только представить – во что выродилось бы тогда человечество!
Наверное, я выглядел подавленным после этих слов Анвара. Он решил меня отвлечь и предложил стаканчик «Пепси-колы». Этот напиток был самым моим любимым среди другого ситро (так мы называли сладкие газированные напитки). Но в нашем индустриальном центре «Пепси-колы» в продаже не бывало почему-то в течение целого года, и лишь к новогодним праздникам заветные бутылочки появлялись в магазинах. За ними тут же выстраивались длинные очереди.
Рядом с моим креслом появился столик с бутылкой, на которой была налеплена красно-бело-синяя этикетка с иностранной надписью – Pepsi. Рядом стоял стаканчик с такой же палитрой и надписью. Я вопросительно посмотрел на Анвара.
- Это настоящая «Пепси-кола», американская. Наливай и пей. Мне не нужно, спасибо. Мы такое не употребляем, - сказал он.
Я налил и выпил. Было вкусно. Сладкие пузырьки приятно щекотали нос и язык, напиток имел неповторимый аромат. Он меня действительно отвлёк от мрачных мыслей и даже взбодрил. Анвар, между тем, продолжал:
- Ты извини, что мы касаемся таких неприятных вещей, как каннибализм, но это неизбежно. Чтобы покончить с этой темой, скажу следующее. Кое-где на Земле дикие племена людей до сих пор практикуют людоедство, но в цивилизованных странах от этого отказались официально. Уход основной части человечества от каннибализма был длительным. Вам пришлось пройти через этап человеческих жертвоприношений: это когда вы уже не кушали друг друга, но практиковали сжигание на огне, расчленение или сдирание кожи с несчастных, которым было уготовано стать жертвой. Люди считали, что они приносят жертвы богам – то есть, нам, НВР! Мол, при сжигании жертвы образуется дым, который очень приятен богам! Ну, или на землю проливается кровь – и это должно задобрить богов, то есть, НВР! Не правда ли, всё это выглядит довольно наивно?!
Увлёкшись вкуснейшим напитком Pepsi, я не услышал того, что говорил Анвар, но на всякий случай кивнул – мол, да-да, ты совершенно прав. Естественно, от моего собеседника это не ускользнуло:
- Что, наслаждаешься своим любимым напитком? Это хорошо. Так вот, со временем люди совсем гуманизировались и отказались от человеческих жертвоприношений. Вместо человека теперь в жертву богам стали приносить животных. Вот, как об этом говорит Библия (Книга Бытие 22:10-13):

И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

- Овен – это животное? – спросил я.
- Да, это баран, - кивнул Анвар, - или барашек. Как можно убедиться, в Библии довольно подробно описываются некоторые ключевые моменты истории человечества, например, этот рассказ о том, как люди перестали приносить в жертву богам себе подобных и переключились на животных. Правда, от этого люди не прекратили практику убийств, в том числе массовых. Войны тоже не прекратились. Но о войнах мы поговорим чуть позже.
Должен сказать пару слов о том – можно ли доверять Библии и другим священным текстам. Я уже говорил, что священным текстам можно доверять примерно так же, как и произведениям фантастов. При этом я постоянно ссылаюсь на Библию, привожу из неё цитаты, чтобы проиллюстрировать свой рассказ. У тебя может сложиться впечатление, что я лукавлю, но это не так. Объясняю, почему это не так. Дело в том, что Библия, как и другие священные тексты, полна противоречий. Использовать эти книги в качестве учебников по истории человечества – просто глупо. Ты можешь спросить – неужели нельзя было написать правдивые священные тексты? Теоретически такая возможность имелась. Однако авторы священных книг человечества не получили разрешения на такую творческую акцию. Кроме того, зачастую авторами и переписчиками подобных книг выступали люди тёмные и малознающие. Поэтому в Библии, как и в других священных текстах, на одно слово правды – десять слов ерунды. Подсовывая человечеству подобные  священные тексты, мы запутываем людей, заставляем постоянно сомневаться и ссориться из-за толкования написанного.
При желании можно цитировать различные фрагменты Библии, которые противоречат друг другу, и этим морочить читателям голову. Кстати, это уже неоднократно было сделано западными исследователями христианства, а также советскими энтузиастами. Кроме того, в вашей стране во время атеистических кампаний выпускали переводы подобных западных брошюр. На самом деле вскрыть ложь Библии способен при желании любой человек, умеющий читать и анализировать прочитанное. Эта ложь регулярно вскрывается атеистами-энтузиастами и идеологическими работниками. Но такие «открытия» только усиливаю напряжённость в обществе: верующих они делают ещё более фанатичными адептами своих культов, а неверующих – более воинствующими атеистами.
- То есть, получается, что вы сознательно подсовываете людям неправильную информацию, ссорите нас и сталкиваете друг с другом? Но зачем вам это нужно? Ведь мы отвлекаемся на ссоры и войны – вместо того, чтобы заниматься своей основной задачей! Ты ведь сам говорил, что люди должны помочь НВР добыть всё золото, чтобы восстановить Золотой шар! – я снова не мог понять логики Анвара и других НВР. Слишком тут было всё сложно, запутанно и странно.
Анвар подтвердил мои сомнения:
- Ты прав, Лёша, сразу всё это невозможно понять. Особенно, если тебе девять лет и ты – советский школьник. Поэтому ты придёшь к пониманию данной информации не раньше, чем спустя 30-40 земных лет, это я тебе торжественно обещаю. Конечно, нам было бы значительно удобнее, если бы люди стали чем-то вроде бесчувственных машин, которые не рассуждали и не задумывались о происходящем. Но поскольку вы – живые существа с двойственной природой, пришлось нам принимать особые меры для того, чтобы направить человеческую цивилизацию по пути развития, который был выгоден нам. Время от времени НВР вступали в половые контакты с людьми – и человеческая порода совершенствовалась. Около 2000 лет назад такие вмешательства прекратились, поскольку люди могли уж слишком уподобиться нам, а НВР это было не нужно.
Однако на протяжении всей истории человечества мы постоянно находимся на связи с людьми, подсказывая им, как поступать в сложных исторических ситуациях, давая советы и корректируя технический прогресс. Да ты и сам наверняка можешь привести хотя бы один пример вмешательства высших сил в деятельность человека. Вспомни, каким образом люди получили огонь?
Я пересказал вкратце содержание мультфильма о Прометее, который иногда показывали по телевизору. Мне вообще нравились древнегреческие мифы, в чём я и признался Анвару. Он не удивился:
-  Вполне естественно, что тебе это нравится, ведь ты – отдалённый потомок НВР. Так вот, миф о Прометее в том или ином виде присутствует в культуре всех народов: мол, с неба спустилось некое божество и наделило людей техническими и другими полезными знаниями. Иногда утверждают, что это божество и создало человека. Тут, как говорится, имеются варианты. Заметь: в мифах разных народов имеется божество (бог, сын бога, титан, герой), которое этим своим поступком якобы вызвало гнев других богов, и было строго наказано ими. Вот и Прометея Зевс наказал самым жестоким образом: мол, не моги людям передавать наши технологии! Пускай они, мол, пребывают в первобытной дикости и невежестве!
Анвар рассмеялся. Я не совсем понимал, что могло так рассмешить одного из НВР, у которых отсутствуют эмоции. А может у них эмоции всё-таки имеются?
Собеседник замахал руками:
- Нет, Алексей! Эмоции – это ваш удел. Они вам достались от обезьян. А смеюсь я для того, чтобы тебе была понятней моя реакция на смысл этого мифа и других, близких ему. В мифах утверждается, что богов разгневал поступок Прометея (и других, подобных ему учителей человечества), но это враньё! Так нужно было сфабриковать эту историю – чтобы получился красивый миф, яркая сказка: мол, боги противились развитию человечества… Да, нам нужно, чтобы люди именно так себе представляли ход мировой истории и технического развития человечества. Думаю, не стоит напоминать, что боги (НВР) только того и хотели – чтобы люди развивались, и чтобы технический прогресс человечества осуществлялся как можно скорее. Вообще, если можно так выразиться, все НВР – это Прометеи. Ну, и я тоже. Как видишь, меня никто не собирается наказывать за то, что я передаю тебе эту информацию, закрытую для большинства людей. И сам я тоже не намерен уничтожать себя за открытие тайн бытия.
И тут мне в голову пришёл закономерный вопрос: а меня не станут преследовать за то, что я получил данную информацию? Анвар тут же успокоил меня, сказав, что даже если я когда-нибудь начну болтать обо всём этом, мне никто не поверит. А вот изложить всё это на бумаге в виде фантастической истории я всегда смогу. И наказывать меня за это никто не станет. Вполне возможно, что со мной снова свяжутся НВР, чтобы уточнить некоторые данные, но в данный момент Анвар не готов детализировать свой прогноз по поводу моего будущего. Сказав всё это, мой собеседник продолжил:
- Роль религии в вашей стране на нынешнем этапе её развития сведена к минимуму. Вы живёте в атеистическом государстве, однако даже атеистами необходимо управлять и манипулировать. Для этого у вас существует большой государственный институт идеологических работников. Если отбросить шелуху марксизма-ленинизма, этой жалкой псевдонауки, то можно запросто назвать ваших идеологов жрецами. Они так же воздействуют на массы своими лекциями, газетными публикациями и телепередачами, как это делают священники во время проповедей. В вашей стране принято считать, что прогресс сделал человека лучше, так сказать, гуманнее. Об этом говорят и ведущие мировые, так сказать, гуманисты. Однако они заблуждаются: за тысячи лет своего существования человек почти не изменился. Самое главное, что произошло с человеком за это время, состоит в следующем: люди научились добывать золото и люди перестали кушать людей. В остальном вы остались такими же, как и ваши далёкие предки. И вы всё так же слепо верите своим жрецам, которые сейчас вещают из телевизора, как в своё время ваши предки слепо верили жрецам, вещающим в храмах. Жрецы во все времена делают одну и ту же работу – они заманивают людей в свои сети и ловят их, после чего используют в интересах правителей. Которые, в свою очередь, действуют в интересах НВР. Об этом недвусмысленно написал один из евангелистов:

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

Я вопросительно посмотрел на Анвара. Тот пояснил:
- Это Евангелие от Марка, глава 1, стихи 16-18. Здесь говорится о том, как Иисус Христос вербовал себе учеников, которых позднее прозвали Святыми Апостолами. Жрецы-идеологи и правители в любой стране действуют параллельно, выполняя наши задания. Иногда они могут конфликтовать друг с другом (как это было в средневековой Европе), но в целом они делают одно общее дело во благо НВР. При этом жрецы учат паству повиноваться властям. Вот как сказано об этом в Новом Завете (Послание к Римлянам 13:1-4):

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

- А если власть плохая? – спросил я, - например, Гитлер?
Собеседник посмотрел на меня с удивлением:
- Чем же плох Гитлер? Я имею в виду – чем он был плох для немцев? При Гитлере Германия поднялась с колен, на которых позорно стояла после подписания Версальского договора, при Гитлере немцы стали кушать масло и ездить по удобным дорогам в доступных автомобилях Volkswagen, при Гитлере Германия снова стала великой мировой державой. Кстати, ты знаешь, что означает название Volkswagen?
Я признался, что не знаю этого, мы ведь ещё не учим иностранный язык. Анвар объяснил, что Volkswagen - это «народный автомобиль». Идея начать производство автомобиля, который смогла бы приобрести любая немецкая семья, принадлежит лично Адольфу Гитлеру. Многие немцы, которые жили в то время, до сих пор благодарны Гитлеру за всё хорошее, что он сделал для Германии и для них лично.
Эти сведения о Гитлере меня потрясли. Я даже не знал, как на это можно реагировать, я сидел и молчал, а в моей голове носились хаотические обрывки мыслей.
Анвар был доволен моей реакцией:
- Вот видишь, Лёша, как на самом деле всё неоднозначно.
И тут меня прорвало:
- Но ведь Гитлер напал на нас! Он приказал строить концлагеря и убивать в них людей! Фашисты хотели завоевать нас, сделать из нас рабов и уничтожить!
Анвар смотрел на меня с улыбкой:
- Правда? Так всё-таки завоевать или сделать вас рабами они хотели? Но зачем тогда уничтожать рабов?
Эти вопросы поставили меня в тупик. Анвар мягко сказал:
- Ладно, Лёша, не будем на этом сейчас останавливаться. А чтобы ты не переживал, я скажу тебе следующее: ваши правители были хороши для вас, а немецкие – для немцев. Но те и другие привели ваши страны к столкновению, в котором погибли десятки миллионов людей: как жителей вашей страны, так и немцев. Будь я человеком, я бы считал таких правителей негодяями и преступниками. Ты вправе ненавидеть Гитлера и фашизм. Но и немцы вправе ненавидеть вашего Сталина и коммунизм. Кроме всего прочего, заметь, что и в СССР, и в Германии (как и в любой другой стране) есть определённое число людей, которые всегда будут недовольны действиями своих властей.
Я сидел, обдумывая слова Анвара. Его разговор становится сложнее и сложнее для моего восприятия. Но всё это было очень интересно, я ведь любил историю, литературу, интересовался вопросами появления жизни на земле… Нет, что ни говори, но я удачно и вовремя стукнулся головой об асфальт.
- Отлично! – просиял Анвар, - тогда идём дальше. Итак, мы выяснили, что жрецы учат человека быть покорными любой власти, ибо земная власть дана правителям свыше. Вот, что говорится об этом в Библии дальше:

И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати пла;тите, ибо они — Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Итак, отдавайте всякому должное: кому по;дать — по;дать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь.

- Это снова Послание к Римлянам, глава 13, стихи 5-7. Как видишь, здесь уже ведётся речь о подчинении властям не только из страха, но и по совести. По совести! Вот к чему взывает Библия и другие священные тексты: к совести человека! Но что такое эта «совесть»? Давай разбираться.
Вообще, совесть – это сложное нравственно-философское понятие. С византийского это слово можно перевести, как «совместное знание». Тебе это о чём-то говорит?
- Нет, - признался я, - честно говоря, я совсем запутался. Если говорить обо мне, то я считаю, что совесть – это честность и доброта.
- Прекрасно! – снова обрадовался Анвар, - я знал, что ты именно таким образом понимаешь совесть. Возможно, я тебя разочарую, но я вынужден это сделать. Дело в том, что у первых поколений людей совести не было. Совместное знание вроде бы имелось, а вот с тем, что сейчас считают совестью – было туговато. Чтобы появилась некая абстрактная «совесть», нужно было сделать сознание человека религиозным, то есть, вбить ему в голову идею Бога. И мы занялись этой кропотливой работой. Конечно, основную часть работы здесь сделал сам человек. Первобытные люди и придумали богов, мы лишь немного помогали им и корректировали их. Бог в сознании человека появился не по велению совести, а из-за страха. Первые люди боялись многих явлений, происходящих и существующих в окружающем мире: огня и воды, камней и пустынь, грома и дождя, холода и жары, ураганов и наводнений… Древние люди не могли понять причины природных явлений, они считали, что всё это есть следствие деятельности богов. Кроме того, они боялись диких животных, которые были гораздо сильнее обычного человека. Они боялись звёздного неба и заходящего Солнца. Они были ужасными трусами – ваши давние предки. Больше всего их страшила смерть – как окружающих, так и возможная своя собственная. Аналогом смерти служил сон, но после сна человек просыпался и возвращался в реальность, а умерший неподвижно лежал и разлагался. В конце концов, от умершего не оставалось ничего. Куда он девался? Как могли на этот вопрос ответить древние люди?
Анвар взглянул на меня. Я пожал плечами и произнёс:
- Может быть, они думали, что после смерти человека забирает Бог?
- Верно! Так они и думали. И помогали им в этом специалисты по вопросам религии – жрецы. Они как-то незаметно выделились из среды сородичей и стали заправлять всеми делами в племени. Уже тогда жрецы были грамотными манипуляторами, они умели качественно пудрить мозги своей пастве. Жрецы больших племён, протогосударств, постоянно находились на связи с НВР. Совместно нами была разработана стройная система верований, которая сейчас известна под общим термином «религия». В настоящее время на Земле существуют сотни различных верований, но основных религий выделяют пять: иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм. Изначально люди обожествляли явления природы, животных, рыб, птиц… У всех народов имелось огромное количество богов, при этом каждый бог был в ответе за то или иное явление. Были, например, боги огня, божества воды, боги ветра, лесов, вулканов, войны, торговли и т.д. Религии, в которых фигурирует множество богов, называются политеистическими. Люди до сих пор неплохо осведомлены о богах древних государств: Шумера, Египта, Греции и Рима. Там процветал политеизм, который вполне отвечал задачам тогдашних правителей. Сейчас политеизм полупрезрительно называют язычеством, но это только потому, что он свою задачу выполнил и был заменен монотеизмом, то есть, единобожием. Хотя и в монотеистических религиях присутствует большое количество разнообразных святых, что делает монотеизм во многом похожим на политеизм.
Всё это были новые и совершенно не понятные для меня слова. Как можно было сходу в этом разобраться – я не понимал. Анвар сказал, чтобы я просто слушал и не парился по пустякам. Что я, собственно, и делал. Между тем Анвар продолжал свой рассказ:
- На самом деле особой разницы нет: кучке богов поклоняется человек или одному богу. Главное во всём этом то, что человек воспринял идею Бога и теперь никуда не мог деться от неё. Даже низвергнув Бога, человек оставался верующим, поскольку на освободившееся место воцарялся новый божок: Маркс, Ницше, Ленин или ещё кто-то. Даже называющий себя атеистом имеет религиозное сознание, ибо он верит в силу науки или во всемогущую Природу.
Боги, управляющие миром и людьми, требовали подношений. Нужно было договориться с богами, задобрить их, чтобы они не посылали бедствий, а наоборот, приносили людям только хорошее. Жрецы подсказывали своей пастве – что и как нужно нести в храм, как нужно правильно молиться и как держать при этом руки, какие слова произносить и сколько раз это следует делать. Что только не использовалось в качестве приношений богам! Жертвенные животные, часть  выращенного урожая или выловленной рыбы, посуда, оружие, одежда, орудия труда… Я уж не говорю о человеческих жертвоприношениях, которые порой (особенно во время войн и массовых помешательств) бывали довольно многочисленными. Подношения богам часто принимали жрецы, которых окружающие считали слугами высших сил. Само собой разумеется, что жрецам тоже кое-то перепадало из этих подношений, тем более, что они не гнушались брать плату и продуктами. Была введена такса – размер платы, которую люди должны давать жрецам за их нелёгкую работу в общении с богами, о чём людям прямо говорили священные тексты и сами священники.
Одновременно со всем этим продолжалась обычная человеческая жизнь. Люди рождались, обучались ремеслу, трудились, женились, рожали детей, строили жилища, ходили на охоту и на войну. Чтобы выжить, людям приходилось обмениваться результатами своего труда – так возникла торговля. Изначально торговля была меновой: люди меняли один товар на другой. Но вскоре выяснилось, что  бартерная система торговли не слишком удобна, поэтому пришлось вводить особые предметы, на которые можно было обменять товары, а также развести процессы купли-продажи во времени и на расстоянии. Так появились деньги. Поначалу деньгами могло быть что угодно: камни, ракушки, кожаные полоски… У кого имелось много ракушек, тот был богачом и мог приобрести для себя кучу всякого добра: скота, зерна, оружия, рабов, женщин и т.д. Но ракушки – это не слишком надёжная валюта: на морском берегу валяются тысячи ракушек, бери – и будешь владеть миром. Так мог поступить любой дурак. Вот чтобы дураки не смогли разбогатеть таким простым образом, были придуманы…
- Деньги! – догадался я, - только настоящие деньги, а не каменные и ракушечные.
- Совершенно верно, - сказал Анвар, - и процесс производства денег в свои руки взяла всё та же сладкая парочка – жрецы и правители. Деньги стали делать из металла, в основном это было серебро. Потом и добытое золото пригодилось – появились золотые деньги. Вот с тех пор и трясёт человечество от золотой лихорадки. Потому что люди считают золото главной ценностью в мире. Филипп II Македонский (отец Александра Великого) ещё две тысячи лет назад говорил, что «Осёл, гружёный золотом, возьмёт любую неприступную крепость». И это соответствует истине до сих пор, хотя люди считают себя гораздо прогрессивней (лучше и умнее) древних греков.
С появлением денег, в частности, серебряных и золотых, стал меняться характер жертвоприношений богам и платы жрецам за их работу. Выяснилось, что боги и их слуги могут брать плату (жертву) и звонкой монетой, желательно, конечно, золотом. Жрецы и правители всегда были отдельными кастами, а с развитием золотодобычи они стали совсем уж важными и красивыми. Они украшали себя изделиями из золота, облачались в дорогие наряды, пользовались эксклюзивным оружием. Они жили во дворцах, спали на мягких перинах, кушали изысканные блюда, ездили на дорогих лошадях. Всё это (и многое другое) должно было подчёркивать важность жрецов и правителей, возвышавшихся над серой толпой. А серая толпа должна была верить жрецам, слушаться правителей, не сомневаться в божественной сущности власти. Простые люди должны были трудиться, чтобы выжить и прокормить свои семьи. Но прежде всего простые люди должны были прокормить правителей и жрецов, которые выполняли тяжёлую работу – управляли государством и людьми. Что же получали за свою работу простые трудящиеся?
Вопрос этот был задан мне. Я подумал и сказал, что они получали за свою работу зарплату, то есть, деньги. И на эти деньги могли покупать себе продукты, одежду и всякие вещи. Анвар сказал, что именно так всё и происходило, и происходит до сих пор. Я спросил – и что в этом особенного? Это же нормально, когда человек работает и получает зарплату. Анвар рассмеялся:
- Да, это норма. Это настолько норма, что люди почти никогда не задумываются: а кто, собственно, установил размер заработной платы? И почему размер этот именно такой? Вот скажи, Лёша, ты доволен зарплатой своих родителей? Ваша семья хорошо живёт? У вас всё имеется? В магазинах есть любые продукты, товары?
Я усмехнулся. Наша семья не была богатой, мы жили довольно скудно. Нет, мы не голодали, но у нас не было многих вещей, которые имелись в семьях моих одноклассников, например, хорошей аудиосистемы или цветного телевизора. И если автомобиль продолжал считаться роскошью в нашей стране, то цветные телевизоры постепенно становились обыденностью для многих семей, но только не нашей. Походы же в магазин становились всё унылее: вечные очереди, отсутствие различных товаров на прилавках, снижение качества продуктов – всё это вынуждало людей искать «блатные» связи и пользоваться ими. И теперь зачастую говорили, что ту или иную вещь (или продукт) «достали», а не купили. Не успели эти мысли промелькнуть в моей голове, как Анвар спросил:
- А ты никогда не думал, куда девается всё то, что производит циклопическая промышленность вашей страны и её мощное сельское хозяйство?
Этот вопрос, как и многие другие, вызвал замешательство в моей пионерской голове. В самом деле, откуда я мог знать – как работает советская экономика? Анвар ставил передо мной задачи всё более сложные и неразрешимые. Вот пусть сам и отвечает на свои каверзные вопросы, чёртов НВР!
Собеседнику наверняка понравились мои мысли. Он даже поинтересовался – не хочу ли я ещё колы? Или может быть мне нужно поесть? Я попросил Анвара угостить меня чем-то вкусным и ещё бутылку колы. В то же самое мгновение передо мной появилась бутылочка с красной этикеткой, на которой было написано Coca-Cola, а также тарелочка с какой-то приятно пахнущей едой. На тарелочке лежали два бумажных пакетика, украшенных буквой М.
- Приятного аппетита, дорогой советский пионер! – сказал Анвар, - сейчас ты познакомишься с продукцией американского ресторана быстрого питания McDonald’s. Честно говоря, «ресторан» - это только так говорится, больше для понта. На самом деле – обычная забегаловка для работяг и среднего класса. Но кормят там неплохо и относительно недорого. В бутылке – «Кока-кола», в пакетах – картошка-фри и гамбургер. Кушай, говорят, это очень вкусно, не стесняйся.
Я не стеснялся: налил себе буржуазной «Кока-колы», раскрыл пакетики с буковками М и принялся поедать всю эту вкуснотищу. Я даже не знал, что здесь вкуснее: «Кока-кола», гамбургер или картошка-фри. Мне показалось, что «Кока-кола» значительно лучше «Пепси», жареная картошка была моим любимейшим блюдом (и ещё шоколадные конфеты), а от гамбургера я был вообще без ума.
Космический пришелец Анвар наблюдал за тем, как советского школьника, пионера и хорошиста с примерным поведением, разлагает буржуазная массовая культура. Видимо, Анвару нравилась картина моего нравственно-политического падения: он смотрел на меня и улыбался. Одного я не мог понять - каким образом всё это появляется передо мной, и как я это всё кушаю, если меня здесь нет? Не может же всю эту вкуснотищу пожирать моё сознание?
- Может, - прервал мои размышления Анвар, - не только может, но и делает это.
Я прекратил жевать:
- Ты хочешь сказать, что этой еды не существует?
- Я не хочу этого говорить, но я утверждаю это, - серьёзно произнёс Анвар.
И снова я не поверил пришельцу:
- Фигню какую-то ты говоришь. Я это кушаю и мне вкусно. Ты просто ничего не понимаешь в еде, возможно даже завидуешь людям. Поэтому и городишь такую чушь.
Анвар не стал спорить со мной:
- Пусть будет по-твоему, Алексей. Но ты учти, что твоё тело сейчас лежит на асфальте возле школы №45. Между прочим, на Земле прошла уже целая секунда с тех пор, как ты потерял сознание, ударившись головой о советский асфальт невысокого, откровенно говоря, качества. У нас с тобой в запасе остаются ещё две земных секунды, и нам нужно о многом поговорить. Пока твоё сознание продолжает наслаждаться виртуальными напитками и блюдами из McDonald’s, я советую тебе навострить уши и внимательно слушать НВР, который возится с тобой, не пойми зачем. Тем более, что говорить сейчас мы будем о Солнце и солнечных культах.

Продолжение следует