Особенности кошелькового промысла в ЗРПР

Игорь Ткачёв
В прошлом веке я работал     в  Управлении  «Запрыбпромразведка» научным сотрудником  , пройдя многоступенчатый путь от инженера-ихтиолога до капитана-флагмана рыбопоисковых судов. Наши  суда  постоянно бороздили необьятные просторы Атлантического , а так же Тихого и Индийского океанов.
Крупнотоннажные суда вели поиск рыбных скоплений и процеживали водное пространство  пелагическими и донными тралами в любое время суток,  среднетоннажные же  суда ,как правило, облавливали только пелагическую рыбу кошельковыми неводами , в основном , в темное время . Этот метод лова выглядит наиболее романтично-под покровом ночной темноты судно идет переменными галсами, щупая водную толщу перед собой импульсами гидролокатора.  Косяк рыбы отражает импульс  и акустик слышит звуковой контакт. Гидроакустик должен определить параметры косяка, примерную биомассу , скорость , направление движения и доложить капитану .Капитан , используя свой опыт, определяет момент отдачи за борт кошелькового невода, рассчитывает траекторию движения судна так, чтобы при выходе всего невода (640 метров) судно подошло к месту отдачи к концевому бую. Затем нижняя часть невода стягивается и рыба оказывается как бы в кошельке (отсюда и название). При отсутствии слуха у акустика и опыта у капитана результат, как правило,  плачевный . Рыбаки  в таком случае говорят : сыграли со счетом 1:0- замет один, рыбы ноль. Я попал на кошельковый лов совершенно случайно ( работал на траловом промысле). Среднетоннажное судно с гордым названием « Альбатрос» вышло на промысел на шельф Западной Сахары, но внезапно через неделю вернулось в порт. Оказалось, что при следовании по Северному морю,  исчез  помощник капитана по научной части. Для расследования инцидента судно вернули в порт . В КГБ быстро прокачали  ситуацию и выяснили , что буквально перед выходом в рейс спокойный, непьющий мужик , к тому же член КПСС, узнал об измене жены. Внешне спокойный,  он ушел в море и выпрыгнул ночью за борт.
На его место назначили меня. Я поселился в той же каюте. От Управления мне в каюту  поставили огромный венок, чтобы на предполагаемом месте гибели хорошего человека, я опустил его в море.  При переходе на  Балтике стояла штилевая погода и иллюминаторы в каюте были открыты. Ночью я внезапно проснулся от грохота и холода и оцепенел –венок на диване на белом фоне переборки светился переливающимся  зелено-фиолетовым цветом, а на полу что-то журчало. Я,  вспомнив о бренности бытия,  помаленьку начал верить в Бога и судорожно вспоминать какую- нибудь молитву. Через пару минут  пришел в себя и понял причину сей какафонии.  Мы вышли в Северное море , ветер и волнение усилились и в открытый иллюминатор залетела волна. Светились попавшие  на венок морские  микроорганизмы « ночесветки», а по полу плескалась вода. Я сделал вывод  , что рейс скучным не будет. Через 10 дней,  дошлепав до района работ,  я в этом убедился.  Капитан- Юрий Александрович ( милый и интеллигентный человек) и акустик впервые вышли на кошельковый промысел, к тому же акустик имел проблемы со слухом.  За два месяца мы не сделали ни одного замета, выполняя только гидрологические работы и гидроакустический поиск. Советский же кошельковый флот вовсю ловил рыбу  .Поскольку у нас, кроме научно-поисковых работ, был и план по вылову рыбы, я ежевечерне уговаривал капитана сделать замет. Наконец ему мое нытье надоело и он сказал, что плохо ориентируется ночью и поэтому боится метать невод , так как не найдет концевой буй в темноте.  Я понял ,что интервью окончено и наш план по вылову рыбы накрылся медным тазом . Команда так же просекла фишку и приуныла-премия за рейс при таком раскладе нам не светила. Я предложил в светлое время суток,  когда все приличные суда в целях экономии топлива лежат в дрейфе, активно вести поиск, с целью обнаружения редких поверхностных косяков рыбы-«верховодок», и выполнять заметы на них. И вот в один из прекрасных дней вахтенный штурман обнаружил рябь на штилевой , гладкой поверхности воды. Заспанный акустик,  включив свой гидролокатор, оповестил нас , что по его понятиям,  недалеко от судна резвится тонн 30 сардины.  Решительный капитан аварийной тревогой вызвал на палубу команду и мы пошли в свой первый замет. К концевому бую подошли точно, быстро стянули нижнюю подбору и успокоились-рыба в неводе. Вахтенный штурман  вызвал по радиотелефону плавбазу , чтобы сдать улов. Нам повезло- на промысел только что подошла мурманская плавбаза «Алексей Хлобыстов»  и мы стали к ней под обработку улова. По морской традиции первому судну с уловом полагается презент. Со стампом под рыбу нам передали сверток , в нем оказалась бутылка сухого вина. Мы с капитаном , радостные, зашли к нему в каюту, налили по бокалу вина , закурили и неспешно стали подталкивать друг друга к мысли о том , что черная , как наша жизнь ,полоса закончилась и нас ждет светлое будущее. За переборкой послышался вой лебедки- зто первый стамп с рыбой перешел на борт плавбазы- мы налили по второй. Внезапно на плавбазе  раздался разноголосый матерный крик ( много  членов зкипажа плавбазы вышло глянуть на первую рыбу).  Мы с кэпом ломанулись на палубу и выпали в осадок. К нам на палубу вернули стамп , где вместо обещанной сардины шевелилось килограмм 500 крупного саргана ( по форме тела напоминает змею)- больше в неводе у нас ничего не было .Под несмолкаемые крики мы быстренько отчалили и скрылись в туманную даль. До конца рейса при упоминании по рации названия нашего судна слышались комментарии-это которые змей ловили.
Во второй рейс на кошельковом судне с космическим названием «Меркурий» я шел  в радужном настроении. Наш капитан-Виктор Иванович( обветренный, как скалы), ранее работал в Пионерской базе океанического рыболовного флота и, с его слов, был большим спецом именно в кошельковом промысле. Он был большого роста , имел громогласный голос и имел смутные понятия о науке вообще , а о рыбопромысловой тем более. В течение 5 суток, пока мы шли до пролива Ла-Манш, он непрестанно твердил экипажу , что рыбу он всегда ловил без всякой науки, а  нас он научит свободу любить. Как только мы вышли из пролива в Атлантику  кэп превратился в фантом , несколько дней его никто не видел , но каждое утро он звонил в ходовую рубку и на каком то птичьем языке пытался что-то рассказать вахтенному штурману.  Но мы и так знали свое дело-генеральный курс до шельфа Анголы  был проложен , согласно рейсового задания, выполняем попутные гидрометеорологические и поисковые работы- все крутится и вертится. Беда ,как обычно, подкралась внезапно. Второй штурман (отвечает на судне за продовольствие) сообщил мне удручающий сюжет. При работе в тропиках каждому члену экипажа для поддержания тонуса положено ежесуточно  200 грамм сухого вина. Пользуясь особым расположением (красавец-мужчина) у заведующей продовольствием на берегу, он вместо сухого вина получил обожаемый всеми портвейн-777 и хотел через 10 дней при пересечении линии тропиков начать баловать экипаж этим элитным напитком. НО!!!. Об этом пронюхал наш кэп и после прохода проливов он начал  разлагаться, используя наш общесудовой напиток в корыстных, личных целях. Имея за плечами высшее образование, я без калькулятора вычислил , что при сохранении кэпом таких темпов и, учитывая его лошадиное здоровье, мы будем  поддерживать тонус в жаркой Анголе только компотом. Это не входило в наши планы. Анализируя различные моменты общения с кэпом , я вспомнил об его отношении к науке. Решение было простым , как моя жизнь. Я написал рапорт на имя капитана в таком ключе : В течение 10 суток научная группа согласно рейсового задания проводит гидрометеорологические и гидрографические работы. Однако , для протирки оптической оси Азорского антициклона необходимо 3.75 литра спирта. Ранним утром , когда кэп обычно звонит на мостик , трубку взял я и донес до его угасающего сознания возникшую проблему .После длительного, мучительного раздумья он ответил , что спирта на борту нет. Я предложил выдать мне  3 ящика , имеющегося на борту портвейна, а мы, наступив на горло собственной песни, перегоним его в спирт. Честно говоря, я не верил в этот вариант, но малознакомые для капитанского уха  научные слова сотворили чудо , портвейн нам выдали. Наше будущее стало светло и прекрасно. Придя на промысел, ни капитан ни я об этом казусе не вспоминали. Кэп начал яростно ловить рыбу- в этом  он и в самом деле был мастер. Метал невод он лихо , план по вылову выполнялся , но однажды его лихость сыграла с ним злую шутку. Погнавшись за большим косяком рыбы, судно попало в сулой (столкновение разнонаправленных потоков воды) и при замете намотало на винт часть невода. После получасового ора кэп пришел в себя и сказал, что есть 2 выхода из этой ситуации: либо кто-то лезет в воду и пытается срезать невод с винта-либо он вызывает буксир и нас тянут в ближайший порт Анголы ,  об этом узнают в Управлении и всех лишат премии за рейс. Дураков лезть в океан , кишащий акулами не нашлось. Тогда кэп зашел с другой стороны- если никто не полезет в воду , он вызывает буксир, нас затянут в порт ,  он это оформит , как плановый заход судна в инпорт для отдыха экипажа. Это был удар ниже пояса. Дело в том, что нам был запланирован  заход по пути домой на Канарские острова,  где можно было закупить много дешевого импортного  товара ( джинсы, мохер, люрексовая ткань и т д) ,  а потом продать в СССР за большие деньги , так как этого барахла в нашей стране тогда отродясь не было , а спрос был дикий. По деньгам выходил второй заработок за рейс. Этим тогда грешили футболисты , артисты и другой люд, имевший разрешение на выезд в капстрану. Это вам не премия за рейс в размере 300-400 рублей. Речь капитана прозвучала сильнее , чем «Фауст» Гете. Народ загрустил , но в воду никто не полез, так как в пределах видимости наблюдалось несколько акул - они всегда собирались около кошелькового невода , привлекаемые  обилием корма в неводе. Один из моих приятелей вдруг вслух вспомнил, что я совсем недавно был спортсменом- подводником и мне, мол, и ласты в ноги. Мой слабый голос протеста не был услышан в одобряющем рокоте толпы. Мне были обещаны золотые горы при заходе на Канары, включая бесплатную выпивку. Альтернативный вариант не рассматривался. Лед тронулся. На меня навьючили акваланг , надели ласты и ласковые , сильные руки потащили мое тело к борту судна.  По заведенному подкильному тросу  я добрался до винта. Меня утешало лишь то , что на воду спустили шлюпку и в ней человек 10 орали и стучали  на все лады, таким образом отпугивая акул. Простудится я не боялся, температура воды была 28-29 градусов , с перекурами и сменой акваланга я провел за бортом часа 3 , срезая ножом сетевое полотно с винта (хорошо ,что стальной, стяжной трос не намотался). Больше всего я опасался появления акулы снизу, но , видимо, дружный рев матросов сильно напугал акулью сволочь.  А в Лас-Пальмасе только старпом (интеллигентнейший человек), на чьей вахте был  аварийный замет, проставил мне 2 бутылки рома.
В третий и последний рейс на кошельковом судне с прилагательным  названием  «Юбилейный»  я вышел в 1978 г. Наш капитан –Анатолий Иванович- был настоящим моряком и рыбаком .  Всегда  спокойный , ( как писал известный капитан- писатель В. Конецкий )  «тихий ,как катафалк» , с хорошим   чувством юмора, он прекрасно искал и ловил рыбу. Рейсовое задание по всем показателям успешно перевыполнялось. В конце концов это  стало  меня  беспокоить , так как я опять вспомнил В, Конецкого,- он написал про одного древнего грека , которому везло всю жизнь , но в конце не подфартило и с него живого сняли кожу .Наконец-то и в нашей бочке меда нашлась своя ложка дегтя. После очередного замета кошелькового невода акустик сообщил, что в неводе около 100 тонн сардинеллы. Вызвав по радиотелефону плавбазу для сдачи улова, мы с кэпом уединились в его каюте и за рюмкой чая стали неспешно вести философскую  беседу  о нелегкой судьбе моряка. Хорошее всегда заканчивается быстро. В  рубке  раздался  истошный вопль вахтенного штурмана и мы ломанулись на мостик. На бирюзовом фоне океана нарисовалась удручающая картина. Большая масса рыбы надавила  на  стенку  невода  и произошел разрыв верхней подборы, в образовавшуюся дыру рыба мелкими стайками стала уходить из невода. В этот раз, разгоряченный несколькими дозами аперитива, я сам вспомнил о своем былом спортивном прошлом и  решил  зашить дыру. Привязав к ноге нож ( от акул) , вооружившись игличкой и капроновой нитью (для ремонта) я бросился в воды Атлантического океана.  Находясь в 20-ти метрах от судна, я торопливо стягивал порванную подбору и часто оборачивался назад в поисках акул. Обернувшись в очередной раз , я увидел внимательные глаза акулы-молот. Мгновенно вспотев от страха , я интуитивно принял верное решение- надо медленно плыть классическим брассом к судну, не делая резких движений и не поднимая брызг, что бы не спровоцировать акулу на атаку. Позже , анализируя этот случай , я пришел к выводу , что акула-молот размером  около 2-х метров, к тому же насытившаяся рыбой из невода, не стала бы нападать на меня.  Больше никогда, ни при каких обстоятельствах  я не залезал в океан. Члены экипажа, наблюдавшие за моим одиночным заплывом и негативно отзывавшиеся об акуле и ее маме,  рассказывали  мне , что на борт судна я взлетел , как пингвин на лед Антарктиды , практически не касаясь балясин штормтрапа. Потом я полчаса стоял под  горячим  душем , спасаясь от озноба .Как говорят футболисты-ко мне пришел Колотовкин. На этом моя кошельковая одиссея закончилась и остальные 17 лет я работал на траловом лове.