С миру по нитке Холодный апрель 2022 года

Аркадий Куратёв
 «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» - так считал Варсонофий Оптинский. Священник очень интересной судьбы, в прошлом полковник, оставивший службу и принявший постриг. В японской войне участвовал в качестве священника при лазарете преподобного Серафима Саровского. Я уже писал о том, что Варсонофий очень хотел побеседовать с Л.Н.Толстым, но сумел приехать на станцию Астапово, когда писателя собирали в последний путь.
Нет, я не собираюсь писать об откровениях старца – они многочисленны и далеко не все из них понятны мне, мирянину. Что бы их осознать, надо побывать на его месте, что мало кому дано. Но вот у меня возник вопрос: найдутся ли нынче полковники, которые добровольно снимут с себя кителя и оправятся в монастыри, посвятив дальнейшую жизнь богослужению? Ведь бойня в Украине, братоубийственная, бессмысленная и беспощадная, обязательно закончится. Может быть, уже в течение ближайших трех - четырех месяцев. И что они скажут пастве?
***
Дмитрий Быков, находится за рубежом в силу сложившихся в обстоятельств. Сочувствую и понимаю все сложности, поскольку в 1991г. пережил это состояние. Разница лишь в том, что Дмитрий лично покинул страну, а меня покинула сама страна, когда я меньше всего этого ожидал.
Пару дней назад Анна Могерт взяла у него короткое интервью, касающееся нынешнего состояния российской культуры. Название интервью получилось несколько вызывающим: «Целую попу власти». Быков пессимистичен: российской культуры больше не будет, ибо нынешние власти берут за образец немецкую культуру 30-х годов прошлого века. По сути будет проповедь культуры складывающегося фашизма, возможно – её имитация.
Не слишком в это верится – происходившее в Германии 30-х годов и происходящее в России сегодня имеют разные исторические условия, а, стало быть, и предпосылки. Фашизм исследован достаточно: Лоуренс Бритт и Умберто Эко обозначили его признаки, а Нюрнбергский суд исследовал собранную авторитетными комиссиями  документацию и вынес вердикт, осудив главных преступников. Говорить нечто подобное в адрес российских властей, на мой взгляд, нельзя.
Поводом для подобного суждения служит то обстоятельство, что фашизм может начать существование в политическом спектре любого демократического общества. Ведь отдельные элементы фашизма выглядят достаточно безобидно: в концепции   «Нового государства» Антониу ди Салазар определяет «стабилизацию» как цель диктатуры. Но стать государственной идеологией фашизм способен только в авторитарном государстве – это верно! Но может и не стать – примеров пруд пруди! Отсюда и вывод: не стоит употреблять этот термин применительно без оглядки. Иное дело уже вошедший в обиход «рашизм» - его суть, признаки и область влияния нуждаются в изучении. Возможно, это важнейшая особенность «русского мира», о котором так много говорится в последнее время. И здесь мнение Д.Быкова, безусловно, было бы интересным.
***
Чисто обывательский вопрос, возникший в лихие девяностые: «Почему, если мы такие умные, всё-таки бедные?» - кажется, потерял остроту. Сейчас многие, вспоминая, задумываются – а такие ли уж бедные мы были? И ещё: почему «умные», разбогатев, вдруг перестали быть привлекательными для окружающих? Выходит, потеряли нечто, что не купишь за деньги. Как – то так вышло!