В шаге от провала

Игорь Ткачёв
 Заходы поисковых судов для отдыха экипажей в порты Канарских островов всегда были головной болью для руководства Управления "Запрыбпромразведка". Помимо дешевых продуктов,в том числе овощей и фруктов,необходимых для сбалансированного питания рыбаков
 здесь в многочисленных барах, кафе и магазинах в изобилии продавалось дешевое испанское вино, а в аптеках( фармациях)имелся копеечный этиловый спирт в литровых бутылках.Испанцы и прочие зарубежные гости не подразумевали ,что это спирт можно и нужно пить. Какой же советский рыбак откажется от такого счастья.Поэтому здесь часто случались различные ЧП с дальнейшим лишением виз загранплавания штрафников и понижениям в должности капитанов судов.После каждого ЧП в рейсовое задание судов вписывали Дакар или Касабланку.
Эти африканские порты заметно проигрывали в части закупки импортных товаров, но удручали фишменов дорогим алкоголем. В один из рейсов в Центрально-Восточную Атлантику мне удалось пробить заход в Лас-Пальмас, мотивируя тем, что последний месяц мы будем вести поисковые работы на Канарских банках(Геттисберг,Ампер,Жозефин,Дасия и Консепсьон).И вот наше судно стоит на якоре в порту Ла-Лус( пригород Лас-Пальмаса).На общесудовом собрании парторг, профорг, комсорг и капитан судна в очередной раз напомнили нам о необходимости высоко нести честь советского моряка за границей, не поддаваться на возможные провокации,ходить только узаконенными группами по 3-4 человека и помнить реальные кары за всевозможные проступки.В мою группу входили акустик Сергей, матрос Коля( секретарь комсомольской организации) и моторист Эдуард.Назавтра в 14 ч судовая шлюпка доставила нас и другие группы на причал Санта-Каталина. Обратный рейс на судно в 20 ч.  Явка за 15 мин. до отправления.Весь коллектив ломанулся в широко известный в узких рыбацких кругах магазин "Миша Сундер".В течение 2-х часов мы затарились необходимым импортным ширпотребом ( список составлялся женами на берегу).Товар доставлялся на следующий день работниками магазина на судно без обмана( что было крайне удобно) и мы налегке группами разбрелись по своим интересам.В ближайшем сквере мы с акустиком предложили пойти на пляж(захватив пивка), поплавать в лазурных водах океана, поваляться на прекрасном песке, затем подняться на променад, заказать недорогое вино и полюбоваться на загнивающий капитализм.По пути к причалу в ближайшей Фармации купить вожделенный спирт.И тут в группе наметился раскол.Оппоненты сказали, что плавать они не умеют,спиртное не пьют с детства, а хотят прикоснуться к искусству, то есть пойти в кино.Вспомнив, что матрос Коля является комсоргом( такой не подведет), а моторист Эдуард вышел в первый рейс и ведет себя, как пугливая антилопа в дикой саванне, я согласился пойти на нарушение правил поведения в инпорту( раздел группы),сообщив киноманам,что в 19ч 30 мин. мы ждем их в этом же сквере. И разошлись, как в море корабли. Выполнив свою намеченную программу, я и акустик в легком подпитии прибыли в точку рандеву в намеченный срок.Любителей прекрасного еще небыло.Покуривая( Минздрав России предупреждает о вреде курения для здоровья), мы терпеливо ждали.И вот на часах уже 20-00, "а Германа все нет".Если шлюпка уйдет на судно без нас, то к розыску подключат полицию, этих .... конечно найдут, но по прибытию в Калининград капитана переведут в старпомы, мне закроют визу, выгонят с работы, жена меня бросит, я сопьюсь и умру под забором. Полчаса я горестно осмысливал свой очередной провал  на жизненном пути,но вот в сквере показалась великолепно освещенная странная парочка.Здоровяк Эдуард тащил на своих плечах утомленного искусством комсорга Колю.
Мы подскочили к ним и быстро потащили тело к причалу. К моему счастью  шлюпка была еще на месте,но сидевшая в ней толпа крайне неодобрительно отзывалась о нас и наших родственниках до 7 колена , так как у них понижался градус, а на судне уже остывала закуска.Мы перебросили тело Коли в шлюпку и отчалили.Я особо не переживал, экипаж у нас был дружный  и спаянный. Теперь главное не попасться на глаза капитану, чтобы не полемизировать по поводу опоздания и бездыханного тела. Кэп в этой должности вышел в первый рейс и еще неизвестно, как он  оценит эту ситуацию. Приближаясь к судну, я с ужасом увидел на крыле ходовой рубки фигуру капитана в странной позе и стал готовить оправдательную речь в стиле адвоката Плевако .Поднявшись к нему я начал было ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, но увидел, что хорошо поддатый капитан спит мертвецким сном, раскорячившись между  переборкой и ограждением рубки . На цыпочках я спустился к себе в каюту, радуясь такому сюжету.В каюте меня ждал накрытый стол и члены научной группы.Шлюпку поднимали на борт боцман и тралмастер, они же унесли тело комсорга в каюту ( своих не бросают).За них я был спокоен, они, отдавшие морю не один десяток лет, сами любили " крепко заложить за воротник". Немного поговорив о международном положении и приобретенных товарах мы разошлись, чтобы завтра пойти в первую смену и качественно потратить оставшиеся песеты.Ночью мне позвонил разьяренный капитан и пригласил в каюту.Поднимаясь к нему я гадал, кто все-таки меня заложил.В каюте находился Федя-гидролог с рапортом о ЧП.Я выпал в осадок, думая об ударе в спину и конспективно вспоминая-виза, увольнение, жена, запой и забор.
Но оказалось, что после нашего ужина Федя заступил на ночную караульную вахту, чтобы пресекать возможные нарушения.Ночью, выйдя на корму, он увидел, что боцман загнал местному контрабандисту бухту каната и выгружает ее в лодку за бортом.Федя пригрозил боцману рапортом капитану об увиденном. Боцман бросил свое грязное дело, вытащил канат,но пообещал догнать Федю и побить. Федя сказал, что и это он отразит в рапорте.Тогда разгневанный боцман информировал Федю, что он знает такое, что его начальнику( то есть мне) будет хреново.Они разошлись, а Федя вместо того, чтобы придти ко мне и обсудить ситуацию, накатал рапорт и пошел к капитану, ибо был злой и нетрезвый.Я опять вспомнил словосочетания виза-забор и метнулся искать боцмана. Он сидел в своей каюте и что-то писал корявым почерком.Я ласковым голосом предложил ему замять это неблагородное дело , пойти к капитану и там выпить мировую с Федей за наш счет. Боцман, имея песеты за канат в кармане, канат на борту и халявную выпивку моментально согласился и порвал бумагу. По пути к кэпу я взял из каюты бутылку спирта. Капитан и Федя, нервно по куривая,ожидали нас.Я предложил разрубить зтот Гордиев узел( никому не нужный)уничтожением Фединого рапорта, распитием спирта и примирением Феди и боцмана в присутствии капитана. Кэп сказал, что он вообще-то непьющий, но ради такого богоугодного дела выделит закуску. Лед тронулся. Когда разговор перешел на обзор международного положения я покинул теплую компанию и,немного поспав, ушел в увольнение. Вернувшись на судно, я узнал, что Федя с боцманом стали друзьями, поскольку после брифинга у кэпа они пошли в каюту к Феде . У Феди, как у истинного гидролога всегда  было, чем протереть прибор или промочить горло.На общесудовом собрании перед приходом в Калининград, как обычно, подводились предварительные результаты рейса и обсуждались характеристики на каждого члена экипажа.В итоге: рейс прошел без ЧП, нарушений нет ; а в каждой характеристике написаны необходимые для дальнейшей работы на судах загранплавания слова:в быту скромен,опрятен,при заходе в инпорт ведет себя с достоинством советского моряка, морально устойчив.    

 
    ,