Письмо потомку

Незнакомецъ
26 апреля 1842 года над крепостью 1-го класса "Брест-Литовск" (так ранее называлась Брестская крепость) был торжественно поднят крепостной флаг. В момент открытия этот объект был одним из самых совершенных фортификационных укреплений России. Он соответствовал своему назначению и всем современным требованиям...


Письмо потомку

(письмо в далекий 2202-й год)

Привет!
Пишет тебе твой прапрапрапра… в общем, пишет тебе твой дед из далекого прошлого. Пишу я тебе из 2022-го года в год 2202-й. Всего ничего 180 лет нас разделяют. Жаль, что меня уже нет, а ученым удалось отыскать «эликсир молодости», позволяющий не стареть и не умирать. Эх, я бы тебе много поведал интересного…
Какая там у вас жизнь, в будущем? Хочешь, угадаю? У вас там, наверное, уже полным ходом Марс заселяют, население-то ведь растет, никто не болеет и не умирает. Слово «экология», наверное, как нечто обыденное уже воспринимается. Еще мне кажется, что все уже передвигаются на транспорте, приводимом в движение силой мысли. Ой, а про ваше жилище я вообще молчу. Сенсоры, датчики, искусственный интеллект и все такое. В наше время это все в диковинку было, тогда все только начиналось… А где ты работаешь? Наверное, ты сейчас проектируешь какого-нибудь нужного человечеству робота. Мой старший сын, кстати, мечтает стать инженером и тоже хочет создавать роботов. Только он еще учится в школе... А чему и каким образом у вас детей учат? Или у вас все знания передают детям как поток нужной информации через вживленные чипы? Знаешь, не шутите с этим там, в своем будущем. Есть вещи, которые никогда нельзя просто так, в виде информации, передать. Потому что это нужно прочувствовать, это нужно «пропустить» через себя. А еще важно это помнить, чтобы передать через года своим потомкам… О чем это я? Да все о том же – о жизни, об истории, о памяти…
Ты знаешь, я был обычным советским школьником, который неплохо учился в школе и считал, что хорошо учиться – это просто мой долг. Ты меня спросишь, кому я должен? В первую очередь родителям, бабушкам и дедушкам, благодаря которым я родился и вырос. А вот что касается еще более старшего поколения, то здесь и мое поколение, и твое, все мы перед этими людьми просто должны встать на колени и склонить головы… Скажи мне, а ваших детей там, в будущем, учат истории? А что вы слышали о 1941-м годе?.. Ты знаешь, у меня до сих пор мурашки по коже… Только от того, что я читал в школе в учебниках истории… А еще, знаешь, мне кажется, что не бывает в этой жизни случайностей. Я сейчас живу в Бресте, но родом я не из этого города. Но сегодня Брест – это моя Родина, как и тогда, в 1941-м, эта земля стала Родиной для казахов, русских, белорусов, чеченцев и многих других советских солдат… И в неравном бою они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили и любили, чтобы мы каждую весну могли слышать пенье птиц и журчание ручьев, чтобы летом могли наполнить грудь ароматом луговых цветов и трав, чтобы мы могли увидеть яркие краски осени и холодную белизну снега… Именно здесь, на брестской земле началась победа над фашизмом – советский солдат не дрогнул, не сдался…
Скажи, а тебе передали по наследству мои книги о Брестской крепости? Я понимаю, что книга для тебя – это уже архаизм, но все же, ты читал их? А такие старенькие маленькие зелененькие книжки-раскладушки о героях Брестской крепости видел? Это мои первые книги о защитниках Брестской крепости, мне их еще родители покупали… А скажи мне, только честно, ты ходил по земле крепости?.. Если нет, обязательно сначала сходи в это место, послушай эту мирную тишину, а потом прочти это письмо дальше… И обязательно не откладывай это на потом. Сходи туда как можно раньше. Только так ты сможешь меня услышать и понять…
Ну как? Впечатлен? Ты знаешь, я впечатлен еще больше. И не потому, что там тебе было интересно, и выйдя оттуда, ты словно стал другим человеком. Нет. Просто только потому, что память об этом месте жива и будет жить, а подвиг советского солдата бессмертен…
А сейчас я попробую угадать, как изменилась крепость за 180 лет. Конечно, она уже не такая, как у нас здесь, в прошлом. Думаю, что прошла уже не одна реконструкция, время ведь беспощадно. Но одно знаю точно, что неизменной в Цитадели осталась концепция мемориального комплекса с его Вечным огнем и постом памяти, скульптурами «Мужество» и «Жажда», местом захоронения защитников крепости и Штыком-обелиском. А вот что касается остального, то здесь многое изменилось с моих времен. Как я и мечтал, восстановили разрушенный вход в крепость, тот, что правее «Звезды» (в мою бытность к нему только построили дорогу). Также восстановлены по чертежам все мосты и ворота крепости. Какие ворота тебе больше всего понравились? Что, тоже не можешь определиться с выбором? А как тебе полная реконструкция оборонительной казармы? Мне кажется, всю мощь Цитадели можно ощутить только тогда, когда вокруг тебя это кольцо стен. Наверное, восстановлен Белый дворец, восстановлены все разрушенные довоенные постройки на Кобринском, Волынском и Тереспольском укреплениях. А как тебе музеи? Впечатлен? Все музеи посетил? Как тебе музей истории авиации и аэростат? А пристань у Тереспольских ворот? Кстати, а в фортах был? Их восстановили, да? Все? Неужели! Я вот только в V-м был. А еще мне кажется, что Польша передала нам свои земли, на которых расположена часть фортов крепости. Это же справедливо, правда? А ты успел пройти по подземным переходам между фортами и Цитаделью? Ох, и интересно там у тебя. Эх, только экскурсоводов там у тебя нет, наверное, кругом – дополненная реальность. Хочешь – древнее Берестье, хочешь – период строительства крепости или ее модернизации, хочешь – Первая мировая, хочешь – польский час, хочешь – героическая оборона в 1941-м… Интересно, правда?.. Ведь не зря говорят, что когда кто-то очень хочет, чтобы что-то случилось, то это обязательно сбудется?.. Пусть даже через 180 лет…
А скажи мне, ты гулял со своим сыном по дорожкам в крепости? Скажи, а ты слышал эту тишину? А ты почувствовал энергетику крепости? Ты понял, что не зря тогда, в 41-м, наши предки не сдались врагу? Если понял, то значит, и я не зря прожил свою жизнь…
В твое время уже научились благодаря искусственному интеллекту создавать интерактивные модели, и мне кажется, что в крепости уже гуляют образы защитников крепости и их семей. И они навсегда там остались вечно молодыми, гуляющими по крепости в субботу 21 июня 1941 года… Ты не стесняйся, подойди к каждому из них, поздоровайся и посмотри им в глаза… Увидел? Так и ты, люби жизнь, как любили они ее. И сделай все, чтобы эта жизнь имела продолжение – сохрани мир на Земле. Передай это своим детям, внукам, бережно и трепетно, как я тебе передал свои зелененькие книжки-раскладушки о героях Брестской крепости… Пока ты жив, приходи в это святое место. Помни, что мы живы до тех пор, пока о нас помнят. Так и не должна исчезнуть память о героях Брестской крепости! Помни – они не должны быть забыты!
А еще, поклонись этой земле от меня, твоего деда из далекого прошлого, и обязательно помолись в Свято-Николаевском храме за убиенных воинов…

20 апреля 2022 года

твой дед из далекого прошлого