Бабушка Ксения
В моей детской памяти отчётливо сохранились поездки в деревню с папой на велосипеде. Для этого он прикреплял на верхней части рамы дополнительно седло от другой «веломашины». В поездке я тоже держался за руль, а ноги свисали или ставил на выступы рамы у переднего колеса. Велосипед отца был харьковского производства, у него был светофонарь, который питался от динамомеханизма, счётчик расстояния указывал на пройденный путь. От Крупца до Щекино, где жили мои бабушка и дедушка было 15-18 километров. Можно было поехать по просёлочной дороге через деревню Александровку, где достопримечательностью была ветряная мельницы, или по «большаку-шляху» рыльского направления , свернуть у Михайловки в сторону леса «Борок» и оказаться у деревянного моста через речку Рыло. На высоком правом её берегу расположились беленькие под соломой домики.
В одном из таких домов «под солому» «пятистенок», который папа с отцом Матвеем построили после окончания войны жила семья Ерёминых Матвея Савельевича и его супруги Ксении Алексеевны, урождённой Чуркиной. Интересно, что это одна из древних русски фамилий. ЧУР - славянский бог, защитник! Старшее поколение прекрасно помнит как во время уличных игр, особенно в догонялки стоило убегавшему произнести "чур меня" и догонявший менял стремление захватить преследуемого. Не менее в народе известен разбойничий атаман Чуркин, зарывший немало кладов.
Ксения, по местному - Сюнечка, родилась 20 февраля 1898 года в семье крестьян среднего достатка в селе Коренское. Отец - Алексей Андреевич, мама - Ефросинья Петровна. Она умерла, когда Ксении было два годика. Воспитывал своих сестёр брат Иван, но он уехал в Харьков, где работал каменщиком и присылал сёстрам деньги.
Я видел фотографию до замужества, где запечатлена барышня-крестьянка в красивом платье и модных башмаках. Она обучалась в Коренской церковно-приходской школе при храме Рождества Богородицы, где была одна из лучших библиотек такого типа в Курской губернии. Она прекрасно читала, пела в приходском хоре, знала церковно-славянский язык, но самое главное в её памяти сохранилось множество стихов и детских рассказов, сказок, которые она рассказывала мне, как первому внуку и ещё девятнадцати последующим…
Годы гражданской войны принесли страдания в её семью. В 1918 году гайдамаки – самостийники жестоко запороли насмерть её отца Алексея. Мама умерла раньше. Старшим в семье стал брат Иван, который в то время был мастером-печником, пользовавшийся авторитетом у родни и сельчан. Он то и выдавал замуж сестёр Наталью, Анастасию, Елену.
Нашёлся жених и для Ксении. Правда он был на четыре года моложе, но уж больно был настойчив. Это был мой будущий дедушка Ерёмин Матвей Савельевич. Жил парень у родного дядьки, который был скуповат и не беден. В деревню Щекино он пришёл с сиротой племянником из слободы Казачья Каменка, где жили потомки рыльских казаков, принявших некогда участие в походе на Москву в составе мятежных войск Лжедмитрия.
Молодожёны построили небольшой домик на усадьбе дядьки. В семье первенец умер, но второй сын, которому дали имя Иван стал наставником моему отцу Михаилу, в голодные 20-е ХХ века умер третий мальчик по имени Коля, а дальше рождались девчонки: Елизавета, Пелагея, Валентина, Зинаида и уже в фашистской оккупации в 1942 году родилась самая младшая Елена.
С началом Великой Отечественной войны были мобилизованы муж Матвей и старший сын Иван. И если о судьбе мужа ничего не было известно вплоть до сентября 1943 года, то Иван Ерёмин, пришёл из окружения домой, но вскоре пополнил ряды партизан (у бабушки хранилась «партизанская справка» старшего сына). В действующей армии след его потерялся во время боёв за город Львов. В пришедшем к ней извещении значилось: «… пропал без вести.» Бабушка ждала Ивана до самой смерти.
В оккупации в доме бабушки были «постояльцы». От них остались две стальные каски (их использовали потом в качестве горшка для маленькой Лены) и железный рифлёный цилиндр, где хранился противогаз.
Моему отцу и старшим его сёстрам удалось избежать отправки в Германию, но прятаться им пришлось у родственников, что жили в партизанских зонах. В сентябре 1943 года Крупецкий район Курской области был освобождён от оккупантов. Миша сразу же, хотя ему и не было 18 лет, был направлен на курсы пулемётчиков и уже перед новым 1944 годом принял участие в боевых действиях в районе Пинских болот Латвии. В июле был тяжело ранен и направлен в госпиталь. Тяжесть полученных ран не позволила вернуться в действующую армию. Михаил был награждён медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». В последствии он стал работником культуры и в 1968 году был удостоен «Ордена Трудового Красного Знамени».
Вернулся домой в победном 1945 году в семью и глава семьи муж Ерёмин Матвей с «Орденом Красного Знамени» на груди… Дедушка оставил в моей детской памяти воспоминания рассказами о сражениях под Смоленском и участии в штурме фашистской цитадели Кёнигсберг. К сожалению, он умер в феврале 1959 года. Сказались последствия многочисленных тяжёлых ранений.
Все послевоенные года бабушка Ксения трудилась в колхозе и заботилась о младших детях и особенно о внуках младшей дочери Елены, которая раньше её покинула наш белый свет....
6 августа 1947 года от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ерёмина Ксения Алексеевна была награждена орденом «Материнская слава» III степени № 333483.
Не стало моей бабушки летом 1981 года...
На снимке рядом с бабушкой я разместил её орден.
© Copyright:
Еремин, 2022
Свидетельство о публикации №222050400998