Случилось мне сидеть в тамошнем ДОПРе Ильф и Петро

Игорь Ткачёв
В 1971-1996гг я работал в Управлении «Запрыбпромразведка» и бороздил Атлантический  океан вдоль и поперек.
Контора была образована в 1958г. и успешно работала до 1993г. В последние годы штатная численность составляла 2600 сотрудников, поисковые работы в Атлантическом и Тихом океанах вели 43 судна (БАТСП, РТМС, РТМА ,РТМТ,СТМ,СРТМ и МКРТМ).За этот период было открыто много новых промысловых районов,а также новых промысловых обьектов.
В 1993г. "ушлые коммерсанты"на этой базе создали АООТ"Рыбпрогноз" и раздали акции. Все сотрудники сразу стали капиталистами и надеялись на приличные дивиденты.  Постепенно , в течение 3-х лет большая часть работников была переведена в бесплатный резерв. Суда продавались или сдавались в аренду, дивиденты не выплачивались. Коммерсы за бесценок выкупили акции и бывшая промразведка "канула в лету", было образовано АО " Атлантрыбфлот" .В этот смутный период многие ( в том числе и я) ломанулись искать свое место в "новой, береговой жизни". Пришлось сторожить, охранять, таксовать, челночить и т.д. В 1998 г. я нашел постоянную работу и решил навестить родственников в Белоруссии, которых не видел 2 года .Гостить я собирался 5 дней, поэтому поехал налегке с одним портфелем, где кроме смены белья и бритвы лежала некоторая сумма в российских рублях для  подарков родне.В это время в Белоруссии  местная валюта " падала вниз стремительным домкратом"(Ильф и Петров) и местный люд предпочитал коллекционировать российские рубли или доллары .В поезде ко мне пришла конгениальная идея .Поезд прибывает ранним утром, я иду в кассы и сразу покупаю билет на обратный путь без стоянки в очереди в жаркий июльский день.
После этого я свободен, словно птица в небесах. Я пошел к проводнице и обменял необходимую сумму денег на билет на белорусские "зайчики". Оставшееся до прибытия время, я радовался своей находчивости .Сразу по прибытию я пошел в пока еще  безлюдные кассы и оформил билет. Кассирша  сказала , что цена билета изменилась и  мне немного не хватает" зайчиков". Я протянул ей 50 российских рублей и сказал, что сдачи не надо .2 года назад российские рубли охотно принимали по курсу во всех магазинах и  кассах . Кассирша проинформировала меня, что сейчас это строго запрещено, карается законом, а я могу официально обменять деньги в обменном пункте на 2-ом этаже вокзала  .Поднявшись наверх, я увидел закрытый обменный пункт валюты, а к нему большую очередь транзитных пассажиров. Рядом бойкая женщина меняла деньги особо нетерпеливым клиентам .У нее я и обменял свои 50 рублей. Перед очередным походом в кассу за купленным билетом я решил перекурить эту удачную сделку
(Минздрав России предупреждает,что курение опасно для Вашего здоровья).
Выйдя в тень на перрон, я закурил и в тот же момент чьи-то неласковые руки "завернули мне ласты" и куда-то грубо потащили. Так, я оказался в привокзальном отделении милиции, там уже находилось 4 пожилых человека в истерическом состоянии.
Дежурный мент радостно сообщил мне, что я нарушил закон об обмене валют( только в обменных пунктах)и буду привлечен к ответственности. Я доходчиво обьяснил ему, что прибыл утренним поездом и показал билет .Купил обратный билет( лежит в  кассе №3), не хватило самую малость( менял 50 рублей), а в портфеле у меня значительно большая сумма, то есть я явно не тяну на валютчика .Мент еще больше обрадовался и сказал, что нас всех сейчас повезут в суд и там мы узнаем свою судьбу .На мою просьбу позвонить родственникам мне было вежливо отказано. У нас  отобрали паспорта, погрузили в милицейский "воронок" и повезли в суд. По пути я узнал у рыдающих стариков, что они все меняли деньги  у бойкой белоруски, так как спешили взять билеты на проходящие поезда. Все они были россиянами-транзитниками, гостившими на Украине .В здании  суда меня первого мент завел в кабинет судьи, отдал ей мой паспорт и рассказал о моем нарушении .Молодая женщина-судья с большим сарказмом обьяснила тупому менту, что если нет второго участника обмена денег, то и нет криминала и это она постоянно обьясняет представителям власти. Иначе они могут хватать на улицах любого. Судья протянула мне паспорт и, выйдя из кабинета, вместо того, чтобы стремглав бежать из этого сурового здания я подошел к товарищам по несчастью и обьяснил, что всех сейчас отпустят на свободу и они,  возможно , успеют на свои поезда .В это время из кабинета вышел мент, выхватил мой паспорт из рук и затащил в другое помещение. 
Там сидела пожилая женщина-судья , на ее лице были отражены все неурядицы произошедшие, как в ее личной, так и в обществен ной жизни .Как только она узнала об обмене денег , то сразу обьявила мне арест на 1 сутки. На мою попытку обьяснить ситуацию она заявила, что может оформить и на 15 суток. Я понял, что интервью окончено. Меня вывели из кабинета уже без паспорта и суровым голосом приказали ждать остальную четверку .В течение 5 минут правосудие свершилось и нас повезли в тюрьму .Все это время я не думал о явно беспокоящихся родственниках, а искал выход из этой нелепой ситуации. В тюрьме нас завели в какое-то помещение, где сумрачные местные менты приказали раздеться до трусов и вынуть ремни из брюк и шнурки из обуви. Ремни, шнурки и портфели-чемоданы они оставили у себя, а нам предложили проследовать  в разные камеры. И вот за мной закрылась с металлическим лязгом дверь и я впервые оказался в камере .Пока я лихорадочно вспоминал с какими словами "заходят в хату", чей-то  недружелюбный голос предложил "обозначить себя". Я начал  рассказывать про билеты и обмен денег, но меня тут же попросили заткнуться, ибо я для них уже не представлял интереса-обычный  транзитник-суточник ( таких часто привозят сюда по 5-6 человек, в зависимости от наличия свободных мест. Я стоял и осматривался. Справа от входа- широко известная в узких кругах параша. Напротив входа вдоль всей стены деревянный настил с деревянным же изголовьем .На нем вповалку лежало 15 арестантов в одних трусах. Высоко над настилом было маленькое закрытое и зарешеченное окошко. На потолке тускло горели 2 лампочки .Стояла страшная жара .Воздух был пропитан запахом давно немытых тел и табачным дымом .Места для меня на настиле не нашлось и я присел прямо на пол подальше от параши .Наконец-то нашлось время для размышлений. Прошло 3 часа с момента прибытия поезда. От вокзала до квартиры родственников 5 минут ходьбы. Ясно, что они позвонили в Калининград и им снова подтвердили мой вчерашний отьезд. Потом они рассказывали мне, что стали анализировать 2 варианта моего отсутствия: Либо меня выкрали инопланетяне, либо в пути я познакомился с дамой и поехал к ней на утреннее чаепитие ,переходящее в интимный ужин. Учитывая мой моральный облик, все склонялись к 1-му варианту. Другого быть не могло, так как в столь ранний час в Белоруссии не работают ни магазины, ни кафе, ни рестораны .Решили-если через сутки  я не явлюсь - заявят в милицию о пропаже зятя. Мои горестные размышления прервал тот-же недружелюбный голос, потребовавший сказать, кто я по жизни. Я машинально ответил, что ходил в моря. Мне предложили рассказать какую-нибудь историю, чтобы убедиться в моей правдивости.
Я с места кинул им короткую веселую историю из судовой жизни. Отсмеявшись, меня пригласили в элитный угол(подальше от параши) продолжить повествование.
 Я,стоя перед ними, как школьник перед экзаменатороми, поднял еще одну интерес ную тему .Тогда главный по камере угостил меня окурком "Примы" и информировал, что здесь находятся приличные   люди ,но они уже давно сидят  и все знают друг о друге .На прогулку их не выпускают и все томятся от жары и скуки .Если я им буду рассказывать морские, незнакомые им ранее истории, то мне дадут место на настиле и обеспечат куревом и едой. И тут меня понесло. Усевшись, как артист Леонов в фильме "Джентльмены удачи ",я начал повествовать ,как Шахерезада в "Тысяча и одна ночь". За себя я был спокоен. Мне пришлось сделать несколько рейсов в жар кие тропики на старых судах СРТР и СРТМ без кондиционеров. В каютах было слишком жарко. На ночь все, взяв матрасы,выбирались на палубу и травили разные житейские истории, часть из коих навсегда отложилась в моей дырявой памяти.
 Да и в моей морской жизни было много веселых и грустных историй. Меня угостили крепким чаем из термоса, положили передо мной пачку " Примы" и, таким образом, я бухтел до обеда. Когда стали раздавать еду через окошко в двери, мне мои благодетели сказали взять только пайку хлеба и вывалили на настил колбасу, огурцы и вареную картошку. Связь с Землей у этих крутых мэнов была налажена. Я не удержался и заглянул в миски других соседей. В кипятке плавали рыбьи кости и кусочки картошки. На чай в больших, алюминиевых кружках подали горячую воду без чая и сахара. Правда хлеба давали по 300 грамм. После обеда наступила часовая сиеста, а потом мне опять дали слово. Я прерывался только на перекур и ходьбу до параши. На ужин принесли какую-то крупу и тот-же чай. Я опять проигнорировал это меню, питаясь из рук дающих .Мое сольное выступление длилось до глубокой ночи, пока мои новые кореша не отрубились. Ранним утром меня с вещами вызвали из камеры и доставили в какой-то кабинет. Сумрачные менты с простыми ,как моя жизнь, лицами выдали мне ремень, шнурки, портфель, справку об освобождении и приказали срочно покинуть их заведение, так как время моего пребывания в нем уже истекло .Заглянув в портфель, я не обнаружил там своих рублей и выразил недоуме ние по этому факту. Но увидев новое выражение лиц моих оппонентов я сразу понял, что свобода дороже любых денег и моментально покинул это небогоугодное заведение .Стоя на улице и приводя свою амуницию в порядок, я размышлял, как мне без копейки денег добраться к родне .Трусы и носки вместо денег здесь не прокатят-это не Африка .Первая проезжающая легковушка остановилась передо мной и водила предложил доставить меня по назначению.На мои слова об отсутствии денег он,
 украшая свою речь матерными словами, сообщил об информированности местных жителей о том, что все выходят из этого здания с чистой совестью, но без денег и надо помогать людям возвращаться к новой жизни.
Прибыв на квартиру к родственникам я успокоил их, показав справку из ДОПРа.
Далее все 5 дней, вместо того чтобы раздав деньги, загорать на пляже попивая пиво, а вечером угощать тестя элитным коньяком, я пахал как негр на плантации, у тещи на огороде .С той поры я храню и меняю деньги( если они у меня бывают) только в Сбербанке, перехожу улицы исключительно на зеленый свет светофора и никогда не заплываю за буйки.