Об ускорении времени

Игорь Бородин 2
Говоря об этом, прежде всего укажут на общество потребления и информации, и это справедливо: погоня за получением удовлетворителей своих потребностей (товаров, услуг; речь идёт не о простом удовлетворении необходимого для жизни, но об безсознательном и безудержном стремлении к стяжанию и удовольствиям) создаёт общую загруженность и уплотнённость социального пространства, бытия вообще, отчего появляется эффект ускоряющегося времени; то же самое относится к тому потоку информации, который присущ постиндустриальному типу общества. Но стоит ли ограничиваться лишь этим, не пытаясь разобраться глубже, успокаиваясь на этом?

Я считаю, что невозможно ограничиться этим, поскольку даже и неизбежное влияние экономико-социальной действительности на нас является условно объективным: она объективна для нас, поскольку от нас она не зависит - мы родились в данных условиях и выйти за границы этого не можем; но я бы назвал это скорее субъективной объективностью, потому что сложившаяся общественная среда, система, её механизмы воздействуют на нас не сами по себе, но благодаря нам же. Иначе говоря, мы, люди, создали эти детерминанты, мы же осуществляем их бытие, а поэтому и причины ускорения времени следует искать в нас самих.

Чем обусловлено потребительство? Да, сначала людям просто хотелось спокойной и сытой жизни, но затем потребности стали расти, что понятно. Но сытость перестала быть насыщаемой, и тогда стяжательство превратилось в норму и дало начало той реальности, в которой и живём. И причины гонки за удовлетворение своих потребностей я вижу в разнузданном сребролюбии человека, которое есть корень всех зол (1 Тим 6:10) и корень которого, в свою очередь, в гордости. Человек, гоняясь за призраками мира сего, отнимающими при особом внимании к ним мир души, только укореняется в своей самости и продолжает умирать душой при жизни тела. И потому в этой гонке он лишается осознанного проникновения в ткань времени, глубинного и тихого его восприятия, откуда и происходит всеобщее замечание об убегающем времени.

Впрочем, есть ещё дополнение к этому, раскрывающее данную проблему в более объёмном и космичном виде (это я прочитал как-то у одного святого отца Восточной Православной Церкви; имя, к сожалению, памятью моею утрачено): человек, венец творения, пав и продолжая укрепляться в своём падении, рабстве греху, необходимо сообщил повреждение всему творению (многие звери не только не повинуются человеку, но и готовы растерзать его, как бы пытаясь отомстить за своё нынешнее состояние, и др.), так что оно стало изнывать от беззаконий человеческих, отчего само время, также сотворённое Богом, ускорило свой бег, пытаясь сбросить с себя носимого им человека и приблизить конец света и Страшный Божий Суд.