Мистика нехорошей квартиры и переход с Маяковской

Эмма Бенклайн
"Мистика нехорошей квартиры и переход с Маяковской на Булгаковскую".
   Роман «Мастер и Маргарита» я прочитала году в 1980-м, Журнал маме выдала знакомая библиотекарша. Иначе бы прочитать не удалось.
- Я тоже читаю роман.- сказала подруга - А что тебе больше всего в нем понравилось?
- Мне - сатирическое описание Москвы 30-х- ответила я
- А мне - сцены с Понтием Пилатом и Иешуа…
Осень 1985г. « ...Все мы не тем занимаемся, а не разыскать ли нам нехорошую квартиру в доме 302 Бис по Садовой?» То ли я прочитала эту фразу в  СМИ, то ли она сама пришла мне в голову? Серая Московская осень, иду по улице в направлении Патриарших прудов. Передо мной пара: мужчина и женщина в белом пальто и черной шляпе с полями. Арка, второй подъезд налево… Пара поднялась на последний этаж и скрылась за дверями нехорошей квартиры № 50(?)
А я стала изучать стены подъезда. Кто то стоит  на лестничном пролете?- нет, это силуэт, написанный на стекле окна… Черным  углем, краской довольно профессиональные иллюстрации: Коты, примусы, голова Берлиоза на рельсах, Понтий Пилат, ведьмы и конечно цитаты, которые я уже подзабыла с момента прочтения. На дверях надписи: «… Латунский», из крайней двери 1-го этажа вышла женщина средних лет, на закрывшейся двери надпись белым мелом читаю: «Чума Аннушка». А вот и перекресток, где Аннушка разлила масло и Берлиозу отрезал голову никогда не проходивший тут трамвай…
Мой будущий муж идти туда со мной категорически отказался, сказав, что есть примета: пара, посетившая «нехорошую квартиру», через год расстанется. И мы пошли туда с коллегой по работе. На скамейке у Патриаршего пруда не только «хляби небесные»-снег с дождем летели на наши головы, но и Ворона «сделала делишки» на капюшон моего пальто…
«- Это к деньгам...»- успокоил коллега. Зарплату мне к лету прибавили, отношения с коллегой 
расстроились, с мужем я прожила 30 лет… не очень-то счастливой жизни, которую в том числе испортил «квартирный вопрос».
С тех пор я больше ни разу не видела таких красивых рисунков в подъезде  дома 302 Бис по Садовой, их покрывали все новые и новые рисунки и надписи…
Году в 2006-2007-м я посетила Дом музей Булгакова. Там собирались интересные люди, в том числе проходили поэтические вечера, на постаменте памятника в квартире лежали цветы, по дому ходил Черный Кот…
С тех пор я там не была.
В пятницу 13 мая 2022 года решив, что театр Дома Булгакова — наиболее безопасное место для посещений в этот день, я посмотрела дипломный спектакль театра-студии «Заповедник» по Довлатову и постановка мне очень понравилась.
В воскресенье 15 мая -День рождения Михаила Булгакова.
В 12.00 — Возложение цветов на могилу писателя на Новодевичьем кладище.
На скамейке у могилы двое:
- Можете представить, что  мы были знакомы с двумя женами Булгакова?... Я со второй...
- А я- с первой…
- Раньше почитать не могли, а теперь Булгакова в школе проходят..
- С 1994 года!
День, начавшийся солнечно, к 12 часам испортился. На могилу летел липовый цвет вперемешку с дождем…
- Плачь, Михаил Афанасьевич, плачь…
Речь, стихи Мандельштама:

 Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.
1914

Молодой человек говорит о не материальном наследии… «Рукописи не горят»
Дама, знакомая с третьей женой, о том, все трое внесли свой необходимый  вклад в становление писателя… Все фотографируются.
- Лишь бы вандализма не было,- резюмирует молодой человек, - Если бы я был мэром Москвы, то переименовал бы метро Маяковская в Булгаковскую.
- Но Маяковский- великий поэт! К тому же это противоречит тому, что Вы только что сказали…
- Мы еще одну станцию откроем. Зато я уже сфотографировалась с новым мэром Москвы…
….
- Вы видели  могилу Жириновского? Там сейчас 70 человек было, всех кормили, а у нас всего…
- Нет, не видела. Но Вы не очень то расстраивайтесь: Жириновский умер вчера, а Михаил Афанасьевич — в 40-м году.
….
- А стоит ли сегодня ехать в музей?
- 2 шага пешком, за поворотом
- Туда идет прямой троллейбус? Стоп! Вы сказали Большая Пироговка…
- дом 35 А
….
- Я — Петербургская дама,- вспоминает с экрана вторая жена писателя Любовь Белозерская .
- А что такое Петербургская дама?
- Это когда в женщине нет ничего лишнего
….
Институт благородных девиц в Петербурге и рядом Парижское варьете…
Фото с Любовью Евгеньевной ...и уже с Еленой Сергеевной…
Любовь Белозерская смеется с фотографии. Михаил Афанасьевич смотрит на Большую Пироговку с высоты своего памятника…
Над Новодевичьим кладбищем наступает «Час вечернего заката»…
Как хорошо, что кроме Лили Брик, была еще Любовь Белозерская…
16 05 22