О древности этнонима Чеченец

Мачигов Альберт
Считается, что праиндоевропейское Ар исходно для всех Индоевропейских вариантов и означает равнину, простор.
Но в современном языке чеченцев до сих пор ар и аре это простор, равнина.
Кто-то скажет, что к чеченцам эта архаика попала от Индоевропейских народов.
Но Междуречье Тигра и Евфрата задолго до появления там каких-либо Индоевропейских народов носило название СеннаАр!
А хурритов относят не к Индоевропейским, а к Нахским народам.
Так же и числительное шесть-шеш от хурритского названия лилии, что имеет шесть лепестков и это дало название города Шешан-Сузы.
Некуза-Нектата ночь (вечер) ушедшая из хеттского и лувийского во все Индоевропейские языки от нахского хурритского, ведь неки и Нахи это до сих пор у нас люди, а первоначальное значение этих слов это дословно "люди идут спать".
Хурритские и Чеченские утро и вечер Хур-сур или уьйре-суьйре ушло и в Сурья солнце индусов и в вечер Суар французов и в Хур солнце иранцев.
Все эти Индоевропейские слова выходят из нахских хурритских, как предковых, базальных.
И современный вариант умереть на чеченском вал. В Индоевропейских это архаика. Но Ваал был задолго до Индоевропейских нашествий на Ближний восток. Как и мардук шумеров, откуда название Ман мужчина у немцев, марито у итальянцев и нар мужчина у иранцев, а центральный вариант мар мужчина у хурритов и нахов.

Когда в конце ХХ века учёные нашли в оставшихся от Митаннийцев текстах явные Индо-Арийские имена и слова - это была Сенсация! Ведь Митанни это совсем не Индия, это Ближний восток, и гораздо древнее всего реально сохранившегося от санскрита даже в самой Индии!

Более древних реально сохранившихся до наших дней Индо-Арийских помимо этих хурритских Митаннийских надписей на сегодняшний день просто нет нигде!

Оказалось, что среди Хурритов в совсем другом регионе Арии жили раньше, чем они могли появиться в самой Индии!
Известный учёный лингвист Семереньи нашёл этимологию слова арии в более древнем, чем нашествие ариев на Индию, в хурритском Угарите, рядом с Митанни, где арий означало "друг", "товарищ", опять же в древностях Ближнего востока, а для индусов арий это чужак.

Дьяконов и Старостин вполне обоснованно указали на более древнее, чем Индское, именно хурритское происхождение индийского теонима Сурья от протонахской хурритской парной связки хур-сур (утро-вечер), и слова центрирующего все индоевропейские варианты хурритского мар-мужчина, откуда Ман-мужчина у немцев и нар тоже мужчина у иранцев. Марианна сословие у Хурритов Аллаха и Аррапхэ где не было ещё влияния индоарийского даже и близко. А ма лошадь китайцев, возможно, проявление общности сина-кавказских языков, как и Мар-дук теоним Шумер появившийся задолго доиндоевропейского влияния в этом регионе.
Известный российский учёный лингвист Касьян доказал большую близость нахских языков к хуррито-урартским, чем всего остального северокавказского языкового массива на примере слов два, дым, три, что не имели пра-северокавказских реконструкций общих с Нахскими.
Об этом мы уже писали и не раз.

Эта тема хорошо известна, и желающие могут найти в интернете сведения об Митаннийских ариях хурритах.

Палеогенетики обнаружили у Хурритов Митаннии на первом месте вайнахскую гаплогруппу J2a.
Я называю эту гаплогруппу J2A вайнахской именно потому, что только у ингушей и чеченцев  то есть у вайнахов, эта гаплогруппа превышает половину от всего народа.
У других народов она никогда и нигде не дотягивает до половины, хотя и доходит у некоторых до сорока процентов.
И эти же самые палеогенетики вообще не нашли у Хурритов Митаннии ни одного носителя ни R1a, ни эрбина! Хотя парадоксально J2a Y гаплогрупп много оказалось у индоевропейцев Хеттов! Индийские кшатрии и парсы, кстати, имеют до трети от своего состава вышеуказанную гаплогруппу J2a. При этом у вайнахов и хуррито-урартов язык явно НЕ Индоевропейский, а сино-кавказский. Там родство, как и с хеттами может быть по материнским линиям мтДНК, как у гаргарейцев с амазонками реально жившими на Кавказе.

Источником же сенсации с Индо-Арийскими именами и словами стал трактат о коневодстве командированного в Хеттское царство некоего специалиста хуррита по имени Киккули, который сам себя причислял к asussani!

Это непонятное слово (ашушшани) фанатики индоевропейства связали с санскритским ashav ,что означает лошадь. Хотя есть более ясное созвучие.

Куда более прямая связь этого слова почти на поверхности: Ашшушани-шешани. Начальное А в этом случае  может появляться, как в случае с Сирией-Ассирией или Хур-Ахур(мазда) и т.д. Так в этом же самом регионе до сих пор чеченцев арабы и называют - Шишани!

В древней истории мог бы быть явный отсыл слова Шешан к имени Шушан-древней столицы Элама, и он очевиден, куда более, чем ashav. Шушан столица Элама, которая имеет возраст более пяти тысяч лет! Возможно и лошадей sus касситы Кшатрии стали называть в честь топонима Сусы или Шушан, как сегодня скакунов ахалтекинцев от топонима.
Если же углубиться ещё дальше в прошлое, в этом регионе предки Хурритов представляли собой первых земледельцев и первых бореальных евразийцев современного типа, наименее гибридизированных с палеоантропами (денисовцами, синантропами, неандертальцами и афронеандертальцами, но только по материнским линиям).

От имени древнего города Шушан появившегося задолго-задолго до первых индоевропейцев в этом регионе, в Библию потом  попало и имя потомка Йакъуба-Израиля Шешан 1 Пар.2:31!

Шушан изначально лилии, и эти цветы росли вокруг города, откуда и такое его название. От этого слова происходит и числительное шеш то есть шесть, как основа во многих современных языках, ведь у лилии шесть лепестков.

А в тюркские эта основа шеш попала как чачак то есть цветок. Но возможно и обозначение столицы или важного города, центра тоже отсюда произошло.

У чеченцев Чечан был центральным обществом, аналогично тому каковым он был и у древних Эламитов, а в средние века с тем же смыслом он обрёл новую жизнь в топониме Чечен-аула.

Местные именитые горе-ученые произвели имя чеченец и Чечен-аул от имени монгольского хана Сечена. Но у чеченцев это скорее обозначение города или столицы было и в древности. Шуша обозначение важного города и на Южном Кавказе в Карабахе тоже, но сильно позже Эламитского Шушана. Шушаник так же теоним и водная лилия в древнем Египте. Возможно, царь Египта и Израиля, родственник Соломона Шешонк тоже мог дать импульс для придания этого имени этнониму Шешан-Чечен. Фараон Шешонк носил хурритское имя и мог иметь хурритское происхождение.

Я хотел бы своим учёным землякам напомнить, что хан Сечин, коего пытались записать в основание имени Чечен,это вообще то история гораздо более поздняя, чем всё вышеперечисленное, начиная с Элама. И сами монголы до вторжения в Чечню уже писали о народе Сасан! Так что Сечин тут ни при чем.

В Шумере саг голова, а у вайнахов саг человек, отсюда вероятно и сак, в древности Центральной Азии, и саксы Германии.

Сас у чеченцев архаизм означавший общество, отсюда Сесан-один из чеченских тайпов. Кабардинцы и до русских называли чеченцев Шешан,а монголы Сасан. Касситы Междуречья скорее всего это будущие Кшатрии Индии, а синды Кавказа по Трубачеву будущие хинди.

Мы об этом уже писали много лет назад, но я вернулся к этой теме, когда недавно услышал пренебрежительное высказывание самих же чеченцев о якобы "недавней" этимологии этнонима чеченец, как о каком то "новоделе". Звучит это оскорбительное выражение как "чеченш бу уьш".

Можно было бы ещё привести и упоминание об этнониме сассанах как о древнем и уже забытом нахском этнониме древних англичан (см.Полное собрание сочинений Маркса и Энгельса том 16 стр.525).

Армянские источники ещё в средние века отмечали непонятный всем соседям язык Хутцев в Сасанских горах откуда был и их герой Давид Сасанский. Их так же считали сирийскими простолюдинами. А чеченцы считали себя выходцами из Сирии то есть Шема. Их достоверность можно подтвердить и упоминанием в этих преданиях некоего народа Халибов, который был известен античным авторам, но не мог просто так попасть не знавшим античные источники горцам Чечни в 19 веке. Эти предания записал Николай Семёнов в конце 19 века и опубликовал их.
Возможно, часть предков чеченцев как автохтоны жила на территории Северного Кавказа со времён Майкопской культуры, а другая родственная ветка их от Хурритов и урартов уже в Средние века вернулась к своим родственникам, ведь развилка между двумя вайнахскими ветвями гаплотипами J2A4B  более восьми тысяч лет! Что же до гаплогруппы J2a то её находят в ряде останков палеолитических обитателей пещер на территории Грузии, то есть эта гаплогруппа не чужеродная для Кавказа и была здесь с глубокой древности.
В.П.Алексеев выдающийся советский антрополог определил тип нынешних вайнахов и их соседей как кавкасианский, и он же определил кавкасианским тип хуррито-урартов и обитателей южного Кавказа с палеолита. Дальнейшие исследования современных генетиков привели к выводу: бореальные евразийцы обитатели Иранского нагорья имевшие гаплогруппу J имели минимум гибридизации с палеоантропами и стали первыми земледельцами в истории человечества.
Все мы потомки генетического Адама, но палеоантропный след идёт от материнских мтДНК линий. Возможно поэтому произошла гибридизация и расообразование по материнским линиям, возраст генетического Адама меньше возраста генетической Евы, как это не странно звучит по началу, а в Коране упомянут Адам, но нет упоминания Евы-Хаввы.
Время же потопа в позднем палеолите или в раннем неолите, меньше времени образования разветвления первых гаплогрупп, что означает не все нынешние народы происходят от пророка Ноя, иначе обращение к потомкам Адама было бы избыточным в Священных текстах. Чеченцы же сохраняют в своем самоназвании имя Ноя то есть Ноаха, как народа нохчи или нахчи. А имя Цанары, предки части вайнахов, вернувшихся на Кавказ к своим родственникам с сохранившимся от Майкопа архаичным языком, получили от хурритского Египетского города Цоан, а отнюдь не от Саны йеменской. И маршрут от Мисра и Шемы на Кавказ отмечен у Гурама Гумбы в Нахах с ссылкой на Горепекина и Чаха Ахриева. Но это более поздняя, хотя и древняя история.
Если не путать элементарно понятия Племя и Народ, придется согласиться с выводом Александра Пятигорского о древности самого Первого народа первых земледельцев с их самым первым надплеменным Международным языком неолита от Британии до Чили, чьё появление совпадает по времени с появлением первых языковых макросемей. И это меньшая древность нежели точка разветвления первых гаплогрупп. Одно не совпадает с другим.

P.S. Уже более ста лет назад князь Константин Михайлович Туманов доказал родство чеченцев и хуррито-урартов в своей книге изданной в 1913м году в Тифлисе!
Ещё в Х веке арабы писали о столице Кавказской Алании на территории Чечни и в поздних аланах Кавказа отмечали четыре РАЗНОЯЗЫКИХ народа, но первую и ведущую роль сассанахов с метатезой этого нашего этнонима!
За это время можно и нужно было бы пройти хотя бы чуть-чуть вперёд в исторической науке наховедения! Но нет! Конечно повторение мать учения, согласен. Но дальше то что?
И главное, зачем всё это?
А нужно это для того, чтобы Определить Центр Исторического развития человечества, человеческой цивилизации первых земледельцев! Об этом Центре Первого международного надплеменного языка протохурритов и урартов от Британии до Чили (без буквы Ф!) писал и Ханпаша Чулаев.
Генетики отмечают, что расхождение гаплотипов внутри гаплогруппы J2а между гаплотипами мелхистинцев и основной массы вайнахов около 18 тысяч лет. Это совпадает с временем образования первого неолитического народа на территории Плодородного полумесяца из которых там же после появились первые земледельцы, через несколько тысяч лет. Объединение первой цивилизации надплеменной общности в нашем народе было отмечено ещё Пятигорским и Старостиным. А самая архаичная форма языка вайнахов идёт от Майкопцев и урукцев, задолго до кобанской культуры.
Определение старшинства среди народов в будущем позволит решить все накопившиеся в международном формате проблемы!
Ведь только Старший в семье народов может рассудить по справедливости!