А. Я. Альтшуллер. Театровед среди социологов

Борис Докторов
Около десяти лет в составе сильной исследовательской группы я изучал репертуар и аудиторию всех Ленинградских драматических театров, а также и различные стороны жизни «людей театра». В последние почти три десятилетия мои научные интересы сместились совсем в другую область, но полного забытья тех лет и работы над тем проектом не случилось, а в  последние два-три года я иногда мысленно возвращаюсь в то время, и многое  вспоминается.


И, наверное, не случайно, но весьма неожиданно 11 мая я получил сообщение о том, что вскоре отмечается 100-лет со дня рождения Анатолия Яковлевича Альтшуллера (1922-1996), известного историка русского / советского театра, театроведа и, в современной классификации наук – культуролога. Более того, мне предложили написать о нем несколько страниц воспоминаний  для вечера памяти Анатолия Яковлевича. Дело в том, что около десяти лет Альтшуллер был членом нашей социолого-театроведческой команды, но, как отмечается в информационном сообщении «про это никто ничего не знает».   
Задача, поставленная передо мною, оказалась непростой: очень сжатые сроки и небольшой объем текста. Но сто лет со дня рождения – магическая дата, и отказываться было невозможно.


Мое общение с Анатолием Яковлевичем Альтшуллером было недолгим, 1978 – вторая половина 1980-х, и простиралось в достаточно узком пространстве – социолого-театроведческие поиски группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО). Однако, прошли годы, и когда на рубеже веков я начал заниматься историей американской и российской социологии, оказалось, что для меня это общение было весьма значимым. Именно тогда я, еще не особо задумываясь, почувствовал специфику исторического знания. Похоже, для Анатолия Яковлевича жизнь русского драматического театра была целостным процессом и, каждый, кто оказывался в поле его внимания, был ему интересен. Ибо, без него театр был неполон.  Анатолий Яковлевич принадлежал к тому поколению мужчин, которое было сильно выкошено войной, он ее прошел, выжил, и отсюда его жизненный оптимизм. Он просматривался во всем.
Я благодарю Любовь Овэс за предложение немного поделиться воспоминаниями об А.Я. Альтшуллере. Для меня это превратилось в неожиданную мысленную беседу с ним.

                ***

Группа «Социология и театр» возникла полвека назад – в 1973 году, даже по критериям истории – достаточно давно, а в социальном плане – в другую эпоху. Все было в другой стране, в другом городе, иными были Социология и Театр. Два десятилетия изучая историю советской / российской социологии, я могу с уверенностью говорить об уникальности группы «Социология и театр» как научного и организационного образования.
Научная уникальность выражается в высокой продуктивности деятельности группы и продолжительной востребованности полученных ею результатов. Так в 2013 году под редакцией В.Н. Дмитриевского в книге «Театр и публика» были переизданы не только теоретико-эмпирические результаты исследований группы в 1970-х годах, но социолого-театроведческий инструментарий исследований. Более того, под редакцией Б.М. Фирсова только что завершена подготовка книги «По обе стороны рампы», в которой будут отражены и некоторые итоги более поздних изысканий.


Эффективность деятельности исследовательской команды может быть объяснена двумя факторами: «внешним» и «внутренним». Первый – группа работала в среде с минимально возможным в то время уровнем бюрократии, а проще – административного контроля. Она не была структурной единицей академического института, завода или фабрики, не обслуживала непосредственно партийную или региональную власть, ей не давали «ценные советы» ни парт-, ни профбюро. ВТО было творческим объединением, и, функционируя в общем для всех режиме взаимодействия с «верхами» оно, однако, старалось обеспечить театрам необходимый простор для творчества. В определенной степени эти принципы распространялись и на социологов.
Второй фактор – профессионализм членов группы и атмосфера работы в группе. Стартовый состав команды включал шесть человек. Создатель и руководитель – В.Н. Дмитриевский, театровед, имевший опыт социологического подхода к анализу театрального произведения. Далее – четыре социолога, все – знавшие и понимавшие друг друга сотрудники академического социологического института, с немалым, по тем временам, опытом участия в различных социологических исследованиях. А.Н. Алексеев, к тому моменту вместе с Дмитриевским провел интересное исследование репертуара, О.Б. Божков, Б.З. Докторов и Л.Е. Кесельман были новичками в театральной тематике. Был в группе начинавший специализироваться в вопросах экономики театра – В.Л.Владимиров. Он работал недолго, его сменил Б.Н. Кудрявцев. Половина группы имела кандидатские степени.


Исследовательские знания и навыки членов группы сочетались с их молодостью:
Старшему – Дмитриевскому только исполнилось 40, а средний возраст участников группы не достигал 35 лет. Консультантом социолого-театроведческого проекта стал социолог Б.М. Фирсов, ему было 44. Фирсов обладал немалым авторитетом в среде актеров и режиссеров, так как в первой половине 60-х успешно руководил Ленинградским телевидением, важно и то, что в аспирантские годы он смог ознакомиться в Лондоне с практикой изучения телеаудитории компанией BBC.
Назову еще один фактор – связывающий названные два: это – совокупный драматический театр Ленинграда тех лет. Конечно, и пьесы, и их режиссура, и игра актеров постоянно подвергались критике, но вспомним руководителей театров того времени: Р. Агамирзян, И. Владимиров, И. Горбачев, З. Корогодский, Е. Падве, Г. Товстоногов, Я. Хамармер. Каждый из них оставил заметный след в культуре города. Было по-настоящему интересно изучать и репертуар театров, и их зрителей.


Поначалу работа социологов была встречена людьми театра без энтузиазма, считалось, что жизнь театра не может быть измерена. Но первая исследовательская пятилетка изучения в целом была успешной, и театральная общественность Ленинграда, и коллеги из разных городов и республик страны нас приняли. В 2014 году я провел большое биографическое интервью с Дмитриевским и спросил его, результаты нашего исследования – лишь славное прошлое или они интересны сейчас и будут «вечно живыми»? Факты, приведенные Дмитриевским в ответе, позволили ему подвести такой итог: «...можно предположить, что заложенный в трудах группы “Социология и театр” ресурс еще не исчерпан».
В 1978 году В.Н. Дмитриевский переехал в Москву и начал работать во Всесоюзном НИИ искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания). Но группа продолжила работу под руководством Б.М. Фирсова и была усилена двумя театроведами – Анатолием Яковлевичем Альтшуллером и Юрием Михайловичем Барбоем. Они оказались «нашими», сразу восприняли «артельный» дух группы, активно осваивали язык социологии и старались расширить наши представления о природе театрального искусства. Социально-политические изменения в стране потребовали усиления внимания к намечавшимся трендам в театральной жизни и в театральном сознании всех участников театрального процесса. Вот где оказались крайне востребованными знания Альтшуллера истории русского и петербургско-ленинградского театра. В ходе наших еженедельных заседаний мы начинали видеть наблюдаемое как результат развития театрального искусства и как базу его движения в неясное будущее. Так сложилась модель социолого-театроведческого описания динамики театрального искусства, в котором обобщенное мнение главных режиссеров было решено принять за норматив социально желательного и социально необходимого. При этом принимались во внимание представления (результаты серии глубинных интервью и опросов) о театре и социуме актеров и экспертов, способных осветить разные аспекты жизни театра.


Если мой рассказ пусть немного расширил знания участников этого форума о многогранной деятельности и личности Анатолия Яковлевича Альтшуллера, буду считать свою задачу выполненной.