США Устанавливают Новый Мировой Порядок

Марк Турков
Перевод с английского языка. Источник: газета "Нью-Йорк Таймс". Авторы: Питер Бейкер и Золан Канно-Янгс
Опубликовано 23 мая 2022 года.

“Мы пишем новые правила для экономики 21-го века”, - заявил г-н Байден в понедельник в Токио во время презентации того, что он назвал Индо-Тихоокеанской экономической основой. “Мы собираемся помочь экономике всех наших стран расти быстрее и справедливее”.


ТОКИО. Президент Байден призвал дюжину стран Азиатско—Тихоокеанского региона присоединиться к новому неопределенному экономическому блоку, призванному противостоять доминированию Китая и восстановить американское влияние в регионе через пять лет после того, как его предшественник вывел Соединенные Штаты из всеобъемлющего торгового соглашения, которое они заключили сами.

Новая инициатива США появилась менее чем через пять месяцев после официального вступления в силу возглавляемого Китаем Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, объединяющего 15 экономик Азиатско-Тихоокеанского региона в крупнейший в мире торговый блок. Большинство стран, которые г-н Байден подписал в своих рамках, уже входят в блок с Китаем.

Альянс объединит Соединенные Штаты с такими региональными державами, как Япония, Южная Корея и Индия, чтобы установить новые правила торговли в самой быстрорастущей части мира и предложить альтернативу лидерству Пекина. Но опасаясь либеральной оппозиции внутри страны, новое партнерство г-на Байдена будет избегать положений о доступе к рынкам традиционных торговых сделок, что вызывает вопросы о том, насколько оно будет значимым.


Президент присутствовал вместе с премьер-министром Индии Нарендрой Моди и премьер-министром Японии Фумио Кисидой на презентации инициативы, в то время как другие лидеры присоединились к мероприятию посредством видеоконференции. Новый альянс представляет собой центральную часть не только первой поездки г-на Байдена в качестве президента в Азию, но и его более широкой стратегии в регионе в то время, когда Китай все больше заполняет пустоту, образовавшуюся после того, как президент Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты из Транстихоокеанского партнерства в 2017 году.

“Это, по любому мнению, самое значительное международное экономическое участие, которое Соединенные Штаты когда-либо имели в этом регионе”, - заявила журналистам в воскресенье министр торговли Джина М. Раймондо, которая возглавит некоторые переговоры, инициированные соглашением. “И запуск его завтра здесь, в Токио, знаменует собой важный поворотный момент в восстановлении экономического лидерства США в регионе и представлении странам Индо-Тихоокеанского региона альтернативы подходу Китая к этим важнейшим вопросам”.

В дополнение к Соединенным Штатам, Индии, Японии и Южной Корее, в число 13 членов рамочной программы войдут Австралия, Бруней, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Вместе страны-участницы представляют около 40 процентов мировой экономики, и любые конкретные соглашения, которые будут заключены в рамках группы, могут иметь большое значение для установления стандартов даже за пределами ее членства.

На фоне неопределенности и скептицизма в регионе по поводу того, что на самом деле будут означать новые рамки, американские официальные лица в последние недели изо всех сил пытались привлечь достаточное количество крупных стран к участию в надежде произвести большое впечатление с помощью яркого старта. В частном порядке они заявили, что все страны, на которые они серьезно нацелились, согласились присоединиться, но некоторые аналитики задались вопросом, уменьшат ли масштабы нового блока какие-либо гарантии или компромиссы, предлагаемые для привлечения к участию.

Для Соединенных Штатов новая структура эффективно заменяет более широкое Транстихоокеанское партнерство в качестве основного средства формирования потока товаров и услуг в регионе. Президент Барак Обама с г-ном Байденом в качестве своего вице-президента провел переговоры о ТПП только для того, чтобы г-н Трамп отказался от него в свой первый полный рабочий день на посту, оставив блок действовать без своего крупнейшего члена.

Но вместо того, чтобы просто вернуться к партнерству, как этого хотели от него Япония, Сингапур и другие страны, г-н Байден, по сути, тоже отказался от него из уважения к оппозиции внутри своей собственной партии. Чтобы успокоить его либеральную базу, новая структура, в отличие от T.P.P. и других традиционных соглашений о свободной торговле, не будет снижать тарифы.

Руководители бизнеса говорят, что возглавляемый Китаем блок теперь сделал больше для определения торговли в регионе, хотя он мало чего требует от своих членов и сосредоточен в основном на ограничении бюрократической волокиты. Американское видение региона, напротив, амбициозно и направлено на повышение трудовых и экологических стандартов. Но, по мнению аналитиков, без предоставления большего доступа к своему рынку у Соединенных Штатов не так много пряников, чтобы стимулировать эти изменения.

“Будет трудно убедить правительства азиатских стран изменить правила таким образом, чтобы это могло нанести ущерб их политической экономике, без обещания расширения доступа к американскому рынку”, - сказал Аарон Коннелли, научный сотрудник Международного института стратегических исследований в Сингапуре.

Тем временем, демонстранты в Токио (в воскресенье) протестовали против визита г-на Байдена и навязываемого США "Нового Порядка".

В то время как многие лидеры в понедельник высоко оценили инициативу, возглавляемую США, некоторые на презентации ясно дали понять, что ожидают, что другие вскоре присоединятся к блоку.

Пекин недавно раскритиковал идеи США за то, что они приносят пользу лишь ограниченной группе стран.

“Инклюзивное экономическое сотрудничество окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе”, - сказал Мухаммад Луфти, министр торговли Индонезии. “Мы не хотим, чтобы IPEF был просто инструментом сдерживания других стран”.

Рамочная программа будет сосредоточена на четырех основных целях:

гармонизации усилий по обеспечению безопасности цепочек поставок, расширению использования экологически чистой энергии, борьбе с коррупцией и прокладыванию пути для расширения цифровой торговли.

С началом в понедельник вскоре начнутся переговоры по каждой из этих областей под руководством г-жи Раймондо или Кэтрин Тай, торгового представителя Соединенных Штатов.

Каждой из 13 стран-участниц будет разрешено выбирать, в какой из четырех областей заключать сделки, без необходимости брать на себя обязательства по всем из них. Параметры переговоров должны быть определены к концу июня или началу июля, и администрация надеется завершить любые соглашения в течение 12-18 месяцев, чтобы затем представить их каждому правительству на ратификацию.

По мере того, как чиновники готовились к новому предприятию, стало ясно, что шрамы от Т.П.П. глубоко укоренились в администрации Байдена.

Г-жа Тай прямо признала в воскресенье, что “самая большая проблема” с T.P.P. заключалась в том, что еще до избрания г-на Трампа “у нас не было поддержки дома, чтобы провести это через Конгресс”. “Там был очень, очень сильный урок, что T.P.P., как это было задумано, в конечном счете было чем-то довольно хрупким, и Соединенные Штаты не смогли его реализовать, и это очень сильно повлияло на наше мышление”, - сказала она.

Она сказала, что трудовые и экологические группы “получат главные места за столом переговоров” в новых рамках, но выразила сомнение в том, будут ли соглашения, вытекающие из них, представлены Конгрессу на утверждение. “Давайте посмотрим, к чему приведут нас эти переговоры”, - сказала она.

Но другие чиновники администрации, выступая на условиях анонимности для обсуждения внутренних обсуждений, отдельно заявили, что без обсуждения тарифов, скорее всего, не было бы необходимости обращаться в Конгресс.

По их словам, предусмотренные в настоящее время соглашения, некоторые из которых имеют обязательную силу, а некоторые нет, могут быть достигнуты с помощью исполнительных соглашений. Тем не менее, один из чиновников добавил, что администрация будет консультироваться с Конгрессом, как если бы требовалось одобрение, в надежде восстановить доверие после опыта T.P.P. и обеспечить прочную двухпартийную поддержку любых возможных сделок.

Членство в новой структуре перекрывает членство в T.P.P., но не совсем точно. Семь стран будут принадлежать к обоим, но несколько членов T.P.P. не подписали рамочную программу. Для двух из них, Канады и Мексики, это может быть менее важно, поскольку у них уже есть собственное Североамериканское соглашение о свободной торговле с Соединенными Штатами, недавно обновленное г-ном Трампом.

Г-жа Раймондо сказала, что новые рамки выходят за рамки “все того же старого, все того же старого” соглашения о свободной торговле, но партнеры в Азии по-прежнему хотят все того же старого торгового соглашения. Такие страны, как Сингапур, пытались убедить Соединенные Штаты использовать эту структуру в качестве отправной точки для воссоединения с T.P.P., который не является стартовым для команды Байдена.

Но вместо того, чтобы просто вернуться к партнерству, как этого хотели от него Япония, Сингапур и другие страны, г-н Байден, по сути, тоже отказался от него из уважения к оппозиции внутри своей собственной партии. Чтобы успокоить его либеральную базу, новая структура, в отличие от T.P.P. и других традиционных соглашений о свободной торговле, не будет снижать тарифы. Тем не менее, г-н Кисида заявил в понедельник: “Мы считаем желательным, чтобы Соединенные Штаты вернулись к Т.П.П.”

Даже более ограниченные рамки Байдена потребуют умелого управления демократическими избирателями. Трудовые группы в Соединенных Штатах уже скептически относятся к любым широким новым обязательствам, включая положения о цифровых технологиях, которые могут привести к увеличению аутсорсинга в таких областях, как медицина и другие сферы услуг.

Старт был дан в течение двух напряженных дней для г-на Байдена, который встретится отдельно с каждым из этих трех лидеров в дополнение к встрече на высшем уровне всех четверых из них, представляющих Четверку, блок, ориентированный на безопасность, сформированный много лет назад из-за растущего беспокойства по поводу военного присутствия Китая в Азии и некоторых частях мира. Индийский океан.


Экономические вопросы, однако, явно были в центре внимания г-на Байдена на протяжении всей его поездки в Южную Корею и Японию.

Перед вылетом в Токио в воскресенье г-н Байден присоединился к Эйсун Чунг, исполнительному председателю Hyundai Motor Group, чтобы отпраздновать план компании по строительству нового завода по производству электромобилей и аккумуляторов стоимостью 5,5 млрд долларов в Саванне, штат Джорджия.

Перед этим он рекламировал решение Samsung построить новый завод в США. Соединенные Штаты во время экскурсии по аналогичному заводу по производству полупроводников.

В условиях роста цен, падения фондовых рынков и распространения опасений рецессии внутри страны президент стремится продемонстрировать, что он сосредоточен на стабилизации экономики, особенно в преддверии промежуточных выборов через пять месяцев.

Во время отдельного брифинга с г-ном Кисидой в понедельник г-н Байден заявил, что не считает рецессию неизбежной.

“Значит ли это, что у нас нет проблем? Мы это делаем”, - сказал мистер Байден. “У нас есть проблемы, которые есть у остального мира. Но менее значимые (???!!!), чем остальной мир, из-за нашего внутреннего роста (???!!!) и силы (???!!!)”.