Барин комедийная пьеса по мотивам пьес Островского

Игорь Карпов 4
Барин
(комедийная, сатирическая пьеса по мотивам пьес Александра Островского)
(действие происходит в начале 19 века. 1820-30 ые годы). Продолжение следует.

Действующие лица;

Никанор Степанович – барин, помещик.
Анфиса Васильевна – жена барина, женщина покорная, набожная, немного забитая, боится мужа, любит дочь.
Пронька - мальчик-крепостной на побегушках у барина, помощник по хозяйству.
Варвара– молодая дочь барина. Романтическая особа, образованна, любит читать французские романы, побаивается перечить отцу, но сильно его любит.
Николай - управляющий у барина. Молодой человек лет 30 на вид, хозяйственен, педантичен, любит кругом учет. Жалуется все время, что барин ему мало платит за работу.
Акинфия – служанка, горничная у барина. Малообразованная девушка, ворчит на судьбу. Вечно недовольна.
Прохор - кучер, возит барина на коляске.
Артемий - крепостной барина, мастер на все руки, кузнец, столяр. Влюблен в Пелагею.
Пелагея - крепостная барина, любит Артемия.




Действие первое

Действующие лица:
Никанор Степанович – барин, помещик.
Анфиса Васильевна – жена барина.
Пронька - мальчик-крепостной у барина, помощник по хозяйству.
Варвара – молодая дочь барина.
Акинфия – служанка.
Николай - управляющий у барина

Явление первое
Меблированная со вкусом обставленная комната (гостиная). В комнату входит усталый с дороги Никанор Степанович.
Никанор Степанович разговаривает сам с собой
Уф! И устал же я, черт побери! Замотали кредиторы,  а этот старый хрыч пень, Егор, ну разве можно дело иметь с такими людьми? Подведет же в нужный момент! (сердится, досадует). Собрались ехать сделку заключать, а он подлец окаянный со вчерашнего дня запил и теперь лежит мертвецки пьяным, встать не может. Ну как можно иметь с такими людьми дело! Всюду меня окружают дураки, воры, конченые пьяницы и ненадежные люди. О, Господи!
Пронька где ты там, шельма пропадаешь! Поди сюда! Видишь барин усталый с дороги приехал.
Вбегает Пронька. Тут я-сс!!! Весь к Вашим услугам!
Никанор Степанович. Ну где ты там все пропадаешь дармоед?! И почем тебя я только кормлю сам, не знаю. Проку от тебя нет никакого! Видать давно тебя не пороли? Вот что бывает то, когда хочешь как лучше по доброте то своей душевной, а тебе на голову в итоге садятся! Вели накрывать на стол обед, скажи барин усталый приехал.
Пронька. Сию минуту. Уже бегу-сс!!! Убегает давать распоряжения.
Никанор Степанович (наедине с собой)
Один, совсем один, ни на кого нельзя положиться в наше время!
В комнату входит Анфиса Васильевна.
Устал, притомился с дороги?!
Никанор Степанович. Да есть маленько. Замотают людишки всякие пакостные!
Анфиса Васильевна. Пойди пообедай отец, накрыт стол, передохни.
Никанор Степанович (вздыхает). Спасибо мать, чтобы я без тебя делал. Одна ты только и печешься обо мне старике. Встает и уходит в столовую (гостиную)
Явление второе
В комнату входит Варвара.
Варвара. Отец приехал, как он?
Анфиса Васильевна. Усталый. Хлопочет сутками напролет все, дела, дела. Замотался совсем, бедняга!
Варвара. Как мне жаль его. Даже передохнуть некогда ему.
Анфиса Васильевна. Что поделать, работа у него такая. Хозяйственный твой отец, домовитый. Пропали бы мы без него с тобой доченька!
А ты все опять романы французские читала небось? Что за блажь да в твои годы то? Глупостями заниматься! Тебе замуж уж давно пора, в девках то засиделась ведь. Ты же молода, хороша собой! Завянешь так в девках то! (Охает укоризненно). Надо отца твоего попросить, чтобы тебе мужа хорошего подыскал богатого, зажиточного, чтобы душ много было, имение большое. Пойду, похлопочу на кухне, чтобы Никанора Степановича хорошо покормили (уходит).
Вслед за ней из комнаты уходит Варвара


Явление третье
В комнату входит Акинфия - служанка, горничная, начинает убираться, вытирать пыль с комодов, столов.
Акинфия. Как же тут грязно у баринов то! И что они без меня делать будут!
В комнату входит Николай, управляющий барина.
Николай. Здравствуй, Акинфия! Что-то барин сегодня больно сердит, cмотрю.
Акинфия .Здравствуйте, Николай! Да он же всегда такой, ворчит.
Николай. Нет, это ты Акинфия все ворчишь на судьбу. Сегодня Николай Степаныч особенно осерчал, видать (поди)  кто-то ему сильно насолил.
Акинфия – Да как тут не ворчать то! Окромя меня никто тут за порядком не следит. А я не могу, чтобы кругом не убрано было.
Николай.  Работа твоя такая глупая, чего же ты хочешь!
Про себя. У баринов деньжат то куры не клюют, а старик жадноват, скряга, чахнет над капиталами своими, а мне гроши платит. Начнешь говорить про повышение оплаты, так сразу серчать начинает, дармоедом обзывать. Зимой снега не допросишься у скупердяя.
Николай. Пойду проверить счета нужно и бумаги барина. (уходит)
 Акинфия.  Уф! Денек сегодня выдался какой-то суматошный! Завершает уборку и выходит из комнаты.

Действие второе
Явление первое

Столовая, за столовой обедают Никанор Степаныч, жена Анфиса Васильевна и дочь Варвара.
Никанор Степаныч. Ну как Вам без меня живется,  Анфиса Васильевна и ты дочь? Небось скучали?
Анфиса Васильевна. Еще как! Места себе не находим. Как же нам без тебя то! Сироты мы же без тебя,  отец родной наш!
Никанор Степаныч. То-то же! Это правильно ты говоришь, мать! Мудрые слова! За то тебя и люблю ведь. А дочь что?
Никанор Степаныч (обращается к дочери). Ну что доченька, опять все романы французские почитываешь? ( смеется). Блажь пустая  это! В твои годы пора уже давно о замужестве выгодном думать, а ты любовную писанину читаешь глупую. Не дело это! (кивает полусердито головой).
Варвара. Да что же делать тятенька (отец)! Времени столько свободного, не спать же круглые сутки.
Никанор Степаныч. Тебе пора уже замуж выходить, да жениха солидного, богатого в мужья искать. А ты все романы читаешь?! В девках же давно засиделась!
Варвара. Да я бы и рада отец, да где же взять то таких!  Мы же в провинции живем, не в столице.
Никанор Степаныч. Тут правду ты говоришь, тяжело сейчас мужей то не пьющих, не гулящих,  работящих и богатых c хорошим имением сыскать! Ну ничего, подыщу тебе, связи свои задействую. Не такой Никанор Степаныч, чтобы дочь то свою выгодно замуж не выдать, верно мать говорю! (обращается к жене)
Анфиса Васильевна. Верно, верно, отец! Пойди отдохни, поспи, устал с дороги то небось! (охает).
Никанор Степаныч. Пойду мать, надо поспать с дороги, притомился с делами. (встает из-за стола и выходит из столовой)
Варвара (матери). Что-то отец сегодня больно сердитый.
Анфиса Васильевна. Замотался он глупенькая с кредиторами да делами своими не видишь!
Варвара. Вижу. Пойду,  погуляю в сад. (уходит из столовой)
Анфиса Васильевна (одна). Что же я сижу то! Дел не впроворот. Надо дать распоряжения Акинфии и Проньке (встает и выходит из гостиной)

Явление второе
Кузница (мастерская) барина.
Артемий кует деталь из металла. Эх, жизнь то наша пожарче раскаленного металла (железа) будет! Мы мастеровые люди подневольные, что барины скажут, то и делаем! Увидал тут барин на выставке диковину то из металла, сову, купил себе, принес и говорит, сделаешь такую же мне? Ну а мы то, что? На что нам руки и голова даны! Сделаю, говорю! А вещица то непростая оказалась, напросился на свою голову! Ну да, теперь уж куда отпираться. Велено делать. Ну мы то все осилим, мы люди сподручные, к труду приучены с малолетства. ( Cтучит наковальней, молотком по металлу. Поет песенки вслух).
В кузницу входит Пелагея.
Пелагея. Здравствуй, Артемий! Как поживаешь?
Артемий. Спасибо, Пелагея, не жалуюсь! Грех нам жаловаться, коли руки работящие имеем! Ты сама то как? Не обижают?
Пелагея. Не обижают. Барин добрый, хоть и кричит порой на всех. Давно тебя не видела.
Артемий (улыбается) Соскучилась, поди?
Пелагея. (cмущенно). Все шутишь, дурачок. Ты же знаешь, что я к тебе неравнодушна давно. Чем занят?
Артемий. Да вот барину вещицу одну захотелось получить, дал мне наказ. Работы непочатый край. Сделаю, еще дел полно.
Пелагея. У тебя Артемий руки золотые, ты все можешь сделать. (улыбается)
Артемий. Нет таких мастеров, чтобы все умели делать,  и я не могу (cмеется). Но данную вещичку барину сделаю, как и обещал.
Пелагея (подходит тихонько к нему) Когда не вижу тебя, не знаю  куда себя деть. Люб ты мне Артемий!
В этот момент входит барин
Никанор Степанович. И ты здесь, Пелагея. Шушукаетесь тут без меня втихаря! Любовь-с-с!!! (смеется). Подходит к Артемию. Ну что мастер наш на все руки, сделал мне вещицу, как просил?
Артемий. Да скоро уж будет готово Никанор Степаныч. Больно мудреная, хитрая вещица оказалась.
Никанор Степанович. Ну ты справишься, Артемий. Ты же дока! Дела мастера боится (похлопывает по плечу). Ладно, пойду я,  дела ждут старика!. (уходит)
Артемий (Пелагее). Значит по нраву тебе, говоришь? (широко смеется)
Пелагея. Глупый ты все-таки Артемий! Давно ты мое сердце девичье разбил!
Артемий. Починим, коли разбил! Сама говоришь, что мастер на все руки. Ты тоже давно приглянулась мне.
Пелагея. Нам с тобой пожениться бы надо бы и деток завести.
Артемий. Надо, да люди мы подневольные с тобой. На все воля барина.
Пелагея. Да судьба у нас такая крепостная. Мы люди маленькие. За нас барины сверху решают.
Артемий. Ну ты не горюнь больно, девица. Глядишь, поженимся еще. Когда барин добрый будет, можно поговорить. А пока мне не мешай, работы много, нужно барину вещицу сделать, раз обещал.
Пелагея. Пойду я, еще свидимся с тобой (целует его в щеку и уходит)
Артемий (наедине с собой) Эх, оно как закрутилось все! Какие нежданные повороты! Девка то влюбилась в тебя, а ты что? Сробел, поди, кузнец?! (смеется над собой).
Явление третье
В кабинете Никанора Степановича.
Никанор Степанович. Николай,  где мои бумаги?
Николай. Вот они, Никанор Степанович. Изволите-с проверять?
Никанор Степанович. Изволю непременно! Был до тебя у меня один управляющий, доверял ему все бумаги и дела, а он, паскуда, нечист на руку оказался, негодяй! Обкрадывал втихаря, старика! Ну, я его, подлеца,  вывел на чистую воду! Пришлось уволить его. Смотри, будешь обкрадывать в свой карман,  и тебя выгоню на улицу! Развелось в наше время шулеров и мошенников! Пруд пруди! А я один старик доверяю всем как дурак! Разве можно сейчас кому-то доверять?! Так и норовят обмануть! (сердится, головой качает )
Николай. Тогда изволите глянуть,  вот бумаги о Вашей недавней сделке. Сего-то числа Вы покупали лошадей у купца Яхонтова.
Никанор Степанович. Помню, помню,  как не помнить. Этого Яхонтова на том свете помнить будешь. Дряхлый старик, а торгуется будь здоров! Никак не хотел уступать мне лошадей то. Жаба душила его. Откуда столько сил в такое полумертвом теле (ехидно смеется). Еле выторговал.  Бог с ним,  Яхонтовым. Давай бумаги, разберусь. А ты поди пока, нам скоро предстоит ехать к одному господину, еще сделка предстоит. Подготовь нужные бумаги. Вообще ты молодец, толковый специалист. Только смотри, не кради у старика! А то пощады не будет никакой! (смеется).
Николай. Как угодно, Никанор Степанович. Выходит из кабинета. Старик на склоне лет умом видать тронулся. То серчает и ругается, то смеется как ребенок. Ну да ладно, главное бы платил вовремя! А так перетерпим глупости все.
Никанор Степанович. Проверю бумаги, скоро опять в путь собираться. Надо Прохору дать распоряжение, чтобы подготовил коляску, кобылку к поездке.
Никанор Степанович. Прохор! Подлец ты окаянный! Где черти тебя носят, мерзавца? Опять мертвецки пьяный спишь в сенях? Надо бы выпороть тебя хорошенько, да добрый я,  доброта моя только вред приносит мне!
Прохор. Собираетесь опять-сс в дорогу по делам? Как Вы только не устаете то от дел, хлопот! Велите запрягать?
Никанор Степанович. Угадал. Собираюсь. Ты особо не разглагольствуй, а готовь лошадей к дороге. Поездка дальняя в этот раз предстоит.
Прохор. Так уже все готово-сс! Лошадки покормлены, подготовлены.
Никанор Степанович. Ну вот и хорошо! Ступай, скоро поедем к помещику одному.
Прохор. Слушаю-сс! Уходит.
Никанор Степанович. Ох уж эти дела! Замотали старика совсем. А еще дочку то нужно выдать замуж выгодно то! А то засиделась в девках то за чтением романов непутевых. И что ей сдались эти романы французские!  Да только где найти стоящего жениха то? Измельчали кругом женихи нынче. Один мот, транжирит отцовское состояние на карты, другой бабник и повеса, третий дурак. Ну где хозяйственного сейчас сыскать, чтобы дельный был, денег много и имения, душ, чтобы  купец какой или помещик солидный. Ох уж эти заботы. Выходит из кабинета.
Действие третье
Явление первое. В саду

Варвара (прогуливается по саду). Как наскучили эти романы! Одно и тоже! Несчастная любовь, разделенные сердца. Ну почему нигде счастливой концовки нет? Непременно кто-то должен страдать, мучиться и быть несчастным! Как глупо, право. Сама то несчастна. Где хорошего мужа то сыскать?(вздыхает). Отец обещал подыскать дельного, стоящего, чтобы состояние было, душ много .
Николай. Здравствуйте, Варвара. Отец Ваш замотал меня сегодня. Дела, дела. Вот вышел свежим воздухом подышать. Отдохнуть от дел насущных (смеется).
Варвара. Здравствуйте, Николай. Вам хорошо то, вы занятой человек, весь в заботах и хлопотах. А я вот места себе не нахожу  от скуки и безделья. Романы надоели, проку от них нет, как правильно говорит мой отец. Замуж нужно, а подходящего жениха нет в глуши, где мы живем (вздыхает).
Николай. Мне бы Ваши заботы Варвара. Впрочем,  я Вас понимаю. А что не так с женихами? Кругом полно женихов то. Все неподходящие небось ( в сторону втихаря смеется). Что же Ваш отец то не подыскал благородного,  богатого мужа с имением и душами?
Варвара. Ищет, обещал найти хорошего, дельного, богатого.
Николай. Найдет, уверяю Вас. Он человек хозяйственный, деловой, упертый. Раз сказал, значит сделает.
Варвара. Хорошо было бы, да поскорее. Время то бежит, мы не молодеем.
Николай. Как Вы правы! Пойду, поездка дальняя предстоит, нужно бумаги подготовить для Вашего отца.
Варвара. Ступайте, Николай, Бог Вам в помощь.
Николай. Прощайте! (уходит из сада)

Явление второе
Анфиса Васильевна хлопочет по хозяйству на кухне.
Анфиса Васильевна. Что-то Никанора Степановича все нет и нет. Где он же запропостился. Бедняга, совсем дела замучили его. Исхудал, осунулся весь. А тут дел невпроворот по дому.
Анфиса Васильевна. Акинфия, где тебя носит, несчастная? Тут столько хлопот, а ты бездельничаешь? Бесстыжая! Хоть самой все делай. (укоризненно головой качает).
Акинфия. Тута- я барыня. Я не бездельничаю, обижаете зря,  матушка! Кабы не я, кругом грязь, да нечистоты были бы. А Вы барыня никогда не похвалите, только ругаете все.
Анфиса Васильевна. Ладно уж, разболталась, смотрю ты, девка! Уберись поди в гостиной и кабинете Никанора Степановича, чтобы порядок был. Проверю! Ты не играй на доброте моей!
Акинфия. Не волнуйтесь, Анфиса Васильевна, матушка, к приезду Никанора Степановича комнаты сверкать будут от чистоты. Кому же как не мне ( в сторону обиженно вздыхая)
Анфиса Васильевна. То-то же! Это верно ты говоришь. Не обижайся Акинфия, я тебе только добра желаю. Характер у меня не сахар, но добрая я.
Акинфия. Знаю, барыня. Кому как не Вам думать о нас.
Анфиса Васильевна. Заболтались мы с тобой. Ступай, подготовь все к приезду Никанора Степановича. А мне еще по кухне похлопотать нужно.
Акинфия уходит.
Анфиса Васильевна. Уж не стряслось чего с Никанором Степановичем в дороге. Пойду, помолюсь перед образами. (дает распоряжения и уходит из кухни)




Явление третье
В гостиной Анфиса Васильевна молится перед иконами.
Анфиса Васильевна. Прости грешных нас, Господи, окаянных. Не так ведь живем, не так.
Варвара входит в гостиную. Матушка, что-то отца давно нет больно. Боюсь я, как бы чего не случилось.
Анфиса Васильевна. Не говори дочь. Я сама себе места не нахожу. Вчера еще должон был приехать. Куда же мы  без него то! Пропадем ведь, глупенькая! (причитает перед иконами, плачет). Свят-свят! А ты неразумная все романы французские читаешь. Давно бы присмотрела дельного жениха с имением. Эх! Нынче молодежь не та, не та! (охает и причитает). Я то вот Никанора Степаныча присмотрела в свое время и обворожила (охмурила). Сразу увидела в нем крепкого хозяйственника, настоящего мужа, делового, богатого. А ты доченька не в мать, нет…
Варвара. Да уже не читаю матушка. Бросила. Одно и то же во всех романах. Разбитые сердца, трагедия. Надоело читать. Да мы же матушка в глуши живем. Тут пьяницы, лентяи, бабники одни, как наш отец говорит. (вздыхает)
Анфиса Васильевна. И то, правда твоя дочь. Сейчас жениха хорошего сыскать трудно, да… Где же носит Никанора Степановича то. Погода и то испортилась. Не понять тебе  переживаний матери, доченька.
Вбегает разгоряченный с дороги и взлохмаченный кучер Прохор. Падает ниц перед Анфисой Васильевной.
Прохор. Матушка, Анфиса Васильевна. Не уберег, прости! Никанор Степанович от дальней поездки и волнений со своими делами в дороге простудился и слег. Привез больного, врача ему срочно нужно!
Анфиса Васильевна. О, Господи! Да что же такое творится на белом свете! Я с ума сойду! Бедная я, бедная, что же буду делать без Никанора Степановича (причитает и плачет перед иконами).
Анфиса Васильевна. Неси его скорей, возьми еще кого-нибудь из прислуги.
Прохор убегает.
Анфиса Васильевна. Недаром сон тревожный видела накануне. Вещий, наверное. Свят-свят! Мы же без него ничто, пустое место! (дочери).
В гостиную входят Прохор, Николай, Артемий несут Никанора Степановича, кладут на диван.
Анфиса Васильевна подбегает к мужу и губами дотрагивается до лба.
Анфиса Васильевна. О, Боже! Горячий весь, горит! Температура у него!
Это ты Прохор виноват. Должен был заставить его одеваться теплее, погода уже холодная на дворе, а Никанор Степанович словно молодой, все фасонится, как будто ему 25 лет. Беги за фельдшером скорей, врачом. Вот возьми деньги то, дашь врачу. ( сует ему в руки бумажки)
Прохор. Бегу-сс, матушка уже. Бегу! (выбегает из гостиной).
Варвара. Подбегает к отцу, кладет ему руку на лоб. Горячий весь! Как же ты так отец! (плачет).
Никанор Степанович. Ничего-ничего. Бог даст, оправимся, оклемаемся. Не в первой. Ох уж эти гадкие людишки, торгашеские душонки. Сколько нерв мне попортили. До чего человек жаден то! Этот купец, помещик похлеще старика Яхонтова оказался. Ни в какую уступать. Цену заломил, ого! Совести у людей уже нет! (ворчит)
Анфиса Васильевна. О чем ты отец! Какой Яхонтов, ты же болен, тебе лечиться нужно срочно. О, Господи, пронеси беду! (причитает и плачет перед иконами).
Никанор Степанович. Не причитай мать, ерунда все. И не из таких передряг выпутывался Никанор Степанович.
В гостиную входит пришедший фельдшер.
Фельдшер. Где больной?
Анфиса Васильевна. Вот он, на кровати лежит. (плачет судорожно)
Фельдшер. Я прошу всех присутствующих выйти на полчаса. Мне нужно осмотреть больного.
Анфиса Васильевна. Конечно, конечно. Это Ваша работа. Не будем мешать. Все уходят, оставляя Никанора Степановича наедине с фельдшером.


Действие четвертое
Явление первое
Все собрались в кабинете Никанора Степановича.
Николай (про себя) Старик захворал не на шутку. Неровен час,  не помер бы. А то еще мне не заплатил ведь, скупец. Хотя барин крепкий мужик, глядишь поправится. Такие как он,  молодых переживут еще.
Анфиса Васильевна. Ох уж эти дела, да дела, совсем надорвался от забот Никанор Степанович, отец наш! (всплакивает)
Варвара. Бедный отец! И все из-за нас. Ради нас ведь старается.
Анфиса Васильевна. Именно! А ты глупенькая не ценишь отца то, неразумная дочь!
Прохор. Господи, спаси барина нашего Никанора Степановича, Христа ради просим!
Выходит фельдшер.
Анфиса Васильевна подбегает к нему.
Голубчик, любезный, ну как он скажи?
Фельдшер. Думаю, жить будет. Слаб очень, температура. Я дал ему лекарства, микстуры. Ему нужно пить много жидкости, горячего, проветривайте помещение, меняйте ему нательную рубашку. На все воля божья. Я приду через два дня. А на сегодня меня еще ждут пациенты.
Анфиса Васильевна. Спасибо Вам милый, вот возьмите от нас. (сует ему деньги в руки).
Фельдшер. Премного благодарю, сударыня. Впрочем, не стоило беспокоиться, ваш кучер, Прохор уже передал мне деньги.
Анфиса Васильевна. Возьмите еще. Для меня Никанор Степанович дороже всех денег на свете! (плачет)
Фельдшер. Не тревожьтесь, думаю с Вашим мужем будет все хорошо. Ему сейчас нужен постельный режим, обильное питье и чтобы его не беспокоили. И пусть пьет лекарства, что я ему дал. Я приду через три дня осмотрю состояние больного. А сейчас ему нужен покой, питье и лекарства.
Анфиса Васильевна. Да, да… Конечно. Мы все сделаем, как Вы скажите.
Фельдшер уходит.
Варвара подходит к матери.
Варвара. Что сказал врач?
Анфиса Васильевна. Сказал, жить будет. Господи, спаси раба Божьего Никанора Степановича (крестится и молится перед иконами). Мы же без него сироты будем! (плачет)
Варвара. Скорей бы отец выздоровел.
Анфиса Васильевна. Надо у Господа просить исцеления для отца нашего. Вот ты иди и помолись в свою спальню перед образами (иконами) то! А не романы читай беспутные. Взрослая уже давно! (укоризненно)
Варвара. Пойду,  помолюсь, как Вы говорите,  маменька. Уходит из кабинета.
Все постепенно расходятся из кабинета Никанора Степановича.

Явление второе

Через три дня приходит вновь фельдшер и осматривает в спальне Никанора Степановича.
Все собрались в ожидании в кабинете Никанора Степановича.
Анфиса Васильевна. Ну как отец наш, милейший, исстрадалась я вся за три дня, высохла!
Фельдшер. На поправку идет. Жар спал, но слаб еще. Заходить можете, но сильно не беспокойте его. Ему неделю постельный режим нужен. Никаких забот и дел, волнения ему сейчас противопоказаны.
Анфиса Васильевна. Спасибо Вам голубчик, чтобы мы делали без Вас (сует ему деньги)
Фельдшер. Благодарствую, хотя не стоило, уже лишнее, но раз Вы сударыня настаиваете, возьму (берет деньги). Все как прежде. Постельный режим, обильное питье и лекарства. А главное покой и никаких дел.
Анфиса Васильевна. Уразумела, чай не глупая. Сколько на свету живу. Все повидала!
Фельдшер. Можете проведать его, только недолго, он еще очень слаб. Мне нужно идти, дела. Прощайте. Уходит.
Анфиса Васильевна. Пойду, проведаю отца нашего.
Входит в опочевальню Никанора Степановича.
Анфиса Васильевна. Никанор Степанович, отец наш, как ты миленький?
Никанор Степанович. Спасибо за заботу мать, на поправку иду врач говорит. Жара нет уже. Скоро бегать буду,  как молодой скакун (смеется).
Анфиса Васильевна. Шутишь все отец. Ты же при смерти считай был.
Анфиса Васильевна. Целует лоб губами. И правда, голова не горячая. Слава Богу! (крестится). Мы с Варварой денно и нощно молились за тебя. Видать, молитвы Господь услышал наши.
Никанор Степанович. Вот Вашими молитвами и пошел на поправку. Не причитай мать, лучше обед дай. Проголодался я, а то три дня жара, аппетита не было ни грамму.
Анфиса Васильевна. Надо дать указания Акинфии, чтобы  распорядилась на кухне. Хотя сама сейчас схожу. Отец, я только пойду похлопочу по кухне, чтобы обед приготовили. Уходит из  спальни.
В спальню входит заплаканная Варвара. Бросается к отцу и целует его руки и лоб. Отец как ты? Мы с матушкой три дня места не находим себе.
Никанор Степанович.  Живой вроде. Не бойся доченька, не такой твой отец, чтобы от простуды помирать. Куда же я Вас на произвол судьбы брошу одних? Ты вот что дочка, у меня дело одно есть. Позови мать, Артемия и Пелагею ко мне. Мне нужно кое-что сказать. А теперь иди. Мне нужно отдохнуть немного.
Явление третье.

В кузнице.
Пелагея. Слышал Артемий, барин то заболел сильно, захворал, зачем то велел нас с тобой позвать к себе. Что у него на уме, как думаешь?
Артемий. Да кто же знает, что у баринов на уме? Мы люди мелкие, чтобы разбираться в чужих барских головах.
Пелагея. Люблю я тебя Артемий. Мил ты мне!
Артемий. И я тебя Пелагея. Да крепостные мы с тобой.
Пелагея. Да, участь наша такая нелегкая.
В спальне Никанора Степановича собираются Анфиса Васильевна, Варвара, Артемий, Пелагея и Николай.
Никанор Степанович. Ну вот любезные, знаете для чего я Вас всех собрал тут? (улыбается).
Анфиса Васильевна. Да почем же нам знать отец, миленький, просвяти нас темных то!
Никанор Степанович. А позвал я  Вас для того, чтобы сообщить одну приятную новость. Я давно уже думал и решил дать вольную Артемию и Пелагее. Он хороший кузнец, мастер на все руки, Пелагея тоже хорошая работница и они любят друг друга. Шушукаются там в кузнице (смеется). Пуская живут на воле, как им угодно, Николай бумаги нужные подготовил. Помимо этого я им даю денег еще и часть своей земли, чтобы дом свой построили. Пусть живут  и деток плодят в любви. Нужно что-то сделать хорошее и богоугодное хоть раз  в своей жизни, не всю жизнь о кармане своем  радеть!
Никанор Степанович. Артемий и Пелагея подойдите ко мне.
Пелагея радостно падает в ноги Никанору Степанович и рыдает, не веря своему счастью.
Никанор Степанович. Ну не надо, не надо в ногах валяться. Теперь будешь женой своего кузнеца Артемия. И ты Артемий подойди сюда.
Артемий подходит и благодарит Никанора Степановича. Спасибо Никанор Степанович, век буду жить,  не забуду Вашей доброты.
Никанор Степанович вручает им вольные и документы на землю. Деньги получите у Николая.
Ну а теперь дайте старику отдохнуть малость. Притомился я из-за болезни.
Накройте обед, а пока передохну.
Все выходят  радостные из спальни Никанора Степановича.

Занавес