На веслах через Океаны- ORS

Леонард Позолотин
Фото: Кеннет Крачлоу и Татьяна Резвая на лодке Федор Резвой;

"На мой взгляд, абсолютная реализация собственной свободы заключается в осознании того, что в случае неудачи ты понесешь высшее наказание — смерть и что именно твоя жизнь поставлена на кон. Этого самого по себе достаточно, чтобы почувствовать в полной мере ответственность, лежащую на тебе. Вполне возможно, что иным способом, кроме как оставшись один на один с океаном, средой, чуждой человеку, добиться этого ощущения невозможно".
«В одиночестве».
Жерар д`Абовил (человек, переплывший в одиночку на веслах два океана: Атлантический и Тихий.)

Общество океанских гребцов
The Ocean Rowing Society
(www.oceanrowing.com)

Международное общество океанской гребли - ORS является руководящим органом международной океанской гребли и официальным судьей рекордов океанской гребли для Книги рекордов Гиннеса. ORSI была основана в 1983 году в Калифорнии океанскими гребцами Питером Бёрдом и Кеннетом Ф. Кратчлоу . Кеннет Крачлоу — человек, фанатично преданныq делу океанских марафонов, который  ввел в оборот понятие “океанский гребец”. 

Гонка через океан, начатая в октябре 1997 г. и посвящённая столетию первого пересечения Атлантики на вёслах, была особенно впечатляющей: на старт марафона от Канар до Барбадоса — это свыше 5500 км — вышло три десятка двухместных лодок. В преддверии этой гонки и было основано Общество океанских гребцов во главе с Кеннетом Крачлоу — человеком, фанатично преданным делу океанских марафонов, который в сущности и ввел в оборот понятие “океанский гребец”. Это он был координатором плаваний знаменитого британского гребца-одиночки Питера Бёрда.
Уже покорив на вёслах Атлантику и Тихий океан, Питер Берд упорно (трижды!) пытался одолеть трассу в Тихом океане “от материка до материка” по-иному: со стартом во Владивостоке и с финишем в Сан-Франциско. Он погиб. На берегу бухты Врангеля, откуда он вышел в свой последний рейс, Фёдор Конюхов установил памятную доску. Теперь, старанием Общества океанских гребцов учреждён переходящий приз имени Питера Берда, названный “СПИРАЛЬ ТИТАНОВ”. Имена погибших гребцов уже значатся на самых первых витках этой спирали. Есть в их числе и Евгений Смургис.

Это международное общество объединило гребцов-мореплавателей в некую семью, подобную космонавтам, и взяло не себя заботу об организации океанских переходов. Общество следит за продвижением вышедших в океан лодок, поддерживает с ними связь, при надобности приходит на помощь и на своем сайте в сети Интернет собирает подробности о подвигах гребцов.
Безупречным по организации было, например, пересечение Атлантики англичанином Эндрю Холзи, больным эпилепсией; 116 дней один на один он сражался с океаном и победил, пройдя на веслах 2900 миль. В 1998 году Общество обслуживало сразу два рекордных плавания женщин-одиночек — француженки Пегги Буше и американки Тори Марден.

За 100 лет океанской гребли искушению бросить вызов судьбе и выйти в океан на весельной лодке (длиной от 6 до 10 м) поддалось свыше 90 человек. Из них пятеро англичан и россиянин из Липецка Евгений Смургис погибли. (См. "На веслах в Лондон").  http://proza.ru/2022/01/10/262


Историю самого первого одиночного плавания на весельной лодке через океан рассказала в офисе Общества океанских гребцов знаменитая Сильвия Кук. Выяснилось, что она “причастна” не только к плаванию в паре с Фэрфаксом через Тихий океан, но и к его первому — одиночному — переходу через Атлантику.
“Я ни о чем таком не помышляла в том памятном мне 1968 году, —начала Сильвия свой рассказ, — когда увидела в газете странное объявление. Некто Фэрфакс призывал граждан Британии помочь ему пересечь океан в одиночку, поскольку парное пересечение уже состоялось ранее. Что оставалось делать? Я решила помочь: запечатала в конверт однофунтовую купюру — были такие тогда. Джон позвонил мне и через некоторое время состоялось наше знакомство. Выяснилось, что я была единственной, поддержавшей его обширный план сбора пожертвований.
 20 января 1969 года Джон стартовал один — на своей громадной, десятиметровой лодке “Британия”. После шестимесячного марафона Фэрфакса одиночные плавания на гребных лодках стали регулярно повторяться. Одиночество в экстремальных путешествиях стало модным. Первыми были в 1969 г. Джон Фэрфакс (Лас-Пальмас — Майами) и Том Макклин (Сент-Джонс — Блэк Сад Бей).
Мечта Сильвии Кук, то она осуществилась в 1971 г.: она в паре с Джоном отправилась пересекать Тихий океан. Их плавание длилось без малого целый год. Но не всегда даже столь долгое “одиночество вдвоем” в безбрежном океане предполагает последующую совместную жизнь на берегу. Джон остался в Новом свете навсегда, одарив Сильвию громким титулом первой леди в океанских плаваниях на веслах…

Первым одиночкой-мужчиной, бросившим вызов Тихому океану, стал швед Андерс Свендлунд (от берегов Чили до Самоа, 1974 г.).
Но немало подвигов и на счету парных марафонов. В 1897 г., когда два американца норвежского происхождения Джордж Гарбо и Френк Самуэльсен на спор отправились через Атлантику на открытой гребной лодке-дори, никто не подозревал, что эта невероятная история будет иметь славное продолжение. Героический рейс норвежцев на какое-то время стал громкой сенсацией, но потом о возможности пересечь океан на веслах попросту надолго — лет на 70 — забыли.
Лишь в 1966 г. англичане капитан парашютного полка Джон Риджуэй и его подчиненный сержант Чей Блит, понятия о гребле имевшие весьма поверхностное, купили за 200 фунтов лодку и стартовали к берегам родной Англии. Цель их плавания — выйти из малоприятной и скучной ситуации, когда в повседневной казарменной рутине и денег не хватает, и нет ни развлечений, ни славы. Ровно через три месяца друзья Джон и Чей достигли Британии. В наши дни — это состоятельные и знаменитые люди, удостоенные за свой подвиг рыцарских званий и продолжающие активную деятельность на ниве яхтинга и океанской гребли.

Маршрут трансатлантического марафона
Трасса между 20 и 30° северной широты — идеальный полигон для плавания гребных лодок. Здесь господствует северо-восточный пассат, слегка подгоняющий лодку в западном направлении, а течение дает гребцу ощутимую прибавку от 5 до 20 миль в сутки, которые в какой-то степени компенсируют снос лодки от встречных ветров, которые нет-нет да и встречаются. На 60-м градусе западной долготы течение подворачивает к северу и уже называется Антильским. Вскоре оно вливается в одну из струй Гольфстрима и идет вдоль побережья Флориды — конечной цели путешествия. Протяжённость маршрута 3700 миль (6850 км), расчетное время в пути — 100-120 суток. Сезон гребного перехода выбран также неслучайно: зима и весна в северной Атлантике — наиболее благоприятное время, поскольку сезон тропических ураганов в Карибском море наступает не раньше второй половины июня…

Питер Хогден гребец с лодки “Хоспискаре” сделал большое дело для безнадежно больных людей. Малопонятное нам это название лодки означает “Госпиталь для умирающих”, утешение для тысяч людей. Питер очень успешно способствовал сбору средств на поддержание такого госпиталя. Реклама на бортах его лодки срабатывала безупречно: в адрес спонсоров Питера шли письма с чеками для госпиталя.
Океанские гребные марафоны, особенно одиночные, стали мерилом мужества, они сродни восхождению на Эверест и заняли заметное место среди самых рискованных видов спорта. А с расцветом телевидения и средств связи по зрелищности и маркетинговой популярности гребля в океане уже выстроилась в ряд следом за гонками “Формулы-1” и яхтенными кругосветками.

Громадную работу по организации гребных переходов проводила помощница и секретарь Общество океанских гребцов основателя Общества Кена Крачлоу- его жена Татьяна Резвая-Крачлоу. В их доме в Лондоне (Кемден) всегда можно было встретить гребцов-членов Общества. На первом этаже могли найти убежище, те кто собирался, или кто только-что вернулся. Там находилось какое-то снаряжение, запасные детали и др. 

В 2000 году американский директор ORS Том Линч передал обслуживание веб-сайта Теодору Резвой (Украина, Одесса), который спроектировал текущий интерфейс веб-сайта и создал логотип ORS, разместив там античное изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. «Nosce Te Ipsum » - Познай себя. «Познай себя, испытай себя, брось вызов себе и добейся успеха - величайшая победа для человека, вот о чем все». Он выражает внутренний девиз этого экстремального приключения:
Теодор (Федор)-сын Татьяны Резвой-Крачлоу, начав работать дизайнером Интернет-сайта Клуба океанских гребцов, многое узнал об океанских переходах на веслах. В 2000 году один их российских гребцов Вячеслав Кравченко, не смог осуществить переход на лодке «Ростов-Дон». Это дало шанс Теодору заменить его. Он стал готовиться к переходу. 
В 2001 году первый представитель Украины - одессит Теодор (Федор) Резвой совершил одиночный переход на вёслах на лодке «Одесса» через Атлантический океан, от Канарских островов до Барбадоса - пересёк Атлантический океан один на весельной лодке.
Переход продолжался 68 суток - с 12 октября по 18 декабря. Общая протяженность маршрута составила 2934 мили.
Федор (Теодор) первым из жителей СНГ, на веслах преодолел Атлантический океан, он стал первым в Украине и тринадцатым в мире, кто успешно осуществил подобного рода плавание. После этого плавания, Федора избрали почетным членом Ассоциации морских капитанов Одессы. Теодор – член Королевского Географического Общества Великобритании.
 
 22 марта на острове Барбадос финишировала лодка «Марион--Львов», управляемая Павлом Резвым. Впервые в мировой истории океанской гребли 65-летний гребец-одиночка пересёк Атлантику. Для этого спортсмену понадобились 61 сутки.
Павел Резвой, —отец Федора(Теодора). Вслед за сыном он тоже пересек Атлантику, а затем исполнил несбывшуюся мечту Федора, покорив и Индийский океан. В первом случае ему было 65 лет, во втором — 67.
Из бывшего СССР пересекли Атлантику на веслах всего трое человек: Теодор Резвой, Павел Резвой и Федор Конюхов.

 Основатель и Президент Общества океанских гребцов (The Ocean Rowing Society) Кеннет Крачлоу ушёл из жизни в январе 2016 года.
Kenneth Frank CRUTCHLOW  London, March 18th 1944 - London, January 17th 2016 RIP

P.S.  См.  http://proza.ru/2022/01/10/262